Основные направления социокультурной самоидентификации студенчества в регионе




Для определения основных направлений социокультурной самоидентификации студенчества в Ставропольском крае была выбрана одна из мобильных в обществе социальных групп – студенты. Такой выбор продиктован, прежде всего, тем, что студенчество – наиболее активная и чувствительная к социальным инновациям часть молодежи. Наличие данных характерных черт студенчества обусловлено такими особенностями молодого возраста, как неустойчивость ценностных установок, отсутствие окончательной сформированности характера, лабильность, более высокая (по сравнению со старшими возрастными группами) реактивность в отношении перемен, происходящих в социокультурной среде. В то же время именно студенчество обладает тем набором социальных показателей (образованность, социальная активность, проживание в больших городах, сравнительно высокая материальная обеспеченность, молодой возраст и др.), которые обеспечивают более высокую адаптивность и инновативность данной социальной группы в трансформирующихся условиях.

Объектом исследования были студенты вторых и третьих курсов очной формы обучения, обучающиеся в ряде вузов г. Ставрополя на бюджетной или коммерческой основе. Опрошенные студенты учились на различных отделениях гуманитарного и технического направлений.

Прежде чем приступить к анализу основных направлений социокультурной самоидентификации студенческой молодежи в Ставропольском крае, следует отметить, мы сочли целесообразным сначала проанализировать шесть определенных нами направлений социокультурной самоидентификации, а затем, более детально и подробно на основе сводных данных из предложенных анкет составить представление о социокультурной самоидентификации студента, используя методику самоописаний М. Куна и Т. Макпартленда: Я сам (персональная идентификация) и Я в группе (социальная идентификация).

Согласно полученным результатам нами были выделены следующие направления социокультурной самоидентификации студенчества.

1.Социальная самоидентификация – позволяет судить о самом себе как носителе определенных социальных ролей:

– Я студент;

– Я человек;

– Я личность;

– Я гражданин России.

Социальная самоидентификация предполагает соотнесение себя с определенными социальными группами, или по оказывающем этими группами влиянием на личность. Нами была поставлена задача, определить, с какой из предложенных позиций согласен респондент. В процессе интервью мы предлагали пополнить список представленных социальных идентификаций.

Результаты социальной самоидентификации студентов Ставропольского края отражены на рисунке 1.

Из диаграммы видно, что 43 % (большинство) опрошенных отнесли себя к студентам. Данный результат весьма предсказуем, поскольку нашими респондентами являлась студенческая молодежь. По мнению ряда исследователей, самоидентификация со студенчеством носит временный характер и не выражается самоидентификацией с обществом.

 

 

С позиции общественных ин­тересов это можно квалифицировать как идентификационный кризис, в лич­ностном аспекте – адаптацией в состоянии аномии, расхождения официаль­ных идеалов и реальных практик. Короче говоря, молодые люди отождеств­ляют себя со студенчеством как функциональной группой, не обязывающей к проявлению социальной активности. Можно отметить, что и в вузе не деба­тируется вопрос о реализации активности студентов: здесь присутствует син­дром «аполитичности» и привычка руководствоваться административным контролем, который лучше воспринимается индифферентной частью студен­чества, конформистами и ритуалистами[109].

Достаточно большой процент респондентов 23 и 22 % соответственно идентифицируют себя с позицией «человек» и «личность». Равные проценты ответов показывают, что в основном студенты понимают данные позиции как синонимичные. Многие в интервью объясняли, что человек, индивид и личность для них практически идентичные понятия, поэтому получился такой результат, дающий в сумме 45 %. Тем не менее, многие респонденты отметили, что человек не состоялся как личность, если к 35-40-летнему возрасту не имеет символических знаков материального благополучия (квартира, личная машина, поездка за гра­ницу). Интересно, что студенты живут показателями советской эпохи, пред­ставлениями советского среднего протокласса, хотя изменились способы дос­тижения жизненных целей и социальные референтные группы. Самоидентифи­кация себя с адаптированными содержит установку на разделение окружающих по признакам «адаптированное меньшинство» и «неадаптированное большин­ство». Респонденты отмечают, что влиятельное меньшинство находится вне системы образования, в вузовской системе можно обладать минимальным или средним уровнями достатка.

Позицию «гражданин РФ» предпочли 12,5 % опрошенных. Данный результат объясняется тем, что студенчество на данном этапе своей жизни – учебе в вузе – выполняет своего рода гражданский долг. Тем более что студенчество – это будущая прослойка общества – интеллигенция, на которую общество возлагает определенные надежды. В исследованиях О.В. Бондаренко отмечается, что богатое сословие россиян составляют «граждане», для которых доминирующими яв­ляются либеральные ценности индивидуализма и эгоизма. Они считают, что людей объединяет польза, которую они могут получить друг от друга и пола­гают, что успех в жизни зависит от самого человека[110].

2. Моральная самоидентификация – складывается на основе моральных качеств респондента:

– Я отношу себя к тем, кто всегда поступает честно;

– Я тот, кто никогда не нарушает данного слова и принятых обязательств;

– Я отношусь к тем, кто не может оскорбить и унизить человека;

– Я нестяжатель;

– Я всегда поступаю с окружающими по совести.

При анализе моральной самоидентификации были получены следующие результаты. (Рис. 2).

Для анализа данного направления самоидетификации среди студенческой молодежи были использованы следующим моральные качества: совесть, честность, верность данному слову и другим. Из результатов проведенного опроса видно, что в качестве основополагающего морального принципа среди студенчества превалирует совесть (41,5 %), честность занимает вторую позицию и составляет 29 %. В совокупности данные качества составляют 70,5 %. Честность необходима человеку для нормального эмоционального самосуществования, в то время как справедливость представляет собой качество, основывающееся исключительно на ценностях, отношении к окружающим, основывающееся на сопереживании, сочувствии и т.п. В этой связи можно сделать вывод о том, что у современных студентов, не смотря на трансформацию традиционных ценностей, все же нравственная самоидентификации строится на этих двух основополагающих моральных качествах. Приоритет данных качеств обусловлен, прежде всего тем, что воспитание родителей, выросших и воспитанных в советское время, и данные ими ценностные установки, оказывают решающее воздействие на формирование идентификационных предпочтений их детей.

Такие нравственные позиции, как «верность данному слову», «нестяжательство» и «нежелание оскорбить и притеснить других» набрали примерно равное количество голосов: 11, 9 и 8 % соответственно. Это объясняется тем, что в условиях современной действительности данные качества все же отошли на второй план. Действительно, не всегда в межличностном общении удается быть достаточно нравственным.

3. Межличностная самоидентификация – предполагает взаимоотношения, прежде всего, с теми, с кем учится респондент:

– Я друг и умею дружить;

– Я сам по себе;

– Я товарищ со всеми;

– Я только сокурсник.

Продолжая тему межличностного взаимодействия необходимо остановиться на анализе следующего направления социокультурной самоидентификации – ролевых отношениях с другими людьми. (Рис. 3)

Данное направление социокультурной самоидентификации позволяет установить, в какой роли видят себя студенты в отношениях с окружающими. Весьма интересным оказался результат 30,5 % за позицию «Я сам по себе». С одной стороны, этот выбор свидетельствует о стремлении большей части студенчества к независимости от каких-либо обязанностей; с другой – содержит в себе признаки толерантности и готовности к перемене ролей в зависимости от складывающейся ситуации. Кроме того, данный выбор обусловлен развитием рыночной экономики и популяризации западного, индивидуалистского типа мышления. Как показал опрос, студенческая молодежь позитивно относится к индивидуализации, когда личностные потребности удовлетворяются за счет собственных усилий и при помощи близкого круга общения. Общение взаимодействие

Близкий процент набрал такой идентификационный параметр, как «Я только сокурсник» – 28,5 %. Эта самоидентификация весьма значима и отражает то, что сокурсники выступают в качестве «соединяющего звена» между индивидуальными приоритетами и приоритетами социальной группы, в которую они включены. Характерными особенностями общения между «сокурсниками» являются эквивалентные отношения, выражающиеся в обмене неформальными услугами: написание контрольных работ, сдача экзаменов и зачетов, подготовка к практическим и семинарским занятиям.

Вместе с тем, следует отметить достаточно высокий процент студентов, выбравших позицию «Я товарищ со всеми» –23 %, в то время как позицию «Я друг и умею дружить» выбрали только 18 % респондентов. По нашему мнению, в таком идентификационном предпочтении отразилось то, что сама по себе студенческая среда способствует формированию дружеских отношений между ее членам.

Численное предпочтение «товарищества» нежели «дружбы» можно объяснить тем, что позиция «товарищ» менее трудоемка, чем «друг». Быть товарищем, значит рассчитывать на содействие, но без эмоционально окрашенных обязательств, что устраивает чаще всего обе стороны.

4. Профессиональная самоидентификация – следующее направление социокультурной самоидентификации личности, включающее представления индивида о себе как о специалисте, профессионале в той или иной области:

– Я универсал;

– Я стратег;

– Я инженер;

– Я продавец;

– Я организатор;

– Я новатор.

Выбирая идентификационные показатели для данного направления самоидентификации, мы постарались включить наиболее общие позиции, поскольку более детальный анализ профессиональных предпочтений студенчества Ставропольского края нами запланирован в следующем параграфе, посвященном анализу социокультурного портрета студента. (Рис. 4)

 

 

Согласно полученным результатам идентификационные позиции «Я универсал» и «Я организатор» набрали наибольшее количество голосов – 31 и 25 % соответственно. Осознание самого себя как организатора возникает в результате взаимодействия в студенческой группе, особенно при подготовке различных мероприятий. Именно в результате такого неформального общения происходит распределение видов деятельности, и студенты неосознанно раскрывают в себе те или иные способности, в частности выделяется определенная группа, так называемых, организаторов. Организаторская работа является очень ответственной и наиболее интеллектуальная и включает в себя креативный и эмоциональный компоненты, что дает возможность самореализоваться и самоутвердиться. Кроме того, по нашему мнению, функция организатора очень значима для общества в целом, поскольку предоставляет возможность для удовлетворения различного рода амбиций.

Идентификационная позиция «универсал» очень близка «организатору». Поскольку также связана с амбициями. С одной стороны, универсал – это профессиональная и социально-профессиональная необходимость, перед которой оказывается каждый, а с другой – это амбиции.

Свои способности как «стратег» и «новатор» позиционируют 17 и 15 % респондентов соответственно. В результате социологического опроса студенческой молодежи нами было установлено, что данное идентификационное предпочтение включает в себя, по мнению, респондентов, разработку каких-либо планов, целей и их осуществление. Стратег – это определенный стиль социального поведения, который может реализовывать индивид, который осмысливает свои поступки, способен предвидеть события и управлять ими. Многие социологи идентифицируют данную позицию с «пророком», «провидцем», «учителем», «гуру» и т.д. Тем не менее, достаточно значимый процент современной молодежи не боится на себя брать такую ответственность и ассоциировать себя как будущих стратегов. Позиция «новатор» в представлениях наших респондентов представляет собой человека, который усматривает смыслом жизни изменение, развитие, совершенство. В реальности такими способностями может обладать незаурядная личность с особым, отличным от окружающих, складом характера. Таким образом, на основе полученных результатов мы сделали вывод о том, что современная студенческая молодежь достаточно амбициозна и это дает надежду на формирование в российском социуме достаточно обширной прослойки творческой интеллигенции.

Самоидентификация студентов с такими позициями, как «продавец» и «инженер» не очень велика и составляет 8 и 4 % соответственно. Данные идентификационные параметры оказались самыми невостребованными и обусловлены следующими факторами. С продавцом себя идентифицирует небольшое количество студентов по той причине, что данная социальная позиция рассматривается ими как роль, как обязанность, по средством которой осуществляется важнейшая социально-экономическая функция синтеза производителя и потребителя. Продавец воспринимается студентами не в старом уничижительном и оскорбительном смысле как «торгаш», а в широком смысле – как социальная роль представителя профессии продавца. Идентификация по позиции «инженер» дает основания утверждать, что выбравшие данный вид деятельности студенты стремятся к интеллектуальной деятельности, то есть работе головой, нежели руками. Однако в условиях современной России профессия инженера является далеко не самой высоко оплачиваемой, а следовательно, и не такой популярной.

5. Поведенческая самоидентификация – основывается на преимущественном типе активности, на свойствах, отражающих объем суждений о себе как деятеле, тех качествах, которые формируют тип поведения в целом:

– Я опытный человек;

– Я предприимчивый человек;

– Я организованный человек;

– Я находчивый человек;

– Я деятельный человек.

Результаты идентификационных предпочтений по данному направлению социокультурной самоидентификации представлены в следующей диаграмме. (Рис.5)

Как видно из диаграммы большинство студентов относят себя к деятельным и организованным людям. Во время опроса многие респонденты неоднократно подчеркивали, что именно эти качества помогают им хорошо учиться, многим совмещать учебу и работу и высказали надежду на то, что данные качества помогут получить хорошую карьеру и обеспечат продвижение по службе. К «деятельным» себя отнесли 27 % респондентов, а к «организованным» – 25 %. В беседе с респондентами удалось выяснить, что для многих данная идентификационная установка привита родителями как цель и жизненная стратегия. Данные виды поведенческой активности дополняют друг друга и в совокупности образуют наиболее продуктивный тип в последующей профессиональной деятельности, составляя 52 % от общего числа других указанных предпочтений. Многие студенты указывали на то, что организованность как ценность, как стиль жизни их родителей и их самих реализуется ими в повседневной жизни, учебе, семье и даже дружбе. Самоидентификация по данной позиции связывается с жизненным успехом и возможностями преодоления трудностей.

Следующие два идентификационных параметра – «находчивость» (19%) и «предприимчивость» (16 %). Небольшая разница в данных показателях объясняется прежде всего тем, что большинство респондентов связывают находчивость исключительно с решением нестандартных ситуаций, или, наоборот, типичных – нестандартными методами. Большинство молодых людей называя себя находчивыми, позиционировали себя и как предприимчивых. Если рассматривать данные качества как типы поведения, то стоит отметить, что находчивость как тип поведения и качество личности более созерцаемо и самим респондентом, и окружающими; находчивость любой индивид стремиться продемонстрировать, а вот предприимчивость все чаще выступает как скрываемое качество, о котором, порой, знает только сам его обладатель.

Опытность как идентификационная позиция среди студенческой молодежи была выбрана только 13 % опрошенных и понималась ими как определенный тип поведения, в основе которого лежат накопленные знания и представления об окружающей социальной среде. Несмотря на достаточно молодой возраст респондентов, мы предполагали, что будет меньшее количество самоидентификаций по данному параметру, тем не менее, 13 % молодых людей относят себя к опытным людям и считают, что обладают достаточным багажом знаний, чтобы относить себя к данной когорте.

6. Коммуникативная самоидентификация – включает коммуникативные ориентации студента:

– Я человек открытый;

– Я человек общительный;

– Я способствую формированию благоприятного климата в группе;

– Я человек с чувством юмора;

– Я приветливый;

– Я со всеми нахожу нужный стиль общения.

Самоидентификация студенческой молодежи по шестому направлению социокультурной самоидентификации – коммуникативной – представлена в следующей диаграмме. (Рис.6)

 

Как показали данные исследования, наибольшее количество голосов получили идентификационные позиции «Я общительный» (26 %) и «Я приветливый» (25 %). Отвечая на вопросы анкеты, респонденты обращали внимание на то, что приветливость как одно из коммуникативных качеств способствует полноценному общению между людьми, и что очень важно помогает избежать возможной агрессии и возможных конфликтных ситуаций.

Из полученных ответов мы могли сделать вывод о том, что опрашиваемые разделяют позиции «приветливый» и «общительный», но в то же время считают, что между ними есть взаимосвязь. Студенты считают, что общительный человек – это прежде всего разговорчивый человек, готовый по любому поводу вступить в диалог, который хорошо владеет словом и может использовать его в общении с людьми. Различие в данных коммуникативных качествах состоит в том, что общительность выступает в качестве технологии, а приветливость – как действительная ориентация индивида.

Большинство студентов отметили, что во сто крат лучше позиционировать себя как общительного человека, чем замкнутым, молчаливым.

Большое значение в социальной группе имеют люди, способные находить подход ко всем без исключения членам группы (16 %) и способствующие благоприятному климату в группе (14 %). Реализация данных видов социального поведения, как правило, строится на личностных качествах. Опрашиваемыми студентами была отмечена значимость обоих этих показателей и их положительном влиянии на микроклимат в социальной группе.

Самоидентификация по позициям «Я человек с чувством юмора» и «Я человек открытый» набрали 11 и 8 % соответственно и не получили должного признания. Тем не менее, многие обратили внимание на то, что данные идентификационные позиции очень важны как второстепенные личностные характеристики.

Рассмотрев основные направления социокультурной самоидентификации студенчества Ставропольского края, необходимо проанализировать, на сколько сформирована социокультурная идентичность у данной социальной группы.

При изучении социокультурной идентичности необходимо иметь в виду, что данный феномен имеет глубоко личностную основу и практически не поддается фиксации с помощью традиционных количественных методов исследования. Наибольшей целесообразностью и оптимальностью обладают качественные методы сбора данных[111]. Как свидетельствуют социологические исследования, проведенные по данной проблематике в разные годы и разными учеными, различные индивидуальные формы социальной идентичности эмпирически относительно объективно могут быть зафиксированы на основе доминирующих дискурсивных схем информантов, выявляемых посредством коммуникативных методик[112].

Представляется целесообразным использование а нашей работе адаптированного варианта методики самоописаний М. Куна и Т. Макпартленда. Процесс формирования социокультурной идентичности комплексно изучался по двум каналам: Я сам (персональная идентификация) и Я в группе (социальная идентификация), а также как на основе отдельных номинаций (иерархии частных Я-идентичностей и Мы-идентичностей), так и в обобщенной форме (иерархии видов и типов).

Анализ идентификационных предпочтений респондентов проводился на основе инструкции интервьюера, разработанной М. Куном и Т. Макпартлендом. Данная стандартная инструкция была несколько сокращена и адаптирована к исследуемому объекту – студенчеству.

В инструкции предлагалось заполнить на каждой из 23 пронумерованных пустых линеек ответ на вопрос «Кто Я в обществе?». В качестве ответов можно было писать или существительное (студент), или существительное с прилагательным (общительный человек). Предлагалось отвечать так, как будто человек отвечал самому себе, а не кому-то другому. Располагать ответы следовало в том порядке, в каком они всплывают в памяти без соблюдения каких-либо логических связей. Кроме этого респондент должен был ответить о своем семейном положении, о душевом доходе, о социальном положении и другие вопросы «паспортички».

Кодировка ответов осуществлялась согласно классификации, проведенной по двум классам: персональной (Я сам) и социальной (Я в группе) идентификациям. Здесь уместно отметить, что провести четко грань между двумя классами идентификации достаточно сложно. Вот, что по этому поводу сказала Е.П. Абуевская: «Исследования идентификации показывают, что «Я сам» и «Я в группе» иногда сливаются, т.е. их трудно разделить»[113]. Но несмотря на прозрачность грани между персональной и социальной идентичностью, на основании ответов респондентов были сформированы две группы классификации: первая – «Я сам» и вторая – «Я в группе».

Так, первую группу образовывают номинации персональных идентификаций «Я сам»:

1. Физические характеристики:

– внешние данные;

– демографический статус;

– здоровье;

– темперамент.

2. Психические свойства:

– способности;

– психические особенности.

3. Социопсихологические черты:

– нравственные качества;

– этические качества;

– черты характера;

– отношение к женщине;

– отношение к спиртному;

4. Мировоззренческие черты:

– интересы;

– политические взгляды;

– особенности мироощущения.

5. Локус-контроль

– уровень самооценки

6. Социостатусные характеристики и особенности стиля жизни:

– уровень материального благосостояния;

– образование;

– профессиональная характеристика;

– стиль жизни.

Вторая группа классификации – это социальная идентификация по тесту «Кто Я в группе», в которую были включены следующие номинации:

1. Семья

– семейное положение;

– родство.

2. Крупные общности:

– этническая принадлежность;

– идентификация с человечеством;

– идентификация с людьми своей страны;

– идентификация с родиной;

– идентификация по религиозной принадлежности (вере).

3. Учеба:

– отношение к учебе;

– оценка себя как студента;

– идентификация с товарищами по учебе.

4. Первичные неформальные группы:

– идентификация с людьми по месту жительства;

– идентификация со своим домом;

– идентификация со своими друзьями.

5. По политическим и идеологическим ориентациям:

– принадлежность к политическим партиям;

– идентификация с представителями официальных общественных акций;

– отношение к коммерческой деятельности.

6. По признакам поведенческих стратегий.

В ходе анализа результатов социологических исследований, была выявлена некоторая закономерность, выражающуюся в том, что в первой десятке номинаций Мы-идентификаций можно выделить пять групп, включающих две номинации, одна из которых отличается относительной абстрактностью, другая – конкретностью содержания. Такая дифференциация номинаций подчеркивает особенности студенчества, с одной стороны, как определенной возрастной группы, с другой – как специфической корпорации (см.: Табл.1; Рис. 7.).

Таблица 1.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: