ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ




Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Педагогический институт физической культуры и спорта

Кафедра медико-биологических дисциплин и адаптивной физической культуры

Тема «Современные тенденции реформирования системы высшего образования»

Выполнил:

Студент 1 курса

Магистратуры

Скачков Петр Сергеевич

Москва 2017

Введение

 

Для любого современного общества, в т.ч. и России, одной из самых актуальных проблем является проблема образования. Сейчас она становится все серьезней и острей. Сейчас наше государство уделяет огромное внимание системе образования, выделяет ежегодно на его развитие огромные деньги. Так, эксперимент ЕГЭ обошелся стране в несколько миллиардов рублей. Кроме того, результаты ЕГЭ напрямую увязываются с финансированием обучения каждого абитуриента по так называемым государственным именным финансовым обязательствам (ГИФО). Чем выше балл сертификата ЕГЭ, тем большую сумму может получить вуз на этого студента на каждый год обучения, и наоборот. Например, в 2003 году ГИФО были следующими: 1-я категория (81-100 баллов ЕГЭ) - 12,5 тыс. руб.; 2-я категория (69-80 баллов) - 7,2 тыс. руб.; 3-я категория (53-68 баллов) - 3,0 тыс. руб.; 4-я категория (44-52 балла) - 2,0 тыс. руб.; 5-я категория (35-43 балла) - 0,7 тыс. руб. Таким образом, финансирование вузов предполагается осуществлять по результатам работы школы

БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Совместная Декларация европейских министров образования принята в г. Болонья 19 июня 1999 года

Она была подписана министрами 29 европейских стран. Декларация основывается на заявлении, сделанном в Сорбонне 25 мая 1998 г. по инициативе Франции, Германии, Великобритании и Италии; в нем указывается на основную роль университетов в развитии европейской культуры, укреплении интеллектуального, культурного, социального, научно-технического потенциала, создании базы «европейских знаний», а также сохранении стабильности, мира и демократии во всей Европе. В заявлении подчеркивалась необходимость создания европейской сферы высшего образования, которая содействовала бы мобильности и занятости граждан, а также развитию континента в целом. В заявлении министры брали на себя обязательства предпринять политические шаги для достижения ряда целей, важнейшими из которых являются:

– принятие системы академических степеней, легко читаемых и понимаемых;

– принятие системы, которая основывалась бы на учебных программах двух типов – программах высших профессиональных учебных заведений (ведущих к получению степени бакалавра) и программах вузов академического ранга (ведущих к получению степени магистра);

– содействие устранению препятствий для свободного передвижения студентов, преподавателей, а также исследователей и работников сферы высшего образования;

– формирование европейской системы обеспечения качества.

Следующие цели, как имеющие первостепенную важность для создания образовательного пространства в Европе и повышения международного престижа европейского высшего образования были обозначены в Болонской Декларации:

введение системы точно определенных и сопоставимых степеней, в том числе через введение выдачи диплома с целью облегчения трудоустройства выпускников и увеличения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

введение системы двухэтапного высшего образования: базового и последипломного. Доступ ко второму этапу требует успешного завершения первого этапа обучения, продолжительностью не менее трех лет. Степень, получаемая после первого этапа обучения, признается на европейском рынке труда как достаточный уровень квалификации;

принятие системы кредитов – аналогичной системе ECTS – как средства, обеспечивающего широкую мобильность студентов. Кредиты могут действовать на любом уровне системы образования, включая непрерывное образование, при условии их признания всеми принимающими учебными заведениями;

стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения:

– для студентов – обеспечение доступа к образованию, обучению и связанных с ними услугам;

– для преподавателей, исследователей, административного персонала – признание и оценка их работы в странах Европы без ущемления их законных прав;

развитие европейского сотрудничества в области контроля качества с целью выработки сопоставимых критериев и методологий;

развитие европейских аспектов высшего образования, особенно в таких областях, как разработка учебных программ, межвузовское сотрудничество, планы мобильности, программы образования, обучения и исследований.

На тот момент документ был подписан следующими государствами: Австрия, Бельгия (фламандская община), Бельгия (французская община), Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словацкая Республика, Словения, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

Болонская Декларация – это публичное обещание 29 стран реформировать структуру своих систем высшего образования в направлении их сближения.

 

В соответствии со ст. 47 Закона об образовании, образовательное учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. К ней относятся реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения, торговля товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений и организаций, приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов по ним, а также ведение иных внереализационных операций, приносящих доход.

Образовательное учреждение может также вести приносящую доход деятельность по реализации производимой продукции, работ и оказанию услуг. Причем эта деятельность относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от нее доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в этом учреждении, включая расходы на заработную плату персонала.

Платные образовательные услуги могут предоставляться как государственными и муниципальными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Но объем таких услуг в названных видах образовательных учреждений различается. Так, ст. 45 Закона об образовании предоставляет государственным и муниципальным учреждениям право оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и образовательными стандартами. Это могут быть обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов и другие услуги. Стороной договора о платных образовательных услугах могут быть как юридические, так и физические лица, но получателем образовательной услуги всегда является физическое лицо, являющееся обучающимся. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, иначе заработанные средства изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения между учреждением и обучающимся (его законными представителями) регулируются договоров (ст. 46 Закона об образовании).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ РЕФОРМЫВЫСШЕЙ ШКОЛЫРОССИИ

В современных условиях ведущие вузы становятся катализаторами экономического роста, основанного на инновациях, центрами общественной и культурной жизни региона, связующим звеном между обществом, государством и бизнесом.

Основополагающими документами в области реформирования отечественной системы высшего образования являются Приоритетный национальный проект «Образование» от 05.09.2005 г., Концепция национальной образовательной политики РФ от 03.08.2006г., национальный проект «Поддержка ведущих российских вузов» от 29.11.2009г., Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Государственная программа «Развитие образования в 2013-2020гг».

Этапами структурной модернизации системы высшего образования в современных условиях выделяют:

• определение базового каркаса системы высшего образования – вузов, которым присвоена особая категория (федеральный университет, национальный исследовательский университет, бизнес-школа мирового уровня, ведущий классический университет);

•определение вузов, которым будет дано право осуществлять подготовку по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры;

• определение вузов, которым будет дано право реализации программ бакалавриата.

Особого внимания требуют флагманские вузы, формирующие базовый каркас российской системы высшего образования. В настоящее время в системе образования представлены четыре типа флагманских вузов:

1)10 федеральных университетов, призванных обеспечивать квалифицированными кадрами программы макрорегионального и регионального развития;

2) 27 национальных исследовательских университета, деятельность которых разворачивается в логике наращивания человеческого капитала для решения задач приоритетного отраслевого развития (атомная энергетика, технологии, авиастроение и др.);

3) 2 бизнес-школы мирового уровня, ориентированные на развитие предпринимательского и управленческого потенциала;

4) 2 ведущих классических университета, являющихся ядром гуманитарного и естественно- научного образования страны.

Федеральные университеты нацелены на решение задач территориального развития страны. Отраслевая направленность национальных исследовательских вузов задается определенными в стратегических документах доминантами социально-экономического развития страны. Бизнес-школы мирового уровня ведут подготовку управленческих кадров с учетом приоритетных направлений развития экономики. Ведущие классические университеты осуществляют свою деятельность в рамках сложившихся и перспективных направлений гуманитарного и естественно- научного образования. Независимо от типа флагманские университеты должны строиться на принципах интеграции учебной и проектно-исследовательской деятельности.

У федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, ведущих классических университетов есть право реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.

Создание крупнейших университетов национального масштаба при поддержке федеральных, региональных органов государственного управления и участии ведущих бизнес-структур является ответом на вызовы современной мировой экономики, в которой определяющую роль играют инновации, знания и человеческий капитал.

В рамках государственной поддержки ведущих российских вузов выделяются следующие основные направления:

1. поддержка программ развития МГУ и СПбГУ,

2. поддержка федеральных университетов в части модернизации научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности,

3. поддержка национальных исследовательских университетов,

4. развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий,

5. привлечение ведущих учѐных в российские вузы,

6. развитие инновационной инфраструктуры в российских вузах,

7. поддержка научных проектов, реализуемых совместно ведущими вузами и ведущими научными организациями.

Модернизация российского образования должна идти по разным направлениям, среди них наиболее значимы следующие:

1. изменение практик управления образовательными организациями;

2. структурная реформа организаций образования;

3. создание полномасштабной системы академической мобильности;

4. создание системы независимой оценки качества образования;

5. преимущественный переход на конкурсный характер распределения государственных финансовых средств в системе образования;

6. реализация целевого пакета мер по обеспечению инновационной трансформации экономики Российской Федерации.

Основными приоритетами государственной политики в сфере образования выделим:

Повышение качества образовательных услуг. В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь, речь идет о вхождении России в Болонский процесс, о повышении гибкости образовательных программ, о преодолении ранней узкой специализации, о внедрении ФГОС профессионального образования. Эти стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации.

Развитие непрерывного образования. Преобразование вузов из места для обучения молодых людей — после средней школы или армии — в заведение, предлагающее профессиональное образование для всех возрастов. Конечно, и в прошлом в университетах были программы дополнительного образования, но они играли вторичную роль по отношению к собственно высшему образованию. Университетские программы становятся гораздо более сбалансированными и по возрастной структуре, и по разнообразию. При формировании программ и отборе слушателей важно различать программы для людей без производственного опыта, а также программы для людей с опытом работы. В некоторых случаях это достаточно очевидно — скажем, бакалавриат точно не предполагает опыт, а в программах бизнес-образования или переподготовки госслужащих наличие опыта является условием для поступления на них. Но в ряде программ (например, в магистратуре) требование опыта не является очевидным, однако учет этого фактора существенно влияет на содержание программы.

Оптимизация количества вузов. По прогнозам концентрация ресурсов образования должна способствовать снижению численности вузов в перспективе 2020 г. до 350–400. В 2014г. актуальным оставался тренд на дальнейшую оптимизацию числа образовательных организаций высшего образования. По данным Росстата общее количество образовательных организаций высшего образования уменьшилось и составило 969 единиц, из них число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 31 единицу, а частных образовательных организаций - на 46 единиц.

Открытость образования. Современное качество и гибкость могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Поэтому третьим системным приоритетом является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность.

Единство образовательного пространства. Россия – федеративное государство, в котором миссия образования включает и консолидацию российской гражданской нации, и укрепление единства страны, что предполагает выравнивание образовательных возможностей граждан независимо от региона проживания, развитие ведущих университетов во всех федеральных округах Российской Федерации, проведение единой политики в области содержания образования, распространение лучших практик регионального управления образованием на все регионы.

Новая структура высшей школы в большей мере соответствует вызовам времени. Сектор федеральных университетов обеспечивает глобальную конкурентоспособность России и конкурирует с ведущими университетами мира. Сектор отраслевых вузов обеспечивает процесс новой индустриализации страны. Сектор региональных университетов обслуживает региональные потребности. В итоге создается система высшего профессионального образования, каждый сектор которой формируется под собственную миссию и проекты конкретного уровня.

Список литературы

1. Климов Ю.Г. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. М.: Издательство «Дело» РАНХ, 2010.

2. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации https://минобрнауки.рф/

3. Сайт Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru

4. Анисимова М.В., Колоколова К.А. Основные проблемы российского образования и пути их решения 8. Афанасьев М.М., Ткачева О.А. Проблемы современной системы образования в России 19. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М., 2009.

5. Иванов С.Ю., Иванов А.С. Основные тенденции и перспективы развития системы высшего образования в России



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: