РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЛАНЕРА
Метательный планер (далее авиамодель) создаётся для соревно -
ваний детей в возрасте 7-15 лет. Соревнования проходят в спортивном зале школы или другого учреждения, пригодного для запуска авиамодели на дальность полёта. Технические требования к авиамодели: размах крыла 200-250 мм, максимальная длина фюзеляжа 600 мм, вес не более 10 граммов. Материалы для изготовления; дерево, фанера, пенопласт, потолочная плитка, бумага, клей, лак. Старты проходят в три тура, каждому участнику предоставляется 3 попытки запуска авиамодели на дальность, в полёте проявляется умение детей освоить основы аэродинамики, точность и правильность изготовления планера.
Разработка авиамодели начинается с изготовления эскиза, далее делается точный чертёж в масштабе 1:1. При изготовлении эскиза учитываются все технические требования, предъявляемые к авиамодели, рассчитываем вес всех деталей.
После изготовления точного чертежа приступаем к подборке материалов для несущих поверхностей к которым относятся крыло, стабилизатор и киль. Путём опытного подбора и взвешиванья пенопласта, дерева, фанеры, потолочной плитки, а также испытания на прочность, эластичность приходим к выводу, что параметрам, наиболее подходящим для изготовления несущих поверхностей соответствует потолочная плитка.
Приступаем к подбору дерева для изготовления фюзеляжа. Исходные материалы: фанера, липа, берёза, сосна; взвешиваем их, проверяем на гибкость и прочность, опытным путём приходим к выводу, что сосна наиболее подходит по всем параметрам.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ ПЛАНЕРА
Приступаем к разметке крыла, стабилизатора и киля на листе потолочной плитки. Ножом вырезаем по контуру, с запасом 1мм, размеченную форму крыла, обрабатываем заготовку мелкой наждачной бумагой, наклеенной на деревянный брусок до линии разметки. Придаём крылу правильную аэродинамическую форму путём профилирования передней и задней кромки. Гнём законцовки крыла в соответствии с размерами на чертеже и промазываем места изгиба тонким слоем клея ПВА (фото 1)
|
(фото 1)
Вырезаем ножом размеченные формы стабилизатора и киля, обрабатываем наждачной бумагой по периметру до линии разметки, придаём путём профилирования правильные аэродинамические формы данным несущим поверхностям (фото 2).
(фото 2)
Взвешиваем обработанные крыло, стабилизатор и киль (фото 3).
(фото 3)
Приступаем к изготовлению фюзеляжа авиамодели. Берём заготовку из сосны длиной 605 мм, обрабатываем рубанком до необходимой ширины и высоты, согласно чертежа и производим предварительное взвешивание. Убедившись, что заготовка фюзеляжа не сильно превышает допустимый вес, дорабатываем её наждачной бумагой до точных размеров и расчётного веса (фото 4).
(фото 4)
Приступаем к сборке и склеиванию авиамодели.
На ровной поверхности (стол или верстак) фиксируем фюзеляж, монтажными булавками крепим стабилизатор и киль к фюзеляжу, согласно чертежу и убедившись в правильности мест крепления приклеиваем клеем ПВА несущие поверхности.
После высыхания клея размечаем на фюзеляже двумя точками места крепления передней и задней кромки крыла. Монтажными булавками крепим крыло к фюзеляжу, убедившись в правильном расположении всех несущих поверхностей (крыло, стабилизатор и киль), приклеиваем крыло.
|
После полного высыхания клея визуально проверяем симметричность склеенных частей авиамодели, крыло и стабилизатор должны быть параллельны по передней кромке, киль должен быть перпендикулярен передней кромке стабилизатора. Производим контрольное взвешивание готовой авиамодели, убеждаемся, что вес не превышает допустимые параметры (фото 5).
(фото 5)
Приступаем к завершающему этапу, балансировке и подгонке к необходимым параметрам. Догружаем пластилином носовую часть фюзеляжа до расчётных значений, перемещая центр тяжести авиамодели в точку, размеченную на чертеже.
Приступаем к первым контрольным запускам авиамодели, делаем при необходимости дополнительную балансировку путём добавления или уменьшения груза носовой части фюзеляжа.
Добившись полёта по ровной траектории, делаем пробные запуски на максимальную дальность полёта (фото 6,).
(фото 6)
РЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК МОДЕЛИ
Регулировать модель лучше в безветренную погоду, а пускать модель надо стоя. При запуске модель следует держать правой рукой за рейку — под крылом и немного позади центра тяжести. Пускают модель, наклонив ее немного вниз и толкая ее плавно и не сильно. Сильный толчок заставит модель взмыть вверх и может привести к ее поломке. При слабом толчке модель перейдет в крутое пикирование. Нормальным можно считать такой полет, когда модель пои запуске с руки пролетает 15—20 м, а полет ее происходит плавно.