Билет № 10. Этногенез японцев




Вопрос этногенеза японцев не является решенным и в настоящее время все еще вызывает споры, рождая самые противоречивые гипотезы и теории, ни одна из которых не в силах объяснить всей совокупности накопленных наукой фактов.

Раньше считалось, что первые следы человека на Японских островах относятся не далее, чем к границе мезолита (10-5 тыс. до н.э.) и неолита(V по III тыс. до н.э.), однако благодаря археологическим находкам сейчас эту грань отодвигают до раннего палеолита, оценивая находки возрастом в 59-56 тыс. лет, как утверждает В.Н.Горегляд.

В те времена Япония не была разделена на отдельные острова проливами и соединялась сухопутными мостами с Восточное Азией через Сахалин и Корейский полуостров, а с Юго-Восточной Азией – сушей, на месте которой в наше время находится Восточно-Китайское море.

карта

Это давало возможность миграциям носителей древнейших культур на значительных пространствах – от Алтая, Монголии и Приамурья через Сахалин и Северную Японию на Курильские острова, Камчатку и Аляску, других – от Маньчжурии и Северного Китая через Корею на Южную и Центральную Японию, третьих – на те же районы от Южного Китая (хаобиньская культура) и Юго-Восточной Азии (Филиппины, Индонезия – патжитанские орудия с о-ва Ява).

Но это не сводилось к простому переносу культуры. Продвижение совершалось очень медленно и включало в себя трансформацию культурных комплексов.

Около 10 тыс. лет назад на Японские острова с юга начали переселяться две группы племен – сначала протоайнская, затем аустронезийская (протомалайская). Протоайнская постепенно распространилась на весь архипелаг, вторая осела в южной части (о-ва Кюсю и Сикоку, потомки – кумасо и хаято). Все они принимали участие в формировании антропологического типа японцев.

Трудно определить время проникновения на Японские острова их первонасельников – протоайнов, сформировавшихся, по мнению Маркова, в южной части Юго-Восточной Азии.

Изначально, пишет М.В. Воробьёв, основоположником айнской теории был Коганэй, который на основании измерения неолитических костяков и костяков современных айнов сделал вывод об их значительном сходстве. Развивая свою мысль, он пришёл к заключению, что именно предки айнов в каменном веке населяли всю Японию. Подтверждение этому положению он находил в айнских преданиях, сообщавших о былом могуществе айнов, живших в землянках по всей Японии и пользовавшихся глиняной посудой (Koganei, 1903). Айнская теория происхождения японцев была подкреплена научными фактами и поэтому нашла многих сторонников. Её достижения обобщил в своей работе Мунро, который говорил о существовании тесного родства между людьми каменного века Японии и современными айнами (Munro, 1911, р. 671-673; Анучин, 1904). Некоторые учёные пытались увязать выводы, к которым пришли сторонники айнской теории, с данными древних японских письменных источников, топонимики, с айнскими легендами и фольклором.

Эдо Найланд полагает, что на Японских островах айны появились около 8-7 тысяч лет назад, что подтверждает гипотезу японского этногенеза, которую выдвинул Ока Масао, так как по Ока эпоха Дзёмон началась именно около 8 — 7 тысяч лет назад. Очень возможно также и то, что айны, по крайней мере часть из них, прибыла на Японские острова не из Азии, а с островов Тихого Океана. Найланд утверждает, что айны не только совершали плавания на Аляску за оленьими шкурами, но и совершали еще более дальние путешествия. [По расовому типу айны - светлые австралоиды, с самым значительным волосяным покровом].

По мнению Кондратова А.М., истоки древнейшего пласта австралийско-камчатского культурного круга следует искать на затонувших землях. Общие элементы этих родственных культур возникли еще у протоавстралоидов,населявших в плейстоцене (более 100 тысяч лет назад) материк Сунда. Этот материковый массив, ныне скрытый под водами океана, объединял большую часть Зондских островов, Калимантан, Филиппины, а возможно, Японские острова и Сахалин с Юго-Восточной Азией. КАРТА Материк Сунда был той зоной, где происходило формирование протоавстралоидов и их культуры. Отсюда, возможно, вышли и айны, которые, оказавшись после затопления Сунды, Ниппониды [Япония и Сахалин, соединенные с материком] и Охотии [Камчатка и Курилы, соединенные с материком] в изоляции на островах Японского архипелага, Сахалине и Курилах, сохранили исчезнувший на Азиатском континенте древний антропологический тип.

Однако айнская теория зашла в тупик. С одной стороны, признание айнов единственными неолитическими насельниками островов и предками японцев явилось лишь частичным разрешением вопроса, так как прошлое самих айнов — их происхождение, место среди других народов земного шара, их прародина — оставалось совершенно непонятным, несмотря на теорию Кондратова. А с другой стороны, более тщательное антропологическое изучение неолитических костяков и костяков современных айнов и японцев разрушило установившееся было положение о прямой преемственности между современными айнами и населением Японии в каменном веке, хотя и было признано существование некоторых черт, общих для айнов и неолитического человека Японии. Стало очевидно, что вопрос о происхождении японцев нельзя сводить к установлению отдельных черт сходства с другими народами и что население каменного века Японии по расовым признакам отличалось от всех ныне существующих народов, а японская народность сложилась в результате взаимодействия нескольких расовых групп. Айнская теория происхождения японцев перестала существовать и переросла в айнскую проблему — проблему происхождения айнов, до сих пор не разрешённую (Штернберг, 1929).

В советском японоведении считалось, что древнейшую основу населения Японии составляли айны. Их хозяйство базировалось на охоте, рыболовстве, лесном и прибрежном собирательстве. На Хоккайдо к айнам примешивались мигрировавшие туда выходцы с восточного побережья Азиатского материка. На островах Кюсю и Сикоку и на юге Хонсю айнское население смешивалось и ассимилировалось с аустронезийскими племенами.

Когда выяснилась несостоятельность айнской теории, возникло несколько новых гипотез о происхождении японцев. Тории высказал мысль о существовании в древней Японии двух культурных ареалов: неолитического айнского на севере и энеолитического на юге. Расовый состав энеолитического ареала сложен: это переселенцы из Кореи с китайской культурой, народы Индокитая и Индонезии (Torii, 1917; 1925).

Наряду с теорией айнского происхождения японцев существовали другие теории, связывавшие происхождение японцев с малайско-монгольской расой (Ранке), с особой азиатской расой (Шренк), с индоевропейцами (Анучин), с маньчжурами (Шмидт, Радлов, Широкогоров), с фишами (Миддендорф, Белц), с евреями (Мак-Лед), с монголами (Чэмберлен), с североамериканскими индейцами (Бранд), с гуннами (Тагути), с малайцами (Дениц, Хориока) и др. (Nishioka and Schenck, 1937; Рощинин 1929; Богаевский, 1932).

В средних веках одни учёные во главе с крупнейшим учёным средневековой Японии Мотоори Норинага (XVIII в.) отстаивали теорию «небесного» происхождения японцев, которая до недавнего прошлого являлась ортодоксальной; другие, как Фудзии Тэйкан (XVIII в.) или Хаяси Рюка (XVII в.), указывали: один — на общее происхождение японцев и корейцев, другой — на Южный Китай, как на возможную прародину японцев. Это были, пожалуй, наиболее крупные достижения японской феодальной науки в деле разработки вопроса о происхождении японцев. Их взгляды покоились на более научной основе, чем «теории» вульгарных миграционистов XIX-XX вв., выводивших японцев из Вавилона (Кемпфер), из Иудеи (Оябэ), из Греции (Кимура) (Nishioka and Schenck, 1937).

Так или иначе, новые племена принесли с собой неолитическую культуру дзёмон (веревочный узор). Население эпохи дзёмон (7500-300 лет до н.э.) занималось собирательством, прибрежным рыболовством и охотой. К концу эпохи появляется земледелие.

Несомненно, что неолитические культуры под названием дзёмон возникли в Японии в результате взаимодействия протоаинского и автронезийского этнических компонентов.

Особенности культуры дзёмон:

1) Связь с культурами древних насельников Юго-Восточной Азии, Приамурья, Камчатки, Аляски.

2) Постоянное обновление культурных элементов за счет новых заимствований.

3) Преемственность собственных традиций.

В конце V – начале IV тысячелетия до н.э. на территории Восточной Азии существовало несколько центров формирования неолитических культур. В восточном приморском районе Китая возникла культура Цинляньган или «восточные и». Её создатели возделывали рис, жили в свайных домах и имели обряд инициализации, при котором выламывались передние зубы, археологические подтверждения чего были найдены и в Японии.

На рубеже IV-III вв. до н. э. на север о-ва Кюсю и юго-запад Хонсю с Корейского полуострова несколькими волнами переселяются протояпонские племена. Они привозят домашних животных, культуру поливного риса и навыки изготовления медных и бронзовых орудий. Культура ранней бронзы, распространившаяся с III в. до н. э. получила название яёи. Жили отдельными селениями, обилие церемониальных бронзовых мечей.

К I в. до н.э. относятся первые сведения о японцах (вожань) в китайских династических хрониках. В это время из многочисленных мелких владений стали формироваться родовые и племенные союзы, вожди которых выполняли также сакральные функции. Род был основной функциональной группой, скрепленной родственными узами, общей территорией, культом бога-основателя и подчиненной одному вождю. Организация носила следы матриархата.

Во второй половине III в. наступает ранний железный век, курганный период (потому что при захоронении вождей стали насыпать круглые курганы).

В III в. существовало три племенных объединения (древнейшие государственные образования):

- Куна на Центральном Кюсю

- Ёматай на Северном Кюсю

- Ямато в центральной части Хонсю.

Каждое из них поддерживало связь с континентом и управлялось вождем.

В культуре народов, населявших все эти территории, обнаруживаются общие черты, обусловленные прямым или косвенным влиянием кочевников – пишет Пименов В.В.

На Японских островах происходило интенсивное разложение первообщинного и формирование классового общества, что привело к образованию раннеклассового государства под руководством клана Ямато. Зарождались феодальные отношения. Символы царя – меч, яшма и бронзовое зеркало, полученные от божественных предков.

Иерархия племен внутри объединения, усиливается расслоение общинников по имущественному и правовому признаку.

Появление и распространение земледелия и ремесел повлекло расселение иммигрантов на Японских островах – китайцев и корейцев, носителей более развитой культуры.

К VI—VII вв. островное население восприняло из Кореи, а также и из Китая элементы их культуры. В VIII в. завершилась ассимиляция на юге Кюсю остатков аустронезийского населения. Одновременно начался процесс заселения лесистого севера острова Хонсю. Местное айнское население этого острова частично смешалось с пришельцами, частично было оттеснено на север.

К VII-XII вв. на территории Восточной Азии сложились все основные народы, которые могут рассматриваться в качестве предков современного населения этого района.

В настоящее время Япония — одна из самых однородные по этническому составу стран мира, основу нации (более 99% населения) составляют японцы. Айны теперь сохранились лишь на Хоккайдо, их численность не превышает 30 тыс. В Японии проживает около 600 тыс. корейцев, которые в основном переселились туда в годы второй мировой войны, и до 40 тыс. китайцев. Европейцев и американцев среди постоянных жителей страны ничтожно мало.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: