Другим примером использования визуальных символов для запоминания учебного материала являются методические приемы педагога-новатора В.Ф. Шаталова. Его опорные сигналы ("Листы опорных сигналов"), в которых изобразительная наглядность представлена образцами изучаемых объектов и явлений, способствуют прочному запоминанию учебного материала, повышению познавательной активности учащихся.
Метод пиктограмм находит свое применение и в практической психологии. Так, И.В. Липсиц предлагает связанный с этим методом тест "Вы и ваше окружение" [166, с. 119—122]. С помощью теста, на рисунке которого изображено 15 "человечков" (каждый в своей особой графической позе), можно определить, как складываются ваши отношения с окружающими людьми, находите ли вы взаимопонимание при встрече с ними, кого вы избегаете, кто вам симпатичен. Определяя свое отношение к изображенным на пиктограмме "человечкам", испытуемый оценивает их по пяти позициям: 1) очень симпатичен; 2).симпатичен; 3) безразличен; 4) не очень симпатичен; 5) очень несимпатичен. Сравнивая свои оценки по специальной таблице с соответствующими баллами по каждому из представленных в пиктограмме фигур, испытуемый вычисляет итоговую сумму баллов. По этим баллам дается оценка его взаимоотношений с окружающими людьми. Тест "Вы и ваше окружение" приведен в приложении 6.
Условно к проективным методикам можно также отнести приемы и способы психографологического исследования почерка. В почерке индивидуальные различия проявляются особенно ярко. Н.Н. Обозов отмечает, что подписи или автографы могут многое сказать о переживаниях человека, о его открытости или скрытности, о скромности или уверенности, об эмоциональности или сдержанности. Конечно, почерк имеет и свои устойчивые особенности, которые не меняются в зависимости от состояний человека, но некоторые другие элементы связаны с настроением, возбуждением индивида [249, с. 3].
|
По почерку можно определить некоторые характерологические черты человека, тип его личности и темперамента. Имеется определенная связь почерка с психологическими отклонениями индивида. Это обстоятельство широко используется в криминалистике при проведении графологической экспертизы письма, факсимиле, росписей в ведомостях подэкспертных в целях идентификации их по почерку.
В приложении 7 приведены примеры из практики психографологического исследования писем испытуемых, проводившегося слушателями Таллинского отделения Школы практической психологии.
К проективным относится также методика "Незаконченные предложения", которая дает возможность выявить определенные потребности, мотивы и чувства испытуемого (страхи, опасения, осознание собственной вины и т.п.), отношение к прошлому и будущему, характер взаимоотношений с родителями, друзьями, с вышестоящим по статусу и подчиненным и др. Существует много вариантов проективной методики "Незаконченные предложения", основанных на принципе вербального завершения. Сами предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать ответы, относящиеся к изучаемым свойствам и лингвистическим особенностям испытуемого. Ниже представлен проективный тест "Незаконченные предложения", разработанный Д. Саксом еще в 1950 г. Тест состоит из 60 предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений испытуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям и т.п. Составить себе более конкретное представление об этом тесте помогут читателям бланк теста и ключ к группам предложений (см. табл. 3).
|
БЛАНК ТЕСТА
1. Думаю, что мой отец редко
2. Если все против меня, то_______
3. Я всегда хотел
4. Если бы я занимал руководящий пост
5. Будущее кажется мне______________
6. Мое начальство
7. Знаю, что глупо, но боюсь _
8. Думаю, что настоящий друг
9. Когда я был ребенком
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является_____
11. Когда вижу женщину вместе с мужчиной____________
12. По сравнению с большинством других семей моя семья
13. Лучше всего мне работается с______________________
14. Моя мать и я_____________________________________
15. Сделал бы все, чтобы забыть
16. Если бы мой отец только захотел___________________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы____________
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы____________
19. Если кто-нибудь работает под моим руководством_____
20. Надеюсь на______________________________________
21. В школе мои учителя______________________________
22. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь _
23. Не люблю людей, которые__________________________
24. До войны я_______________________________________
25. Считаю, что большинство юношей и девушек______
26. Супружеская жизнь кажется мне___________________
27. Моя семья обращается со мной, как с. ___________
28. Люди, с которыми я работаю_______________________
29. Моя мать
30. Моей самой большой ошибкой было_______
|
31. Я хотел бы, чтобы мой отец_______________
32. Моя наибольшая слабость заключается в том
33. Моим скрытым желанием в жизни________
34. Мои подчиненные
35. Наступит тот день, когда________________
36. Когда ко мне приближается мой начальник
37. Хотелось бы мне перестать бояться
38. Больше всего люблю тех людей, которые
39. Если бы я снова стал молодым
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)____
41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь
42. Большинство известных мне семей____________
43. Люблю работать с людьми, которые___________
44. Считаю, что большинство матерей
45. Когда я был молодым, то чувствовал себя виноватым, если
46. Думаю, что мой отец__________
47. Когда мне начинает не везти, я _
48. Больше всего я хотел бы в жизни
49. Когда я даю другим поручение__
50. Когда буду старым
51. Люди, превосходство которых над собой я признаю _
52. Мои опасения не раз заставляли меня_______________
53. Когда меня нет, мои друзья________________________
54. Моим самым живым воспоминанием детства является __
55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) _
56. Моя половая жизнь_______________________________
57. Когда я был ребенком, моя семья___________________
58. Люди, которые работают со мной___________________
59. Я люблю свою мать, но
60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это
Таблица 3
КЛЮЧ К ГРУППАМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
№ п/п | Группы предложении | Номера предложений | |||
Отношение к отцу | 1 16 31 46 | ||||
Отношение к себе | 2 17 32 47 | ||||
Нереализованные возможности | 3 18 334 8 | ||||
Отношение к подчиненным | 4 1 9 34 49 | ||||
Отношение к будущему | 5 20 35 50 | ||||
Отношение к вышестоящим лицам | 6 21 36 51 | ||||
Страхи и опасения | 7 22 37 52 | ||||
Отношение к друзьям | 8 23 38 53 | ||||
Отношение к своему прошлому | 9 24 39 54 | ||||
Отношение к лицам противоположного пола | 10 25 40 55 | ||||
Сексуальные отношения | 11 26 41 56 | ||||
Отношение к семье | 12 27 42 57 | ||||
Отношение к сотрудникам | 13 28 43 58 | ||||
Отношение к матери | 14 29 44 59 | ||||
Чувство вины | 1 5 30 45 60 | ||||
Качественное изучение законченных предложений может быть дополнено количественной оценкой каждого из них. Ниже приводятся примеры предложений и варианты ответов с оценками (—2; —I; 0):
Большинство известных мне семей:
1) несчастливые, недружные, распались —2;
2) нервные, не очень дружные —1;
3) все одинаковы 0.
Будущее кажется мне:
1) мрачным, плохим, страшным —2;
2) туманным, неприглядным —1;
3) неясным, неизвестным 0.
Перед проведением теста "Незаконченные предложения" с испытуемыми проводится беседа, обращается внимание на необходимость давать искренние, естественные ответы. Если испытуемый все-таки старается скрыть мир своих переживаний, дает формальные ответы, то для опытного психолога такое поведение предоставляет пищу для размышлений о системе личностных отношений обследуемого. В соответствии с возрастными особенностями испытуемых им может быть предложено отвечать не на все 60 предложений, а на часть их, выборочно, в зависимости от задач конкретного психодиагностического исследования. Примером может служить обследование подростков из некоторых общеобразовательных школ Таллина, проведенное слушательницей Таллинского отделения Школы практической психологии Т. Клепилиной под нашим руководством (см. приложение 8).
Тест "Дом — дерево –– человек" также относится к проективным методикам. (Предложен Дж. Буком еще в 1948 г.) Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека Они знакомы каждому и поэтому удобны как объекты для рисования. По мнению Дж, Бука, каждый рисунок — это своеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. По рисункам можно судить об аффективной сфере личности, о ее потребностях, об уровне психосексуального развития, тревожности, самооценки и др.
При выполнении теста требуется изобразить дом, дерево и человека в одном рисунке. В упрошенной форме дерево символизирует жизненную энергию, стремление к жизни, дом — безопасность, успех, а человек — проявление собственного "Я". Определенное значение имеет и то, в какой последовательности выполняется рисунок. Если первым нарисовано дерево, это значит, что для человека основным является жизненная энергия. Если же первым нарисован дом, то на первое место ставится безопасность, успех дела. В том случае, если сперва рисуется человек, то на первый план выдвигаются проблемы собственного "Я" испытуемого. По характеру зарисовки отдельных деталей можно судить о степени тревожности обследуемого. Дж. Буком выделены следующие детали рисунка, говорящие о повышенной степени тревожности испытуемых: облака, ограничение пространства, штриховка, линии с сильным нажимом, мертвое дерево, больной человек, подчеркнутые линии оснований (трава, пол), толстая линия фундамента, интенсивно затушеванные волосы у человека, перерисовка объекта, вместо одного — несколько деревьев, явное несоответствие качества одного из рисунков, подчеркнутая талия у человека, отсутствие трубы на крыше, отсутствие двери и окон дома, излишне закрытые окна, дверь без ручки, руки человека в оборонительной позиции и др.
О наличии у испытуемого чувства неполноценности, недоверия к себе, заниженной самооценки говорят следующие детали рисунка: слабые линии, дом расположен на краю листа, слабая линия ствола дерева, слишком маленькая дверь, прикрывание рисунка рукой, малый размер рисунка, у человека не нарисованы руки или ноги, непропорционально короткие руки и узкие плечи, большая крона веток дерева, сгнившее дерево.
После завершения рисунка с испытуемым проводится беседа, уточняются отдельные детали, выясняются некоторые вопросы.
О чем говорит нарисованная здесь ситуация?
Что происходит на рисунке?
Есть ли взаимодействие между человеком, деревом и домом? Если такое взаимодействие есть, положительно ли оно?
С чем ассоциируется для вас дом, дерево, человек?
Что они могут для вас символизировать?
Такая беседа с испытуемым, дополняющая последующий анализ рисунка, позволяет более точно интерпретировать результаты теста "Дом—дерево—человек". В приложении 9 представлены рисунки отдельных испытуемых, выполнивших вышеназванный тест под наблюдением Т. Клепилиной.
Тест выбора цвета М. Люшера условно также можно отнести к числу проективных методик. Он основан на субъективном предпочтении цветовых стимулов. Психологическая интерпретация полученного ряда субъективного предпочтения цвета по итогам теста М. Люшера основана на предположении о том, что каждому цвету присуще определенное символическое значение (красный — стремление к власти, доминированию; зеленый — упорство, настойчивость и т.п.).
Характеристика цветов по Люшеру рассматривается применительно к четырем основным и четырем дополнительным цветам (ниже они отмечены под номерами теста Люшера).
К основным цветам относятся:
1. Темно-синий. Символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность, любовь, привязанность, уравновешенность, стремление к гармонии. Синий цвет означает умение сопереживать, склонность к традициям, постоянство, приверженность к вечным ценностям и созерцательности;
2. Сине-зеленый. Означает потребность в самоутверждении, настойчивость, самоуверенность, самоуважение, властность, упрямство, высокую оценку своего "Я". Человек, отдающий этому цвету первое место, настойчиво отстаивает свои притязания (стремление к богатству, физическое совершенство, социальное превосходство и т.п.), стремится произвести "впечатление". Признание его заслуг — одно из сокровенных его желаний;
3. Оранжево-красный. Символизирует страсть, возбудимость, властность, агрессивность, доминирование, сексуальность, потребность действовать и добиться успеха Человека, предпочитающего выбирать красный цвет, влечет к активной деятельности, борьбе, соперничеству, соревнованию;
4. Светло-желтый. Означает потребность в оптимизме, указывает на активность человека, стремление к общению с людьми, экспансивность. Люди, ставящие на первое место желтый цист, часто находятся в ожидании большого счастья, стремятся к раскованности, к освобождению от тягот, жизненных проблем и ограничений.
К дополнительным цветам относятся:
5. Фиолетовый цвет. Является смесью синего и красного. Человек, выбирающий его, склонен к нереальному, ему трудно отличить действительное от воображаемого. У него развита потребность в одобрении, восхищении со стороны других людей его манерами, поступками и действиями, потребность в понимании его "Я" со стороны партнера, с кем он идентифицирует себя. Хорошо развита чувствительность, способность к независимым оценкам. Часто такие люди связывают себя со свободными профессиями и гуманитарными науками;
6. Коричневый. Коричневый цвет — это смесь красного, желтого и черного цветов. Люди, ставящие коричневый цвет на первые места (1—3), подвержены стрессовым состояниям, у них высокая тревожность, негативное отношение к жизни. Высоко стремление освободиться от физического дискомфорта, приобрести надежную гарантию безопасности в обществе и семье. Часто коричневый цвет выбирают люди, не имеющие домашнего очага;
7. Черный. Это фактически отрицание цвета как такового. Черный цвет передает идею небытия, исчезновения. Предпочтение черного цвета характеризует людей отрешенных от жизни, находящихся в угнетенном состоянии, переживающих "вечные" страхи. Когда такой человек начинает восставать про-
превратностей судьбы, то действует опрометчиво и безрассудно.
0. Серый — нулевой цвет, бесцветный: не светлый, не темный. Он нейтрален, лишен стимулирующих или психологических тенденций. Каждый, кто ставит серый цвет на первое место, хочет от всего отрешиться, загородиться стеной, ни в чем не принимать участия.
При анализе цветовых предпочтений следует учитывать и психофизиологическое воздействие цвета на организм человека (см. табл. 4)*.
Таблица 4
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ЦВЕТОВ
Цвет | Давление крови | Пульс, дыхание | Мускульное напряжение | Воздействие на эмоции |
Красный | Увеличивает | Ускоряет | Увеличивает | Возбуждает |
Оранжевый | Слегка увеличивает | Слегка ускоряет | Увеличивает | Стимулирует |
Желтый | Не меняет | Не меняет | Не меняет | Уравновешивает |
Зеленый | Незначительно уменьшает | Незначительно уменьшает | Незначительно уменьшает | Уравновешивает |
Голубой | Уменьшает | Успокаивает | Уменьшает | Успокаивает |
Синий | Значительно уменьшает | Значительно уменьшает | Уменьшает | Затормаживает |
Фиолетовый | Сильно уменьшает | Сильно успокаивает | Сильно уменьшает | Подавляет |
При составлении цветовой композиции жилых и служебных помещений рекомендуется учитывать психофизиологический эффект цветов, обозначенный в таблице. Так, в цветовом интерьере комнаты психологической релаксации должны преобладать цвета, успокаивающие нервную систему. Пол же должен быть мягким (мягкий пол глушит звуки, ощущение ногой мягкого покрытия успокаивает человека), гармонирующим по цвету с окраской стен.
Приводится по данным: "Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности" [318, с. 358]. Проявляя цветовые предпочтения, человек, обладающий избытком энергии, стремящийся заниматься физическим трудом или творчеством, выбирает более яркие цвета. Если организм нуждается в эмоциональном покое, восстановлении физических сил, освобождении от напряжения и стрессовых состояний, то человек инстинктивно выбирает не яркие, а более темные тона
Тест М. Люшера предлагает испытуемым разложить цвета в порядке их предпочтений. В зависимости от того, на каком месте в ряду оказывается та или иная цветовая карточка-квадрат, мы можем определить, какова в каждом отдельном случае "функция" того или иного цвета (в этом смысле психология цвета названа М. Люшером функциональной психологией), каковы психологические характеристики и состояния человека. Данные анализа цветовых сочетаний интерпретируются в зависимости от попарных сочетаний тех или иных цветов, находящихся в двух параллельных рядах. Методика сокращенного варианта цветового теста М. Люшера приведена в приложении 10.
Проективная тест-методика изучения фрустрационных реакций разработана С. Розенцвейгом в 1944 г. Здесь под фрустрацией следует понимать психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущениях гнетущего настроения, тревожности, отчаяния, гнева и др. Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два или более человека, занятых еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и другим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрационная ситуация. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Тест фрустрационных ситуаций состоит из 24 рисунков. В приложении 11 представлена адаптированная тест-методика С. Розенцвейга в модификации, разработанной Л. А. Столяренко [369, с. 494-5041
Как отмечалось выше, к проективным методикам относятся и другие проективные тесты (тест Роршаха — толкование чернильных пятен, тест Маховера — нарисовать дерево или человека и др). Но все их объединяет одна особенность, заключающаяся в том, что критерии валидности и надежности, разработанные для традиционных тестов, к ним неприменимы. Не могут быть альтернативными и ответы на задания тестов ("правильно — неправильно"). Проективные методики используются с целью прогнозировать индивидуальный стиль поведения испытуемого в значимых или конфликтных ситуациях, выявлять неосознанные аспекты личности.
В основу всех проективных методик заложена возможность посредством косвенного воздействия на испытуемых, моделируя определенные жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные установки, стиль взаимоотношений индивида с другими людьми (конформность, лидерство, авторитарность, демократичность и т.п.), ведущие мотивы и самооценку личности. В сочетании со стандартизированными методиками это дает практическому психологу наиболее объективную информацию о личности клиента, испытуемого.
В целом проективные тесты требуют широкой теоретической подготовки психолога и соответствующего опыта по применению методик. Проективные тесты дают возможность составить комплексную оценку свойств личности.
Тестовые методики по определению устойчивых особенностей личности. Подкласс тестовых методик по определению устойчивых особенностей личности весьма разнообразен. Рассмотрим некоторые из них, нашедших широкое применение в Школе практической психологии.
Диагностикa агрессивности. Агрессивность как качество личности, по определению Р.С. Немова, это не вызванная объективными обстоятельствами (как необходимая ответная реакция), неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру. Проявляется у индивида в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Может проявляться и в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к Другому человеку или группе лиц. Агрессивность может варьировать по степени агрессивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений и применения грубой физической силы ей. Рогов отмечает, что в настоящее время проявления агрессии в детских и учебных заведениях стали большой проблемой, волнующей как учителей, так и родителей. Одной из приоритетных задач психолога в учебных заведениях становится психокоррекционная работа с подростками и юношами, особенно с теми, которые более агрессивны по сравнению с другими.
Следует оговориться, что, с одной стороны, каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как отсутствие ее у индивида ведет к пассивности и конформности. С другой стороны, чрезмерное развитие агрессивности может формировать такой облик личности, который провоцирует конфликтность, затрудняет сотрудничество, сознательную кооперацию.
Между агрессией и фрустрацией существует определенная связь, когда агрессивность проявляется в качестве защитной реакции субъекта вследствие аффекта, вызванного фрустрационной ситуацией.
В приложении 12 дано описание методики определения агрессивного поведения личности.
Диагностики тревожности. Тревожность — это особое эмоциональное состояние субъекта, выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, которая сопровождается страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Это довольно устойчивое персональное качество, характеризующееся двумя показателями — личностной и ситуационной напряженностью.
Личностная тревожность — это индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоциональным отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его "Я" (для самооценки, уровня притязаний, отношения к своему "Я" и т.п.).
Ситуационная тревожность — это внутреннее, устойчивое состояние тревожности как поведенческая реакция на определенные жизненные ситуации. Такое состояние может быть обусловлено, например, переговорами с официальными лицами, разговорами по телефону, экзаменационными испытаниями, общением с незнакомыми людьми противоположного пода или возраста и т.п.
Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обусловливает поведение человека. Определение уровня тревожности, как отмечает Л. А. Столяренко [369, с, 486], — естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Оценка человеком своего уровня тревожности является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
У каждого конкретного человека личностная и ситуационная тревожность развиты в различной степени, поэтому при определении уровней тревожности оцениваются оба показателя.
Особого внимания требуют лица с высокой и очень высокой тревожностью. Е.И. Рогов отмечает, что подобная тревожность либо порождается реальным неблагополучием субъекта в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существует как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п. [324, с. 186—187]. Тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, однако это видимое благополучие достигается ими неоправданно большой ценой и чревато срывами. У таких школьников отмечаются вегетативные, невротические и психосоматические нарушения. Тревожность в этих случаях порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречий между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Следствием всего этого являются перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости (там же, с. 187).
Методика по определению уровней тревожности представлена в приложении 13.
Диагностика притязаний личности. Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным.
Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.
Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.
Американскими учеными Д. Макклеландом и Д. Аткинсоном разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Согласно этой теории, люди, мотивированные на успех, ставят перед собой цели, достижение которых однозначно расценивается ими как успех. Они стремятся во что бы то ни стало добиться успеха в своей деятельности, они смелы и решительны, рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленных целей. Для них характерны мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточение внимания на достижении поставленных целей.
Совершенно иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Для них явно выраженная цель деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики, не испытывает удовольствия от деятельности, в которой возможны временные неудачи.
Индивиды, ориентированные на достижение успеха, способны правильно оценивать свои возможности, успехи и неудачи, адекватно оценивают себя, у них выявляется реалистический уровень притязаний. Напротив, люди, ориентированные на неудачу, неадекватно оценивают себя, что в свою очередь ведет к нереалистичным притязаниям (завышенным или заниженным). В поведении это проявляется в отборе лишь трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать соревнования, не критичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п. Тестовая методика по определению уровня притязаний личности дана в приложении 14.
Самооценка личности. Разработка методик самооценки личности имеет определенные трудности, связанные с возрастными особенностями и профессиональной ориентацией различных контингентов испытуемых. Самооценка личности тесно связана с уровнем притязаний и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности. Важно выяснить, какое место оценка своего "Я" занимает в структуре самосознания личности.
Понятие "самосознание" происходит от слова "сознание". Сознание как высшая форма развития психики человека проявляется в трех составляющих:
совокупность знаний об окружающем нас мире;
постановка жизненных целей и задач личности;