Наука — форма социально организованной познавательной деятельности, в которой на основе опережающего отражения действительности осуществляется рационально-понятийное ее освоение, фиксируемое в системе предметного, объективно-истинного, нового знания
Различают эмпирический и теоретический уровни по специфике решаемых задач, целям и сследования и методам их реализации, особен-ям полученных научных знаний и языковых средств их выражения.
Задача эмпирич. познания: описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, теоретич.познание: объяснение исследуемых явлений.
Результат эмпирич. исслед-ия: научные факты, эмпирические обобщения и закономерности.
Результат теоретич.иссл: научные теории
Эмпирический и теоретический уровни научного познания (исслед-ия) взаимоотрицают и взаимопредполагают друг друга. Уровни связаны отношениями диалектического противоречия.
Формализованные языки науки отличает:
1) различие м-у объектным языком и метаязыком;
2) задание алфавита, т.е. списка исходных знаков;
3) экспликация семантических правил,
4) формулировка правил построения из исходных знаков развернутых знаковых систем;
5) задание правил преобразований одних сложных знаковых выражений в другие.
Создание и совершенствование формализованных языков – предпосылка развития теоретического исследования.
Научный факт - результат познавательного процесса, предполагающего выявление определенного инварианта множества наблюдений или экспериментальных процедур.
Выявление научных фактов основывается на постановке проблемы. Проблема – это «знание о незнании».
Важнейшим результатом научного исследования является создание научной теории.
Осн.требования к научн.теориям:
- д.б. внутренне непротиворечивыми;
- должны отличаться полнотой
- должны быть объяснимы взаимосвязи между различными ее компонентами.
- эвристичность (х-ет объяснительные и предсказательные возможности н.теор).,
- конструктивность (простая проверяемость основных выводов и результатов)
- простота (объяснение более широкого круга явлений, исходя из минимального числа независимых допущений без введения произвольных гипотез)
Функции н.теории: объяснительная, предсказательная и синтезирующая.
Основные компоненты н.теории:
математический формализм;
абстрактные или идеализированные объекты;
модели или теоретические схемы;
базовые принципы или аксиомы теории;
теоретические законы.
У Степина: частные теоретические схемы (или модели) и фундаментальная теоретическая схема.
Чтобы знания стали научными, они должны обладать, по крайней мере, следующими специфическими признаками (чертами): · системность; · достоверность; · критичность; · общезначимость;· преемственность;· прогнозированность; · детерминированность; · фрагментарность; · чувственность;· незавершенность· рациональность; · внеморальность; · абсолютность и относительность· обезличенность, универсальность.
Виды связей в науч. теории:
операциональная интерпретация теории, характеризующая связи между терминами ее языка и теми экспериментально-измерительными процедурами, которые осуществлялись на эмпирическом уровне познания;
семантическая интерпретация теории, в рамках которой фиксируются связи между различными уровнями и формами собственно теоретических терминов и понятий, отражающих содержание теории;
онтологическая интерпретация теории, в которой воспроизводится совокупность связей между терминами теоретического языка и конструктами научной картины мира.
49. Эмпирический уровень научного исследования и эмпирический базис науки.
Эмпирический базис в науке — элемент структуры научного знания, обеспечивающий связь концептуально-теоретического аппарата науки с данным в наблюдении и эксперименте объектом.
В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента и др. методов. Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов.
На эмпирическом (опытном) уровне познания используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания. Здесь накапливается первичный опытный материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения. На данном уровне познание имеет дело с фактами и их описанием. Задача эмпирич. познания: описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, выявить и зафиксировать относительно неглубокие связи и характеристики изучаемых объектов, за которыми скрываются внутренние существенные и необходимые параметры, на изучение которых нацелено теоретическое познание.
Результат эмпирич. исслед-ия: научные факты, эмпирические обобщения и закономерности.
Методы: сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, описание.
Наблюдение - систематическое и целенаправленное восприятие явлений действительности, в результате которого достигается знание о внешних свойствах, связях и отношениях исследуемой реальности. Наблюдение носит активный деятельный характер. Подчинено решению конкретной научной задачи, отличается целенаправленностью, избирательностью и систематичностью. Научное наблюдение всегда опосредуется теоретическим знанием, поскольку именно последнее определяет объект и предмет наблюдения, цель наблюдения и способ его реализации.
Измерение - сравнение объектов по каким-либо параметрам, выраженное численным значением. Выявление количественных параметров осваиваемых предметов, их свойств и отношений с одной стороны предполагает введение эталонов, систем и единиц измерения, а с другой – позволяет использовать математических средства, точнее эксплицировать научные факты и представлять эмпирические зависимости в виде математические выражений, требующих дальнейшего теоретического анализа.
Эксперимент - изучение объекта в искусственно созданных для этого условиях. +: 1) воспроизводимость корректно поставленного эксперимента,; 2) нарастающую по сравнению с наблюдением избирательность и активность субъекта в исследовании; 3) возможность использования в экспериментальных установках разнообразных факторов, способствующих проявлению глубинных внутренних свойств и характеристик изучаемых объектов; 4) применение в развитых формах экспериментальной деятельности сложных приборных комплексов, обеспечивающих выявление новых объектов исследования и т.д.
Существуют различн. виды научных экспериментов (исследовательский, решающий, иллюстративный, модельный и др.), однако каждый из них представляет собой форму целенаправленного и теоретически детерминированного изменения хода естественных процессов и явлений с целью получения знаний о них в «чистом» виде.
Научное описание представляет собой фиксацию сведений, полученных в ходе сравнения, измерения, наблюдения или эксперимента с помощью искусственных языков науки. По мере развития науки меняется характер процедуры, она приобретает все большую строгость, выступает в виде количест. описания при помощи таблиц, графиков, матриц, т.е. так называемых “протоколов наблюдения”, представляющих собой результаты различных измерительных действий.