Теоретический. Только на этом уровне становится возможным формулирование законов, являющееся целью науки. Для этого нужно уметь увидеть за многочисленными, часто совершенно непохожими внешне фактами, именно существенные, а не просто повторяющиеся свойства и характеристики предметов и явлений. Главная задача теоретического уровня познания заключается в том, чтобы привести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира. Для этого отдельные чувственные данные складываются в одну целостную систему — теорию.
Но при построении теории используются другие, более высокие методы познания — теоретические.
Теоретический уровень познания обычно расчленяется на два типа — фундаментальные теории и теории, которые описывают конкретную область реальности.. Задача теоретич. познания: о бъяснение исследуемых явлений.
Результат: научные теории. Нацелен на выявление глубоких причинно-следственных связей изучаемых объектов.
Понятия теоретического исследования – идеальные конструкты, аналогов в действительности нет и быть не может. Идеальные конструкты создаются для того, чтобы зафиксировать в чистом виде отдельную сторону, отдельную связь между объектами.
Все результаты теоретического исследования привязаны к системам, собранным из идеальных конструктов – моделям. В теоретическом исследовании речь никогда не идет о природе напрямую. Отсюда проблема интерпретации. Существовать для идеального конструкта – значит быть элементом логически непротиворечивой конструкции – модели. Специфика теоретического знания: язык, где идеальные конструкты создаются для решения определенных задач и используются для развертки более сложных методов теоретического исследования, в первую очередь, знакового моделирования. Ценность теоретического знания – предвидение. И эту функцию обнаруживает, прежде всего, научная теория.
Методы:
· формализация (метод, суть и последовательность операций которого,, задается правилами используемого математического или логического исчисления, на основе которого она построена, т.е. формально)
· мысленный эксперимент (эксперимент,позволяющий создать новые понятия, сформулировать принципы научной концепции, содержательную интерпретацию математического аппарата научной теории)
· аксиоматический метод (предполагает набор заданных независимых друг от друга исходных аксиом или постулатов,)
· метод математической гипотезы (объяснение научной гипотезы при помощи мат.методов +: 1) привлечение новых или поиск уже использовавшихся в научном познании математических моделей; 2) перенос их на новую изучаемую область действительности; 3) использование правил соответствующих математических исчислений для решения задач; 4) необходимость в последующей оценке и содержательной интерпретации полученных новых научных результатов.
· метод вычислительного эксперимента (это эксперимент над математической моделью объекта на ЭВМ, при кот-м по одним параметрам модели вычисляются другие ее характеристики и на этой основе делаются выводы о свойствах явлений, репрезентированных математической моделью.
· идеализация (конструир-ие абстрактных объектов, которыми оперирует теорет.познание, создавая модельные представления об изучаемой предметной области. это разновидность абстрагирования, конкрет-ая с учетом потребностей теоретического исследования) Пути идеал-ии: 1)последовательно осуществляемое многоступенчатое абстрагирование; 2) вычленение и фиксация некоего свойства; 3) рассмотрение отдельных свойств и характеристик объекта в режиме предельного перехода;
· метод восхождения от абстрактного к конкретному
· вычислит.эксперимент (при отсутствии математической модели исследуемых явлений, последние удовлетворительным образом отслеживаются и контролируются в заданном диапазоне параметров с помощью компьютерных устройств, реализующих определенные программы и скрывающиеся за ними вычислительные алгоритмы)..
· Знаковое моделирование (в роли моделей - схемы, чертежи, формулы. Роль знаковых моделей особенно возросла с расширением масштабов применения ЭВМ при построении знаковых моделей).
Осн.требования к научн.теориям:
- д.б. внутренне непротиворечивыми;
- должны отличаться полнотой
- должны быть объяснимы взаимосвязи между различными ее компонентами.
- эвристичность (х-ет объяснительные и предсказательные возможности н.теор).,
- конструктивность (простая проверяемость основных выводов и результатов)
- простота (объяснение более широкого круга явлений, исходя из минимального числа независимых допущений без введения произвольных гипотез)
Структура теории. В контекст теории входят: понятия и теоретические утверждения, определения и другие соглашения, операционные структуры (правила измерения, правила конструирования моделей, интерпретационные процедуры, связывающие эмпирические и теоретические уровни), нормы, предположения и другие составляющие.
Для изучения структуры научной теории возможно исходить из идей, выдвинутых философом И.В. Кузнецовым (1911-1970). Выделяют три составляющие научной теории: основание; ядро; приложения.
Основание научной теории — это её общий предпосылочный контекст (метафизический контекст базисных допущений, среди них — постоянство и единообразие мира, его познаваемость, существование причинно-следственных отношений), а также содержательные предпосылки более конкретного характера, задающих смысловой фундамент теории. И.В. Кузнецов называет здесь эмпирический базис, на котором вырастает теория (сравнительно небольшое число существенных фактов, как правило, не укладывающихся в прежние теории), первичный объект теории.
Ядро научной теории — совокупность её основных утверждений. Конкретный вид ядра зависит от характера теории. В математике - аксиомы или главные теоремы, в физике — системы законов, в гуманитарных науках —тезисы, основные положения и т.п.
Приложения основных утверждений — совокупность суждений и операций, относящихся к конкретизирующему контексту — от общих утверждений ядра научной теории к частным её аспектам.
Функции н.теории: объяснительная, предсказательная и синтезирующая.
1. Синтезирующая функция - объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.
2. Объяснительная функция - выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.
3. Методологическая функция - на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
4. Предсказательная - функция предвидения. На основании теоретических представлений о "наличном" состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.
5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории - быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.
Основные компоненты н.теории:
· математический формализм;
· абстрактные или идеализированные объекты;
· модели или теоретические схемы;
· базовые принципы или аксиомы теории;
· теоретические законы.
У Степина: частные теоретические схемы (или модели) и фундаментальная теоретическая схема.