КУРСОВАЯ РАБОТА
По МДК.05.01
Проектная деятельность специалиста по социальной работе
39.02.01 Социальная работа
Разработка проекта по социальному обслуживанию несовершеннолетних матерей
Студент группа СР-15-12
___________________________Шульц Я.В.
Руководитель
________________________Соболева М.П.
Председатель П(Ц)К
_________________________ Иванова О.В.
Оценка ______________________________
«______» ______________ 201__г.
_____________________________________
подпись расшифровка
Санкт-Петербург
2019 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ…………………………………………
1.1 Основные характеристики раннего материнства………………………
1.2 Особенности социального обслуживания юных матерей………………….
2 ПРОЕКТ, КАК СПОСОБ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ РАННЕГО МАТЕРИНСТВА…………………………………………………………………
2.1 Понятие «проект» цель, задачи, виды ……………………………………...
2.2 Анализ существующих программ и проектов раннего материнства ………………………………….
2.3 Разработка проекта (название)……………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Во всем мире, несмотря на свободный доступ к современным средствам контрацепции идет омоложение ранней беременности, когда возраст роженицы едва достигает 15-16 лет, и статистику случаев беременности среди несовершеннолетних девушек уменьшить не удается. Сегодня в мире становятся роженицами более 15 миллионов подростков, а еще около 5 миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В настоящее время юные матери составляют одну из молодежных групп риска, и в отличии от прошлого, они все больше отчуждаются от родительской семьи, школы, макро - и микросреды в целом.
|
В сегодняшней России также наблюдается снижение возраста «взросления». Исследования последнего десятилетия свидетельствуют о том, что возраст начала сексуальной жизни подростков снижается, причем интенсивнее у девушек. Раннее начало сексуальной жизни российских подростков происходит в достаточно специфических условиях, в числе которых - низкая контрацептивная культура, незначительное число специальных медицинских, консультативных, психологических служб и программ сексуального просвещения для подростков, отсутствие специальной подготовки педагогов. Результатом этого являются, в частности, незапланированные беременности у несовершеннолетних, исходы которых всегда проблематичны: аборты у нерожавших; раннее материнство; стимулированные ранние браки; оставление ребенка на время в Доме малютки; отказ от ребенка. Эксперты ООН выделяют как наиболее актуальные в этом отношении аборты и сложности выживания для несовершеннолетних матерей.
Социальная роль матери для несовершеннолетних воспринимается общественностью скорее, как девиация, экстремальная ситуация, вызванная акселерацией и сексуальной революцией. Подобная практика вступает в диссонанс с социальной реальностью, потому что когда дело доходит до свершившегося факта рождения ребенка несовершеннолетней, то обнаруживается, что она незащищена как социально, так и юридически.
|
Исходя из выше обозначенных моментов, нами были сформулированы объект и предмет курсовой работы, определены ее цель и задачи.
Объект - несовершеннолетнее материнство как социальная проблема.
Предмет курсовой работы - пути совершенствования социального обслуживания несовершеннолетних матерей.
Цель курсовой работы: исследование социальной работы с несовершеннолетними матерями и разработка социального проекта.
Задачи: по названиям параграфов
1. Изучить основные характеристики раннего материнства;
2. Изучить несовершеннолетних матерей как объект социальной работы;
3. Охарактеризовать нормативно-правовые основы социальной работы с несовершеннолетними матерями;
4. Проанализировать практику реализации социальной работы с беременными подростками в России и за рубежом;
5. Описать направления организации социальной работы с несовершеннолетними матерями.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ
Основные характеристики раннего материнства
Материнство - основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода: вынашивание, рождение, вскармливание ребенка. Одно из наиболее сильных чувств, которые испытывает женщина в своей жизни - это чувство любви к собственному ребенку. Когда женщина становится матерью, ее отношение к жизни полностью меняется. Инстинкт материнства - является одним из наиболее сильных чувств, какие испытывает женщина в жизни. Во время беременности, появляется ощущение единого целого со своим малышом. В большинстве случаев, это чувство сохраняется даже после рождения ребенка. Дети полностью переворачивают привычный ритм жизни. Они меняют все, вплоть до взаимоотношений с мужем, друзьями или родственниками. Теперь жизнь подстраивается к жизни малыша. Время, в которое вы могли спокойно отдохнуть, уже не принадлежит вам.
|
Ребёнок - неисчерпаемый источник жизненных стимулов. Это безгранично подвижная стихия, вносящая в жизнь не только заботу и тревогу, но и радость.
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет.
В словаре русского языка Ожегова С. И. «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка, так же свойственное матери сознание родственной её связи с детьми».
В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.
Большая же часть теорий материнства (биосоциология, психоанализ, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего, как долг, работу.
Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности. Брутман В.И. Проблема: дети, бросающие своих детей.
Хорват Ф. определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта. Харчев А.Г. Социалистическая революция и семья.
Поэтому, анализируя материнство, авторы определяют его как уникальную ситуацию развития самосознания женщины, которая становится этапом переосмысления с родительских позиций собственного детского опыта, периодом интеграции образа родителя и ребёнка. Таким образом, нет единого, однозначного понятия «материнство». Для матери.
Функции матери в развитии ребенка достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребенка, обеспечении эмоционального благополучия, развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств и самой структуры деятельности. Далеко не все эти функции осознаются матерью. Даже науке многие из них стали известны только в последние десятилетия, и нет оснований считать, что их познание уже закончено. Однако мать успешно выполняет эти функции много тысячелетий. Культурой они также хорошо освоены и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических потребностей ребенка, формирование у него некоторых личностных качеств, в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и сознании матери в преобразованной форме, представления об их значении для ребенка в разной степени приближаются к биологическим и социокультурным задачам его развития. Так, поддержание эмоционального благополучия, развитие привязанности и ее культурных особенностей, развитие общения обеспечены способами взаимодействия с ребенком, включающими установление режима кормления, способов пеленания, количеством и качеством тактильного контакта, способами и сроками отнятия от груди, формами перераспределения материнских функций, манерой жалеть, поощрять и наказывать ребенка. Все это вполне определенно интерпретируется в аспекте будущих качеств характера ребенка, его физических и личностных особенностей.
Для целостного психологического исследования материнства Филиппова Г.Г. выделяет две взаимосвязанные группы материнских функций:
вид типичные, то есть обеспечивающие структуру деятельности и мотивационные основы развития ребенка как представителя своего вида,
функции, направленные на формирование содержательных особенностей мотивационно-потребности сферы ребенка как члена своей конкретной культуры.
К вид типичным функциям матери относятся следующие:
1. Обеспечение стимульной среды для пре- и постнатального развития когнитивных и эмоциональных процессов.
2. Обеспечение условий (в форме разделения деятельности с ребёнком) для развития вид типичной структуры деятельности.
3. Обеспечение условий для возникновения прижизненно формирующихся вид типичных потребностей: потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым, в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и её результатов, познавательная потребность и др., а также формирование привязанности.
4. Обеспечение условий для освоения вид типичных средств отражения в форме формирования потребности в общении, как системообразующих для сферы общения.
5. Обеспечение условий для развития мотивационных механизмов.
Конкретно-культурные функции охарактеризовать сложнее. Все указанные выше вид типичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в её культуре модели материнства, в которую входит не только операционный состав и технология ухода воспитания, но и модель переживаний матери, её отношения к ребёнку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребёнком.
Юное материнство становится одной из актуальных социальных проблем, устойчивый интерес к которой наблюдается у специалистов во всем мире, так как эта категория матерей в силу неблагоприятных медицинских, психологических, социальных последствий беременности и деторождения без сопутствующей поддержки практически фатально становится группой особого риска по отклоняющемуся материнскому поведению.