Материнство в юном возрасте таит в себе множество проблем, связанных с социальной и личностной незрелостью юных мам. Девушки-подростки не могут оценить важность, необратимость и ответственность этого события в их жизни. Они более чем кто-либо зависимы от установок собственных родителей и окружающих. Часто, рожая ребенка, юная мать имеет весьма неблагоприятную семейную ситуацию. Только 60% имеют мужа, при этом часть из них состоит в гражданском браке. Большинство юных матерей проживают со своими родителями. После рождения ребенка в семьях отношения часто становятся менее доверительными и более конфликтными.
Распространенный стереотип общественного мнения относительно того, что юные матери обычно растут в асоциальных или явно неблагополучных семьях. Чаще всего это самые обычные семьи. Родители принимают случившееся как факт. Мамы перестраивают свое отношение к дочерям, все обиды и недопонимания остаются в прошлом. Когда много родных и близких, то все они помогают. Что касается пап, то они обычно отстраняются от решения проблемы, принимая позицию жены. Очень маленький процент пап адекватно реагируют на беременность несовершеннолетней дочери.
Семьи чаще всего согласны поддерживать девочек, особенно, если они могут себе это позволить. Но бывают и конфликты, когда родители заставляют девочек делать аборты.
Существует серьезная проблема опасения стигматизации девушки и её семьи со стороны ближайшего социального окружения. Для некоторых родителей боязнь общественного осуждения является фактором формирования непримиримой позиции: они настаивают на прерывании беременности вопреки решению дочери. Особенно характерны такие опасения для родителей старшего возраста. В таком случае психологи начинают работу с родителями, пытаясь помочь им разобраться в том, кто и что для них важнее - отношение социума или собственный ребенок. Ведь если их не поймут соседи и родственники, то это не так уж и важно. Что касается девочек, то они готовы к возможному общественному осуждению, но их позиция такова: в этом нет ничего особенного. Поговорят и успокоятся. Чаще же, у них нет таких опасений. Напротив, многие гордятся тем, что они зачали ребенка раньше других, знают, как это, и какие изменения происходят в их организме. Они считают, что это престижно.
|
Факторами риска являются
1. нарушения социализации
2. развитие девиаций материнского поведения у юной женщины
3. суицидальные попытки
4. осложнениями беременности
5. попытками прервать беременность на разных сроках
6. младенческой смертности
В юном возрасте не завершен процесс получения образования. Юные матери, как правило, имеют среднее и среднее специальное образование. И только небольшая доля юных матерей (6%) учатся в вузах. Только 12% юных матерей высказывают желание получить высшее образование (против 34% их сверстниц, не имеющих детей). Все это говорит о низком потенциале личностного и профессионального роста юных матерей.
Кроме того, юная мать, как правило, не в состоянии достигнуть ступени личностной и социальной зрелости, необходимой для воспитания ребенка. Для таких матерей характерны более высокие показатели перинатальной и младенческой смертности, обусловленные как различными осложнениями беременности, так и попытками прервать ее на разных сроках, или суицидальные попытки.
|
Причины подростковой беременности
1. скука
2. алкогольное опьянение
3. материальная выгода
4. желание привлечь к себе внимание и удержать партнера
5. стремление доказать свою взрослость
6. изнасилование
Программа социальной реабилитации юного материнства должна включать в себя несколько основных направлений: институционализацию юного материнства в обществе, реабилитационную работу с семейным окружением юной матери; реабилитационную работу с юной женщиной, имеющей ребенка; наблюдение за ребенком, родившимся от юной матери.
При разработке программы реабилитации юных матерей необходимо учитывать социальный, медико-социальный, психологический статус девушек-подростков.
В программе социальной реабилитации юных матерей можно выделить социальный, психокоррекционный, медицинский, профориентационный и правовой аспекты.
Социальное направление прежде всего должно быть ориентировано на адаптацию юной матери в социуме. Необходимо помочь молодой маме определиться в ее статусных позициях. С появлением ребенка меняется мировоззрение, ценностнооринтационная структура личности, а это мучительный процесс для формирующейся личности.
1. Психокоррекционный аспект должен включать помощь юным мамам в освоении новой социальной роли -- материнства, осознании ответственности за ребенка. Эта работа должна проводиться не только с юными матерями, но и с их социальным окружением, прежде всего семейным (так называемые "созависимые"). Ведь именно от позитивной домашней ситуации многое зависит в восприятии юной женщиной своего материнства, в ее отношении к ребенку.
|
2. Медицинский аспектгигиенические моменты, обучение уходу за младенцем, профилактику и лечение осложнений родов и послеродового периода, которые наиболее часты у юных мам.
3. Работа в профориентационном направлениипредполагает помощь юным мамам в решении проблем завершения образования, получения профессии и трудоустройства. Правовой аспект предполагает законотворческую деятельность по охране прав матери и ребенка, по социальной защите юных матерей.
4. Реадаптацияпозволит скорректировать отношение юной мамы к собственному ребенку. Не секрет, что среди юных женщин наиболее велика доля девиаций материнского поведения. Однако следует учитывать, что реадаптационная работа не принесет желаемого результата в том случае, если женщина не заинтересована и не прилагает усилий для улучшения своего положения.
Профилактика раннего материнства
Кроме реабилитационной работы важным направлением социальной работы является профилактика раннего материнства, в которой важное значение имеет половое воспитание.
Половое воспитание представляет собой комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в общественной и личной жизни. Половое воспитание в широком смысле совпадает с процессом половой социализации. В узком смысле понимается как подготовка ребенка к сексуальной жизни.
Половое воспитание современных детей и подростков осуществляется стихийно, необходимая информация черпается ими из неравноценных и противоречивых источников. Важным фактором выступают родители, однако эта роль ими, как правило, недостаточно осознается. Главную задачу родители видят в предотвращении нежелательных последствий сексуального опыта, тем самым расценивая сексуальность как враждебную силу, требующую подавления. Взрослеющих детей такой подход не устраивает, и они обращаются к другим источникам, важнейшим из которых выступают более сведущие сверстники и старшие товарищи. Именно этим путем из поколения в поколение передаются ложные стереотипы, предрассудки и мифы о мужской и женской сексуальности.
Важный канал полового воспитания средства массовой информации, которые могут обеспечить высокий профессиональный уровень, массовость, наглядность, возможность индивидуального выбора. Но широкое использование этого канала в целях полового воспитания затруднительно: не все материалы приемлемы для массовой публикации и демонстрации, особенно в многонациональной стране; трудно также направить информацию по точному адресу детям и подросткам определенного пола, возраста.
По мнению специалистов, наиболее эффективно половое воспитание в рамках соответствующих просветительных программ в образовательных, медицинских и социальных учреждениях. Однако в России система таких мероприятий практически не налажена. Этому препятствует распространенное мнение, что целенаправленное сексуальное воспитание развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, показывает несправедливость такого мнения.
Установлено, что половое воспитание не провоцирует раннее начало половой жизни. Наоборот, оно обеспечивает усвоение детьми и подростками достоверных сведений и здоровых установок в сфере половых отношений. В результате значительно снижаются показатели подростковой беременности, ранних браков, абортов, венерических заболеваний, преступлений на сексуальной почве.
При создании системы полового воспитания специалистами ставятся сложные психолого-педагогические задачи. Кроме информации о физиологических особенностях мужского и женского организмов в ходе полового воспитания необходимо затрагивать социальные и психологические аспекты сексуальности, обсуждать вопросы брака и семьи, а также абортов, детской проституции, гомосексуализма, порнографии и др. В половом воспитании от специалистов, его осуществляющих, требуются особый педагогический такт, всесторонняя подготовленность в данной сфере.
Однако работа по оказанию социальной поддержки данной категории осложняется отсутствием нормативно-правовой базы. На уровне государства пока не принято ни одной целевой программы, ни одного нормативного документа, который бы определял основы и правовое поле работы с юными матерями.
Несмотря на существующие проблемы, во многих регионах Российской Федерации этот вопрос решается и накоплен уже определенный опыт осуществления социальной работы с данной категорией.
Известные центры помощи молодым мамам:
1. Отделение «Маленькая мама»
https://mogorelovo.ru/opeka_i_popechitelstvo/perechen-uchrezhdenij-socialnoj-zawity-naseleniya-nesovershennoletnih/»
Трамвайный пр., д. 15, корп. 4, Санкт-Петербург, 198216 376-74-91
Для временного проживания и реабилитации несовершеннолетних мам с младенцами
2. Филиал Социальная гостиница «Дочки- матери» https://mogorelovo.ru/opeka_i_popechitelstvo/perechen-uchrezhdenij-socialnoj-zawity-naseleniya-nesovershennoletnih/»
ул. Новостроек, 31 784-45-15, Санкт-Петербург
Для несовершеннолетних матерей и беременных в возрасте до 18 лет
3. Центр социальной помощи семье и детям Приморского района Санкт-Петербурга
https://spb.rosspravka.ru/catalog/tsentry_sotsialnoy_pomoshchi_seme/tsentr_sotsialnoy_pomoshchi_seme_i_detyam_primorskogo_rayona_sankt_peterburg/
ул. Беговая, 7, корпус 2, лит. А, 89214968826, Санкт-Петербург