Ратные рубежи Михаила Абакумова




Евгений Львович Ломако

кандидат исторических наук,

заведующий отделом по основной деятельности

МБУ ИКМЗ «Коломенский кремль» (г. Коломна)

Ратные рубежи Михаила Абакумова

В творчестве М.Г. Абакумова немалое место занимают работы, обращающие наш взор на историческое прошлое России. Полотна отражают не только древние крепости, но и ведут незримую, духовную битву за сердца соотечественников. Созданные в многочисленных поездках по стране, они показывают рубежи, защита которых передавалась из поколения в поколение как необходимое существование не только государства, но и самого народа. Сам Михаил Георгиевич о своём отношении к наследию предков говорил следующее: «Архитектурный пейзаж близок к историческому, но исторический пейзаж предполагает сформировавшееся мировоззрение художника. Историческая тема меня волновала всегда. Ещё с институтских времен я тихонько подбирался к этому сложному жанру, копил впечатления, этюды. Путешествуя по старинным русским городам, я старался увидеть в древних руинах тот исторический смысл, который породил, вызвал к жизни эти мощные кремли, крепостные валы, рукотворные холмы».

Действительно, потрясающий творческий замысел художника «Рубежи Отечества» начал получать своё окончательное оформление в пору его наивысшего расцвета. Весной 1999 года в Доме Озерова состоялся первый показ из цикла. Посетители выставки увидели места и города, хранящие на протяжении веков нашу Родину, – Псков, Изборск, Соловки, Карелию, Великий Устюг, Тотьму, Рязань, Коломну. На следующий год в Центральном доме художников тема получила своё развитие. М.Г. Абакумов подчёркивал: «Название выставки следует понимать не просто как памятники истории и архитектуры, но как категорию духовную. Это попытка обратиться к нашим святыням, особенно к тем, что приняли участие в формировании и защите государства Российского». Красной нитью проходила озвученная мысль через работы «Последний дозор», «Тучи с запада», «Северный ветер», «Святое место», «Большая вода», «Бобренев монастырь» и другие.

Особое место в формировании взглядов М.Г. Абакумова на историческое прошлое страны, несомненно, заняла служба в армии с 1968 по 1970 год. Михаила Абакумова распределили в Коломенское артиллерийское училище, где он вместе со своим товарищем Василием Беком состоял в отделении пропусков. На фотографии сделанной А.И. Кузовкиным в 1969 году мы видим их беседующими с начальником музея Коломенского артучилища подполковником запаса Николаем Николаевичем Мартынчуком. На гимнастёрке Михаила Георгиевича можно различить знак об окончании Московского художественно-промышленного училища им. М.И. Калинина, учёбу в котором он завершил за год до прохождения службы – в 1968 году. Службу Михаил Абакумов заканчивал в звании ефрейтора.

За годы службы М.Г. Абакумов не расставался с кистью, при этом его работа была проникнута стремлением через обыденное передать высокие идеи. Он написал портреты высшего командного состава и Политбюро, плакаты со строевыми приёмами, работал над повседневной агитацией. Две его работы необходимо отметить особо. Михаилом Георгиевичем были созданы роспись клуба по тематике Октябрьской революции и диорама «Битва за Ленинград». Если клуб на данный момент разобран, и росписи в нём утрачены, то диораме повезло больше. После закрытия артучилища в 2008 году часть фондов была передана в Коломенский краеведческий музей, и работа Михаила Абакумова ныне хранится в Музее боевой славы.

Над созданием диорамы трудились три человека: Михаил Абакумов, Василий Бек и Юрий Бурдаков (сержант, командир отделения). Общая длина полотна диорамы – 250 см, высота – 70 см, глубина диорамы – 40 см. Михаил Абакумов полностью прорисовывал пейзаж, Василий Бек работал над изображением солдат, Юрий Бурдаков трудился над передним планом. Изучая пейзаж, невольно поражаешься доскональности в его проработке, в возможности соотнесения с географическим расположением. Взгляд художника направлен с Петроградской стороны, и перед зрителем разворачивается панорама блокадного города с силуэтами Петропавловской крепости, Исаакиевского собора и других зданий. Над Ленинградом зависли аэростаты заграждения, на запад стремятся самолёты. Небо дарит надежду победы и проливает свет на сгустившийся сумрак, в его изображении уже заметны те штрихи, которые будут отмечать зрелого мастера Михаила Георгиевича Абакумова. Колористическое решение, проявляющееся в проблесках и синих «окошках», отсылают нас к тому моменту, когда художника стали уважительно называть «золотой кистью России».

Таким образом, обращение к раннему творчеству М.Г. Абакумова дарит нам возможность лучше понять его взгляды, те обстоятельства, в которых происходило становление художника. Можно смело утверждать, что любой момент своей биографии Михаил Георгиевич использовал для созидания в себе стержня настоящего патриота, любящего свою Родину и дорожащего её историей.

Автор благодарит директора МБУ ДО «Детская художественная школа им. М.Г.Абакумова» В.А. Бека за ценные воспоминания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: