№ п/п | Название | Автор | Издательство, год |
1. | Детская психология | Люблинская А.А. | Москва: Просвещение, 1971 г. |
2. | Психология детства | Зеньковский В.В. | Москва: «Академия», 1996 г. |
3. | Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания. | Под редакцией Лукьяновой З. Н., Мошкина В. Н. | Барнаул: АГИИК, 1999 г. |
Изучение литературы по основам пожарной безопасности
№ п/п | Название | Автор | Издательство, год |
1. | Нормативно-правовая база МКДОУ №4 имени В.П.Чкалова | ||
2. | Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности | Аралина Н.А. | Москва,Скрипторий 2003, 2007 г. |
3. | Конспекты занятий в средней группе детского сада по правилам пожарной безопасности | Волочкова В. Н., Степанова Н. В. | ТЦ «Учитель», 2004г. |
4. | Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС | Каюрова А. Н. | Москва, 2014 г. |
5. | Воспитание культуры личной безопасности. Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания. | Под редакцией Лукьяновой З. Н., Мошкина В. Н. | Барнаул: АГИИК, 1999 г. |
Изготовление методического материала
№ п/п | Название | Цель |
1. | Оформление в группе уголка по пожарной безопасности | Работа с детьми и их родителями. Создать оптимальные условия для формирования основ пожарной безопасности |
2. | Формирование методической базы конспектов занятий по теме самообразования | Для проведения воспитательных мероприятий |
3. | Создание архива методик, игр, мероприятий по пожарной безопасности | Формирование основ пожарной безопасности |
4. | Приобретение настольных игр по пожарной безопасности в ДОУ | Для проведения воспитательных мероприятий |
5. | Создание макета детского сада | Совместная работа: дети, родители, воспитатели. Организация профилактической работы по правилам поведения во время пожара |
Перспективный план формирования основ пожарной безопасности у детей среднего дошкольного возраста
№ п/п | Название блока | Тематика занятий | Цель и задачи |
1. | Моя группа, мой детский сад | 1.Ознакомление с планом эвакуации ДОУ 2. «Средства пожаротушения. Знаки безопасности» 3. «Служба спасения – 01» 4. «Почему случился пожар» 5. «Злой и добрый огонь» | 1. Знакомство детей с наиболее вероятными причинами возникновения пожаров в помещении. 2. Формирование представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара. 3. Формирование навыков адекватного поведения в пожароопасных ситуациях. 4. Воспитание осознанного и ответственного отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. |
2. | Осень | 1.«Осень в лесу и в городе» 2. «Не играй с огнём» 3. «Чудо-дерево» 4. «Спички детям не игрушка» | 1. Углублять и систематизировать представление детей о причинах возникновения пожаров в лесу и на улицах города. 2. Формировать правила пожарной безопасности на природе, представления о нормах поведения во время пожара, негативное отношение к нарушителям этих правил. |
3. | «Огонь в литературе» | Чтение произведения Б.Жидкова «Пожар». Литературная викторина. «Огонь в картинках и загадках» | Формирование у детей основ пожарной безопасности |
4. | «Дом, жилище человека» | 1.«Моя семья, дом» 2. «Бытовая техника» | 1.Сформировать у детей понимания личной безопасности и безопасности окружающих. 2. Закрепить знания детей о причинах возникновения пожара в квартире. 3. Обогащать знания детей об электроприборах, их назначении в жизни людей, правилах пользования ими. 4. Закрепить знания о мерах предосторожности, действиях во время пожара в квартире. |
5. | Профессия пожарник | 1. Знакомство с пожарной техникой, экипировкой бойцов. 2. «В жизни всегда есть место подвигу» 3. Просмотр видеофильма о пожаре и работе пожарных по спасению людей. (Фрагменты из телепередач, новостей с сообщениями о пожаре). | 1.Раскрыть значимость труда пожарных. 2.Углублять и расширять знания детей о профессиональных действиях пожарных, диспетчерах пожарной части, о технике, помогающей людям тушить пожар. |
Виды деятельности и формы занятий с воспитанниками
Формирование правил пожарной безопасности на природе, представления о нормах поведения во время пожара, негативное отношение к нарушителям этих правил. Блок «Осень».
1.1.Познавательно - исследовательская деятельность:
- рассматривание иллюстраций «Пожар в лесу», отображающих работу пожарных;
- беседа «В гостях у доктора Айболита»;
- моделирование правил поведения в природе;
- проблемная ситуация «Что будет, если… поджечь траву, развести костер?»;
- викторина «Защитим лес от пожара»;
- экскурсия в парковую зону.
1.2.Коммуникативная деятельность:
- общение «Спички не тронь, в спичках огонь»;
- составление рассказа по картине «Пожар в лесу» на тему «Почему это случилось?»;
- дидактические игры: «Огонь и вода», «Разрешается – запрещается».
1.3.Игровая деятельность
- сюжетно – ролевая игра «Семья. Отдых на природе»;
- дидактическая игра «Собери картинку»;
- моделирование игровой ситуации «Вызов службы 01»
1.4.Продуктивная деятельность
- рисование «Чтобы не было беды»;
- аппликация «Осенний лес»;
- конструирование из конструктора «Пожарная машина».
1.5.Чтение художественной литературы:
- «Как неразлучные друзья в огне не горели» А.Иванова;
-«Малышам об огне»Н.Пороховник;
-«Пожар в лесу»;
- «Пожар в поле»;
-«Щепочка»;
-«Как мы с братом играли».
1.6.Двигательная деятельность
- подвижные игры: «Птенчики в гнезде», «Зонт над головой»;
- спортивные эстафеты «Не затушенный костер»;
- «Мы помощники пожарных».
1.7.Трудовая деятельность
- уборка сухих листьев и травы на участке;
- составление коллажа «Чего нельзя делать в лесу»;
- изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Семья. Отдых на природе».