ВВЕДЕНИЕ
XX столетие - самое динамичное столетие в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере мировой культуры. Торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов все это составляет общую характеристику XX века. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.
Духовная и материальная культура XX в. - это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства. Хотя хронологические рамки отдельных столетий совсем необязательно совпадают с радикальными сдвигами в истории культуры, случилось так, что именно между XIX и XX веками, по крайней мере в Европе и Америке, обозначился определенный перелом в мироощущении людей и их отношении к действительности. Бурно развивались наука и техника, материальное производство, общественная жизнь, происходило ослабление религиозного сознания, менялись и другие стороны человеческого бытия, что, как в зеркале, конкретно и зримо отражалось в искусстве. Словно предвещая новый этап его развития, уже к концу прошлого века, в качестве реакции на критический реализм и натурализм предшествующей эпохи, творческая интеллигенция Европы переболела недолгой, но острой болезнью так называемого декадентства (от фр. decadence -- упадок).
|
Культура в Европе на рубеже XIX-XX вв
Рубеж веков – довольно небольшой, по сравнению с другими эпохами, промежуток времени. Однако на рубеже двух столетий наблюдаются важные социокультурные изменения, которые задают темп развития последующих эпох. Рубеж веков – это важная социокультурная доминанта, переживаемая обществом на самых разных уровнях: культурном, эмоциональном, экономическом, политическом, психологическом и т.д.
Понятие «рубеж веков» чаще всего применяется к эпохе конца XIX – начала XX веков. Этот период кризиса и своеобразного перелома в мировоззрении и миропонимании человека оставил глубокий след в европейской истории. Это время стало своеобразным форпостом для зарождения и развития культуры Новейшего Времени. Рубеж XIX–XX вв. изобилует пестротой стилей и образов в изобразительном искусстве и литературе, в это время меняется театр, зарождаются новые философские концепции, а также появляются принципиально новые жанры и виды искусства.
Рубеж XIX–ХХ вв. – время осмысления и переосмысления понятия «культура», осознание кризиса мировоззренческих идеалов и поиска нового инструментария для развития культуры. Подобные тенденции, которые проявляются на рубеже XIX–ХХ вв., можно наблюдать и на более ранних этапах развития общества. Например, сходные культурные и социальные особенности можно усмотреть в эпоху кризиса и гибели Римской республики (Res publica Populi Romani – лат.) со второй половины II в. до н.э. по первую половину I в. до н.э. В это время в Риме наблюдается глубокий общественный и культурный кризис, усиление социальных противоречий и политической борьбы. В обществе постоянно вспыхивают восстания и гражданские войны.Все эти реалии находят свое отражение в культуре, так как она неразрывна с обществом и восприимчива ко всем тенденциям, происходящим в нем. Выдающийся политический деятель, мастер ораторского искусства Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э) в период кризисов и войн создает образ идеального «правителя республики» (речь «Об ораторе»). Его речи, сочинения и письма, не только образцы красноречия, но и замечательные литературные произведения, в который можно наблюдать усложнение стиля. Цицерон использовал приемы варьирования стиля, амплификации, ритмизованная проза, введение в структуру произведения драматических элементов, риторических вопросов, восклицаний, метафор. Кризис рубежа II–I вв. до н.э. стал толчком для поиска новых жанров, стилей и приемов в литературе и искусстве и породил то, что назвали «Золотым Веком» римской литературы – эпоха принципата Августа (вторая половина I в. до н.э. – начало I в. н.э.). В эпоху Нового Времени с каждым новым переходом одного столетия в другое, «рубежные» тенденции в культуре проявляются все ярке и ярче. К примеру, рубеж XVI– XVII столетий отмечен в мировой истории как переходное время. В это время происходит концептуальный поворот от Ренессанса к эпохе маньеризма и барокко. Социокультурные реалии рубежа XVI–XVII вв. дают человеку четкое понимание того, что ценности Ренессанса более не соответствуют текущему времени. Ощущение кризиса ренессансного сознания, полемика и диалог с ним приводят к поиску новых художественных приемов в искусстве, а также к поиску новых культурных парадигм. Эпоха XVI–XVII веков – сложный период полный внутренних парадоксов, считается началом триумфа «цивилизации Запада». Маньеризм, зародившийся в Италии на рубеже XVI–XVII вв., стал результатом множества изменений, произошедших в обществе в XVI веке. Реформация и открытия Коперника стали мощными мировоззренческими сдвигами в общественном сознании. В новых рамках социокультурной среды человек осознал кризис ренессансного сознания и обратился к поиску новых путей развития культуры и общества. На стыке XVI–XVII веков, человек ощутил, что ренессансные идеалы во многом не соответствуют текущим представлениям об искусстве и культуре. Именно из этой полемики и рождается маньеризм (от итальянского manierа – манера), стиль, который стал определяющим в искусстве на рубеже XVI–XVII веков. В конце XVI века в стилевой картине искусства наблюдается некоторая запутанность, мировоззренческий эклектизм, взаимодействие натурфилософии с идеями неоплатонизма и неостоицизма, нестабильность религиозной сферы, несмотря на все усилия Тридентского собора. Подобная картина мира порождает сомнения в идеалах и понятиях о культуре предыдущей эпохи. Постепенно приходит понимание того, что идеи Ренессанса уже не отвечают потребностям «человека культурного» и культуре требуется «переоценка ценностей». Примечательно, что своеобразным метатекстом рубежа XVI–XVII столетий стала одна из самых загадочных и неоднозначных книг Библии – Книга Экклесиаста. Само понимание мира на рубеже XVI–XVII столетий было пронизано мыслями о диссонансе бытия и постоянном слиянии антиномичных понятий: дня и ночи, света и тени, жизни и смерти. Мысль Экклесиаста находит свое продолжение, осмысление и переосмысление в это время. Мысль о быстротечности всего земного, о хрупкости человека и, вместе с тем, упоение радостью жизни и поиск стабильных, рациональных опор – основные настроения эпохи рубежа XVI–XVII веков. Белорусская исследовательница Г. В. Синило пишет: «Предельно изменчивому и диссонансному миру противостоит Constantia – постоянство человеческого духа, ищущего опору в собственной душе и в вере, утверждающего ответственность перед самим собой, перед своим временем, перед Творцом. Хрупкий и слабый человек оказывается тем единственным звеном, которое соединяет краткое мгновение и Вечность, в его власти наполнить ничтожное мгновение истинным духовным величием – прежде всего, через неуспокоенность духа, сеющего семена и непокладающего рук» [4, c. 183]. Подобная культурная ситуация складывается и на рубеже XIX–XX вв.
|
|