Образование Советского государства и создание новых органов управления.




 

Новый период в развитии государственного управления связан с Октябрьской революцией, которая создала принципиально новое государство — Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Временное правительство не сумело решить насущные проблемы, улучшить жизнь трудящихся, поэтому народ поверил большевикам, их красивым обещаниям. Оно не смогло вовремя нейтрализовать активность большевиков, имевших своего вождя и хорошую организацию вооруженного захвата власти.

В результате победы Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде и ареста Временного правительства в Зимнем дворце власть перешла в руки II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. (Военно-революционный комитет, выполнив задачу по руководству восстанием в Петрограде, несколько часов был высшим органом диктатуры пролетариата в России до передачи власти съезду Советов.) Съезд, возвестив о том, что Временное правительство низложено, провозгласил себя высшим органом власти в России. «Социалистическая революция, о которой так долго говорили большевики, совершилась! Ура, товарищи!» — эти знаменитые слова, сказанные В. И. Лениным на II Съезде Советов рабочих и солдатских депутатов в октябре 1917 г., возвестили народу России о новой полосе в его истории. Полосе большевизма и Советской власти.

Создание советской системы госуправления. II Съезд Советов сформировал Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), передав ему законодательные, исполнительные и контрольные функции. При ВЦИК были созданы отделы: по местному самоуправлению, агитационный, казачий, иногородний, экономический, по подготовке Учредительного собрания и др. Рабочим органом ВЦИК был его президиум, который координировал работу отделов и готовил материалы к заседаниям исполкома. Возглавлял ВЦИК большевик Л. Б. Каменев, через две недели Л. Б. Каменева сменил Я. М. Свердлов. Съезд постановил, что власть на местах переходит к Советам рабочих и крестьянских депутатов. Так была юридически создана Республика Советов.

Съезд Советов, приняв декреты «О мире», «О земле», сформировал революционное правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным. Совнарком получил право издавать декреты без предварительного обсуждения во ВЦИК, но с последующим утверждением законодательных и распорядительных актов, если они будут иметь общегосударственное значение. На практике это условие зачастую не выполнялось. Таким образом, три государственных органа были наделены законодательными полномочиями: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК.

Состав правительства состоял из народных комиссаров и председателей комитетов. Наркомом внутренних дел стал А. И. Рыков. Наркомом земледелия был назначен В. П. Милютин; наркомом труда — А. Г. Шляпников; наркомом торговли и промышленности — В. П. Ногин. Наркомат юстиции возглавлял Г. И. Оппоков (А. Ломов), наркомат продовольствия — И. А. Теодорович. Наркомом народного просвещения стал А. В. Луначарский, наркомом финансов — И. И. Скворцов-Степанов; наркомом почт и телеграфов — Н. П. Авилов (Н. Глебов); наркомом иностранных дел — Л. Д. Бронштейн (Троцкий). И. В. Джугашвили (Сталин) в первом правительстве возглавлял комиссариат по делам национальностей. Комитет по военным и морским делам возглавили В. А. Антонов-Овсеенко, Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко. Пост народного комиссара по делам железнодорожным временно оставался незамещенным. Весь состав СНК был большевистским, левые эсеры отказались войти в правительство.

Создание аппарата правительства осложнялось отсутствием подготовленных, преданных революции кадров, массовым саботажем прежних чиновников. И тем не менее, к середине 1918г. число наркоматов было увеличено. После объединения 15 ноября 1917 г. ВЦИК с исполкомом Чрезвычайного Всероссийского крестьянского съезда левые эсеры возглавили часть наркоматов: И. 3. Штейнберг стал наркомом юстиции, В. Е. Трутовский — наркомом по местному самоуправлению, В. А. Карелин — наркомом имуществ. Для реализации земельного права в составе Советского правительства было образовано Министерство земледелия. По инициативе Ленина пост наркома земледелия был предложен левому эсеру А. Л. Колегаеву, постановлением ВЦИКа от 24 ноября 1917г. данная кандидатура была утверждена. Большевики осуществляли контроль над этим и другими наркоматами, при этом оставляя за левыми эсерами право избирать во все коллегии наркоматов своих представителей.

Следует отметить, что большевики формально приглашали другие партии к более тесному сотрудничеству по формированию высших органов государственной власти. Но при этом они выдвигали такие условия, при которых не могло быть равного партнерства. Об этом, в частности, свидетельствует резолюция большевистского ВЦИК по вопросу об условиях соглашения с другими партиями. Условия предлагались следующие: признание программы Советского государства, составной частью которой были декреты о мире, о земле, о рабочем контроле; признание необходимости беспощадной борьбы с контрреволюцией; ответственность правительства перед ВЦИК и безоговорочное признание II Всероссийского съезда Советов единственным источником государственной власти в России. Кроме левых эсеров никакая другая политическая партия не выразила желание сотрудничать с большевиками.

Справедливости ради следует отметить, что среди первых декретов, других правовых актов были и такие, которые улучшали жизнь трудящихся, устраняли эксплуатацию человека человеком. Декрет о земле, принятый II съездом Советов, ликвидировал феодальную собственность на землю. Декрет о мире, также принятый II съездом Советов, предусматривал прекращение войны без аннексий и контрибуций.

На второй день революции (27 октября 1917 г.) был принят декрет, запрещавший оппозиционную прессу. Газетам и журналам, имевшим другое мнение, отличное от большевиков, нельзя было издаваться. Никакой гласности и «плюрализма мнений», большевики не признавали.

На третий день революции кадеты (конституционные демократы) были объявлены врагами народа.

«Декларация прав народов России», принятая 2 ноября 1917 г. Совнаркомом по инициативе В. И. Ленина, гарантировала равенство и суверенитет всех наций и народностей, право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Этим правом воспользовались Польша и Финляндия. Финляндия получила независимость 18 декабря 1917 г., Польша — в 1918 г.

Законодательно был введен 8-часовой рабочий день, запрещен детский труд, церковь отделялась от государства и школы, отменялись царские чины, титулы и награды, уравнивались юридические права мужчин и женщин.

Успехи большевиков в центре и на местах в результате так называемого «триумфального шествия Советской власти» позволили установить в стране, как утверждали ранее советские историки, диктатуру пролетариата. Но ведь диктатура пролетариата — это не ограниченная ничем и никем власть рабочего класса. В сущности, власть в стране принадлежала не рабочему классу, а большевистской партии во главе с ее вождем В. И. Лениным. Власть большевиков утверждалась в стране правовой политикой, созданием и усилением карательных органов, ограничением демократии.

Большевики разогнали Учредительное собрание, всенародно избранный орган, который в январе 1918 г. должен был принять новую Конституцию страны. Разогнали потому, что депутаты, входившие в состав Учредительного собрания, отказались принять большевистскую «Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа» потому, чтс?она была, по мнению депутатов, антидемократичной, делала бесправными широкие слои населения России. Избирательных прав лишались все состоятельные люди страны, бывшие эксплуататоры, а один голос рабочего был равен пяти голосам сельских жителей. Это было явным нарушением принципов демократии.

Учредительное собрание было разогнано охраной во главе с анархистом А. Г. Железняковым в ночь с 5 на 6 января 1918г. Заявив: «Караул устал», матрос-анархист безапелляционно предложил председателю Учредительного собрания правому эсеру В. М. Чернову прекратить заседание.

6 января 1918 г. ВЦИК принял декрет «О роспуске Учредительного собрания». В документе отмечалось, что Учредительное собрание представляет старое, дореволюционное соотношение политических сил. В связи с тем, что большевики и левые эсеры, представлявшие в Учредительном собрании громадное большинство в Советах, покинули его, оставшаяся часть может играть роль прикрытия борьбы буржуазии за свержение Советской власти. В Петрограде и некоторых других городах возникли стихийные митинги в поддержку Учредительного собрания, однако политических последствий они не имели. III Всероссийский съезд Советов, приступивший к работе 10 января 1918г., одобрил роспуск Учредительного собрания.

Местные органы власти. Много внимания большевики уделяли формированию местных органов Советской власти. Накануне Октябрьской революции на местах осуществляли свою деятельность городские и земские органы самоуправления, комиссары Временного правительства, органы сословного самоуправления, а также Советы рабочих и солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов. Передача власти на местах началась с решения высшего законодательного органа России — II Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов. Он постановил передать всю власть на местах Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Советы объявлялись полномочными органами власти в решении местных вопросов. В первую очередь были упразднены те органы местного самоуправления, которые враждебно относились к Советской власти. Там, где прежние органы местного самоуправления проявляли лояльность к большевикам, их временно оставляли. Процесс слома старого местного самоуправления в основном завершился в 1918г.

В становлении советских органов местного самоуправления большую роль сыграл НКВД. Наркомат внутренних дел 24 декабря 1917г. принял два важных документа, касавшихся принципов организации Советской власти на местах, их прав и обязанностей. Они назывались: «Об организации местного самоуправления» и «О правах и обязанностях Советов». В них разъяснялось, что Советы самостоятельны в решении местных вопросов, но должны действовать на основе нормативных актов вышестоящих Советов и центральных органов власти.К их полномочиям относилось издание местных нормативно-правовых актов, управление хозяйственной, финансовой, административной и культурно-воспитательной работой на местах.

Местные Советы получили право производить конфискацию имущества бывших эксплуататорских классов, закрывать контрреволюционные органы печати, налагать штрафы, производить аресты, распускать общественные организации, выступающие против Советской власти. Вся деятельность новых органов местного самоуправления финансировалась государством. Кроме того, НКВД принял меры по созданию отрядов рабочей милиции, которые были подчинены местным Советам и существенно укрепили их власть, особенно в период становления.

3 января 1918 г. ВЦИК принял постановление «О признании контрреволюционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти». В этом «грозном» документе подчеркивалось, что вся власть принадлежит Советам и советским учреждениям, и поэтому всякая попытка присвоить функции государственной власти будет рассматриваться как контрреволюционное действие и будет подавляться вплоть до применения вооруженной силы. Для борьбы с контрреволюцией были предприняты действенные меры: создавались Красная Армия и Флот, ВЧК, милиция, ревтрибуналы, другие репрессивные органы, наделенные практически неограниченными правами для удержания захваченной власти.

Таким образом, анализ первых правовых актов Советской власти показывает, что они были направлены на слом старого государственного механизма, уничтожение классового неравенства, создание нового государственного аппарата в центре и на местах, образование новых институтов государственного управления.

 

2. Создание и укрепление правоохранительных и репрессивных органов

С победой Октябрьского вооруженного восстания и захватом власти перед большевиками встала задача защиты завоеваний революции. В. И. Ленин придавал этой проблеме большое значение. Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, говорил вождь, если она умеет защищаться. В самом начале борьбу с контрреволюционными силами вели Петроградский и местные военно-революционные комитеты (ВРК).

Для защиты революции были привлечены отряды Красной гвардии, части старой армии, поддерживавшие Советскую власть, созданы отряды рабочей милиции, внутренние войска, части особого назначения, суды, ВЧК.

Милиция. Постановление НКВД от 24 октября 1917 г. «О рабочей милиции» предписывало местным Советам рабочих и солдатских депутатов создавать рабочую милицию, то есть вооружать рабочий класс для защиты революции. Рабочая милиция стала одним из первых органов диктатуры пролетариата, созданных для охраны революционных завоеваний. Кроме охраны общественного порядка, на милицию возлагались также задачи по борьбе с уголовной преступностью, установлению нового правового порядка и др.

В начале декабря 1917 г. приказом НКВД прежнее Главное управление по делам милиции было ликвидировано, его работники, назначенные Временным правительством, уволены. Ликвидацию старого аппарата милиции на местах осуществляли местные органы власти. В тех случаях, когда прежние сотрудники милиции проявляли лояльность к Советской власти, они не расформировывали ее подразделения, а направляли в них своих представителей для руководства. В тех местах, где прежняя милиция открыто выражала свое несогласие с действиями Советской власти и не подчинялась ее указаниям, она просто упразднялась. Вместо прежних сотрудников подбирался новый штат рабочей милиции во главе с большевиками.

В «Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа», принятой 12 января 1918 г. III Всероссийским съездом Советов, было недвусмысленно заявлено, что для защиты революции и обеспечения всей полноты власти надлежит произвести вооружение трудящихся, образование Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов. Это указание высшего органа государственной власти обязывало местные Советы при формировании отрядов милиции, Красной Армии не допускать в них представителей свергнутых классов.

В свете указаний центра проводились чистки аппаратов милиции на местах с целью избавления их от враждебных и морально неустойчивых лиц. Местные Советы определяли организационную структуру милиции, устанавливали ее штаты, укрепляли проверенными кадрами, заботились довооружении, снабжении всем необходимым для выполнения ответственных задач. Первоначально милиция не была постоянным органом с устоявшейся штатной структурой. Она строилась на принципах временного привлечения к милицейской повинности, позднее комплектование органов и подразделений милиции производилось на постоянной основе. Начало кадрового комплектования положила совместная инструкция НКВД и Наркомюста «Об организации рабоче-крестьянской милиции», разосланная на места в октябре 1918 г.

Для руководства милицией в масштабе страны было образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР. На местах были созданы местные управления милиции, которые подчинялись как Главному управлению, так и местным Советам. Одновременно создавались структурные подразделения уголовного розыска: при Главном управлении рабоче-крестьянской милиции образовывалось Центральное управление уголовного розыска, при местных управлениях — отделы уголовного розыска. На работу в милицию стали подбирать кадры более тщательно. Основным принципом комплектования стало рабоче-крестьянское происхождение.

Рабоче-крестьянская милиция стала одним из первых органов диктатуры пролетариата, созданных для защиты революции. На нее возлагались функции по охране общественного порядка, борьбе с уголовниками, пресечению контрреволюционных выступлений, проведению в жизнь декретов Советской власти. В годы гражданской войны подразделения милиции в соответствии с декретом СНК привлекались к боевым действиям.

ВЧК. Острота классовой борьбы за власть, массовый саботаж бывших чиновников заставили Петроградский ВРК принять экстренные меры по созданию органа государственной безопасности. 21 ноября 1917 г. специальным постановлением он создает Комиссию по борьбе с контрреволюцией. Однако 5 декабря Петроградский ВРК был ликвидирован, и Комиссия прекратила свою деятельность. Поэтому решением Совнаркома 7 декабря (20 декабря — по новому стилю) 1917 г. была создана ВЧК — Всероссийская чрезвычайная комиссия. Ее основная задача заключалась в подавлении контрреволюции и саботажа, то есть в защите молодой Советской власти от врагов внутри страны. Возглавлял ВЧК ближайший соратник В. И. Ленина Ф. Э. Дзержинский, или Железный Феликс, как его еще называли товарищи по партии.

Со второй половины декабря 1917 г. на местах стали создаваться органы ВЧК. За короткий срок было образовано 40 губернских и 365 уездных ЧК.

14 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров по предложению В. И. Ленина принял постановление об организации при ВЧК вооруженных отрядов из энергичных и преданных революции людей. Каждый поступавший на службу в вооруженные отряды ВЧК должен был иметь рекомендации от двух большевиков. Корпус войск ВЧК, ставший впоследствии основой для формирования внутренних войск России, в феврале 1919 г. насчитывал 22 000 бойцов при 360 пулеметах и 36 орудиях.

ВЧК была наделена широкими полномочиями: судебными, репрессивными и руководствовалась в своей работе исключительно «революционной законностью». Она имела право ареста контрреволюционеров. Ее правовой статус и основные функции были определены специальным постановлением правительства от 31 января 1918 г. В постановлении было записано, что на ВЧК возлагается задача производить розыск, пресечение и предупреждение преступлений против Советской власти. Ей предоставлялось право на аресты, обыски, реквизиции и конфискации. ВЧК первоначально была лишена права вести следствие по делу. Собранные материалы она обязана была передавать в следственную комиссию ревтрибунала.

Постановление СНК от 21 февраля 1918г. «Социалистическое Отечество в опасности», изданное в связи с наступлением немецких войск, наделило ВЧК правом внесудебного вынесения приговоров с применением высшей.меры наказания. Получив право розыска, следствия и расстрела без суда, ВЧК в полной мере стала оправдывать свое название как чрезвычайного органа Советской власти. ВЧК могла расстрелять любого попавшего под подозрение гражданина без суда и следствия, «законным образом» нарушая общепринятые принципы судопроизводства.

При наличии разветвленной сети местных чрезвычайных органов, получивших законное право «расстреливать контрреволюционеров на месте», имевших собственные вооруженные отряды, ВЧК вскоре превратилась в мощный механизм политических репрессий. ВЧК активно участвовала в «красном терроре», официально введенном декретами наркомов внутренних дел и юстиции соответственно 4 и 5 сентября 1918г. Выполняя директивы органов государственного управления, она участвовала в массовых арестах и расстрелах. Но как бы ни оценивали историки ее роль в государственном аппарате, ВЧК справилась с поставленными задачами. Благодаря ее неутомимой работе, как в центре, так и на местах было раскрыто большое количество антисоветских заговоров, пресечено множество открытых контрреволюционных выступлений, в том числе в форме политического бандитизма.

Суды. Правовой основой советской судебной системы этого периода стали первые Декреты о суде 1917-1918 гг. и Конституция РСФСР 1918г. Декрет о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. ликвидировал систему судопроизводства царской России с адвокатами и присяжными заседателями и вводил советские «народные» суды, а также революционные трибуналы, получившие большие полномочия. Он устанавливал применение старого законодательства в части, не противоречащей принципам и целям революции, «революционному сознанию». Кроме того, декрет утверждал основные принципы советского судопроизводства:

— выборность и сменяемость судей;

— гласность и публичность судебного разбирательства;

— коллегиальность судопроизводства (председательствующий в суде и несколько выборных заседателей).

Общим судам разрешалось вести следствие, а защиту в них могли осуществлять любые граждане, «обладавшие непорочной репутацией». Состав общих судов: профессиональный судья и 2 народных заседателя. Решения местных судов по гражданским делам и их приговоры по уголовным делам считались окончательными и пересмотру в апелляционном порядке не подлежали.

Декрет о суде № 2 (февраль 1918 г.) учредил окружные и областные суды. Окружные суды состояли из 3 профессиональных судей и 4 народных заседателей для гражданского судопроизводства; для уголовного судопроизводства назначался 1 судья и 12 народных заседателей. Окружные суды рассматривали дела, не подсудные местным судам.

Областные суды предназначались для рассмотрения гражданских и уголовных дел в кассационном порядке.

Декрет о судеМ 3 (июль 1918 г.) расширил компетенцию (подсудность) местных судов. Они должны принимать гражданские дела с ценой иска до 10 000 рублей и уголовные дела, по которым наказание не предусматривало лишение свободы на срок более 5 лет.

Таким образом, три декрета о суде, изданных в первые месяцы Советской власти, в какой-то степени заменили старую судебную систему на новую. Оставалось лишь сделать главное — издать законы, по которым нужно судить, и выслать их судьям. Без этого судопроизводство становится ущербным.

Советская судебная система, созданная в 1917-1918 гг., не предусматривала наличие судов присяжных, а также участие адвокатов в судебном разбирательстве. Считалось, что в первые годы Советской власти, когда классовая борьба приняла форму гражданской войны, адвокаты были не нужны.

Определенное положительное влияние на объективность судебных решений в этот период оказывал институт народных заседателей с расширенными правами. Они не только принимали совместно с судьями решение о виновности или невиновности подсудимого, но и участвовали в обсуждении с судьями основного вопроса — какую меру наказания избрать.

В ноябре 1918 г. В ЦИК утвердил «Положение о народном суде РСФСР». Согласно Положению, выборы судей осуществлялись местными Советами, а исполкомы этих Советов утверждали народных заседателей. Кандидаты в народные судьи должны: 1) пользоваться избирательными правами и 2) иметь опыт политической работы.

При отправлении правосудия судьи обязаны были руководствоваться декретами Советской власти и социалистическим правосознанием. То есть с самого начала суды были политизированы. Защиту и обвинение должны были осуществлять одновременно коллегии при уездных и губернских исполкомах. Предварительное следствие вели следственные комиссии, милиция и сами суды.

В 1919 г., в разгар гражданской войны, ВЦИК утвердил новое Положение о ревтрибуналах. К ревтрибуналам были отнесены: военно-полевые суды, железнодорожные трибуналы, морские и водные транспортные суды. В марте 1920 г. в состав трибуналов были включены сотрудники губернских ЧК. Тем самым усиливался их репрессивный уклон.

Ускоренное судопроизводство в ревтрибуналах, частое применение высшей меры наказания, отсутствие адвокатов, — эти и другие атрибуты чрезвычайных судов в 1918-1920 гг. можно в какой-то степени объяснить условиями гражданской войны, усилением контрреволюции. Здесь уместно напомнить слова В. И. Ленина о том, что всякая революция лишь тогда чего- нибудь стоит, если она умеет защищаться. Репрессивные суды, ВЧК, внутренние войска, милиция, НКВД — все эти органы были направлены на защиту завоеваний Октября. Насколько адекватно это было сложившейся обстановке в то время—это уже другой вопрос.

После окончания гражданской войны при переходе к нэпу большая часть революционных судов была упразднена.

3. Первая Советская Конституция 1918 г.

Проблемы государственного строительства, государственного управления, становления правовой системы нуждались в конституционном законодательстве. Необходимо было сделать легитимной Советскую власть, юридически закрепить социалистические преобразования, начавшиеся в стране. Поэтому подготовка и принятие Основного Закона стали для большевиков первоочередной задачей.

Комиссия по подготовке Конституции была создана спустя почти полгода после захвата власти — 1 апреля 1918 г. В ее состав вошли представители от партийных фракций, народных комиссариатов. Возглавлял конституционную комиссию большевик, председатель ВЦИК Я. М. Свердлов. Комиссия получила огромное количество предложений от левых эсеров, касавшихся государственного устройства, системы Советов, полномочий высших органов власти и управления, социально- экономических преобразований.

Когда до большевиков дошла мысль о важности Основного Закона, конституционную комиссию в июне возглавил В. И. Ленин. Он отверг все предложения оппозиции. По его предложению в качестве преамбулы в основной закон была включена Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа. 3 июля текст, исправленный комиссией во главе с В. И. Лениным, был опубликован. Проект обсуждался в Центральном Комитете партии и получил его одобрение. ЦК вынес большевистский проект на утверждение V Съезда Советов.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял первую советскую Конституцию.

Конституция состояла из 6 разделов: 1) Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа; 2) общие положения; 3) Конституция Советской власти; 4) активное и пассивное избирательное право; 5) бюджетное право; 6) о гербе и флаге РСФСР. Конституция зафиксировала революционные завоевания, определила высшие органы власти и управления, их компетенцию, утвердила государственные символы, основные права и свободы граждан.

Основное содержание Конституции 1918 г.

Высшим органом власти Конституция провозгласила Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов и их исполнительные комитеты.

Компетенция центральных органов власти по Конституции:

Всероссийский съезд Советов и избираемый им ВЦИК получили право:

— вносить изменения в Конституцию;

— принимать в состав РСФСР новые республики;

— объявлять войну и заключать мир;

— осуществлять общее руководство внутренней и внешней политикой;

— устанавливать общегосударственные налоги и повинности.

Совет Народных Комиссаров получил право:

— издавать декреты, касающиеся экономических и социальных вопросов, с последующим утверждением ВЦИК;

— осуществлять оперативное руководство экономикой, социальной сферой, культурой, национальной политикой, строительством армии и флота и т. п.;

— планировать бюджет страны;

— решать другие управленческие задачи в масштабе страны;

— право руководства отдельными отраслями получили 18 народных комиссариатов.

Конституция не предусматривала принципа разделения властей. Наделение исполнительной власти законодательными функциями было вынужденной мерой, вызванной сложностью борьбы с контрреволюцией и созданием основ управления страной в период начавшейся гражданской войны. По замыслу авторов Конституции, в тех сложных условиях необходимо иметь такой государственный аппарат управления, который позволял оперативно принимать важные решения, избегая отрицательных явлений по их затягиванию, свойственные буржуазному парламентаризму.

На местах власть принадлежала областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским Советам, которые обладали правом самостоятельно решать все местные вопросы. Кроме того, Конституция обязывала их проводить в жизнь все постановления высших органов Советской власти. Для выполнения поставленных задач местные Советы избирали исполнительные комитеты. Исполкомы местных Советов обладали достаточными полномочиями по решению всех местных вопросов.

Конституция 1918г. провозгласила новую, пролетарскую демократию. Избирательная система, закрепленная в Конституции, лишала избирательных прав бывших служащих жандармерии, полиции и охранного отделения, духовенства, а также лиц, использующих наемный труд в целях извлечения прибыли и живущих на нетрудовые доходы. По некоторым данным, гражданских прав были лишены около 5 млн человек.

Достоинством первой Советской Конституции было то, что она вводила ответственность депутатов перед своими избирателями. Она устанавливала право избирателей на отзыв своего депутата и проведения новых выборов.

Конституция предоставляла трудящимся следующие политические права: избирать и быть избранными в органы Советской власти, а также свобода слова, собраний, шествий, свобода союзов, в том числе профессиональных союзов.

Обеспечивая свободу совести и вероисповедания, основной закон отделил церковь от государства и школу от церкви. Он допускал свободу как антирелигиозной, так и религиозной пропаганды.

Впервые в основной закон страны было включено право на полное, всестороннее и бесплатное образование. Право на труд, отдых первая Советская Конституция не гарантировала. Это объяснялось условиями начавшейся гражданской войны, когда государство было вынуждено подавляющую часть времени заниматься обороной страны и поэтому не могло гарантировать право на труд, отдых или образование в полной мере. А просто декларировать эти права авторы Основного Закона не стали. В Конституции отсутствовали также гарантии защиты прав и свобод гражданина.

Вместе с правами Конституция устанавливала и обязанности граждан. К основным обязанностям были отнесены труд («кто не работает, тот не ест»), защита Отечества.

Политическая система Советского государства строилась на основе общественной (скорее — государственной) собственности на средства производства, федеративного устройстве, диктатуры пролетариата. Она носила классовый характер. «Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Республики принадлежит рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах», — записано в ст. 10 Конституции 1918 г. Государственное устройство РСФСР закреплялось в форме федерации, построенной на основе национального принципа. Острота национального вопроса в России заставила большевиков провозгласить право наций на самоопределение.

Россия по Конституции получила официальное название — Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР).

Конституция узаконила социалистические преобразования в экономике. В ней были установлены:

— полная национализация земли, лесов, недр, транспорта, банков, крупной промышленности;

— монополия государства на внешнюю торговлю;

— отмена частной собственности и др.

Конституция сформулировала главные задачи государства

и общества на переходный период от капитализма к социализму: уничтожение эксплуатации человека человеком, ликвидацию деления общества на классы, построение социализма. Она делала легитимной Советскую власть и создание Советского государства. Ее значение состояло и в том, что она явилась правовой основой для создания новой системы законодательства, как в РФ, так и в других советских республиках.

Принятие Конституции РСФСР, кодексов, законов, декретов и постановлений, касавшихся различных сфер жизни советских людей, — все это свидетельствует о том, что в первые годы Советской власти, в годы гражданской войны работа над правовыми актами не ослабевала. Делались попытки создать целостную правовую систему молодого Советского государства. Законотворчество проходило в условиях, когда само существование государства висело на волоске, когда социалистическое Отечество объявлялось В. И. Лениным в опасности.

В первые месяцы законотворческой деятельности Советской власти была сломана старая государственная машина, доставшаяся в наследство от царского самодержавия, и была создана совершенно другая, советская система управления государством. Россия перестала быть монархией и буржуазной республикой, превратившись в республику Советов. В своем развитии наша страна совершила скачок от развитого феодализма в неразвитый социализм, практически минуя стадию развитого капитализма.

4.Государственное управление в условиях нэпа

Политика «военного коммунизма». Внутренняя политика Советского правительства с лета 1918 г. по март 1921 г. получила название политики «военного коммунизма».

Основным содержанием политики «военного коммунизма» было:

— национализация всех промышленных предприятий, включая и те, на которых работали всего 5 человек, но при этом использовался механический двигатель;

— перевод на военное положение оборонных заводов и железнодорожного транспорта;

— введение продразверстки (январь 1919 г.), по которой государство фактически изымало у крестьян все излишки хлеба, а зачастую и их неприкосновенные запасы —продукты для питания семьи. В 1920 г. кроме хлеба под продразверстку попали картофель, овощи и другие сельскохозяйственные культуры. За изъятые продукты продотряды оставляли квитанции и деньги, но цена при этом была в 40 раз ниже рыночной;

— чрезмерная детализация и централизация в управлении из центра промышленными предприятиями. Именно к этой политике относится ЧЕКВАЛАП — чрезвычайная комиссия по заготовке валенок и лаптей:

— выдача рабочим и служащим продовольственных и промтоварных пайков, освобождение их от оплаты за жилье, транспорт, коммунальные услуги и прочих платежей. Деньги почти ничего не стоили: рубль обесценился в 20 000 раз;

— введение в стране всеобщей трудовой повинности, создание «трудовых армий»; большевикам принадлежит лозунг: «Кто не работает, тот не ест».

«Военный коммунизм» некоторыми своими чертами напоминал то бесклассовое, свободное от товарно-денежных отношений общество будущего, которое было описано в трудах Маркса—Энгельса—Ленина.

Политика «военного коммунизма» привела экономику страны к полному развалу. Положение, усугубленное 7 годами почти непрерывной войны, к началу 1921 г. было, что называется, хуже некуда. Валовая продукция сельского хозяйства по сравнению с 1913 г. снизилась на 40%. Сбор зерна в 1921 г. составлял чуть больше половины урожая 1913 г. Это отразилось на продовольственном снабжении промышленных центров России. Экономические связи между городом и деревней подрывало резкое сокращение посевных площадей технических культур: льна, хлопка, сахарной свеклы, так как вело к остановке и закрытию предприятий легкой и пищевой промышленности. Из-за нехватки сырья и топлива останавливались заводы. Рабочие были вынуждены покидать города и уезжать в деревню. Положение крестьян, недовольных продразверсткой, было не лучше. Как результат недовольства политикой «военного коммунизма» и продразверсткой, которая почти полностью забирала у крестьян «излишки продовольствия», не оставляя иногда даже семян, около 200 000 сельских жителей были вынуждены с оружием в руках выступить против Советской власти.

Разруха и голод, забастовки рабочих, вооруженные восстания крестьян и матросов свидетельствовали о том, что в стране назрел глубокий экономический и социальный кризис. Массовые выступления продемонстрировали полный провал политики «военного коммунизма». Поэтому на X съезде правящей партии в марте 1921 г. В. И. Ленин предложил новую эконо!Мическую политику.

После семи лет войны (1914-1920 гг.) экономическое положение нашего государства было крайне сложным. Общий объем промышленной продукции за годы войны упал в 7 раз. Из-за отсутствия топлива и сырья большинство предприятий прекратило работу. Разрушенным <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: