В 2006 г. российская лизинговая отрасль переживала крайне противоречивый период в своих отношениях с государством. Внезапно усилилась риторика высоких чиновников о применении лизинга для стимулирования промышленного роста. Эти предложения высказывались на уровне общей идеи, конкретных же механизмов их реализации никто не предлагал. Из всех органов власти четким видением порядка взаимодействия с лизинговой отраслью обладал лишь Минфин в лице Федеральной налоговой службы. И пока президент, министры и депутаты говорили о развитии лизинга, ФНС систематически притесняла эту отрасль. Речь идет, прежде всего, о НДС, уплаченном лизинговыми компаниями, о проблемах с возмещением его из бюджета.
При всей противоречивости в заявлениях и действиях представителей разных органов власти в отношении лизинга в них можно увидеть схожий подтекст. А именно - некоторую озадаченность чиновников относительно того, что представляет собой лизинг сегодня и какие задачи он решает в общегосударственном контексте. Ведь лизинг в России изначально выращивался государством с помощью существенных налоговых льгот для того, чтобы решать проблему обновления фондов экономики. Эти льготы были выданы лизинговым компаниям как бы авансом, когда рынок находился в самой начальной стадии формирования. Теперь рынок окреп, достиг довольно значимого объема. И возникают закономерные вопросы: какие макроэкономические задачи способен решать рынок лизинга в своем современном виде и каково направление его развития?
Лизинговому сообществу необходимо выработать ответы на эти вопросы, поскольку именно понимание макроэкономической роли лизинга позволит вести полноценные переговоры с государством по вопросам регулирования и налогообложения лизинговой деятельности, по правоприменительной практике в этой области, по применению лизинга для реализации государственных программ развития.
|
Рынок лизинга в России продолжает расти рекордными темпами. В результате лизинговые компании становятся выгодным объектом покупки, а сама отрасль - привлекательной стартовой площадкой для выхода иностранных компаний и банков на российский рынок.
Рост рынка лизинга в первом полугодии 2007 г. оправдал самые смелые ожидания. Лизингодатели перекрыли прошлогодний рекорд по объемам нового бизнеса - данный показатель за прошедшее полугодие составил 16 млрд. долл., а суммарный портфель лизинговых компаний в первом полугодии 2007 г. увеличился до 33,5 млрд. долл. (таблица 1).
лизинг государство налогообложение рынок
Таблица 1. Основные показатели развития рынка лизинга
Показатели | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. (1 п/г) | 2006 г. | 2007 г. (1 п/г) |
Объем нового бизнеса, млрд. долл. | 4,5 | 14,7 | |||
Объем полученных лизинговых платежей, млрд. долл. | 2,8 | 1,5 | 5,0 | 4,8 | |
Объем профинансированных средств, млрд. долл. | 2,4 | 3,9 | 4,5 | 7,4 | 7,5 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд. долл. | - | 5,9 | 19,5 | 33,5 |
Рынок бьет все рекорды, однако сегодня на повестке дня большинства лизинговых компаний стоит проблема привлечения ресурсов для поддержания роста. Наилучшие условия доступа к финансовым ресурсам сегодня имеют лизинговые компании, созданные при крупных банках и занимающие лидирующие позиции на российском рынке лизинга (таблица 2). Наиболее остро вопрос привлечения ресурсов затрагивает независимых лизингодателей.
|
Таблица 2. ТОП-50 лизинговых компаний России в первом полугодии 2007 г.
Место | Компания | Объем нового бизнеса, млн. руб. | Текущий портфель на 01.07.07 г., млн. руб. |
ВТБ-Лизинг | 36 398,0 | 64 547,0 | |
Ильюшин Финанс Ко | 29 863,2 | 31 841,6 | |
РГ Лизинг | 24 028,0 | 45 321,4 | |
Авангард-Лизинг | 19 236,0 | 30 310,4 | |
РТК-Лизинг (ГК) | 11 971,0 | 29 143,5 | |
Альфа-Лизинг (ГК) | 11 447,5 | 31 128,0 | |
БИЗНЕС АЛЬЯНС | 11 325,6 | 34 515,6 | |
Инпромлизинг | 11 004,0 | 22 462,0 | |
Лизинговая группа НОМОС-банка | 10 904,0 | 14 392,0 | |
ЛКУралсиб | 9 765,3 | 22 880,0 | |
Европлан | 9 214,0 | 12 645,0 | |
ТрансКредитЛизинг | 7 828,8 | 8 060,3 | |
Росагролизинг | 7 495,6 | 33 311,6 | |
Райффайзен-Лизинг | 5 970,8 | 11875,5 | |
Volvo Financial Services | 5 593,3 | 11 664,4 | |
Интерлизинг (ГК) | 5 435,0 | 9 973,0 | |
АльянсРегионЛизинг (ГК) | 5 120,7 | 10 040,1 | |
КАМАЗ | 4 576,5 | 8 534,7 | |
Скания (Группа компаний SFSR) | 4 498,0 | 11 600,0 | |
Глобус-лизинг | 4 323,0 | 9 004,0 | |
КАРКАДЕ | 3 891,7 | 3 087,6 | |
Лизинг-Трейд | 3 550,0 | 4 244,0 | |
23, | Русская лизинговая компания | 3 519,0 | 7 849,0 |
Элемент Лизинг | 3 194,7 | 3 503,0 | |
ЛизингПромХолд | 3 095,6 | 5 163,7 | |
Дельта Лизинг | 2 809,0 | 5 080,0 | |
ЛК ММБ (ГК) | 2 519,4 | 11 501,8 | |
Стоун-XXI | 2511,0 | 4 154,9 | |
Петербургская лизинговая компания | 2 301,0 | 3 205,0 | |
Брансвик Рейл Лизинг | 2 158,0 | 8 654,6 | |
ФинСтройЛизинг | 1 951,0 | 5 638,0 | |
ГЛАВЛИЗИНГ | 1 919,0 | 4 380,0 | |
Компания Розничного Кредитования. Лизинг | 1 744,1 | 4 515,4 | |
Локат Лизинг Руссия | 1 738,0 | 5 198,0 | |
Приволжская лизинговая компания | 1 734,0 | 3 239,0 | |
Лизинг-Максимум | 1 653,3 | 2 462,0 | |
Дойче Лизинг Восток | 1 619,0 | 5 792,0 | |
Северная Венеция (ГК) | 1 547,9 | 3 317,8 | |
РФЦ-Лизинг (ГК) | 1 304,0 | 2 407,0 | |
М.Т.Е.-финанс | 1 295,8 | 2 974,6 | |
РМБ-ЛИЗИНГ | 1 263,6 | 4 047,0 | |
Муниципальная инвестиционная компания | 1 229,0 | 2 697,0 | |
Атлант-М Лизинг | 1 181,6 | 1 182,8 | |
СТС Лизинг | 1 171,6 | 1 375,5 | |
Группа Финансовых Технологий | 1 152,3 | 3 197,3 | |
АК ГРУЗОМОБИЛЬ | 1 082,6 | 3 334,9 | |
Сибирская Лизинговая Компания | 1 079,0 | 3 328,0 | |
Ярфинвест (АЛФК) | 1 029,0 | 1571,0 | |
СКБ-лизинг (ГК) | 1 015,0 | 1 803,0 | |
РЕСОТРАСТ | 1 013,6 | 2 780,1 | |
|
Причина спроса на финансирование довольно проста - в условиях увеличивающейся конкуренции эффективно работать под силу далеко не всем компаниям. Российский рынок лизинга переходит на очередной качественный уровень, смещаясь от «рынка продавца» в сторону «рынка покупателя». В текущем году рынок вплотную подошел к работе по принципу «Не улучшил условия - значит, проиграл».
Лизингополучатели постепенно повышают требования к лизинговой сделке, чего ранее практически не наблюдалось. По словам генерального директора ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ» Альфии Гарифуллиной, «потребитель всерьез не задумывался о выборе компании; в основном на первом месте был вопрос, где ему дадут положительный ответ, и выбор ограничивался максимум удорожанием, которое обеспечит та или иная компания». Сегодня же лизингополучатели предъявляют все большие запросы: увеличение сроков лизингового проекта, отсрочка первого платежа, расширение набора дополнительных услуг, уменьшение эффективной ставки и размера аванса (а то и полное его отсутствие). И все это зачастую при отсутствии дополнительного обеспечения и при максимальной гибкости лизингодателя в формировании графика лизинговых платежей и своих денежных потоков.
Лизингодателям, которые оказались не готовы к качественным переменам рынка, работать становится не просто тяжело, а практически невозможно. Ужесточение конкуренции производит своего рода «естественный отбор» среди лизинговых компаний, который в дальнейшем будет только усиливаться.
В этих условиях для небольших независимых рыночных компаний поиск и расширение источников финансирования являются необходимым условием дальнейшего выживания. Спрос на услуги многих лизингодателей зачастую превышает объемы имеющихся у них на сегодня свободных ресурсов.
По оценке Российской ассоциации лизинговых компаний, суммарный объем лизинговых сделок, заключенных в 2006 г. в стране, составил 12,8 млрд. долл. По итогам 2005 г. Россия вошла в число десяти крупнейших стран мира по объему рынка лизинга, опередив Швейцарию (6,86 млрд. долл.) и Австралию (7,58 млрд. долл.). Неслучайно сделан здесь акцент на положении России в мировом рейтинге (таблица 3), поскольку именно это, по нашему мнению, в дальнейшем будет оказывать решающее влияние на развитие отечественного рынка лизинга.
Таблица 3. Рейтинг стран по объему рынка лизинга, 2005 г.
Рейтинг | Страна | Годовой объем (млрд. долл.) | Прирост к 2003-2004 гг., % | Доля на рынке, % |
США | 213,00 | 7,00 | 26,90 | |
Япония | 67,40 | 4,10 | 9,30 | |
Германия | 51,64 | 7,90 | 18,60 | |
Франция | 28,42 | 7,90 | 11,70 | |
Италия | 27,58 | 4,50 | 15,10 | |
Соединенное Королевство | 26,97 | 6,30 | 14,50 | |
Канада | 20,80 | 11,50 | 23,90 | |
Испания | 17,00 | 27,30 | 9,40 | |
Бразилия | 9,77 | 76,00 | 13,50 | |
Россия | 8,03 | 74,90 | н/д | |
ЮАР | 7,60 | 15,10 | н/д | |
Австралия | 7,58 | 1,70 | 20,00 | |
Швейцария | 6,86 | 13,30 | 10,50 | |
Австрия | 6,44 | 8,10 | 16,60 | |
Швеция | 6,21 | -5,20 | 11,80 | |
Нидерланды | 6,00 | 9,70 | 6,90 | |
Корея | 5,51 | 37,10 | 7,70 | |
Дания | 5,42 | 22,90 | 13,10 | |
Венгрия | 5,25 | 29,60 | 31,30 | |
Турция | 4,32 | 39,00 | 7,10 | |
Норвегия | 4,29 | 27,10 | 7,60 | |
Польша | 4,27 | 27,70 | 9,00 | |
Китай (Народная Республика) | 4,25 | 77,10 | 1,30 | |
Бельгия | 4,20 | 3,10 | 8,70 | |
Чешская Республика | 4,11 | 11,50 | 17,20 | |
Португалия | 3,61 | 6,30 | 32,00 | |
Мексика | 2,91 | 26,50 | 4,50 | |
Румыния | 2,40 | 21,10 | 6,30 | |
Колумбия | 2,22 | 54,00 | н/д | |
Финляндия | 1,69 | 4,00 | 6,50 | |
Ирландия | 1,51 | 8,00 | н/д | |
Словакия | 1,51 | 16,80 | 16,20 | |
Греция | 1,41 | -5,30 | 5,10 | |
Словения | 1,23 | 27,80 | 25,30 | |
Гонконг | 1,20 | -23,30 | н/д | |
Тайвань | 0,94 | 15,60 | 1,30 | |
Нигерия | 0,88 | 46,00 | н/д | |
Чили | 0,85 | 18,00 | 12,20 | |
Марокко | 0,75 | 24,20 | 6,10 | |
Перу | 0,72 | 4,30 | н/д | |
Эстония | 0,69 | 43,10 | 37,70 | |
Шри-Ланка | 0,67 | 40,00 | 19,00 | |
Иран | 0,64 | 100,00 | 2,40 | |
Новая Зеландия | 0,62 | 3,30 | н/д | |
Люксембург | 0,53 | 5,00 | н/д | |
Малайзия | 0,51 | 34,10 | н/д | |
Индия | 0,44 | -35,20 | 1,10 | |
Египет | 0,41 | 57,60 | н/д | |
Саудовская Аравия | 0,40 | 21,20 | н/д | |
Аргентина | 0,35 | 216,00 | 2,30 | |
Итого | 582,01 |
Уже сейчас российский рынок лизинга - один из крупнейших в мире среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой. И этот рынок в России демонстрирует практически беспрецедентный для других стран рост. В течение последних пяти лет прирост российского рынка лизинга составлял от 40 до 70% ежегодно, тогда как средний рост мирового рынка с 1994 по 2004 г. составлял 5,5% в год. За эти 10 лет мировой рынок лизинга вырос на 70%. Российский же рынок только за б лет, с 2000 по 2006 г., вырос более чем в десять раз, с 1,2 млрд. до 12,8 млрд. долл. (таблица 4).
Таблица 2. Объемы и темпы роста российского рынка лизинга
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Объемы рынка, млрд. долл. | 1,4 | 0,4 | 1,2 | 1,7 | 2,5 | 3,9 | 6,4 | 12,8 | |
Прирост к предыдущему году | н/д | спад в 3,5 раза | 200% | 42% | 47% | 56% | 64% | 41% | 42,2% |
Для крупных иностранных лизингодателей Россия сегодня - самый привлекательный рынок для инвестиций. Это особенно актуально на фоне перенасыщения и невысоких темпов роста собственных рынков у традиционных экспортеров лизингового капитала - США, ЕС, Японии. Даже обычно более успешные конкуренты России в борьбе за привлечение иностранных инвестиций - Китай и Индия - в данном случае заметно уступают. Рынки лизинга Китая (4,25 млрд. долл. в 2005 г.) и Индии (440 млн долл. в 2005 г.) не обладают пока серьезным размером с точки зрения иностранных инвесторов, а их доля в ВВП и суммарных инвестициях этих стран чрезмерно мала. Эта ситуация может радикально измениться. Потенциально рынок лизинга Китая способен стать одним из крупнейших в мире. Индия также могла бы занять ведущие позиции. Это особенно подчеркивает необходимость скорее использовать уникальное положение на мировом рынке, которое приобрела сейчас российская лизинговая отрасль.
Определенную конкуренцию России может составить и Бразилия с объемом рынка 9,77 млрд. долл. в 2005 г. и темпом прироста 76% за 2005 г. В целом рынок лизинга Латинской Америки, на котором Бразилия является безусловным региональным лидером, - самый быстрорастущий в мире, за исключением российского. В частности, прирост рынка лизинга Мексики в 2005 г. составил 26,5% (объем - 2,91 млрд. долл.), Колумбии - 54% (объем - 2,22 млрд. долл.). Быстрый рост продемонстрировали рынки и других латиноамериканских стран, но у них объем пока крайне мал (таблица 3).Еще один заметный конкурент России на мировой лизинговой арене - ЮАР с объемом рынка 7,6 млрд. долл. и темпом прироста 15% в 2005 г.
В Латинской Америке традиционно сильны позиции лизинговых компаний США. Американские компании планируют и дальше расширять там свое присутствие. А вот для европейских лизингодателей, похоже, альтернативы российскому рынку просто нет. Важную роль играет и ментальная и территориальная близость России к Западной Европе, и позитивный опыт работы европейских лизингодателей в странах Восточной Европы.
Дополнительную привлекательность российскому; лизинговому рынку в глазах иностранных инвесторов обеспечивают благоприятное и в целом качественное законодательство о лизинге, крайне низкий уровень неплатежей лизингополучателей (в среднем не более 1%), отсутствие регулятивной нагрузки на лизинговый бизнес, а также инвестиционный уровень суверенного кредитного рейтинга России. Общий значительный рост притока иностранных инвестиций в Россию с 2005 г. также создает благоприятный фон для лизинговых инвестиций.
Наконец, еще один немаловажный фактор привлекательности российского рынка лизинга состоит в том, что этот рынок занял позицию регионального лидера на пространстве Восточной Европы и СНГ. Наличие одного сильного лидера характерно для лизинга в нескольких регионах мира. В Латинской Америке это Бразилия, в Африке - ЮАР, в Юго-Восточной Азии - Япония. Статус России в качестве регионального лидера означает для иностранных инвесторов то, что, выходя в Россию, они делают шаг в освоение не только российского рынка, но и всего региона СНГ и Восточной Европы.
Данный анализ позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие годы именно масштабный приток иностранных инвестиций в российский рынок лизинга станет главной движущей силой роста этого рынка. Однако в настоящий момент еще нельзя утверждать, что иностранные инвесторы и зарубежные компании ориентируются в ситуации на российском рынке лизинга.
До сих пор международные финансовые группы, лизинговые компании и банки относились к России довольно сдержанно: лизингодателей с иностранным капиталом можно было пересчитать по пальцам. Из числа наиболее крупных универсальных компаний это «Райффайзен Лизинг», «ММБ Лизинг» и «Европлан», а также несколько специализированных компаний при поставщиках, такие как «Скания Лизинг», «Вольво Финанс Групп», «Даймлер Крайслер Лизинг Автомобили».
Уже в 2005 г. основной тенденцией российского рынка лизинга стало появление значительного числа компаний с иностранным капиталом. На российский рынок вышли такие крупные компании, как австрийская «ФБ Лизинг», итальянская «Локат Лизинг Руссия» (при Uni Credit), нидерландские «ИНГ Лизинг» и «Транспорт Лиз», французская «Arval» (при BNP Paribas), латвийская «Парекс Лизинг», немецкая «ЦХГ Меридиан» и другие.
Недостатки отечественного лизингового рынка, заключающиеся в отсутствии на нем регулирующих органов, превращаются в достоинства для иностранных инвесторов: барьеры входа на рынок практически отсутствуют. «Пожалуй, единственным барьером на сегодня является невысокая ликвидность лизингового имущества. Многие компании, в том числе и зарубежные, приходят в первую очередь на рынки с наивысшей ликвидностью: транспортные средства, а также строительное оборудование в условиях строительного бума», - отмечает Альфия Гарифуллина.
В каждом сегменте рынка в настоящее время сформировались лидеры, которые теснят конкурентов, поэтому небольшие лизингодатели, не нашедшие себе стратегического инвестора, дающего мощную финансовую подпитку, будут обречены на постепенную потерю рыночных позиций. Впрочем, амбиции небольших компаний в плане развития в среднесрочной перспективе, как правило, ограничиваются лишь усилением веса в своем регионе и экспансией в соседние области.
Заключение
Несмотря на общую благоприятную картину с притоком иностранных инвестиций на рынок лизинга, здесь не обошлось без ложки дегтя. Источником проблем снова стала позиция ФНС по принятию к вычету и возмещению НДС лизинговым компаниям. Проблемы с возмещением НДС оказались столь значительными для компании «Ханса Лизинг», что ее акционерами было принято решение приостановить заключение новых сделок в России. Этот случай с крупнейшей в России лизинговой компанией с иностранным капиталом стал холодным душем для многих зарубежных лизингодателей, готовившихся начать здесь бизнес.
Надо полагать, что многие из них заняли сейчас выжидательную позицию, ведь незаконность и неадекватность правоприменительной практики в стране способны перечеркнуть самые благоприятные возможности развития бизнеса. Именно от решения проблемы с возмещением НДС сейчас в наибольшей степени зависит, сможет ли российский лизинг стать каналом для масштабного привлечения иностранных инвестиций в несырьевой, высокотехнологичный сектор российской экономики.
Список литературы
1. Ахундов Р.О. Современные методы оценки лизинговых активов / Р.О. Ахундов / / Бизнес и банки. - 25/ 4/2006. - N16. - С. 1-3.
2. Кашкин В.В. Прогноз развития российского рынка лизинга / В.В. Кашкин // Банковское дело. - №8. - 2007. - С. 23-29.
. Попов А.Н. Лизинг как система финансово-инвестиционного предпринимательства / А.Н. Попов / / Аудит и финансовый анализ. - 2006. - N3. - С. 105-120. - Библиогр.: с. 120 (8 назв.).
. Романовский Р.Ю. Пути развития российского рынка лизинга / Р.Ю. Романовский // Аудитор. - №4. - 2008. - С. 49-53.
. Соколов В.Г. Риски в лизинговой деятельности / В.Г. Соколов, Л.С. Хромцова / / Финансовый бизнес. - 2008. - №2. - С. 29-32.