Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета




Рабочая программа дополнительного образования по риторикеагентства «BabyArt».

«Ораторское мастерство».

Составитель: учитель начальных классов, логопед дефектолог

Попова Анастасия Александровна

 

 

Целевой раздел

Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

на уровне личностных результатов – «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.;

на уровне метапредметных результатов – «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;

на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.

 

Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике.

 

Начальный этап Этап углубленного разучивания Этап закрепления и совершенствования
Название упражнения Уточнение двигательных действий Закрепление двигательного навыка
Показ Понимание закономерностей движений Выполнение упражнений более высокого уровня
Объяснение техники Усовершенствование ритма Использование упражнений в комбинации с другими упражнениями
Опробование упражнений Свободное и слитное выполнение упражнений Формирование индивидуального стиля

ФОРМЫРАБОТЫ:

Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий: репетиции (индивидуальные и коллективные). Программа также включает разные виды занятий:

· учебное занятие;

· занятие – игра;

· открытое занятие;

 

  Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты
1 -3 неделя осознавать роль речи в жизни людей; оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации; объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.). соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; реализовывать простое высказывание на заданную тему; ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих; самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари; учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; различать устное и письменное общение; различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях; уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи; анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
3-5 неделя осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения; осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях; оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации; анализировать тактичность речевого поведения в семье; объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов. формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее); пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова; отличать подробный пересказ от краткого; знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа; пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется, реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи; характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи; определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности; планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности; осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения; уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания; оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой; анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения; продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения; определять тему, основную мысль несложного текста; определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку); подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.); анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;
5-7 неделя оценивать свою вежливость; определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. формулировать тему урока после предварительного обсуждения; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; аргументировать свою точку зрения, знать основные приёмы подготовки устного выступления, пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением; в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. приводить примеры задач общения и речевых ролей; отличать подготовленную и неподготовленную речь; знать особенности неподготовленной речи; осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; знать особенности диалога и монолога;
7-12 неделя объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; отличать истинную вежливость от показной; адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия; учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях; осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах; анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом. формулировать задачу урока после предварительного обсуждения; оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении; осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности; признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;   различать общение для контакта и для получения информации; учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания; уместно использовать изученные несловесные средства при общении; определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;
         


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: