Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка в начальной школе




Подготовку к проектной деятельности целесообразно начинать уже в первом классе. На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать. Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала в совместной работе на уроках, потом – дома, самостоятельно.

Работая над подобным мини – проектом, школьник учится планировать свою деятельность с помощью предложенного алгоритма, получая желаемый результат. Работая с информацией, ученик овладевает определенными навыками: умение работать со справочной литературой, ставить цель и планировать свою работу и т.п.

Наработанный материал используется для словарно – орфографической работы на уроках: диктант по памяти, творческие диктанты, диктант с использованием загадок. Проект предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека.

Цель проекта: прививать любовь и уважение к русскому языку.

Задачи проекта: формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы; учить детей структурировать информацию, правильно излагать свои мысли устно и письменно; совершенствовать у детей навыки работы в группе; расширить представления детей о русском языке, о его многообразии. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат решений той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.

В организации уроков по методу проектов можно выделить 5 этапов:

1. Проблемы.

2. Планирование (проектирование).

3. Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентации.

В процессе обучения русскому языку метод проектов реализуется на этапе творческого освоения материала, когда учащиеся уже имеют определённый багаж знаний по какой-либо теме. В этом случае уроки русского языка превращаются в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы.

В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.

1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. К таким проектам можно отнести «Речевой портрет школьника», «Русские семейные имена и прозвища: история и современность», «Язык развлекательных передач».

2. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. В виде ролевой игры можно представить анализ басен И.А. Крылова, например, по теме «Языковая выразительность басни И.А. Крылова и притчи «О Сверчке и Муравье»».

3. Практико-ориентированный проект по русскому языку нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса или школы. Так, например, результатом разработки темы «Причины появления удвоенной и непроизносимой согласной» может быть подборка материалов «Непроизносимые звуки двадцатого столетия» или составление словаря слов на данную орфограмму.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализованные представления произведений изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. Например, проект «О путешествии запятой по строчкам тетради» можно представить в виде постановки.

5. Исследовательский проект по русскому языку – по структуре научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д. К этому виду работы можно отнести следующие исследования: «Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой», «Роль слов «да» и «нет» в диалоге школьников».

Проекты по русскому языку классифицируются и по продолжительности:

1. Мини-проекты укладываются в один урок. Их разработка наиболее продуктивна на уроках развития речи.

2. Краткосрочные проекты по русскому языку занимают 4-6 уроков.

3. Недельные проекты выполняются в группах. Работа идёт под руководством учителя, на их выполнение требуется 30-40 учебных часов. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции) с внеклассными (экскурсии, видеосъёмки

Таким образом, учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.

Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.

Данная форма обучения многогранна, эффективна и перспективна. Организация проектной деятельности позволит учителю сделать процесс обучения русскому языку ярким и запоминающимся, поможет учащимся познакомиться с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно.

 

Проект «Состав слова»

Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся: практико-ориентированный, так как он нацелен на интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и призван быть использованным в жизни класса.

Тип проекта по предметно-содержательной области: монопроект. Реализуются в рамках одного учебного предмета – русский язык, хотя могут использовать информацию из других областей знаний, и деятельности.

Тип проекта по количеству участников: групповой.

Цель проекта:

повторение, обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Состав слова», умение отличать однокоренные слова по двум признакам, образованию новых слов с помощью приставки и суффикса.

Задачи:

1. проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;

2. совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

3. развивать умение разбирать слова по составу;

4. воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

В работе используются такие педагогические технологии как – игровые технологии, групповые технологии, личностно-ориентированные технологии.
Одна из используемых форм – это групповая работа. Главное педагогическое правило: не расслаивать учеников на сильных и слабых, а организовать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности.

Задачи: Включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей, т.е. разрабатывается такое задание, и такая методика при котором ученик обязательно справляется с работой.

Класс разбивается на 2-3 группы. Дети в группах организованы с разным уровнем развития. Группы получают задания. Задания выполняют все, при этом идёт опрос друг друга, сильный помогает слабому ученику. Таким образом, все ученики всё полезное время потратили на достижение главной цели урока. Игровую форму придает выполнение этих заданий на время или же работа протекает в соревновательной форме.

Не надо доказывать, что одним из важных разделов русского языка является орфография, о занимательном изучении которой рассмотрим в данной курсовой работе. Наши грамотеи: ученики Алеша Березкин, Коля Князев, Евгений Пчелкин и их друзья начинают путешествие в мир родного языка.

Занимательные сюжеты, лежащие на основе необычного путешествия героев, сказочные уроки позволяют развивать творческое мышление всех детей, в том числе и несколько отстающих по русскому языку. Каждое занятие или сценка в данной работе рассчитаны на творческую фантазию, воображение, оригинальность мышления учащегося.Учитель может использовать данную работу, как дидактический материал на уроках и внеучебной работе.

Как делаются слова или необычное путешествие четвероклассников.

Когда учительница спросила, из каких частей состоят слова, Коля сбивчиво отвечал о корне, суффиксе, приставке и окончании. Когда урок подходил к концу, а учительница собиралась дать домашнее задание под №..., Евгений Пчелкин вдруг предложил необычное домашнее задание. Вместо упражнения разрешить ему узнать, как делаются слова, не в учебнике, а у людей: строителей, летчиков, машинистов поездов, садоводов… Кто лучше их знает, как сделаны слова, которые для них – самые важные.

- Это будет интересное путешествие, - сказала учительница, но кого из класса возьмешь с собой?

- Всех желающих, - ответил Пчелкин и посмотрел, кто поднимает руку. Конечно, сразу согласились Алеша Березкин И Коля Князев. Все остальные посчитали удобнее выполнять упражнение по учебнику.

-Но как вы будете путешествовать без взрослых? – спросила учительница.

- Я попрошу старшего брата, - ответил Князев. - Он летчик.

- Хорошо, - согласилась учительница. – Постарайтесь выполнить задание к понедельнику. Вы расскажете всему классу самое главное. Это будет и подготовка к весеннему КВН грамотеев.

Путешествие началось!

Рядом со школой строился красивый дом. Ученики знали, что на территорию строительства заходить нельзя, поэтому строители, увидев группу ребят и стройного юношу в летной форме – Сергея Князева, в обеденный перерыв вышли к ним. Вопрос, как делаются слова, не застал их врасплох

Строитель сказал: «Ребята, слова делаются, строятся так же, как делаются и строятся дома. Вот как этот! Мы используем строительный материал: панели, блоки…. А у вас другой строительный материал. Давайте спросим у крановщика!»

_- Что ж, попробуем! – сказал крановщик, спустившийся по лесенке со своего большого и красивого крана. – Возьмите мою профессию – крановщик. От какого слова образовано оно?

- КРАН! – воскликнули ученики.

- Правильно, кран1 А дальше что будем делать? Давайте спросим у каменщика и бетонщика.

Подошли к ребятам каменщик и бетонщик «Посмотрите на нас троих, - попросил ребят крановщик. - Что у нас общее?»

- Рабочая одежда! Веселые лица!

Засмеялись рабочие.

- Нет, говоря по - школьному, у наших веселых слов есть одна общая часть – ЩИК, которую добавили к знакомым вам словам: камень, кран, бетон.

- Это суффикс, - сказал Коля Князев. В переводе с греческого слово обозначает «прикрепленный». И если мы к корню прикрепим суффикс:- ЩИК, то вы поймете, что речь идет о профессии, специальности.

- Этот суффикс к корню будто сварщик прикрепил, припаял,- дополнил строитель.

- Можно и так. Значит, часть слова ЩИК имеет значение. Вот это и будет строительный материал, из которого делают слова, - сказали бетонщик, каменщик и крановщик

- Теперь возьмем другое слово, - продолжал строитель. – Дом мы построим. Он будет, мы надеемся….

- Прекрасным, - сказал Алеша Березкин.

- Согласны. И люди в нем будут жить ПРЕ…

- Предобрые, премилые! – добавил Пчелкин.

- Значит, строительный материал – приставка дала слову новую окраску. Как будто дом облицевали. И она, как видите, имеет значение

Так вот, дом строится из строительного материала, а слова тоже из строительного материала, но особого: значимых частей слова! По-вашему, корня, приставки, суффикса, окончания. А каждая значимая часть слова сделаны из звуков в речи и букв на письме.

- И не забывайте, что главное в строительстве – это заложить прочный фундамент. А в части слова – это корень. Он все слово держит, как фундамент весь дом. Запомните части слова – удивительные строители! – сказал на прощание инженер. Строители подарили ребятам оранжевую каску: «Это для кружка русского языка. Не забудьте о том, как делаются слова, как они строятся. И из чего».

У машиниста

Машинист попался веселый, и он сразу понравился ребятам. «Интересное вам дали в школе задание. Состав слова,- он на минутку задумался. – Это как наш состав, состав поезда. Главное, конечно тепловоз. Это, по-вашему, корень. В нем вся сила».Коля Князев не выдержал: «А вагоны, которые прицеплены к тепловозу, - это приставки, суффиксы. А последний вагон-окончание….»

- Примерно так,- согласился машинист. – Что состав слова, что состав поезда – составляются одинаково: слово – из значимых частей, а поезд – из вагонов.

- Как вы понимаете, слово «машинист» - это моя профессия- образовано от слова «машина».Но почему при помощи такой звучной части ИСТ? Случаем ли этот суффикс? Давайте спросим у нашего РОДНОГО ЯЗЫКА, это самый лучший машинист, он ведет все слова по расписанию. Вспомним, какие вы знаете слова с суффиксом ИСТ:

тракторист, металлист, журналист, связист, хоккеист, автомобилист

Видите, ребята у меня как у связиста… Города связываю, как связист. Нужна ловкость и выдержка, как хоккеисту. Поэтому РОДНОЙ ЯЗЫК и не дал мне другую значимую часть слова, а именно эту! Раздался гудок, и состав тронулся в путь.

У летчиков

Теперь на аэродром. По дороге предложили внимательно посмотреть на слова, которые понадобятся в полете. Самолет, вертолет, летать, летчик, пролетать. облетать, вылетать, взлететь, налететь, прилететь, пролететь.

- Самолет поднимется в воздух, - услышали слова командира. Если вы найдете нужную часть слова к корню – ЛЕТ. Повторяю, нужную часть слова, нужное слово, чтобы самолет мог подняться в воздух. Нужную приставку!

И здесь Березкин сказал: «ВЗ! Взлететь!» И все услышали, как взревел мощный мотор и крылатая машина легко взмыла, взлетела в воздух.

- Впереди город! – снова услышали мы голос командира. Мы обсудили и сказали твердо: «Приставка под! Подлетать к городу!» И самолет подлетает к городу.

- Впереди аэродром! Приставка?

Какую новую приставку взять? Что делать? Недолететь нельзя! Перелететь – тоже! Подлететь, прилететь – вот нужные слова. Командир улыбнулся, потом добавил: «Не так просто рождаются слова. Всегда есть варианты, а жизнь выбирает лучшее слово. Слова рождаются не случайно, а части слова у нас – это пилоты высшего класса. Каждая из них, образующая слово, имеет смысл, значение!».

НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА

Было воскресенье, и ребята решили самостоятельно сходить в цирк, спросить о составе слова у КЛОУНА! Вот уж он посмеется!

Перебивая друг друга, ребята рассказали о своем путешествии, о том, что рассказали им о составе слова строители, машинист, летчик.

Неожиданно клоун сказал, что это просто замечательно, что такой вопрос они задают здесь, в цирке, потому что еще никто и никогда не задавали клоуну такого важного вопроса, самого интересного.!

- Корень, суффикс и приставка, - сказал клоун, - прежде чем работать в составе слова, они долго работали в составе цирковой группы. Да, да, не улыбайтесь! Здесь, в цирке, они научились тому необыкновенному волшебству, которое они теперь в слове так мастерски показывают!

Что может сделать знаменитый артист КИО, вы знаете, но что могут эти три замечательных артиста – Корень, Суффикс, Приставка и юный помощник Окончание – этого не сможет сделать никто!

В самом деле: у нас в цирке многие годы выступает СЛОН. Стоит только мастеру Суффиксу – с вашего разрешения я буду их так называть!- итак, стоит только этому замечательному артисту прикоснуться к СЛОНУ, как тот на глазах начинает уменьшаться и превращаться в маленького СЛОНЕНКА! И это происходит на глазах у тысяч зрителей!

А могучие ТИГР и ЛЕВ в руках этого кудесника превращаются в ТИГРЕНКА и ЛЬВЕНКА. То же происходит с обезьянкой и медвежонком….И белочка от радости не может остановиться в своем колесе.

Ребята согласились, что части слова недаром работали в цирке и многому там научись.

- Этот мастер,- продолжал клоун, - берет обыкновенный КЛУБЕНЬ (например, картофель) и с помощью корня и своего товарища суффикса – ИК – образует всеми любимую КЛУБНИКУ, ЗЕМЛЯНИКУ, КОСТЯНИКУ!

Это ли не верх волшебства? А древнерусское слово грамота – «буква, запись» - превращается на наших глазах в уважаемых гостей – ГРОМОТЕЕВ.

Какой самый знаменитый фокусник сможет это сделать? А обыкновенный карандаш, которым дети рисуют каждый день, вдруг превращается в великого клоуна КАРАНДАША! Я уже не говорю о том, что обыкновенные винт и шпунт с помощью мастера Суффикса становятся двумя всемирно известными механиками и изобретателями Винтиком и Шпунтиком. Ведь этого не может сделать даже знаменитый Алан Чумак!

Или во время представления идет канатоходец по канату, гимнаст делает сложнейшие упражнения в воздухе на большой высоте, под куполом цирка! Ошибется ПРИСТАВКА – и тогда беда! Попробуйте вы точно сказать, когда какая приставка должна действовать: Взойти, войти,выйти,дойти,айти,обойти,отойти,перйти,пойти,подойти,прийти,пройти,разойтись,сойти.

Видите, приставка – тоже артистка высокого класса! Поверьте, ЧАСТИ СЛОВА – это волшебники Чудесного Города Слов! Будьте внимательны к ним, частям слова! Нужно знать, как делаются слова, чтобы не делать ошибок…

Утром в понедельник Алеша Березкин, Женя Пчелкин и Коля Князев пришли в класс задолго до первого урока. Они думали, как лучше рассказать ребятам о своем путешествии. Будет ли интересно? Учительница попросила рассказать, как делаются слова Колю. Все так заслушались, что не слышали и звонка на перемену. Не уходили м третьеклассники, которые стали изучать тему «Состав слова» Их привел Толя Князев, брат Коли.

Все решили, что наш язык МУДР, все ребята узнали тайну, секрет языка. Оказывается, лишь часть простых слов нужно запомнить, а большая часть образована, создана с помощью частей слова на основе этих простых. Они легко узнаются и понимаются, без этого язык выучить было бы невозможно, и не только ученикам! И, конечно стать грамотеем.

Ребята придумали и опубликовали в школьной стенгазете:

На стройке слов

 

Мы все любуемся на здание:

Так труд строителей толков.

И так похоже созидание

Образованию новых слов.

 

Конечно, наш фундамент - корень, -

Опора всех домов, дворцов,

Важнее всех в образовании

Обыкновенных добрых слов.

 

Вот краном поднята приставка

Всего лишь несколько часов –

Она поможет, словно в сказке,

Образованию дивных слов.

 

И суффикс прикреплен конечно.

Немало стоило трудов!

Он, знаем мы не из последних

И в созидании новых слов.

 

Объединение и сложение

Частей различных и основ

Послужит юным грамотеям

И построению сложных слов!

 

Конечно, для любого здания

Всем важно очень окончание.

Она не только для домов,

Но и для связи разных слов!

 

Коль узнал ты строение слова

И части слова изучил, -

Волшебный ключик грамотея

Ты от рабочих получил!

 

А сейчас слушаем сказку.

Сказка о короле Корне, принцессе Приставке, принце Суффиксе и Окончании

Сказка первая. Король Корень.

Давным-давно в одной красивейшей местности были четыре сказочные страны. Если очень внимательно посмотреть на старую географическую карту, то можно увидеть эти удивительные страны, не похожие ни на какие другие.

В центральной части старинной карты расположено королевство, которым правил король Корень. Он очень гордился своим древним родом и при случае не забывал гостям рассказывать о своей родословной На гербе короля красовалось написанное лучшими художниками могучее дерево. Жители этого королевства отличались удивительной работоспособностью, любовью к труду. Много у короля Корня верных подданных, о каждом из которых можно рассказать интересную историю! Представим вам министров этого сказочного королевства: - РАСТ/-РОС и ПАШ – министры земледелия, известные своими знаниями, как вырастить растение, как ухаживать за маленьким ростком, как пахать, сеять и убирать урожай;

-ВЕД-, -ЗНА-, -МЫСЛ- и –ДУМ- министры наук, людьми почитаемых, полезных да радостных;

-БОЛЬ- и –КРЕП- министры медицины и чудесных трав; подданные –СЛОВ- и ЧУД= ведали добрыми словами и чудесными делами, а министры –ДЕТ-, -МИР- и –ДРУЖ- старались, чтобы все дети росли добрыми, здоровыми, дружными любили свою землю.

Другие верные подданные (-ПРАВ-,- РАД-, -ЦЕН-,ЕЗД-, -ХОД-, -ЛЕТ-, -ПЛОД-, _ЧЕТ-) тоже занимались важными делами, о которых вы без труда можете догадаться, если посмотрите в словарик.

Вы спросите, как проводили свое свободное время жители этой замечательной страны? Были ли у них переменки? Случалось. Особенно любят веселье и шутки любимцы короля – безударные гласные. Они очень любят карнавалы, маскарады и хороводы, особенно – игру в прятки.

Вы не верите? Пусть в классе прозвучат слова: КО-ЛО-КОЛЬ-ЧИК, СО-ЛО-ВЕЙ, КО-ЛО-СОК… Вы услышали слова, прочитали и поняли, почему эти симпатичные безударные гласные так любят играть в прятки. Некоторые шалуньи просто одели веселые маски, и теперь трудно отличить, где «О», а где «А».

Признаемся, даже король, когда безударные гласные разбалуются, расшалятся, затрудняется отличить их. Не говорим уже об учениках, которые в своих диктантах просто путают их и допускают ошибки. Что же делать?

По совету мудреца король Корень брал в руки волшебный колокольчик и тихо ударял в этот чудесный колокольчик. Как по волшебству слова изменялись, а безударные гласные снимали свои яркие и праздничные маски – и все видели их веселые лица, слышали их певучий и прекрасный голосок.

Обычно строгие и примерные в поведении согласные тоже полюбили хороводы, маскарады, карнавалы и игру в прятки. Попробуйте произнести слова: МАС-КА-РАД, ЛОЖ-КА. Согласные тоже согласились играть в прятки. Они любят прятаться на конце слов или перед другими согласными.

Король обратился за помощью к гласным:

- Послушайте: согласные тоже стали увлекаться играми. Повлияйте на них, выведите их на чистую воду! Гласные не возражали, и согласные согласились, они ведь доброго нрава. Только успеют гласные стать рядом, за согласными, как те послушно снимают веселые маски и начинают звучать по-своему, удивительно мелодично, ясно и звучно.

Сказка вторая. Принцесса Приставка.

Путешественников встречают дружелюбные и приветливые жители этой сказочной страны, которые присоединяются ко всем добрым и веселым, берутся за руки – и те становятся прекрасными, предобрыми и премилыми. Они присоединяются ко всем, кто любит строить, созидать, творить добро, пахать, сеять, собирать урожай. И тогда все вместе они выстроят красиво и добротно, достроят и отстроят, перестроят и обустроят разные места, как в волшебной сказке.

Но даже в этой удивительной сказке не обходилось и без ссор. Особенно этим отличались приставки ПРИ- и ПРЕ-. «Я самая прекрасная! – говорила приставка ПРЕ-, любуясь собой. А приставка ПРИ- считала, что лишь она вызывает симпатии: все стараются к ней приблизиться, приглядеться, прислушиваются к ее мнению, присоединяются к нему, приплывают и прилетают издалека, чтобы подивиться ее мудрости и красоте

Живут на свете, людям помогая. приставки через-, из-, воз-, раз- и без-, но звук согласный их встречает, и мы пишем только с буквой «с».

Мы перед глухою согласной

Напишем приставку на «с»,

Но если уж перед приставкой

Согласно звонко звучит,

О правиле вспомним ребята,

У всех нас большой интерес

К приставке на «з», но не «с»!

Сказка третья. О принце суффиксе.

Принц Суффикс был на все руки мастер: он и в кузнице мог работать, и поле вспахать, и хлеб убрать, и сено скосить. Мог сделать и более чудесные вещи. С его помощью появился пахарь, косарь, косилка. И учитель в классе появился, чтобы детей учить, и садовник, чтобы за садом ухаживать. И рыбак, чтобы рыбу ловить, и моряк, чтобы в море выходить. Перечислить все волшебные превращения невозможно. Сердце у принца доброе, поэтому многие слова ласковые: не солнце, а солнышко, не река, а реченька, не береза, а березонька, не небо, а небушко ясное, не зерно, а зерныщко золотое и спелое. И не хлеб, а дорогой хлебушко.

 

 

Загадка

«Чики-чики-чики-чик! –

Улыбнулся суффикс – ЧИК.

«Чики-чики-чики-чик! –

Рассмеялся суффикс – ЩИК.

Отличить нас без затей

Сможет юный грамотей!

Ведь один из нас- рассказчик,

Переводчик и разносчик.

И объездчик, и заказчик,

Переплетчик, грузчик, смазчик!

Выдумщик у нас другой!!

Он бетонщик и фонарщик,

Он и каменщик, и сварщик!

На таблицу посмотрите,

Ключ к загадке отыщите,

Тайну правила найдите!

-ЧИК - ЩИК
Рассказчик сплавщик
разносчик бетонщик
водопроводчик сварщик
объездчик каменщик
разведчик фонарщик
переписчик табунщик
смазчик сменщик
заказчик доменщик
проходчик пильщик
погрузчик танцовщик

1.Определите, от чего зависит написание суффиксов – ЧИК и ЩИК. Как их отличить?

Ответ на эту орфографическую задачку:

Пять чудесных, мудрых букв

Любит суффикс – ЧИК!

«С» и «З, «Т» и «Д», и конечно «Ж»!

А какие буквы

Любит суффикс – ЩИК?

Это очень просто!

Все другие буквы

Любит суффикс - ЩИК!

Сказка четвертая. Окончание.

Так бы и по сей день были эти четыре страны, если бы не одно печальное происшествие. Заболел у короля Корня младший сын. Призвал король врачей самых знаменитых. Но и корни –ЛЕК- и –ЛЕЧ-, знающие наизусть весь лечебник, ничем помочь не могли.

Прослышали о несчастье подданные принца Суффикса и принцессы Приставки – и поспешили на помощь. Только вместе смогли они найти ЛЕКАРЯ, добыть ЛЕК-АР-СТВ-О. Удалось всем вместе ВЫ-ЛЕЧ-И-ТЬ им сына короля, ИЗ-ЛЕЧ-И-ТЬ от тяжелой болезни.

Вы спросите, а где же сказка об Окончании? Если вы наблюдательны, то видели, что Окончание помогло мальчику. Окончание, как всегда, завершает доброе дело. Да и прежние сказки без окончания не получились бы, ведь оно связывает слова, а без слов ни песни, ни сказки не сложить.

Ребята нарисовали чудесную карту, о которой говорится в сказке. Выпустили стенгазету, составили кроссворды.

Ребята справились с проектом и повторили состав слова.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализируя проделанную работу, можно сделать вывод, что эффективность проектно-исследовательской деятельности не сводится лишь к освоению конкретного учебного предмета, но выражается в формировании положительного образовательного опыта. Участвуя в полезной, интересной, продуктивной творческой деятельности, школьники учатся анализировать собственный опыт, обозначать явления, события и собственное отношение к ним, закладывая тем самым основы своей активной жизненной позиции.

При выполнении проекта, работая в группах и индивидуально в условиях личной заинтересованности и практической необходимости, учащиеся отрабатывали навыки правописания, учились пользоваться словарями, у них развивалась произвольность внимания, пополнялся словарный запас, формировались новые понятия. Во время работы школьники учились налаживать новые контакты, проявляли познавательную активность.

Участвуя в проектно-исследовательской деятельности, учащиеся:

- учились планировать свою работу;

- учились работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения;

- учились работать с разными источниками информации;

- учились оценивать конечный результат, анализировать свою работу.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести свою пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание для учащихся, сформированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого и косвенного обучения. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Да, учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Ведь не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных дисциплин, школьных предметов. Эта сложная дисциплина требует большого труда. Вводить в урок игровые ситуации, сказки: всегда легче запомнит то, что интересно. Занимательность на уроке – это отнюдь не синоним развлекательности, а наоборот, напряженный труд и постоянный поиск. Всегда можно найти что-то интересное, увлекательное в жизни.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов//- М:Баласс, 2010.-80 стр. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)

2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников.// Нач. школа. – 2005. - № 9.

3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе.// Начальная школа.2004.№2

4. Иванова Н.В. Из опыта использования проектного метода на уроках русского языка в начальной школе. // Начальная школа.2008. №8

5. Кравец Т. Н., Телеганова М. В., Спутай С. И., Младшие школьники проводят исследование // Начальное образование, № 2, 2005.

6 Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: