Материальное обеспечение.




Тема 10. Организация практики и повышение квалификации менеджеров

Организация практики.

Повышение квалификации менеджеров разного уровня управления, социальные, этнические, конфессиональные и культурные отличия с целью толерантной работы в коллективе.

Организация практики.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 г.) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Трудовым кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 г. № 264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации» разработано Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего образования (далее — Положение).

I. Общие положения.

1. Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее – высшее учебное заведение, вуз) является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования. Цели и объемы практики определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования (далее — ФГОС ВПО).

2. В соответствии с требованиями к организации практики, со-держащимисявоФГОС ВПО, а также настоящим Положением вузы самостоятельно разрабатывают и утверждают документы, регламентирующие организацию практического обучения студентов с учетом специфики подготовки бакалавров (специалистов).

3. Программы практики разрабатываются и утверждаются вузом самостоятельно на основе ФГОС ВПО, с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки (специальностям) и примерных программ дисциплин. Программы практик могут предусматривать сдачу квалификационных экзаменов с целью присвоения разрядов студентам по профессии начального профессионального образования.

4. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные учреждения высшего профессионального образования, могут разрабатывать на основе настоящего Положения рекомендации по проведению практики студентов с учетом особенностей отрасли.

Виды практики.

5. Основными видами практики студентов высших учебных заведений, обучающихся по основным образовательным программам высшего профессионального образования, являются учебная, производственная, включая преддипломную, практики.

5.1. Учебная практика может включать в себя несколько этапов: практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная и др. Перечень этапов учебных практик в учебных мастерских по основной образовательной программе высшего профессионального образования определяется вузом. Для студентов направления «Менеджмент», предполагается две учебных практики.

Целями учебной практики (1) являются повышение качества подготовки бакалавров путем закрепления, расширения, углубления и систематизации полученных знаний по дисциплинам профессионального цикла и приобретение необходимых умений и навыков практической работы, формирование компетенций по направлению «Менеджмент», в том числе по видам будущей деятельности. Особое внимание уделяется развитию навыков самостоятельного и коллективного принятия решений в области введения в профессиональную деятельность, серьезному анализу и аргументации принимаемых решений. В частности, практика предусматривает: знакомство с системой и структурой экономических районов конкретного региона и ее элементами, структурой хозяйственного комплекса экономики района, отраслевыми комплексами и их характеристиками, особенностями территориально-географического размещения предприятий пищевой, химической и др. отраслей промышленности, оценкой современного состояния и перспектив технического, экономического и социального развития отраслей, особенностями внутренней и внешней среды отраслевых предприятий, ознакомление с управленческой документацией, организацией документооборота, деловыми коммерческими документами и корреспонденцией, приобретение практических навыков и знаний.

Учебная практика (2) преследует цели закрепления и применения знаний, полученных студентами при изучении дисциплин, предшествующих практике в условиях предприятия: изучение организации научно-исследовательской, проектно-конструкторской, технологической, метрологической деятельности, системы управления качеством продукции и производства, основных видов технического контроля, технологического оборудования и процессов, вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности, функционирования соответствующих структурных подразделений и служб.

В том числе, целями учебной практики являются закрепление и углубление полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков, включая:

изучение видов предпринимательской деятельности, инфраструктуры бизнеса и предпринимательских рисков;

ознакомление с производственной и организационной структурой предприятия;

изучение производственной программы, видов продукции;

исследование методов изучения конкурентоспособности и рыночной конъюнктуры;

изучение форм и систем оплаты труда, материального и морального стимулирования;

выявления направлений инвестиционной деятельности и инновационного развития предприятия;

исследование человеческих ресурсов в промышленном и коммерческом секторе, основ планирования в коммуникационном менеджменте, системы планов предприятия и их взаимосвязи;

закрепление и расширение навыков по использованию пакетов прикладных программ, в том числе: организационных, экономических и программ, ориентированных на обеспечение решения управленческих задач на предприятии отрасли, информационными системами в организации.

Также в период практики студенты должны ознакомиться с применением на предприятии современных информационных технологий.

Производственная практика включает в себя, как правило, следующие этапы: практика по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т.п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практики. Целями производственной практики являются: формирование общекультурных и профессиональных компетенций менеджера в сфере организационного управления и развитие компетенций, сформированных при изучении предшествующих курсов; подготовка студента к выполнению в условиях реального производственного и управленческого процессов ключевых видов профессиональной деятельности менеджера (управленческой, организационной, экономической, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской); развитие и накопление практических умений и навыков по анализу и совершенствованию систем управления в организации; подготовка к решению управленческих задач на производстве и выполнению выпускной квалификационной работы.

Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.

Организация практики.

6. Требования к организации практики определяются ФГОС ВПО. Организация учебной и производственной практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

7. Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях высшего учебного заведения или на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Производственная, в том числе преддипломная, практика студентов проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

8. Для руководства практикой студентов назначаются руководители практики от высшего учебного заведения и от предприятий (учреждений, организаций).

В тех случаях, когда учебная практика является продолжением (частью) изучения дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр. Перечень учебных практик, являющихся продолжением учебных дисциплин, определяется вузом.

Учебная и производственная практики, предусмотренные федеральным государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, осуществляются на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, и финансируются за счет средств соответствующего бюджета.

9. Руководители практики от высших учебных заведений:

• устанавливают связь с руководителями практики от организаций и совместно с ними составляют программу проведения практики;

• разрабатывают тематику индивидуальных заданий; принимают участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещении их по видам работ;

• несут ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;

• осуществляют контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием; оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной (квалификационной) работе;

• оценивают результаты выполнения студентами программы практики.

10. При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. Допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.

11. Студенты, заключившие договоры с предприятиями, учреждениями и организациями на их трудоустройство, производственную и преддипломную практики, как правило, проходят в этих организациях.

12. Сроки проведения практики устанавливаются высшим учебным заведением с учетом теоретической подготовленности студентов, возможностей учебно-производственной базы высшего учебного заведения и организаций и в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.

Учебная и производственная практики могут осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

13. Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению соответствующих кафедр на основе промежуточной аттестации могут быть зачтены учебная и производственная (за исключением преддипломной) практики. На преддипломную практику они направляются в установленном порядке. (Данный вопрос решается в индивидуальном порядке ВУЗом).

14. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 ч в неделю (ст. 92 ТК РФ), в возрасте от 18 лет и старше — не более 40 ч в неделю (ст. 91 ТК РФ). Для студентов в возрасте от 15 до 16 лет продолжительность рабочего дня при прохождении практики в организациях составляет не более 24 ч в неделю (ст. 91 ТК РФ).

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации.

15. Форма и вид отчетности (дневник, отчет и т.п.) студентов о прохождении практики определяются высшим учебным заведением.

16. Форма аттестации результатов практики устанавливается учебным планом вуза с учетом требований ФГОС ВПО.

17. Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

18. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из высшего учебного заведения как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом вуза.

Материальное обеспечение.

19. В период прохождения практики за студентами-стипендиатами независимо от получения ими заработной платы по месту прохождения практики сохраняется право на получение стипендии.

20. Оплата труда студентов в период практики при выполнении ими производительного труда осуществляется в порядке, предусмотренном действующим законодательством для организаций соответствующей отрасли, а также в соответствии с договорами, заключаемыми высшими учебными заведениями с организациями различных организационно-правовых форм.

21. Проезд студентов, обучающихся по очной форме, направляемых к месту проведения практики железнодорожным или водным транспортом и обратно, оплачивается за счет собственных средств.

22. На студентов, принятых в организациях на должности, распространяется Трудовой кодекс Российской Федерации, и они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками.

23. Студентам, принятым на период практики на штатные должности в геологических партиях, экспедициях, в составе экипажей судов и получающим, кроме заработной платы, полевое довольствие или бесплатное питание, выплата суточных не производится.

Если учебная практика студентов проводится в структурных подразделениях вуза, расположенных по месту нахождения высшего учебного заведения, суточные не выплачиваются.

 

Повышение квалификации менеджеров разного уровня управления, социальные, этнические, конфессиональные и культурные отличия с целью толерантной работы в коллективе.

Поскольку отечественная школа менеджмента лишь складывается, то при обучении используются западные модели управления, проверенные десятилетиями практической работы. Подавляющему большинству отечественных менеджеров понятен смысл западных моделей, но когда дело доходит до практических изменений, результаты зачастую совсем не соответствуют первоначальным замыслам. Основная причина этого состоит в том, что основу западных технологий менеджмента составляет отличная от привычной нам философия человеческих взаимоотношений.

Российская история в отличие от западной, к сожалению, пошла не по эволюционному, а по революционному пути. Десятилетиями пропагандировалась философия человека как «винтика» государственной машины, люди чувствовали себя «скованными одной цепью» вне зависимости от их желания и склонностей. При наличии такой философии управление можно свести к военизированной выдаче приказов и наказанию тех, кто их не исполняет. Менеджмент — это поиск резервов для повышения эффективности использования ресурсов, доступных организации, прежде всего людских, а отечественные управленцы уверены в кажущейся неисчерпаемости ресурсов России. Лозунг «Победа любой ценой» — лучшая иллюстрация российского подхода, когда важен результат, а не эффективность его достижения.

Опыт, а главное — результаты работы западного менеджмента показывают, что отношение к людям как к «винтикам» давно себя исчерпало. «Винтик» не думает, не развивается, основная его цель — удержаться среди себе подобных. Любое изменение окружающих условий, вызванное действиями правительства, конкурентов, потребителей, воспринимается как покушение на личную безопасность. К сожалению, эта психология «винтика» присуща многим отечественным менеджерам, не говоря уже о рядовых сотрудниках.

Такая ущербная психология объясняется не только «генетической» памятью российских менеджеров, но и сложившейся практикой концентрации важной информации в руках топ-менеджмента, вследствие чего на средних и нижних уровнях иерархии ощущается информационный голод. Сотрудник, лишенный информации, необходимой для самостоятельного принятия решений, волей-неволей приобретает черты, присущие «винтику», от которого ничего не зависит.

У этого явления есть внешние и внутренние причины. Внешние причины — это несовершенство российского законодательства, особенно налогового, что заставляет организации идти на всевозможные ухищрения, чтобы выжить и развиваться. Организация «непроницаема» не только для инвесторов, но и для своих же сотрудников. Поэтому призывы руководства к проявлению инициативы и попытки делегирования полномочий наталкиваются на непонимание со стороны подчиненных, которым не доверяют необходимого для принятия решения минимума информации.

Внутренняя причина концентрации информации у топ-менеджеров во многом обусловлена очень распространенным в России синдромом менеджера-игрока: топ-менеджеры так и не смогли отойти от исполнительской работы и перейти к выполнению чисто менеджерских функций. Причина этого кроется в том, что менеджерами в России становятся обычно лучшие из исполнителей, которым порой невдомек, что у них теперь совершенно новые функции.

Незнание и невыполнение этих функций приводят к страху отдать хотя бы часть рутинной исполнительской работы своим подчиненным. Опасаясь потерять свою ценность для организации, менеджер-игрок начинает в качестве страховки «придерживать» информацию, которая позволяет ему ощутить свою значимость и незаменимость, а подчиненным — свою ограниченность и ущербность.

Сознание «винтика» не может не накладывать свой отпечаток на эффективность обучения и, особенно, на его результативность.

Подход к обучению и, соответственно, проблемы во многом зависят от места человека в иерархии организации.

ТОП-менеджеры

У них еще не вошло в привычку постоянно самосовершенствоваться. Основной причиной этого является всеобщая нестабильность. Российские руководители заняты постоянным «тушением пожаров», «латанием дыр»; и разговоры о стратегическом планировании, планировании карьеры вызывают снисходительные улыбки. «От сумы и от тюрьмы не зарекайся» — вот лозунг момента.

Если руководитель успешен — у него нет потребности в обучении: зачем, если все и так хорошо?

Если у руководителя проблемы — он склонен винить в них, прежде всего, внешнее окружение (нерадивый персонал, плохое правительство, конкурентов-беспредельщиков), а не объяснять их некачественным управлением.

Тех, кто все же решился обучаться, интересует уровень подготовки никак не ниже MBA, хотя зачастую они не знают или не понимают очевидных вещей. Такой руководитель напоминает спортсмена-любителя, с которым делится опытом олимпийский чемпион, причем из другого вида спорта, с другими правилами игры.

Даже если руководитель прошел всю программу MBA, он очень быстро убеждается, что один в поле не воин, персонал нужно учить и учить, а это дорого. Кроме того, поспешное внедрение нововведений приводит к их отторжению со стороны персонала. Большинство руководителей, к сожалению, не понимают, что любое нововведение есть изменение, а к любому изменению надо готовиться, его надо планировать, информировать персонал о целях изменения, максимально его задействовать в подготовке и реализации.

Если руководитель не изжил синдром менеджера-игрока, то от него вряд ли можно ожидать осмысленных действий по подготовке и проведению изменений. Поэтому гораздо проще вернуться к старым испытанным способам управления, тем более если они уже доказали свою эффективность, либо искать место в западных фирмах, где имеется подготовленный персонал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: