Чаще всего обучение бывает двух видов: за свой счет или за счет фирмы (реже — смешанное обучение).
Учиться менеджменту за свой счет желающих мало в связи с дороговизной приличного обучения и недостаточно высокой оплаты менеджеров среднего уровня в большинстве российских фирм. Однако главной причиной является непонимание того, зачем учиться менеджменту. Мнение о том, что бухгалтер высокого уровня для фирмы жизненно необходим, уже устоялось, нужность качественного маркетолога еще нужно доказывать, а профессиональный управленец — это экзотика, ведь управлять людьми можно и на основании здравого смысла, что и доказывает пример вышестоящего руководства. Явная потребность есть разве что у тех, кто планирует развитие своей карьеры в западной фирме.
Обучение за счет фирмы — довольно редкое явление, особенно в российских организациях. Недостаток средств, вкладываемых в персонал, объясняется тем, что российские фирмы живут сегодняшним днем: если квалификация не будет устраивать — найдем новых работников. Кроме того, имеется опасение, что работник, в которого вложены средства, может впоследствии уволиться. У руководителей еще не сложилось понимание того, что, если персонал не развивать, он все равно уйдет.
Если же фирма решилась на обучение, то очень часто встречается «оптовый» подход: обучить всех независимо от желания сотрудников. Несогласие обучаться воспринимается как нелояльность к фирме со всеми вытекающими последствиями.
Основная проблема в процессе подготовки менеджеров среднего звена — стереотипное мнение, вынесенное из нашей высшей школы, о том, что обучение ограничивается знанием и пониманием предлагаемых моделей. Стереотипы «винтика» мешают пониманию того, что обучение менеджменту бесполезно без попыток реализации полученных знаний на практике, что за счет этих попыток и происходит адаптация полученных знаний к практике.
|
Обучение развивает критичный взгляд на действительность. Обученных менеджеров начинает не удовлетворять то, как ими руководят. Их предложения, касающиеся совершенствования работы, как правило, встречают отпор: им объясняют, что они не владеют всей информацией. Невостребованность предложений по совершенствованию менеджмента в организации (которые неизбежно рождаются в случае качественной подготовки) рождает апатию и нежелание когда-либо еще обучаться.
Безусловно, тлетворное влияние оказывает внешнее окружение — сложно играть по правилам, когда окружение играет без правил.
Процесс искоренения психологии «винтика» очень длительный. Ускорить его может создание на предприятии «критической массы» менеджеров, разговаривающих на одном языке, способных к изменениям в себе и стремящихся к изменениям на предприятии.
Параллельно должно идти становление цивилизованных «правил игры» в бизнесе, без которых невозможно создание атмосферы доверия и сотрудничества, а значит, и эффективного менеджмента.
При рассмотрении различных примеров управленческой деятельности нельзя оставить без внимания тот факт, что организация не может существовать автономно от внешней среды, под которой подразумевается общество, а также территория, на которой размещена организация. Организация в своей деятельности сильно зависит от внешней среды, которая является источником ресурсов для ее деятельности.
|
Всем известно, что одной из целей организации является максимизация прибыли. Однако при всем при этом основной целью является миссия, а не получение и максимизация прибыли, как думают многие. Это связано с тем, что сегодня организации приобретают другую роль в обществе и их функционирование строится на иных принципах, чем прежде.
В настоящее время ведется достаточно много дискуссий относительно социальной роли организаций и бизнеса. Основной темой дискуссий стала «социальная ответственность бизнеса». Под этим определением подразумевается то, что организации в своей деятельности наряду с экономическими законами, законодательством государства, на территории которого они расположены, должны придерживаться этических и социальных требований, установленных обществом.
Социальная ответственность играет важнейшую роль в современном развитом обществе. Организация в своих действиях должна придерживаться интересов общества, в котором она функционирует, что накладывает определенные ограничения на средства, методы и способы, которые применяются для реализации целей и задач.
Условно можно выделить следующие основные ограничения, накладываемые обществом на организацию:
• обязательность восполнения вреда, нанесенного экологии местности, вследствие функционирования организации;
• обязательность развития инфраструктуры местности;
• ответственность перед персоналом;
• ответственность перед потребителями.
Эти ограничения являются условными и в своей основе тесно переплетаются с требованиями общества к организации. Например, в развитых странах сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы оправдывать общественные ожидания. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и других.
|
Организация как непосредственный участник жизнедеятельности общества, в рамках которого оно функционирует, должна занимать активную позицию относительно решения наиболее острых проблем.
С одной стороны, для решения социальных проблем необходимо вложение в это средств организации, что при стремлении к максимизации прибыли приведет к ее минимизации. Прямые затраты на приносящие прибыли действия могут быть не одобрены руководством организации, так как все-таки получение прибыли занимает важную часть деятельности организации. С другой стороны, вложение средств в решение социальных проблем будет способствовать формированию положительного имиджа организации и положительному отношению к ней потребителей.
При решении этого вопроса необходимо рассматривать возможность применения компромиссного подхода, заключающегося в том, что организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий на пользу общества, в котором функционируют предприятие и его подразделения. Для успешного управления организация должна участвовать в решении проблем, возникающих в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благосклонной к организации. Это способствует повышению благожелательности потребителей к производителям продукции, снижению уровня регулирующего вмешательства государства и общему улучшению состояния общества. Организации должны анализировать собственные прямые действия на окружающую их среду и выбирать такие программы социальной ответственности, которые помогут этой среде в наибольшей мере.
Прибыль важна для выживания и развития предприятий, а рост объемов производства и реализации товаров и услуг наиболее важен для достижения подлинного успеха. Для любого предприятия приоритетными являются успех и нормальное функционирование, и только затем — проблемы общества. Если предприятие не способно вести дело с прибылью, вопрос о социальной ответственности становится риторическим. Но как бы то ни было организации должны вести свои дела в соответствии с общественными ожиданиями. Социальная ответственность для предприятия означает нечто большее, чем просто филантропическая деятельность. Подразумевается, что организация действует ответственно и в согласии с заботами и надеждами общества. Практика показывает, что серьезных успехов, как правило, добиваются те организации, которые руководствуются концепцией социальной ответственности.
Во многом позицию руководства, которое не вкладывает достаточно средств в решение общественных проблем, можно объяснить тем, что не создано достаточных условий для этого со стороны государства. Позиция государства должна заключатся в создании условий для того, чтобы меценатская деятельность была не только осуществима, но и всячески поощрялась. Исторически в России складывалась традиция помогать развитию культуры, науки, помощь малоимущим. В дореволюционной России было делом чести и хорошего тона, добившись успеха, помогать другим. К сожалению, эти традиции практически утратили свою значимость.
Для того чтобы организации несли социальную ответственность, отвечали перед обществом, необходимы традиции, а также активная гражданская позиция общества, показывающего недостатки деятельности организации и озвучивающего свои ожидания.
Поговорим подробнее о понятии «гражданская позиция».
Выявление природы феномена гражданской позиции предполагает рассмотрение философского, социального, психологического и педагогического содержания феномена «позиция».
Более значимыми представляются философские исследования, определяющие «позицию» как отношение личности, которое характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального и в качестве целостной характеристики конкретного человека как личности и индивидуальности.
В психологических исследованиях подчеркиваются такие наиболее важные, с нашей точки зрения, составляющие позиции личности, как деятельность (активность), мотивы (потребности, ценностные ориентации, отношения) и знания (взгляды, точки зрения).
В педагогике «позиция» рассматривается как устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках (В.В. Игнатова, Т.Н. Мальковская, Г.И. Румынина, Т.А. Сливинская); как сложная интегративная характеристика, отражающая активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение личности к себе, к деятельности, к миру и жизни в целом (Т.М. Абрамян, Г.И. Аксенова, Н.П. Капустин); видение своего места, своих функций, что проявляется в убеждениях личности (М.Т. Громкова); знания, жизненный опыт, система взглядов и ценностей личности (содержательный или внутренний аспект) и решение определенных задач (процессуальный или поведенческий аспект) (А.В. Гуторова); социально значимое поведение человека, являющееся результатом сформированности его мировоззрения, убеждений, мотивов деятельности и поведения (Б.Т. Лихачев). Анализ понятия «гражданская позиция» на основе современных научных работ позволил выявить различные подходы в понимании ее сущностных оснований. Так, гражданская позиция рассматривается как характеристика личности (Т.М. Абрамян, Г.И. Аксенова, П.А. Баранов, Т.С. Воропаева); личностное образование (О.Н. Прокопец, И.Л. Судакова, Л.Л. Хоружая); интегративное качество личности (Г.Я. Гревцева, Н.П. Капустин, Д.В. Кириллов, Э.П. Стрельникова); совокупность гражданских, правовых или нравственных качеств (С.С. Алексеев, К.Ю. Бачков, В.М. Кукушкин, Г.Н. Филонов); совокупность гражданских свойств (Н.И. Элиасберг); рефлексивное отношение субъекта (Н.Ф. Крицкая); различные аспекты отношений — духовных, трудовых, нравственных и др. (А.М. Щаленов); социальный или идейно-нравственный критерии сформированности личности (Л.М. Архангельский, Л.А. Беляева, Э.Ф. Зеер, В.П. Карпович, И.С. Кон, Б.С. Круглов, Л.Я. Рубина); внутренняя установка, ориентация на определенную линию гражданского поведения, отражающая субъективное отношение подростков к обществу и государству (Е.Р. Евдокимова).
Опираясь на выявленные в психолого-педагогических исследованиях наиболее важные составляющие понятия «позиция», в структуре гражданской позиции выделяются познавательный, мотивационно-нравственный и поведенческий компоненты и определяются их сущностные характеристики.
Познавательный компонент включает в себя знания о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях; понимание социально-политических процессов и явлений; умение анализировать социальные ситуации и проблемы, высказывать собственную точку зрения.
Мотивационно-нравственный компонент характеризуется гуманистической направленностью отношений личности к обществу, труду, к людям и самому себе; формированием гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение ею норм социального поведения, осознание их личностной значимости.
Поведенческий компонент представлен умениями личности выполнять свои гражданские обязанности, соблюдать социальные и правовые нормы, т.е. реальным поведением человека и участием в различных видах общественной деятельности и на разных уровнях.
Компоненты гражданской позиции личности, их становление и развитие взаимообусловлены и тесно связаны между собой и при характеристике личности рассматриваются в единстве и взаимосвязи.
Поэтому ослабление влияния на какой-нибудь компонент неизбежно отразится на других, а следовательно, и на общем уровне сформированностигражданской позиции личности. Взаимосвязь между компонентами способствует тому, что наполнение одного из них будет обогащать все другие.
Процесс формирования гражданской позиции личности совершается в пределах более широкого процесса самоопределения личности и по своему содержанию совпадает с ним, включая, с одной стороны, познавательный аспект — усвоение социального опыта, материальной и духовной культуры общества, а с другой — деятельностно-практический аспект, связанный с включением человека в общественно полезную деятельность. Это комплексный, длительный, сложный процесс, требующий учета внутренних и внешних условий, многогранности проявлений личности.
Необходимым условием формирования гражданской позиции личности являются психолого-педагогические предпосылки. Первая предпосылка — наличие у человека знаний о существующем мире, обществе, самом себе. Они необходимы для лучшего осмысления связи существующих в обществе норм поведения и поступков людей. В непрерывном процессе самоопределения личности важную роль играет освоение форм общественных отношений в процессе общественно полезной деятельности, что выступает второй предпосылкой формирования гражданской позиции личности. Третьей предпосылкой является накопление молодыми людьми опыта человеческого общения, что требует продуманного их включения во взаимодействие со сверстниками и другими людьми. Гражданское становление человека определяется всем укладом его жизни и деятельности, созданием реально-социальных связей с окружающей средой.
Формирование гражданской позиции начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Такого рода отношение индивида к миру влияет на активность, общую направленность личности.
По мнению М.В. Чельцова, гражданская позиция может определяться только в совокупности с такими составляющими, как гражданственность, гражданская ответственность и социальная активность. Опираясь на мнения таких ученых, как Т.В. Ковалева, Д.В. Ольшанский, Г.Н. Филонова, В.Е. Шукшунова, и других иссле-дователей, он считает, что сущность гражданственности необходимо понимать как сопричастность личности к общим делам государства, психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом общества, активную и сознательную включенность субъекта в дела и проблемы общества при наличии определенных убеждений.Используя определения понятия «гражданская ответственность», данное такими исследователями, как Б.З. Вульфов, О.Д. Грекулов и В.Д. Иванов, Дельцов определяет гражданскую ответственность как качество личности, являющееся определяющим основанием для принятия решений и совершения действий, проявляющееся в безусловном умении и желании брать на себя ответственность за свою деятельность и ее последствия.Социальную активность он определяет как сознательные действия человека, направленные на общественно значимые преобразования материальной и духовной среды общества. Таким образом, гражданская позиция — осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего, в личном и общественном плане, направленные на реализацию общечеловеческих ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов.
В структуре ценностных приоритетов управления особые вес имеет гражданская позиция менеджеров. Ибо от высоты этических убеждений зависит мера укрощения ими своих корыстных и корпоративных интересов, а в ряде случаев и амбиций национального масштаба, их разумное соотнесение с интересами государственными, последовательность соблюдения принципа справедливости в обхождении с персоналом. Основу гражданской позиции менеджера составляют фундаментальные этические нормы, образующие в его сознании нравственный механизм, который невидимым воздействием определяет склад мыслей и поведение менеджера как личности, как гражданина своего Отечества.
Представим структурообразующие этические нормы «гражданского мировоззрения» менеджера:
• признание самоценности любой человеческой жизни, отношение к каждой личности как к суверену;
• бережное обращение с природой, ее живым миром, активная экологическая деятельность;
• неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных ценностей незыблемость демократических институтов, гражданских прав и свобод;
• законопочитание и законопослушание, охранительное отношение к правопорядку;
• стремление к овладению научными знаниями, совершенствование своих профессиональных умений, владение высокими технологиями общения и обращения с людьми;
• вера в себя и в людей, неиссякаемый жизненный оптимизм, увлеченность общественно значимыми целями, признание спонсорства и меценатства своей гражданской миссией.
Подобная этическая ориентация, для соблюдения которой необходимо приложить немалые умственные и волевые усилия, помогает менеджеру продвигаться в своем духовном возвышении, достойно выполнять гражданский долг и должностные полномочия.
Вопросы для повторения
1. Виды практики студентов.
2. Что включает в себя учебная практика?
3. Что включает в себя организация практики?
4. Какие функции выполняют руководители практики от высших учебных заведений?
5. Какова внутренняя причина концентрации информации у топ-менеджеров?
6. Дайте характеристику топ-менеджеров.
7. Дайте характеристику среднему и нижнему уровням менеджеров.
8. Что такое синдром менеджера-игрока?
9. Назовите основную проблему в процессе подготовки менеджеров среднего звена.