Средний и нижний уровни менеджеров




Чаще всего обучение бывает двух видов: за свой счет или за счет фирмы (реже — смешанное обучение).

Учиться менеджменту за свой счет желающих мало в связи с дороговизной приличного обучения и недостаточно высокой оплаты менеджеров среднего уровня в большинстве российских фирм. Однако главной причиной является непонимание того, зачем учиться менеджменту. Мнение о том, что бухгалтер высокого уровня для фирмы жизненно необходим, уже устоялось, нужность качественного маркетолога еще нужно доказывать, а профессиональный управленец — это экзотика, ведь управлять людьми можно и на основании здравого смысла, что и доказывает пример вышестоящего руководства. Явная потребность есть разве что у тех, кто планирует развитие своей карьеры в западной фирме.

Обучение за счет фирмы — довольно редкое явление, особенно в российских организациях. Недостаток средств, вкладываемых в персонал, объясняется тем, что российские фирмы живут сегодняшним днем: если квалификация не будет устраивать — найдем новых работников. Кроме того, имеется опасение, что работник, в которого вложены средства, может впоследствии уволиться. У руководителей еще не сложилось понимание того, что, если персонал не развивать, он все равно уйдет.

Если же фирма решилась на обучение, то очень часто встречается «оптовый» подход: обучить всех независимо от желания сотрудников. Несогласие обучаться воспринимается как нелояльность к фирме со всеми вытекающими последствиями.

Основная проблема в процессе подготовки менеджеров среднего звена — стереотипное мнение, вынесенное из нашей высшей школы, о том, что обучение ограничивается знанием и пониманием предлагаемых моделей. Стереотипы «винтика» мешают пониманию того, что обучение менеджменту бесполезно без попыток реализации полученных знаний на практике, что за счет этих попыток и происходит адаптация полученных знаний к практике.

Обучение развивает критичный взгляд на действительность. Обученных менеджеров начинает не удовлетворять то, как ими руководят. Их предложения, касающиеся совершенствования работы, как правило, встречают отпор: им объясняют, что они не владеют всей информацией. Невостребованность предложений по совершенствованию менеджмента в организации (которые неизбежно рождаются в случае качественной подготовки) рождает апатию и нежелание когда-либо еще обучаться.

Безусловно, тлетворное влияние оказывает внешнее окружение — сложно играть по правилам, когда окружение играет без правил.

Процесс искоренения психологии «винтика» очень длительный. Ускорить его может создание на предприятии «критической массы» менеджеров, разговаривающих на одном языке, способных к изменениям в себе и стремящихся к изменениям на предприятии.

Параллельно должно идти становление цивилизованных «правил игры» в бизнесе, без которых невозможно создание атмосферы доверия и сотрудничества, а значит, и эффективного менеджмента.

При рассмотрении различных примеров управленческой деятельности нельзя оставить без внимания тот факт, что организация не может существовать автономно от внешней среды, под которой подразумевается общество, а также территория, на которой размещена организация. Организация в своей деятельности сильно зависит от внешней среды, которая является источником ресурсов для ее деятельности.

Всем известно, что одной из целей организации является максимизация прибыли. Однако при всем при этом основной целью является миссия, а не получение и максимизация прибыли, как думают многие. Это связано с тем, что сегодня организации приобретают другую роль в обществе и их функционирование строится на иных принципах, чем прежде.

В настоящее время ведется достаточно много дискуссий относительно социальной роли организаций и бизнеса. Основной темой дискуссий стала «социальная ответственность бизнеса». Под этим определением подразумевается то, что организации в своей деятельности наряду с экономическими законами, законодательством государства, на территории которого они расположены, должны придерживаться этических и социальных требований, установленных обществом.

Социальная ответственность играет важнейшую роль в современном развитом обществе. Организация в своих действиях должна придерживаться интересов общества, в котором она функционирует, что накладывает определенные ограничения на средства, методы и способы, которые применяются для реализации целей и задач.

Условно можно выделить следующие основные ограничения, накладываемые обществом на организацию:

• обязательность восполнения вреда, нанесенного экологии местности, вследствие функционирования организации;

• обязательность развития инфраструктуры местности;

• ответственность перед персоналом;

• ответственность перед потребителями.

Эти ограничения являются условными и в своей основе тесно переплетаются с требованиями общества к организации. Например, в развитых странах сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы оправдывать общественные ожидания. Организации должны ответственно действовать в таких сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и других.

Организация как непосредственный участник жизнедеятельности общества, в рамках которого оно функционирует, должна занимать активную позицию относительно решения наиболее острых проблем.

С одной стороны, для решения социальных проблем необходимо вложение в это средств организации, что при стремлении к максимизации прибыли приведет к ее минимизации. Прямые затраты на приносящие прибыли действия могут быть не одобрены руководством организации, так как все-таки получение прибыли занимает важную часть деятельности организации. С другой стороны, вложение средств в решение социальных проблем будет способствовать формированию положительного имиджа организации и положительному отношению к ней потребителей.

При решении этого вопроса необходимо рассматривать возможность применения компромиссного подхода, заключающегося в том, что организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий на пользу общества, в котором функционируют предприятие и его подразделения. Для успешного управления организация должна участвовать в решении проблем, возникающих в социальной среде, чтобы сделать эту среду более благосклонной к организации. Это способствует повышению благожелательности потребителей к производителям продукции, снижению уровня регулирующего вмешательства государства и общему улучшению состояния общества. Организации должны анализировать собственные прямые действия на окружающую их среду и выбирать такие программы социальной ответственности, которые помогут этой среде в наибольшей мере.

Прибыль важна для выживания и развития предприятий, а рост объемов производства и реализации товаров и услуг наиболее важен для достижения подлинного успеха. Для любого предприятия приоритетными являются успех и нормальное функционирование, и только затем — проблемы общества. Если предприятие не способно вести дело с прибылью, вопрос о социальной ответственности становится риторическим. Но как бы то ни было организации должны вести свои дела в соответствии с общественными ожиданиями. Социальная ответственность для предприятия означает нечто большее, чем просто филантропическая деятельность. Подразумевается, что организация действует ответственно и в согласии с заботами и надеждами общества. Практика показывает, что серьезных успехов, как правило, добиваются те организации, которые руководствуются концепцией социальной ответственности.

Во многом позицию руководства, которое не вкладывает достаточно средств в решение общественных проблем, можно объяснить тем, что не создано достаточных условий для этого со стороны государства. Позиция государства должна заключатся в создании условий для того, чтобы меценатская деятельность была не только осуществима, но и всячески поощрялась. Исторически в России складывалась традиция помогать развитию культуры, науки, помощь малоимущим. В дореволюционной России было делом чести и хорошего тона, добившись успеха, помогать другим. К сожалению, эти традиции практически утратили свою значимость.

Для того чтобы организации несли социальную ответственность, отвечали перед обществом, необходимы традиции, а также активная гражданская позиция общества, показывающего недостатки деятельности организации и озвучивающего свои ожидания.

Поговорим подробнее о понятии «гражданская позиция».

Выявление природы феномена гражданской позиции предполагает рассмотрение философского, социального, психологического и педагогического содержания феномена «позиция».

Более значимыми представляются философские исследования, определяющие «позицию» как отношение личности, которое характеризует человека многоаспектно, в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, потенциального и актуального и в качестве целостной характеристики конкретного человека как личности и индивидуальности.

В психологических исследованиях подчеркиваются такие наиболее важные, с нашей точки зрения, составляющие позиции личности, как деятельность (активность), мотивы (потребности, ценностные ориентации, отношения) и знания (взгляды, точки зрения).

В педагогике «позиция» рассматривается как устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках (В.В. Игнатова, Т.Н. Мальковская, Г.И. Румынина, Т.А. Сливинская); как сложная интегративная характеристика, отражающая активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение личности к себе, к деятельности, к миру и жизни в целом (Т.М. Абрамян, Г.И. Аксенова, Н.П. Капустин); видение своего места, своих функций, что проявляется в убеждениях личности (М.Т. Громкова); знания, жизненный опыт, система взглядов и ценностей личности (содержательный или внутренний аспект) и решение определенных задач (процессуальный или поведенческий аспект) (А.В. Гуторова); социально значимое поведение человека, являющееся результатом сформированности его мировоззрения, убеждений, мотивов деятельности и поведения (Б.Т. Лихачев). Анализ понятия «гражданская позиция» на основе современных научных работ позволил выявить различные подходы в понимании ее сущностных оснований. Так, гражданская позиция рассматривается как характеристика личности (Т.М. Абрамян, Г.И. Аксенова, П.А. Баранов, Т.С. Воропаева); личностное образование (О.Н. Прокопец, И.Л. Судакова, Л.Л. Хоружая); интегративное качество личности (Г.Я. Гревцева, Н.П. Капустин, Д.В. Кириллов, Э.П. Стрельникова); совокупность гражданских, правовых или нравственных качеств (С.С. Алексеев, К.Ю. Бачков, В.М. Кукушкин, Г.Н. Филонов); совокупность гражданских свойств (Н.И. Элиасберг); рефлексивное отношение субъекта (Н.Ф. Крицкая); различные аспекты отношений — духовных, трудовых, нравственных и др. (А.М. Щаленов); социальный или идейно-нравственный критерии сформированности личности (Л.М. Архангельский, Л.А. Беляева, Э.Ф. Зеер, В.П. Карпович, И.С. Кон, Б.С. Круглов, Л.Я. Рубина); внутренняя установка, ориентация на определенную линию гражданского поведения, отражающая субъективное отношение подростков к обществу и государству (Е.Р. Евдокимова).

Опираясь на выявленные в психолого-педагогических исследованиях наиболее важные составляющие понятия «позиция», в структуре гражданской позиции выделяются познавательный, мотивационно-нравственный и поведенческий компоненты и определяются их сущностные характеристики.

Познавательный компонент включает в себя знания о гражданственности, гражданской позиции, о гражданских правах и обязанностях; понимание социально-политических процессов и явлений; умение анализировать социальные ситуации и проблемы, высказывать собственную точку зрения.

Мотивационно-нравственный компонент характеризуется гуманистической направленностью отношений личности к обществу, труду, к людям и самому себе; формированием гражданских ценностных ориентаций, обеспечивающих усвоение ею норм социального поведения, осознание их личностной значимости.

Поведенческий компонент представлен умениями личности выполнять свои гражданские обязанности, соблюдать социальные и правовые нормы, т.е. реальным поведением человека и участием в различных видах общественной деятельности и на разных уровнях.

Компоненты гражданской позиции личности, их становление и развитие взаимообусловлены и тесно связаны между собой и при характеристике личности рассматриваются в единстве и взаимосвязи.

Поэтому ослабление влияния на какой-нибудь компонент неизбежно отразится на других, а следовательно, и на общем уровне сформированностигражданской позиции личности. Взаимосвязь между компонентами способствует тому, что наполнение одного из них будет обогащать все другие.

Процесс формирования гражданской позиции личности совершается в пределах более широкого процесса самоопределения личности и по своему содержанию совпадает с ним, включая, с одной стороны, познавательный аспект — усвоение социального опыта, материальной и духовной культуры общества, а с другой — деятельностно-практический аспект, связанный с включением человека в общественно полезную деятельность. Это комплексный, длительный, сложный процесс, требующий учета внутренних и внешних условий, многогранности проявлений личности.

Необходимым условием формирования гражданской позиции личности являются психолого-педагогические предпосылки. Первая предпосылка — наличие у человека знаний о существующем мире, обществе, самом себе. Они необходимы для лучшего осмысления связи существующих в обществе норм поведения и поступков людей. В непрерывном процессе самоопределения личности важную роль играет освоение форм общественных отношений в процессе общественно полезной деятельности, что выступает второй предпосылкой формирования гражданской позиции личности. Третьей предпосылкой является накопление молодыми людьми опыта человеческого общения, что требует продуманного их включения во взаимодействие со сверстниками и другими людьми. Гражданское становление человека определяется всем укладом его жизни и деятельности, созданием реально-социальных связей с окружающей средой.

Формирование гражданской позиции начинается с целостного восприятия человеком мира и себя в нем. Такого рода отношение индивида к миру влияет на активность, общую направленность личности.

По мнению М.В. Чельцова, гражданская позиция может определяться только в совокупности с такими составляющими, как гражданственность, гражданская ответственность и социальная активность. Опираясь на мнения таких ученых, как Т.В. Ковалева, Д.В. Ольшанский, Г.Н. Филонова, В.Е. Шукшунова, и других иссле-дователей, он считает, что сущность гражданственности необходимо понимать как сопричастность личности к общим делам государства, психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом общества, активную и сознательную включенность субъекта в дела и проблемы общества при наличии определенных убеждений.Используя определения понятия «гражданская ответственность», данное такими исследователями, как Б.З. Вульфов, О.Д. Грекулов и В.Д. Иванов, Дельцов определяет гражданскую ответственность как качество личности, являющееся определяющим основанием для принятия решений и совершения действий, проявляющееся в безусловном умении и желании брать на себя ответственность за свою деятельность и ее последствия.Социальную активность он определяет как сознательные действия человека, направленные на общественно значимые преобразования материальной и духовной среды общества. Таким образом, гражданская позиция — осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении окружающего, в личном и общественном плане, направленные на реализацию общечеловеческих ценностей при разумном соотношении личных и общественных интересов.

В структуре ценностных приоритетов управления особые вес имеет гражданская позиция менеджеров. Ибо от высоты этических убеждений зависит мера укрощения ими своих корыстных и корпоративных интересов, а в ряде случаев и амбиций национального масштаба, их разумное соотнесение с интересами государственными, последовательность соблюдения принципа справедливости в обхождении с персоналом. Основу гражданской позиции менеджера составляют фундаментальные этические нормы, образующие в его сознании нравственный механизм, который невидимым воздействием определяет склад мыслей и поведение менеджера как личности, как гражданина своего Отечества.

Представим структурообразующие этические нормы «гражданского мировоззрения» менеджера:

• признание самоценности любой человеческой жизни, отношение к каждой личности как к суверену;

• бережное обращение с природой, ее живым миром, активная экологическая деятельность;

• неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных ценностей незыблемость демократических институтов, гражданских прав и свобод;

• законопочитание и законопослушание, охранительное отношение к правопорядку;

• стремление к овладению научными знаниями, совершенствование своих профессиональных умений, владение высокими технологиями общения и обращения с людьми;

• вера в себя и в людей, неиссякаемый жизненный оптимизм, увлеченность общественно значимыми целями, признание спонсорства и меценатства своей гражданской миссией.

Подобная этическая ориентация, для соблюдения которой необходимо приложить немалые умственные и волевые усилия, помогает менеджеру продвигаться в своем духовном возвышении, достойно выполнять гражданский долг и должностные полномочия.

 

Вопросы для повторения

1. Виды практики студентов.

2. Что включает в себя учебная практика?

3. Что включает в себя организация практики?

4. Какие функции выполняют руководители практики от высших учебных заведений?

5. Какова внутренняя причина концентрации информации у топ-менеджеров?

6. Дайте характеристику топ-менеджеров.

7. Дайте характеристику среднему и нижнему уровням менеджеров.

8. Что такое синдром менеджера-игрока?

9. Назовите основную проблему в процессе подготовки менеджеров среднего звена.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: