Современное состояние регулирования оценочной деятельности в России




“Положение о лицензировании оценочной деятельности” было утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 285 от 11 апреля 2001 г., а “Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности” были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 519 от 6 июля 2001 г.

Положение о лицензировании устанавливает порядок лицензирования и условия выдачи лицензий на осуществление оценочной деятельности и определяет, что лицензирование оценочной деятельности осуществляет Министерство имущественных отношений Российской Федерации (лицензирующий орган). Оценочная деятельность в соответствии с выданной лицензией может осуществляться на всей территории Российской Федерации.

Согласно Положению, лицензирующий орган вправе по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации делегировать часть своих полномочий по лицензированию оценочной деятельности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Такие полномочия в настоящее время переданы более половине субъектов Российской Федерации.

Лицензия выдается на осуществление следующих работ (услуг) в области оценочной деятельности:

а) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении недвижимого имущества, за исключением предприятий как имущественных комплексов, подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов;

б) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении движимого имущества (за исключением денег и ценных бумаг), а также подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов;

в) оценка стоимости права собственности, иных вещных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), а также конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность;

г) оценка стоимости права собственности, иных прав, обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении ценных бумаг, паев, долей (вкладов) в уставных (складочных) капиталах, а также предприятий как имущественных комплексов.

Согласно Положению лицензионными основными требованиями и условиями осуществления оценочной деятельности являются:

а) соблюдение лицензиатом законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации об оценочной деятельности;

б) предоставление по запросу лицензирующего органа информации, необходимой для контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий;

в) осуществление страхования гражданской ответственности оценщиков путем заключения договора страхования по указанным в лицензии работам (услугам) в области оценочной деятельности либо по каждому заключаемому договору об оценке;

г) для лицензиата - юридического лица - наличие в штате работника, имеющего документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности;

д) для лицензиата - индивидуального предпринимателя - наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний по указанным в лицензии (заявлении на выдачу лицензии) работам (услугам) в области оценочной деятельности.

Для получения лицензии ее соискатель представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
для юридического лица - наименования, организационно-правовой формы и места его нахождения, идентификационного номера налогоплательщика, реквизитов расчетного счета в банке;

для индивидуального предпринимателя - фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность;

лицензируемой деятельности (с перечислением работ (услуг);

срока, в течение которого будет осуществляться лицензируемая деятельность;

б) копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним и копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица;

копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копии документов об образовании работников (для юридических лиц) или индивидуального предпринимателя, подтверждающих получение профессиональных знаний по указанным в заявлении работам (услугам) в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами, согласованными с лицензирующим органом;

г) справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

д) сведения о ранее полученных лицензиях на осуществление оценочной деятельности;

е) документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение заявления.

Заключение

 

В России история развития оценочной деятельности распадается на два периода: дореволюционный и современный. Уже в 1992-93 гг. отдельные специалисты начали заявлять о себе как о профессиональных оценщиках. В 1993 году была создана первая общероссийская профессиональная организация оценщиков – Российское Общество Оценщиков.

Оценка в современных условиях развивалась первоначально усилиями частных лиц, потом добавились стандарты профессиональных организаций, появились специальные законы и акты регулирующие.

В новейший период четко определились два направления оценки:

для государственных нужд

для нужд частных собственников и других частных юридических и физических лиц.

Главные моменты взаимодействия заказчика и оценщика были законодательно закреплены в 1998 году федеральным законом об оценочной деятельности. Наряду с федеральными и местными законами в систему государственного регулирования оценочной деятельности входят и соответствующие подзаконные акты.

Цели, задачи, направления и принципы государственного регулирования системы оценочной деятельности в стране определяет Концепция развития оценочной деятельности в Российской Федерации. Согласно этой Концепции, вопросы создания и развития правового государства включают в себя целый комплекс мер по обеспечению равных прав всем членам общества, включая и имущественные права. Необходимыми гарантиями при этом является справедливая оценка этих прав.

Исследуя мировой опыт развития оценки в современной России возможно развивать национальную систему оценки. Нельзя слепо копировать опыт других стран или создавать принципиально новых подходов, не учитывающих общемировые тенденции в развитии оценочной деятельности.

Формирование оценки возможно только на основе создания общего правового, методологического и информационного пространства на всей территории Российской Федерации. Создание изолированных региональных или ведомственных нормативных и инструктивных актов или иных документов, не связанных с общей системой оценки в РФ, является недопустимым.

Оценка как профессиональный вид деятельности должна отвечать текущим потребностям проводимых экономических реформ, а также учитывать как региональные, так и отраслевые особенности.

Основной функцией государства в формировании оценки должно явиться, в первую очередь, создание системы правового регулирования этого вида деятельности.

Перспективная цель - создание в Российской Федерации саморазвивающейся и адаптивной к внешним условиям системы оценочной деятельности, обеспечивающей качественные услуги по оценке стоимости.

Для реализации перспективной цели необходимо решить следующие задачи:

обеспечить эффективный государственно-общественный контроль качества оценочных работ;

создать условия для становления и развития саморегулируемых организаций оценщиков;

максимально унифицировать понятийный аппарат и терминологию, применяемую в оценочной деятельности, с понятийным аппаратом и терминологией бухгалтерского и первичного учета, налогообложения, регистрации объектов оценки в Российской Федерации, а также с понятийным аппаратом и терминологией международных стандартов оценки;

создать систему подготовки и переподготовки кадров в области оценки;

организовать комплексные научные исследования в области оценочной деятельности;

устранить на законодательном уровне пробелы, связанные с оборотом результатов интеллектуальной деятельности, земельных ресурсов;

создать систему информационного обеспечения оценочной деятельности.

Основными направлениями развития оценочной деятельности как инструмент эффективного управления собственностью в России являются:

Оценка инвестиционных проектов.

Оценка для целей залога имущества и ипотечного кредитования.

Оценка убытков.

Оценка для целей исполнительного производства и судопроизводства.

Оценка недвижимости и земельных ресурсов.

Оценка (переоценка) основных фондов.

Оценка интеллектуальной собственности.

Оценка долгов предприятий.

Оценка является неотъемлемой частью рынка финансовых услуг и поэтому необходима унификация понятийного аппарата и терминологии оценочной деятельности с понятийным аппаратом и терминологией бухгалтерского и первичного учета, налогообложения. В целях создания благоприятных условий для анализа данных, прогнозирования, решения вопросов инвестиционной, амортизационной и налоговой политики на региональном и федеральном уровнях, осуществляемых, как правило, с привлечением статистических данных, целесообразно принять меры к гармонизации оценки и статистического учета.

Изначально в России не существовало собственных методических материалов для проведения оценочных работ, поэтому применялись западные методики. Однако использовать их в условиях неразвитого и “непрозрачного” российского рынка зачастую невозможно без соответствующей адаптации, а нехватка практических навыков в решении этих вопросов приводит не только к значительным ошибкам при определении стоимости оцениваемых объектов, но и просто к абсурдным ситуациям.

В настоящее время наработанный и обобщенный опыт уже позволяет адаптировать западные методики к российским условиям и ведет к повышению качества оценочных услуг. Вследствие этого управленческие решения, основанные на результатах квалифицированной оценки, более обоснованны и снижают вероятность ошибочных действий руководителя в нестабильной рыночной среде.

Это обстоятельство является основой того, что грамотно проведенная оценка становится неотъемлемым инструментом ведения бизнеса, в частности, основой эффективного управления системой активов предприятия.

Квалифицированная оценка бизнеса позволяет выявить недооцененные, а часто и неучтенные активы, и должным образом их оптимизировать. Проведение независимой оценки также способствует формированию привлекательного инвестиционного облика компании, повышению кредитного рейтинга и становится одним из важнейших рычагов в построении партнерских отношений с потенциальными инвесторами и кредиторами.

Развитие оценочной деятельности является необходимым условием для укрепления рыночных отношений и дальнейшего продвижения страны по пути реформ.

Список использованной литературы

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 г № 285 “Положение о лицензировании оценочной деятельности”.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. № 519 “Об утверждении стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности”.

Алешин А. Знай себе цену. “Знание – сила”, №3, 2001 г.

Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. М., 1997.

Григорьев В.В., Островкин И.М. Оценка предприятий: Имуществен-ный подход: Учеб.-практ. пособие - М.: Дело, 2000.

Григорьев В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика: Учеб.пособие - М.: Инфра-М, 1996.

Даниленко Д. “Из истории оценочной деятельности”. Журнал “Квартира, дача, офис”, № 219, 25.11.99

Кошкина М. О рыночном подходе к оценке приватизируемого предприятия. //Консультант директора.-1997.-N 16.-С. 3-12.

Кузин Н.Я. Рыночный подход к оценке стоимости зданий и сооружений: Для вузов. - М.: Изд-во Ассоциация строительных вузов, 1998.

Лаврухина Н.В., Кручинин И.А., Коробкин Ю.Н. Оценка бизнеса. Учебно-практическое пособие. – М.: МЭСИ, 2000

Становление оценочной деятельности в России - М.: Институт оценки природных ресурсов, 2001

Таль Г.К., Григорьев В.В., Бадаев Н.Д., Гусев В.И., Юн Г.Б. Оценка предприятий: доходный подход. Гильдия специалистов по антикризисному управлению. М., 2000.

Яценко А. Оценка недвижимости: затратный подход. Журнал “Экономист”, май-июнь 2001.

Яценко А., Лукашик П. Оценка недвижимости: доходный подход. Финансовая газета № 14, 2001 год

Верхозина А.В. О контроле за соблюдением лицензионных требований. Публикация Российского общества оценщиков valuer-cis/files/ds/mgi_090102.htm

Тарасевич Е. Налогообложение и оценка недвижимости в России. Краткий исторический очерк. Виртуальный клуб оценщиков APPRISER.RU Интернет-адрес: a16/info/articles/art1.htm



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: