До оптимизации объёма партии поставки.
Ещё до начала работ по расчёту оптимального объёма партии, система закупок должна работать слажено, чётко прогнозируя спрос, осуществляя заказ позиции только тогда, когда это необходимо, а не раньше или позже, и в таких количествах, в которых имеется текущая потребность предприятия. Если этого нет, то оптимизировать объём партии заказа - по сути, калибровать систему закупок - преждевременно, сначала эту систему закупок надо создать. Главными пунктами такой системы должны стать:
) Прогнозирование спроса на товары.
Должна существовать модель прогнозирования спроса, учитывающая сезонность, предыдущее использование товара или услуги, тренды, информацию, предоставленную при участии клиентов и продавцов и др.
) Определение точки заказа.
Заказ поставщику не должен осуществляться, пока остаток какого-либо товара на складах не достиг критического уровня, достаточного только для того, чтобы обеспечивать продажи на нужном уровне удовлетворения спроса складскими остатками до осуществления нового заказа.
) Определение потребности предприятия в позиции.
Заказ должен быть таким, чтобы обеспечить продажи на нужном уровне сервиса до учета следующего за текущим заказом.
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию логистической деятельности ОАО "Керамин"
Отдел закупок входит в службу снабжения ОАО "Керамин". Сильной стороной этого отдела является оперативность выполнения поставленных задач, основанная как на специальных знаниях, полученные в разных областях, так и на практическом опыте сотрудников в сфере закупок, понимании степени необходимости и срочности обеспечения непрерывного производственного процесса и хозяйственной деятельности. Слабой стороной является зависимость от своевременности обращения с заявками подразделений ОАО "Керамин", отсутствие четкого прогноза и планирования завоза некоторых материалов из-за часто меняющегося плана производства и как следствие образование запасов на складах, в которых в конкретный момент нет потребности.
|
Для эффективного функционирования закупочной логистики предприятию необходимо иметь информацию о том, какие именно материалы необходимы для производства продукции. Такая информация содержится в плане закупок, главной целью которого является обеспечение согласованности действий всех подразделений предприятия по решению таких задач снабжения, как определение потребности и расчет количества заказываемых материальных ресурсов; определение метода закупок и заключение договоров на поставку материальных ресурсов; организация контроля за количеством, качеством, сроками поставок и организация размещения материальных ресурсов на складе. [5, с. 51]
Чтобы не создавать не нужных запасов на складах нужно оптимизировать завоз некоторых материалов на предприятие с помощью централизованной доставки, при которой предприятие-поставщик и предприятие-получатель создают единый орган, цель которого - оптимизировать совокупный материальный поток. Для этого разрабатываются схемы завоза продукции, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза; разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза продукции, создается парк специализированных автомобилей и выполняется ряд других мероприятий.
|
Преимуществами централизованной доставки является:
Ø повышение степени использования транспорта и складских площадей;
Ø оптимизация товарных запасов у производителя и потребителя продукции;
Ø повышение качества и уровня материально-технического обеспечения производства;
Ø оптимизация размеров партии поставок продукции;
Ø отсутствие административного дублирования;
Ø лучший контроль за выполнением обязательств по закупкам.
Порядок подготовки централизованных перевозок.
Централизованные перевозки эффективны при вывозе или завозе больших объемов грузов при относительно мелких отправках. В этом случае появляется возможность более четкого планирования работы погрузочно-разгрузочного пункта, за счет концентрации управления.
При подготовке централизованных перевозок необходимо выполнить следующие действия:
Ø Провести обследование грузопотоков и выявить среди них наиболее стабильные;
Ø Заключить договоры на перевозку грузов и транспортно-экспедиционные услуги;
Ø Выбрать метод выполнения централизованных перевозок;
Ø Разработать типовые маршруты перевозки грузов;
Ø Проверить соответствие погрузочно-разгрузочных машин обрабатываемым грузопотокам и условия выполнения погрузочно-разгрузочных работ требованиям охраны труда. Разработать совмещенные графики работы автотранспортного средства и погрузочно-разгрузочных работ;
Ø Выбрать тип и рассчитать необходимое количество автомашин. При необходимости заключить договоры на использование автомобиля с другой автотранспортной организацией;
|
Ø Выбрать методы контроля работы автомашины. При необходимости совместно с грузовладельцами организовать линейные диспетчерские пункты;
Ø Выбрать форму и установить порядок расчетов за перевозки.
Администрация организации, осуществляющей централизованные перевозки, должна систематически контролировать работу автомобиля на объектах и принимать совместно с руководством обслуживаемых организаций меры по улучшению процесса транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, а также устранению выявленных нарушений.
Эффективность централизованных перевозок складывается в основном из следующих факторов:
Ø повышение коэффициента использования пробега за счет оптимизации маршрутов движения автомобиля;
Ø повышение коэффициента использования грузоподъемности при перевозке мелкопартионных грузов за счет подгруппировки;
Ø снижение времени на погрузку за счет более четкой организации работ.
Улучшение перечисленных технико-эксплуатационных показателей позволяет снизить потребность в ПС или выполнить больший объем транспортной работы.
Наиболее совершенным способом организации автомобилепотоков грузов с предприятий является маршрутизация перевозок. Разработка маршрутов доставки грузов должна учитывать:
) специфику географической зоны, в пределах которой осуществляется обслуживание;
) расположение потребителей в зоне обслуживания;
) возможности использования транспортных средств
Разработка маршрутов позволяет сократить простои автомобилей под погрузкой и разгрузкой, а также высвободить значительные материальные ресурсы у потребителей. В условиях, когда разработанные маршруты, определены и соблюдаются сроки поставки, производственные запасы потребителей могут сокращаться в 1,5-2 раза. Вместе с тем, маршрутизация перевозок позволяет повысить производительность автомобилей и, следовательно, уменьшение количества подвижного состава, поступающего на предприятие при том же объеме перевозок.
Методы маршрутизации перевозок делятся на маршрутизацию перевозок помашинных отправок и маршрутизацию перевозок мелких партий грузов, а в зависимости от использования математического аппарата они делятся на методы, основанные на моделях математического программирования, и на методы, основанные на алгоритмах задач теории расписаний. Для разработки маршрутов используют экономические и математические методы, методы сетевого планирования, практические материалы и иные источники. Конечным результатом должен стать документ, характеризующий согласованный график работы сбытовых, транспортных организаций и предприятий.
Современные экономико-математические методы планирования являются средством, дающим основу для решения многих трудных проблем планирования и управления. Применение информационных технологий позволяет осуществлять расчеты по составлению оптимальных планов, выбирая наилучший вариант из огромного числа возможных.
В период централизованного управления экономикой планирование перевозок между производителями и потребителями продукции успешно осуществлялось в рамках задач: транспортной и маршрутизации. В этот период основной идеей транспортной задачи было рациональное с точки зрения затрат на перевозку закрепление потребителей за поставщиками (в основном перевозки массовых грузов: строительных, с/х и т.д.). Целью маршрутизации перевозок была минимизация общего пробега автомобиля в течение смены.
При составлении графика доставки необходимо учитывать следующие условия:
. Наличие необходимой продукции на складских комплексах, предприятиях оптовой торговли.
. Наличие транспортных средств для обслуживания складского комплекса, предприятий оптовой торговли с учетом перевозимой продукции и средней загрузки автомобиля.
Расчет должен быть произведен не только на ходовое количество транспортных средств, а и на запас в случае поломок и других обстоятельств.
. Потребители продукции должны обеспечивать своевременный прием продукции и разгрузочные работы.
С практической точки зрения наши действия должны выглядеть следующим образом:
. Производим анализ использования транспортных средств, обслуживающих предприятие. Здесь необходимо:
Ø определим динамику изменения объема перевозок и удельный вес перевозок;
Ø проанализируем технико-эксплуатационные показатели работы автотранспорта при перевозке продукции;
Ø определим неравномерность вывоза и ввоза;
Ø продукции на складской комплекс за определенный период времени (квартал, месяц);
Ø определим возможности по погрузочным работам на складском комплексе и выгрузочным у потребителя.
2. Определяем потребителей продукции
Здесь необходимо выделить постоянных потребителей, сезонных и временных. Составляем карточку потребителя, в которую заносим его данные.
. Определяем суточный объем поставок продукции.
Суточная поставка определяется путем деления годовой потребности потребителей на число дней в году. После этого полученные данные согласовываем с потребителями.
. Составляем карту дислокации потребителей, предприятий оптовой торговли и автотранспортных предприятий.
Этот этап выполняем с помощью карты города, на которую наносим координаты потребителей продукции, само предприятие и обслуживающее его автотранспортное предприятие.
. Определяем расстояния перевозки груза (с предприятия до потребителей).
После нанесения на карту дислокации потребителей, предприятия и автотранспортного предприятия, определяем расстояния перевозки с базы и складов потребителей. Обосновывают среднее расстояние перевозки продукции с предприятий к потребителю.
. Группируем потребителей по направлениям и величине поставок.
Группировка по направлениям дает возможность определить грузопотоки в различные районы города. Объемы перевозок в различные районы определяют составлением картограмм.
. Обосновываем и выбираем тип подвижного состава для перевозки продукции.
Выбору типа подвижного состава должен предшествовать тщательный анализ характера и условий перевозок. В данном случае наша цель - обеспечение полного и качественного удовлетворения нужд фирм и снабженческо-сбытовых организаций в перевозках при наиболее эффективном типе подвижного состава.
. Рассчитываем рациональный маршрут.
Здесь мы делаем выбор в пользу маятниковой или кольцевой схемы движения.
. Составляем согласованные графики доставки продукции потребителям и разрабатываем показатели экономического стимулирования работников, участвующих в транспортном процессе.
Математическая постановка задачи маршрутизации зависит от типа маршрута.
Одним из значительных объектов приложения экономико-математических методов и компьютерной техники является автомобильный транспорт. С возникновением рыночных отношений коренным образом изменился характер и условия работы предприятий, занимающихся грузоперевозками. Широкое развитие получила работа транспортно-экспедиционных компаний, которые дали возможность сосредоточить в руках автотранспортников информацию о предстоящих перевозках. [6]
Заключение
Еще несколько лет назад понятие "логистика" было абсолютно новым как для бизнеса вообще, так и для промышленных предприятий в частности. Сейчас необходимость логистики очевидна. Она охватывает вопросы управления движением материальных потоков в сферах производства и обращения, на микро- и макроуровнях.
На основе представленной информации можно сделать вывод о высокой значимости логистики в области организации деятельности предприятия. Логистика позволяет оптимизировать производственный процесс за счет рационального использования ресурсов предприятия и сведению к минимуму издержек, что в конечном счете приносит предприятию эффект в виде экономической прибыли, а также позволяет повышать качество производимой продукции или предлагаемых услуг.
Однако для дальнейшего развития и эффективного функционирования предприятия необходимо постоянно совершенствовать логистическую деятельность, в частности, отдел закупок. Для этого требуется применение централизованной системы доставки, которая в свою очередь повлечет за собой ряд изменений в области разработки новых схем завоза продукции, маршрутизации, разработки новых программ за контролем специализированных автомобилей и другие мероприятия.
При осуществлении закупок централизованным путем создается отдел с полномочиями совершать закупки в интересах всех отделов. Такая система закупок имеет большое количество преимуществ, поэтому почти все предприятия, за исключением самых мелких, используют централизованных подход к совершению закупок.
Список использованных источников
1. Керамин. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.keramin.com. - Дата доступа: 10.09.2014
. Минский городской исполнительный комитет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minsk.gov.by. - Дата доступа: 10.09.2014
. Внутренний ресурс ОАО "Керамин"
. Стерлингова А.Н. Оптимальный размер заказа, или Загадочная формула Вильсона // Логистик &система. -2005. - С.62-71. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ecsocman.hse.ru. - Дата доступа: 10.09.2014
. Курочкин Д.В. Логистика: курс лекций / Д.В. Курочкин. - 2-е изд., испр. и доп. - Минск: ФУАинформ, 2012. - 272 с.
. Утицких Е.А. Методы маршрутизации перевозок // Научные конференции, научные журналы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rusnauka.com. - Дата доступа: 09.12.2014