Франкл В. Человек в поисках смысла




Я всегда для себя определял психологию глобально, как практическую философию - науку, которая кроме наличия конкретных методов терапии, теорий и научных данных, имеет еще глубинную мировоззренческую основу, на которой все это хозяйство базируется. Эта глубинная основа, что-то сродни буддизму - не религия в строгом смысле этого слова, но и не наука.
В этом смысле Франкл - классический представитель этой глубинной, мировоззренческой психологии.
Дело в том, что практика и основная теоретическая часть логотерапии (терапии смыслом) была разработана не в тиши уютного кабинета ученого и не в оборудованной лаборатории, а в концлагере, где автор находился с 25 сентября 1942 года по 27 апреля 1945, когда был освобожден американскими войсками.
Когда пришла война Франкл, волею судеб, получил небольшую отсрочку – сотрудник гестапо, который должен был оформить отправку в концлагерь оказался его бывшим пациентом и вычеркнул того из списков, но в 1942 году о нем вспомнили снова. Вспомнили по причине того, что место его работы уж слишком бросалось в глаза - заведующий отделением Венской Ротшильдовской еврейской больницы.
Незадолго до присоединения Австрии к рейху у Франкла была возможность эмигрировать в США, однако он отказался – приглашение не распространялось на его родных, а Франкл не считал себя в праве их бросить. Кстати, Фрейд, уехавший в эмиграцию с женой и дочерью, не проявил никакой заботы о своих сестрах, и все они умерли в концлагерях…
В концлагере Франкл создал службу помощи вновь прибывшим и людям и людям, решившим покончить жизнь самоубийством. Для этого была настроена система оповещения – когда заключенные ставили психиатра в известность о появлении суицидальных мыслей среди заключенных. Тут окончательно оформилась его теория и обстоятельства позволили обкатать ее на практике.

Теория Франкла заключается в том, что если у человека в жизни есть смысл, есть ради чего жить, то он может выдержать любые внешние обстоятельства. Смысл, по Франклу, является движущей силой человеческой психики и его потеря или отсутствие порождают различные нарушения – начиная от неврозов и заканчивая нарушением сферы влечений (алкоголизм), а так же приводит к мыслям и попыткам самоубийства.
В этом плане Франкл оппонировал Фрейду, который считал, что главным в психике является принцип удовольствия и основой психической жизни человека является получение удовольствий и избегание страдания - по Франклу даже в страдании есть смысл - а так же Альфреду Адлеру с его стремлением к власти и социальной реализации индивида.
Жизнь в концлагере так же поставила под сомнение теорию мотивации Маслоу, который утверждал что высшие потребности индивида (самореализация, уважения, принадлежности к группе) возможны только при удовлетворении низших потребностей (физиологических, безопасности). Равно как и утверждение Фрейда "пусть кто-нибудь попробует заставить голодать группу самых разных людей. С ростом повелительного чувства голода все их индивидуальные различия смажутся, и они совершенно одинаково будут выражать неутоленную потребность в еде".
В концлагере происходило вещи, которые опровергали эти утверждения – кто то регрессировал (опускался до более примитивных форм поведения), а кто то наоборот переносил тяготы жизни и помогал слабым. Последние были, естественно, в меньшинстве.
В своей теории Франкл дает ответ на вопрос в чем причина этих различий? Почему одни падают духом и живут по инерции и сливаются с безликой и безропотной массой, теряя интерес к своей судьбе, а другие стараются выжить и находят в себе силы действовать адекватно внешним обстоятельствам и даже помогать ближним? Ответ в том, что последние не потеряли смысл – им есть ради чего жить.
Задачей психологической службы, которую создал Франкл, заключалась в помощи обретения смысла. В условиях концлагеря выполнение этой задачи было сопряжено со значительными сложностями. Приходилось работать с людьми, которые гарантированно знали, что все их близкие были убиты, дома разрушены и так далее.
Примечательно, что наблюдения Франкла согласуются со свидетельствами других людей, получивших подобный опыт. Солженицын говорил о том, что самыми сильными людьми в лагерях были баптисты. Шаламов, который в отличие от того же Солежинцына, провел на общих работах почти десять лет, жил мыслью о том, что когда то непременно опишет свой опыт, расскажет о том что с ним происходило. Он считал это своим долгом и ради этого жил.
Главное отличие в отношении к тому, что происходит вокруг. Помните расхожее выражение «стакан наполовину пуст и наполовину полон». К одним и тем же ситуациям разные люди относятся по разному и ведут себя, соответственно, в зависимости от этого отношения – кто то адекватно и эффективно, а кто то нет. Другими словами любое событие всегда изначально, само по себе, эмоционально нейтрально – эмоциями его наполняет сам человек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: