С.А. Цапенко
(конспект лекции)
Несколько слов из истории вопроса: в 1861 году французский ученый Поль Брока открыл один из центров нарушений речи. Этот центр расположен в задней части лобной доли левого полушария. При его поражении больной сохраняет понимание речи, но сам говорить не может (понимают речь, но с большим трудом организовывают слова во фразы, затрудняются выстраивать последовательность звуков). Этот центр получил название «моторный» центр Брока (центр моторных образов звуков).
В 1874 году был открыт второй центр речи с противоположными характеристиками Его открыл немецкий ученый Карл Вернике. При его поражении больной воспринимает речь как нечленораздельные шумы (чужая речь становится для него непонятной), но его собственная речь в значительной степени сохраняется. Такой больной не способен произвести простейшую операцию: услышав слово, воспроизвести его. Центр этот располагается в одной из височных извилин в левом полушарии. Поскольку здесь страдает именно восприятие, а не производство речи, этот центр получил название «сенсорный» центр Вернике (центр слуховых образов слова).
Афазии (греч. aphasia – онемение, ужас, лишающий языка) – такие виды нарушений речи, которые связаны с повреждениями зон мозга, вызывающими нарушение работы тех или иных речевых механизмов. Афазии могут развиваться при механических повреждениях мозга, кровоизлияний (инсультов), опухоли мозга.
При повреждении мозга речь человека нарушается по-разному в зависимости от того, какой участок мозга поврежден. Врач, хорошо знакомый с основами лингвистики, на основе нескольких фраз или даже бессвязных слов, произнесенных больным, может достаточно точно определить зону поражения мозга, ее размеры, силу поражения.
|
Следствия этих открытий:
1) оба центра демонстрируют четкую локализацию речевых механизмов, которые в то же время взаимодействуют между собой (поражение одного участка сказывается на всем мозге в целом) –> попытка «штурма» мозга;
2) оба речевых центра соседствуют с общими зонами деятельности: центр Брока соседствует с двигательным, а центр Вернике – со слуховым центром. Это обстоятельство еще раз подтверждает, что речевая деятельность – часть человеческой деятельности вообще.
3) оба речевых центра расположены в левом полушарии головного мозга à роль полушарий в речевой (интеллектуальной) деятельности различна. Попытка объявить левое полушарие «доминантным» – главным полушарием в речевой деятельности человека.
В связи с этим возник вопрос – а что же правое полушарие? Оно не нужно человеку для речи?
Оба полушария способны к восприятию и обработке реч. информации, однако в разной степени.
Доказательства значимости правого полушария:
1) у некоторых людей (как правшей, так и левшей) реч. центры находятся в правом п/ш;
2) разрезание мозга по «мозолистому телу» (или врожденная разделенность п/ш) – оба полушария ведут себя как независимые системы, принимая на себя несвойственные им функции;
3) методика электросудорожных припадков (работы сотрудников Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. Сеченова – Л.Я. аллонов, В.Л. Деглин, Т.В. Черниговская)
При лечении тяжелых депрессивных состояний использовалась методика электросудорожного шока (к голове приставляют электроды и включают на мгновение ток, у человека возникает что-то вроде эпилептического припадка, через 2-3 минуты он начинает приходить в сознание, через 40-50 минут приходит в себя полностью. После 10-12 сеансов у больного наступает значительное улучшение). Что важно для нас: после припадка, когда больной уже приходит в себя и начинает разговаривать, отмечается период в несколько минут, когда у него нормально работает только одно полушарие (то, которое не было подавлено шоком). В это время ему задают вопросы, просят сделать несложные упражнения. Сравнение ответов на одни и те же вопросы у больных до припадка, после подавления правого, а затем левого полушария показало различные типы поведения во всех трех случаях. Это и позволило выявить роль обоих полушарий в речевой деятельности.
|
Роль правого полушария:
Правое полушарие отвечает за синтетическое, эмоционально окрашенное мышление. У нормального взрослого человека правое полушарие («правый мозг») можно считать совершенно немым: оно может издавать лишь нечленораздельные звуки (рев, визг) и способно понимать обращенную к нему речь в очень незначительной степени (преимущественно лишь существительные, словосочетания и предложения, состоящие из одного компонента («Спасибо»)).
1) Правое полушарие формирует целостный смысл высказывания (создаваемого/воспринятого), его деятельность связана с глобальным освоением ситуации общения.
2) В правом полушарии хранится конкретная смысловая информация об окружающем мире. Оно отвечает за связь наших рассуждений с жизнью.
|
Именно оно хранит в себе такие сведения, которые позволяют толковать смысл слов (правое полушарие занято означаемой стороной языковых знаков: оно понимает, что «стакан» – это «сосуд для жидкости», а «спички» – «используются для зажигания»);
3) правое полушарие отвечает за интонационную выразительность и тембровую окраску речи (при выключенном правом полушарии больные затрудняются отличить речь мужчины от женщины, их собственная речь становится невыразительной, интонационно бедной, разрушается тембровая окраска, интонационный рисунок, не могут отличить? от повествования)
4) разумно экономит силы говорящего, ограничивает чрезмерную активность левого полушария. Например: при выключенном левом полушарии речь больного содержит мало прилагательных, глаголов, абстрактных существительных, служебных частей речи. При выключенном правом – их число значительно увеличивается. Ср.: среднее количество слов в предложении при выключенном левом – 4, при выключенном правом – 10, в норме – 6. Это общая тенденция → каждое из полушарий помимо выполнения своей функции еще и подавляет деятельность «соседа». Что и создает динамическое равновесие и обеспечивает гармоническую деятельность обеих полушарий.
Дополнительно: 5) Правое полушарие характеризуется «безглагольностью» (почти не понимает глаголов в отличие от существительных).
6 Правое полушарие отвечает за усвоение (восприятие) переносного значения слов. Например: больным предлагалось выполнить следующее задание: прочитать три карточки, в одной из которых содержалось идиоматическое выражение: стальные нервы–стальные рельсы – сильный человек и выбрать те, которые подходят друг другу. При выключенном левом полушарии 90% кладут вместе стальные нервы и сильный человек; при выключенном правом – лишь 40%.
Роль левого полушария:
Итак, в правом полушарии информация обрабатывается целиком, оно образно воспринимает картинку, передает информацию в левое полушарие, которое работае аналитически: целостная картинка расчленяется, устанавливаются связь между ее компонентами, подбираются звуки, слова, грамматические формы.
В задней части левого полушария (височная, теменная, затылочная зона) хранятся знания о словах, фразеологических сочетаниях и их связях между собой, звуках (механизм парадигматики);
в передней (лобная, более молодая) – правила, позволяющие выстраивать эти единицы в цепочки (механизм синтагматики).
Вывод: таким образом, правое и левое полушарие при речевой деятельности работают в единой системе, хоть и отражают мир по-разному.
Принцип межполушарного взаимодействия – механизм объединения левого и правого полушария в единую целостно функционирующую систему.
Принцип межполушарной асимметрии мозга – неравномерность, качественное различие того «вклада», который делает каждое полушарие в психическую функцию. Асимметрия функций полушарий головного мозга – фундаментальное свойство любого вида человеческой деятельности. Человек генетически предрасположен к ФА, но эта возможность реализуется постепенно, окончательно формируется лишь в соц. общении. У детей-правшей до пяти лет поражение правого полушария может сказаться на речи; в случае травмы или болезни левого полушария его роль берет на себя правое. После того как к пяти годам язык в целом усвоен левое полушарие все больше узурпирует функции речи на родном языке. Постепенное возрастание асимметрии длится на протяжении почти всей жизни человека.