О терминах и об основных этнографических методах сбора мы будем говорить на практических занятиях (Учебник по краеведению – с.46 – 48; с.49 – 51).




Русская этнография сложилась в виде научного направления в тоже время, что и на западе, в середине XIX века.

Дореволюционные ученые уже проводили широкие этнографические исследования, как русского населения, так и других народов.

Широким признанием в наше время пользуется концепция Дмитрия Николаевича Анучина (1843-1923) – антрополог, этнограф, археолог, географ, академик Петербургской АН (1896).

Он был сторонником дарвинизма и создал концепцию о комплексном методе исследования сложных историко-культурных и этнографических проблем, с использованием данных антропологии, археологии, этнографии и естественных наук. Он вообще считается основоположником антропологии.

В работе «Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. Археолого-этнографический этюд» 1890 год последовательно применил сравнительный метод, развиваемый европейской антропологи- ческой школой в этнографии. Он заключался в этнографической аналогии погребальных обычаев народов Евразии. А далее исследовал роль саней в царских ритуалах (выездах, похоронах, свадьбах объяснял особой древностью этого вида транспорта). У ученого есть очень много археолого-этнографических работ.

Выдающиеся успехи были достигнуты при изучении зарубежных народов Н.Н. Миклухо-Маклаем (папуасы Новой Гвинеи). Его заслуга – это практика этнографического изучения.

На развитие русской дореволюционной этнографии немалое влияние оказал эволюционизм.

Основная идея эволюционизма - это культурное единство человечества. Основа этого направления – общие законы развития культур всех народов от простых форм к сложным.

Первые теории этнологии были эволюционистскими независимо от того, что находилось в центре внимания исследователя: культура или общество.

Начать, пожалуй, следует с работ Льюиса Моргана, в центре внимания которого находилась не культура, а общество. В его знаменитой работе «Древнее общество» (1877) была изложена первая научная концепция развития первобытного развития общества и его превращения в общество классовое. Это была работа сразу двух наук. Во-1х, этнологии первобытности, во 2-х палеоисториологии, т.е. истории доклассового общества. Она была почти целиком построена на этнографическом материале.

Ни первобытная археология, ни палеонтропология, взятые сами по себе, не в состоянии нарисовать картину развития общественных отношений первобытности. Это может сделать только этнология.

Это направление господствовало в этнологии и в этнографии до конца XIX века. Широкое распространение оно получило и в России.

Наиболее известными представителями этого направления являются Максим Максимович Ковалевский (1851-1916), Лев Яковлевич Штенберг (1861-1972 ), Николай Николаевич Харузин (1865-1990), Митрофан Викторович Довнар-Запольский (1867-1934) и многие другие ученые.

М.В. Довнар-Запольский – историк, этнограф, фольклорист, общественный деятель, исследователь белорусской этнографии.

М.М. Ковалевский – историк, этнограф, юрист, обществ. и гос. деятель, академик Петербургской АН. Из многих этнографических и исторических работ выделяются работы об общине, собирал и анализировал этнографические материалы по Кавказу. Общую теорию социального развития он видел в социологии, в которой основным законом считал закон прогресса, заключающийся, по его мнению, в социальной солидарности, а классовую борьбу (как движ. сила прогресса - по Марксу и Энгельсу) считал признаком незрелости общества.

Затем, в западной науке начинается крутой поворот к эмпиризму и антиэволюционизму. Конечно этому способствовали объективные причины.

1. И первая из них – социальная. Этнолог и культуролог Лесли Алвин Уайт писал: «Использование эволюционной теории вообще и теории Л. Моргана, в частности, К. Марксом и радикальным социалистическим рабочим движением вызвало сильную оппозицию со стороны капиталистической системы…антиэволюционизм стал философией оправдания церкви, частной собственности, семьи, капиталистического государства подобно тому, как «социальный дарвинизм» стал философским оправданием безжалостной эксплуатации…

2. Вторая – научная. Эволюционистские идеи отталкивали тех ученых, которые рассматривали и изучали не общество вообще, а конкретные социоисторические организмы.

В России так же эволюционизм подвергается критике. И в этой связи нельзя не сказать о деятельности этнографа Александра НиколаевичаМаксимова (1872-1941), работы которого недавно были переизданы.

Критика эволюционизма была связана с распространением марксизма. Огромное значение для этнографических исследований сыграли работы К. Маркса «Конспект книги Л. Моргана «Древнее общество» и другие, работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и другие.

Особое значение в популяризации марксизма применительнок этнографии в России стал Николай Иванович Зибер (1844-1888), который изучал производственные отношения в доклассовом обществе. Он был экономистом по образованию. Итогом его работы стал труд: «Очерки первобытной экономической культуры» (1883, 1899, 1937).

В 20-е годы XX века в рамках этнологии возникла и оформилась научная дисциплина, специальным объектом исследования которой стали экономические отношения первобытного общества. На Западе она получила название экономической антропологии (economic anthropology), в нашей науке – экономической этнологии (этнографии). Хотя в России она развивалась мало, несмотря на то, что идеи марксизма стали в новом обществе основополагающими.

Зато, в эти же 20-е годы, настало время расцвета да и заката сразу, идей религиозных философов, имеющих к развитию русской этнографии самое прямое отношение. Единственный и главный их минус состоит в том, что их выводы не подтверждались научными данными, но это для философии и не важно.

Для примера можно привести работы Николая АлександровичаБердяева, в частности его работу «Судьба России», изданную в 1918 году, репринтное издание 1990 года. Название глав говорит само за себя: «Азиатская и европейская душа», «О власти пространства над русской душой» и другие.

 

«Много есть загадочного в русской истории, в судьбе русского народа и русского государства… Огромные пространства легко давались русскому народу, но нелегко давались ему организация этих пространств… Государственное овладение необъятными русскими пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных и общественных сил… Русская душа ушиблена ширью, она не видит границ, и эта безграничность не освобождает, а порабощает ее… Эти необъятные русские пространства находятся и внутри русской души и имеют над ней огромную власть…

В русском человеке нет узости европейского человека, концентрирующего свою энергию на небольшом пространстве души, нет этой расчетливости, экономии пространства и времени, интенсивности культуры. Власть шири над русской душой порождает целый ряд русских качеств и русских недостатков. Русская лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности с этим связаны… - (это ли не почва для исследования этнографической проблемы менталитета и др.?)…

Возьмем немца. Он чувствует себя со всех сторон сдавленным, как в мышеловке. Шири нет ни вокруг него, ни в нем самом. Он ищет спасение в своей собственной организованной энергии, в напряженной активности… Русскому же противен германский пост мещанского устроения жизни… Русский никогда не чувствует себя организатором. Он привык быть организуемым… и т.д.»

 

К сожалению, только сейчас начинают всерьез восприниматься работы, например, Льва Николаевича Гумилева. Его главная работа в этом отношении – «Этногенез и биосфера земли» (Л.,1989, 1990). Он именует выделяемые им обособленные единицы исторического развития этносами и суперэтносами. Все они проходят фазы своего развития.

В качестве первой выступает фаза пассионарного подъема. Она продолжается примерно 300 лет. В книге «География этноса в исторический период» (Л., 1990) ей предпослан инкубационный период, длящийся около 150 лет.

За фазой подъема следует акматическая фаза, продолжающаяся 300 лет. В некоторых работах он упоминает о фазе пассионарного перегрева.

Следующая фаза – фаза надлома – от 150 до 200 лет. Далее он говорит о фазах обскурации и гомеостаза, мемориальной фазе и реликтовой фазе, роль которых четко не определена.

Длительность всего цикла Л.Н. Гумилев, следуя за исследователем К.Л. Леонтьевым, определяет примерно в 1200 лет.

Сторонником циклической концепции развития культуры и общества был известный сначала русский, а затем американский социолог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), отстаивавший этот взгляд в большом числе работ, прежде всего в трехтомной «Социальной и культурной динамике» (1937-1941). В качестве важнейшей и главной выступает у него понятие культурной суперсистемы, объединяющей несколько культурных систем (язык, наука, философия, религия, искусство и т.п.) Он выделяет три виды этих суперсистем.

Конечно, были и другие направления в развитии советской этнографии, но с 30-х г.г. она стала основываться на «единственно верной и правильной марксистской теории» и говорить о направлениях в это время уже не приходится.

 

II.

 

Итак, что же конкретно включают в себя знания по этнографии края.

1. СБОР МАТЕРИАЛА О ЖИЛИЩЕ.

Крестьянское жилище, а в значительной степени, и городское индивидуальное жилище СТРОИЛОСЬ по канонам народного зодчества с традиционным декором жилых и хозяйственных помещений.

Поэтому, сохранившиеся от той поры, и действующие в наши дни жилища построены народными мастерами, БЕЗ участия профессионалов – архитекторов.

ПРОПОРЦИИ народного жилища - число и размер окон;

- высота кровли - все это заложено в традициях народного зодчества.

Любой мастер – умелец (плотник) точно может сказать какой высоты должна быть крыша для дома определенных габаритов (только одна высота окажется удачной, все остальные будут нехороши – одни сплюснуты, другие будут «стоять торчком». А с другой стороны – еще и такие «МЕЛОЧИ» - чтобы снег не задерживался, чтобы не тяжело кровле было…

Для Костромской губернии в крестьянском зодчестве в течение столетий неизменно сохранялись одни и те же приемы.

Жилые крестьянские постройки представляли собой типы домов «кошелем».

«КОШЕЛЬ»

Все жилые и хозяйственные помещения в таком доме сгруппированы и объеденены в единый сруб. Его огромный массив перекрыт общей двускатной крышей, причем вершина ее проходит не над серединой всего здания, как это бывает обычно, а по оси жилой части дома. Поэтому скаты кровли получаются разными: один короткий и крутой, а другой пологий и длинный.

 

Хотя есть еще типы крестьянского жилища. Это – самый распространенный – «БРУС». Помещения в нем спланированы одно за другим, на одной оси в форме вытянутого прямоугольника. Обширные сени разделяют избу на две неравные части. Меньшая часть - жилая, выходит на главный фасад, а большую часть занимает крытый хозяйственный двор, уходящий на задворки.

Еще один тип избы – «ГЛАГОЛЬ» - имел форму буквы. Хозяйственные постройки расположены под углом к жилым.

Для Костромы наиболее распространенными стали типы – «Брус» и «Кошель».

 

В основе избы лежал сруб, два основных вида соединения бревен в котором: - в «ОБЛО» - концы бревен выходят за пределы стен сруба; - в «ЛАПУ» - концы не выходят за пределы стен сруба

Эта основа крестьянского жилища называется – КЛЕТЬ.

Клеть – крытый прямоугольный деревянный сруб.

 

Избы строились на высоком ПОДКЛЕТЕ, в основном. В нем хранились и продукты.

Подклет – в русской избе нижнее холодное высокое помещение с земляным полом на уровне горизонта, для размещения имущества и мелкого скота зимой.

 

Верхняя часть избы, таким образом, поднималась над землей и получило название ГОРНИЦЫ. На чердаке, образованном двускатной крышей, устраивалось дополнительное помещение – СВЕТЕЛКА.

К задней стене пристраивалось помещение, называемое «БОКОВУ-

ШЕЙ». В районе пос. Сандогоры строили и строят дома, к задней стене которых пристраивали балкончик или крытую галерейку.

 

После того как сруб был возведен, начинали основательно сооружать крышу. Сначала возводили «ЩИПЦЫ».

Щипцы – бревенчатые треугольные фронтоны. Затем - «СЛЕГИ».

Слеги – продольные горизонтальные бревна, врубленные в бревна «щипцов».

Верхний стык двух скатов кровли называется «КОНЬКОМ».

Конек сверху прикрыт выдолбленным бревном - «ОХЛУПНЕМ». Конек должен был быть красивым и всегда был предметом особой гордости хозяев и творческого соревнования строителей.

 

Охлупень – в русской избе деталь конструкции кровли, массивное бревно, часто заканчивавшееся корневищем, вырубленным в виде коня. Охлупень прижимал верхние концы тесин, притягиваясь к верхней слеге (коньку) деревянными штырями (нагелями), либо массивными коваными гвоздями.

Курицы – в русской избе деталь конструкции кровли, толстая еловая жердь, вырубленная вместе с корневищем, образовывавшая крюк. Курицы врубались в слеги кровли, лежавшие на стропилах или на самцах и поддерживали водоточник, стреху (бревно, в паз которого вставлялись нижние концы тесин кровли, лежавшие на слегах); верхние концы тесин прижимались охлупнем.

 

 

Весь комплекс помещений крестьянского жилища называется ПОДВОРЬЕМ. Подворье – 1. комплекс жилых и хозяйственных построек, принадлежащих одной семье.

2.постоялый двор, гостинница с местом для лошадей и возов.

На двор очень часто делался «ВВОЗ»

Ввоз – в русских, преимущественно северных избах пологий, бревенчатый въезд на сенник (сеновал), позволяющий доставлять тяжелые, громоздкие грузы в хозяйственные помещения непосредственно лошадью.

Хозяйственная постройка на крестьянском дворе, примыкавшая к дому; навес, часто с потолком, образующий второй ярус называется «поветью». (ПОВЕТЬ) Здесь хранили сани, телеги, колеса, сбрую и др. имущество, укладывали сено и солому, иногда летом спали.

 

В настоящее время некоторые дома сосредоточены в музее народного зодчества под открытым небом – в Ипатьевском монастыре.

Примером крестьянской избы северного типа может служить дом из деревни Портюг Межевского района, известного как ДОМ ЕРШОВА. Дом построен в 1860 году. Он стоит на высоком подклете и имеет «ВИСЯЧЕЕ крыльцо» на КОНСОЛЯХ из толстых бревен. Фасад избы украшен небольшими оконцами. С противоположной стороны от крыльца был пристроен двухэтажный двор (он не сохранился).

Дом ЕРШОВА – образец богатой крестьянской избы, но декоративное украшение скромное и традиционное. Верх наличника имеет – т.н. «городковый орнамент». ПРИЧЕЛИНЫукрашены зубчатым орнаментом.

Следующий пример – ДОМ ЛОХОВОЙ. Из деревни Вашкино. Дом и двор крыты на «ДВА КОНЯ». Теплая изба имеет три окна, в центре –«красное», по бокам – «волоковые».

Фронтон зашит тесом. Переход от тесового фронтона к бревенчатому срубу отмечен резной лобовой доской.

Еще один пример – ДОМ приказчика И.А. СЕРОВА – дер. Мытищи Макарьевского уезда. Это – внушительный и основательный дом – ПЯТИСТЕНОК. Позади его расположены хозяйственные постройки – скотный двор и сенник. Дом срублен в 1873 году знаменитыми плотниками, братьями Зириновыми. В постройке отчетливо проявились плотницкое умение и индивидуальный почерк Егора Зиринова.

К крестьянским избам примыкали и дополняли явление «крестьянского

жилища» сопутствующие постройки – тоже деревянные. – БАНИ, АМБАРЫ, МЕЛЬНИЦЫ, ОВИНЫ, КУЗНИЦЫи др.

Например, ветряная мельница – СТОЛБОВКА из дер. Харитонов Починок, срубленная в XIX веке. Были и водяные мельницы.

 

При помощи топора создавались и ЦЕРКВИ. Они имеют в своем основании тот же сруб – КЛЕТЬ – «клетская церковь». Она

Отличалась от избы только более высоким скатом кровли, которая была увенчана главкой (главой). К восточному торцу клети прирубался алтарь, а к западному – крыльцо.

Наиболее интересным экспонатом музея деревянного зодчества Ипатьевского монастыря является церковь Спаса Преображения из погоста Вежи. Здание церкви имеет весьма самобытный облик. Оно скомпоновано из трех объемов. Кровля очень высокая – «щипцами», увенчанная высокой главкой на высоком тонком барабане.

Церковь эта стояла на погосте Вежи бывшего Минского стана Костромского уезда, который располагался в низовьях реки Костромы, где очень сильны были весенние паводки. Поэтому она была поставлена на сваи, предававшие ей фантастический вид.

С севера, юга и с запада церковь опоясывала галерея на которую вела одномаршевая лестница. Легенда приписывает постройку этой церкви плотниками, братьям Мулиевым из Ярославля, оставившим, якобы, свои имена на верхнем венце сруба под коньком. Построена по одной версии в 1628 году, по другой – в 1713. Реставрировалась в 1770, 1902, 1904 г.г.

Есть и другие примеры церковного деревянного зодчества.

Церковь Собора Богородицы из села Холм Галичского района. Древнейшая церковь, датируемая 1552 годом. Строительство ее приписывают братьям – плотникам Карпу и Папиле, похороненным, якобы, в последствии в подклете алтаря этой церкви.

Конструкция здания церкви строится на сопоставлении двух восьмигранных объемов. С запада к основному объему примыкает прямоугольная трапезная,а с востока – пятиугольный алтарь.

«Холмская церковь служит наглядным примером замечательного искусства народных древоделов, которые пользовались привычными традиционными средствами и приемами и умели вместе с тем придать каждой постройке неповторимый индивидуальный облик».

Еще один пример – церковь Спаса из села Фоминское. Она была построена в 1721 году. Храм клетский. Двускатная клинчатая кровля увенчана главкой на тонкой шейке барабана. С западной стороны – трапезная и паперть с «висячим» крыльцом на «2 всхода». Над трапезной колокольня в виде восьмигранника.

Как собирается материал о жилище и хозяйственных постройках?

1. Необходимо выяснить и записать когда построен дом или к какому периоду он относится.

2. Сфотографировать дом или хозяйственное строение с угла, чтобы лучше можно было представить общий вид.

3. Желательно сделать ряд дополнительных фотографий: показать детали – а) техники постройки (соединение бревен на углах сруба, кирпичную или каменную кладку, соединение целых блоков) б) показать украшения жилища (резные наличники, их детали, лепные украшения, роспись стен и др.)

4. В описи фотографий должно быть указано: полное географическое название места, где сделали снимок (область, район, село), фамилия хозяина дома, дату фотографии, дату строительства дома и др.)

5. Узнать и записать: а) кем был первый хозяин дома по социальному происхождению (бедный или богатый крестьянин, торговец или ремесленник, священник или чиновник).

2. СБОР МАТЕРИАЛА ОБ УТВАРИ.

Утварь – 1. украшение, убранство, наряды, драгоценности.

2. все движимое в доме, особенно мебель.

3. посуда.

Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского города. М., 1988.

Утварь имеет специфические черты у каждого этноса, что обусловлено типом хозяйственных занятий и образом жизни.

Как собираются сведения об этом виде источника?

1. Необходимо разыскать старинную утварь.

2. Выяснить функциональное назначение этой посуды.

Например – для принятия пищи (чашки, ложки, миски, кружки),

Для приготовления пищи (чугуны, горшки, ковши, сковороды, квашни для теста, корытца для рубки мяса, ступы, ухваты) и т.д., для хранения и переноски пищи и воды (крынки, жбаны, бочки, кадки, ведра, коромысла, ухваты), для обработки продуктов (ручные мельницы, мутовки и др.), для сбора ягод и грибов (корзины, лукошки, набирушки, туеса.), для переноса тяжестей (пестери – тип рюкзака).

Пестерь – плетенный из лыка или бересты большой короб с крышкой, носившийся на лямках за плечами для вещей, сена и т.п.

 

3. Узнать в праздничные дни или повседневно употреблялась утварь.

4. Сфотографировать или зарисовать, указать размеры, местные названия утвари.

5. Расспросить где и кем предметы утвари изготовлены.

 

3. СБОР МАТЕРИАЛА ОБ ОДЕЖДЕ.

Народная одежда была в прошлом необычайно разнообразной.

Народный костюм включает в свой комплект: 1. верхнюю и нижнюю одежду (зимнюю и летнюю), 2. белье, 3.обувь, 4. головные уборы, 5. украшения (бусы, серьги, кольца, броши)

Как собирается материал об одежде?

1. Найти примеры старинной одежды (муж., жен., детской)

2. Сфотографировать ее на человеке (в 3-х видах – спереди, сзади, сбоку) Зафиксировать каждую деталь костюма

3. Записать из какого материала, кем (хозяином или мастером) она была изготовлена.

4. В какое время ее одевали. Была она праздничной или повседневной.

5. Выяснить какие возрастные группы какую одежду носили а) до вступления в брак, б) взрослые семейные мужчины и женщины, в) старики и старухи.

6. Отдельно сфотографировать украшения одежды (вышивку, тканые узоры, пришитые металлические и иные украшения) и отдельно которые не являлись частью одежды (бусы, серьги, браслеты)

7. Необходимо указать место, где предмет был найден, место и время его изготовления.

Пример описания материала об одежде (д. Середняя Пыщугского района)– «Свадебная одежда не продавалась после свадьбы (можно продать счастье). Складывалась в сундуки, передавалась родственникам. Белая расшитая рубаха, украшенный кружевами, вышивкой и полосками тканей сарафан. Платок чистого шелка, расшитый разноцветными шелковыми нитками. Неприменным атрибутом был пояс с надписями, который невеста готовила заранее. Вышивала различные узоры и надписи, вроде таких: «Милому другу». Считалось, что такой пояс охранит семейное счастье от напастей, наговоров, чужих жен».

 

 

4. СБОР МАТЕРИАЛА О НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ.

Оно представлено в наше время 1.художественными промыслами (фабрики художественных изделий) и 2.ремеслами (деятельность народных мастеров) 3. декором жилища (деятельность плотников).

Деревянной резьбой украшались многие элементы самого крестьянского жилища и предметов быта. Украшались – наличники, особенно ОЧЕЛЬЕ, торцовая доска, ПРИЧЕЛИНЫ, слуховое окно, КИСТЬ другое.

Культура резьбы живет столетиями. Выделяются следующие группы резьбы:

1.Плосковыемчатая или углубленная резьба. Характеризуется тем, что низкие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой поверхности, а верхние точки находятся на ее уровне, т.е. как бы углубление в материал.

2.Рельефная резьба. Характеризуется тем, что конечным результатом является получение на поверхности изделия рельефа, т.е. изображения выступающего над фоном.

3.Пропильная (прорезная) или ажурная резьба. – резьба, у которой удален фон. Это т.н. кружевная прорезь, ажур.

4.Скульптурная или объемная резьба. Характеризуется тем, что в ней орнамент частично или полностью отдален от фона, превращая его в фигуру.

Мотивы резьбы можно обозначить следующие:

- зооаморфные (стилизованно изображающие зверей – птица сирин).

- антропоморфные (фантастические девы с чашуйчатыми хвостами – «фараонки»).

- Растительные (волнообразная ветвь, покрытая пышными листьями и образующая ряд закруглений, в центре, обычно, помещается самостоятельная фигура.)

- Геометрические и др.

Очень распространены в деревянной резьбе так называемые СОЛЯРНЫЕ знаки. Это, в первую очередь, РОЗЕТКА, украшавшая фронтоны домов.

Знаменитыми резчиками по дереву, да и плотниками были Зирины. Особенно известен Емельян Степанович Зирин (1810 – 1890). Родился он предположительно в дер. Яблоково Макарьевского уезда Костромской губ. С малых лет работал с отцом и дядьями в артели. Рубили избы и суда. По стилю резные доски Е.С. Зирина относятся к лучшим образцам верхневолжской резьбы.

Резьба украшала и предметы домашнего обихода. Ведь и посуда вся, кроме горшков, делалась из дерева.

Большие чашки и ковши выдалбливались из целого куска дерева. Сами они резных украшений не имели, а в целом представляли скульптурное произведение, чаще всего напоминающее утку. (Пр. - свадебный ковш из Вохомского района).

На севере Костромской области, в Пыщугском районе в первой половине XIX века неизвестными мастерами были сделаны двуручные ковши, называемые «ЧАРУШЫ». Ручками такого ковша были стилизованные круто изогнутые шеи коней.

Из неизвестной утвари стоит назвать следующую:

Плица – деревянный черпак в форме совка для отлива воды из лодок, барок, для пересыпки зерна, муки, засыпки угля.

Плошка – глиняная плоская чаша, с толстым фитилем, залитая салом, стеарином и т.п. Использовалась для иллюминации: горящие плошки расставлялись на карнизах домов, подоконниках, воротных столбах…

 

Украшали и неприменный предмет быта всех крестьянских семей и домов – ПРЯЛКУ. «Пряха» - так называли прялку в северных районах нашей области. В украшении прялки варьируется все: размеры, высота, способ сочленения. (Пр. – прялки Галичского, Буйского и др. районов Костр. Губ.)

В Буйском и Сусанинском уездах ножка прялки резко сужается кверху, украшалась резьбой, а затем и росписью. В Солигаличском уезде ножка у прялки тонкая по всей длине и по ней идет роспись, резьба украшает только ЛОПАСКУ.

Русским и советским искусствоведом В.С. Выроповым был выделен тип Ярославско-косромской прялки.

С древних времен вплоть до начала XX века на Руси были распространены печатные фигурные пряники. Их выделывали в пряничных куренях (в Костроме, например, на ул. Мшанской – Островского.)

Печатный пряник – кондитерское изделие, очень популярное в народе, приготовленное путем формирования сладкого теста с имбирем и пр., в деревянной форме (пряничной доске).

 

Вырезать пряничную доску было делом достаточно сложным. Но костромские мастера в этом преуспели. Чаще всего на пряниках отпечатывалась надпись: «ГОРКОСТ», «г.К.», «Г.К.», «Г.Костро.»

Размеры этих досок иногда были очень внушительными. Например, в музее Ипатьевского монастыря хранится доска размерами: 120-130 см. и весом до 30 кг.

Резьбой украшались и столы, и лавки, и буфеты, и шкафы.

Развивалось в Костроме и ткачество Красильно-набоечный промысел развивался в посаде Большие Соли, в городах Чухломе, Кологриве и других.

Особой известностью пользовалась мастерская набойщика Н.П. Бочарова, выходца из Ярославля. В его мастерской применяли только растительные красители.

Характерны сложные многоцветные рисунки, с узорами в виде букетов цветов, и цветов, рассыпанных по полю. Известны и более скромные двухцветные композиции со сплошным заполнением фона ветками, цветами, звездочками. (Примеры).

 

Особенностью развития костромских промыслов было то, что крестьянство, как правило, было малоземельным и стремилось поправить свое положение сезонным неземледельческим трудом.

Из промыслов были распространены: производство ковшей, производство деревянных ложек (по данным 1912 года производством ложек в Костромской губернии занималось 1358 крестьянских хозяйств - особенно развито это было в Скоробогатовской волости Макарьевского уезда), производство чаш и блюд (Боковская волость Варнавинского уезда, производство лаптей (Семеновское – Лапотное Кинешемского уезда), и ювелирный красносельский промысел.

 

5. СБОР МАТЕРИАЛА ПО ФОЛЬКЛОРУ.

Фольклор выражается по многих жанрах. Это и частушки, и сказки, и былины и многое другое.

В свое время КНОИМК постоянно совершало экспедиции по сбору фольклора. Отчеты об этих экспедициях публиковались в трудах КНО. Сейчас журнал «Губернский дом» постоянно печатает такого рода материалы.

Примеры.

 

Дополнение. Янин. Новгород

Хорошая сохранность дерева впервые позволила на примере Нов­города составить представление о внутреннем убранстве древнерус­ского дома. Обнаружены многочисленные остатки мебели, ларей, веретен, прялок, одежных вешалок, а также необозримое множество резной и точеной деревянной утвари, всех видов бочек, ушатов, кадок. Посуда была довольно богато украшена. Особенно выделя­ются расписные деревянные ложки с многоцветными украшениями, а часто даже и с именем владельца. Встречаются также шкатулки из бересты или лозы. Во многих новгородских домах имелись шахмат­ные доски.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: