1. Шкала лжи (L) — оценивает искренность испытуемого.
2. Шкала достоверности (F) — выявляет недостоверные ответы. Чем больше значение по этой школе, тем менее достоверны результаты.
3. Шкала коррекции (К) — сглаживает искажения, вносимые чрезмерной осторожностью и контролем испытуемого во время тестирования. Высокие показатели по этой шкале говорят о неосознанном контроле поведения. Шкала К используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.
Базисные шкалы
1. Ипохондрии (Hs) — "близость" испытуемого к астено-невротическому типу. Испытуемые с высокими оценками медлительны, пассивны, принимают все на веру, покорны власти, медленно приспосабливаются, плохо переносят смену обстановки, легко теряют равновесие в социальных конфликтах.
2. Депрессии (D). Высокие оценки имеют чувствительные, сензитивные лица, склонные к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принять решение самостоятельно, нет уверенности в себе, при малейших неудачах они впадают в отчаяние.
3. Истерии (Ну). Эта шкала выявляет лиц, склонных к неврологическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы соматического заболевания как средство избегания ответственности. Все проблемы разрешаются уходом в болезнь. Главной особенностью таких людей является стремление казаться значительнее, чем они есть на самом деле, обратить на себя внимание во что бы то ни стало, жажда восхищения. Чувства таких людей поверхностны и интересы неглубоки.
4. Психопатии (Рd)- Высокие оценки по этой шкале свидетельствуют о социальной дезадаптации. Такие люди агрессивны, конфликтны, пренебрегают социальными нормами и ценностями. Настроение у них неустойчивое, они обидчивы, возбудимы и чувствительны. Возможен временный подъем по этой шкале, вызванный какой-нибудь причиной.
|
6. Паранойяльности (Ptl). Основная черта людей с высокими показателями по этой шкале — склонность к формированию сверхценных идей. Это люди односторонние, агрессивные и злопамятные. Кто не согласен с ними, кто думает иначе, тот или глупый человек, или враг. Свои взгляды они активно насаждают, поэтому имеют частые конфликты с окружающими. Собственные малейшие удачи они всегда переоценивают.
7. Психастении (Pt). Диагносцирует лиц с тревожно-мнительным типом характера, которым свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения.
8. Шизоидности (Sс,). Лицам с высокими показателями по этой шкале свойствен шизоидный тип поведения. Они способны тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы, но повседневные радости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Таким образом, общей чертой шизоидного типа является сочетание повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчужденностью в межличностных отношениях.
9. Гипомании (Md). Для лиц с высокими оценками по этой шкале характерно приподнятое настроение независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.
По данным тестирования вычерчивается личностный профиль испытуемого (см. рис. 3). Высокими оценками для каждой из описанных выше шкал являются оценки в "сырых баллах, превышающие их номинальные значения, соответствующие показателю 70 по шкале Т. Низкими оценками считаются оценки, которые по своему значению не превышают отметки 40 по шкале Т.
|
Из рис. 3 видно, что низкими оценками являются оценки, не превышающие значений 3 по показателю ипохондрии (базовая шкала 1), 4 по показателю психопатии (базовая шкала 2), 7 по показателю истерии (базовая шкала 3) и т.д. Значения этих показателей соответствуют отметке 40 по шкале Т. Точно так же высокими оценками являются оценки, превышающие значения 11 по показателю ипохондрии (шкала 1), И по показателю психопатии (шкала 2), 16 по показателю истерии
Рис. 3. Личностный профиль испытуемого В. по тест-опроснику "Мини-мульт"
(шкала 3) и т.д. Значения этих показателей соответствуют отметке 70 по шкале Т.
При построении профиля личности испытуемого предварительно необходимо "сырые" баллы по базовым шкалам 1, 4, 7, 8, 9 перевести в условные баллы, т.е. откорректировать их в соответствии со значением оценочной шкалы К. Перевод "сырых баллов в условные производится по формулам:
УБ1 = А1 + 0,5К; УБ4 = А4 + 0,4К; УБ7 = А7 + К; УБ8 - А8 + К; УБ9 - А9 + 0,2К,
где УБ1 — условные баллы по базовой шкале 1; А1 — 'сырые" баллы базовой шкалы 1; К — значение оценочной шкалы К и т.д.
На рис. 3отображен личностный профиль испытуемого В., который в процессе тестирования по методике "Мини-мульт" имел следующие данные по оценочным и базовым шкалам:
|
L | F | К | ||||||||
Исходя из этого, был произведен расчет условных баллов по шкалам 1, 4, 7, 8, 9:
УB1 = б + 0,5х 10 = 11; УБ4 = 12 + 0,4х 10 = 16;
УБ7 = 6 + 10 = 16;
УБ8 = 4 + 10 = 14; УБ9 = 6 + 0,2 х 10 = 8.
Сравнительно низкий показатель по шкале L (1) и средний показатель по шкале F (6) говорит о том, что испытуемый отвечал на вопросы вполне искренне. Достоверность результатов тестирования сомнений не вызывает.
По большинству шкал получены средние данные. Несколько завышенная оценка по шкале психопатии может свидетельствовать о социальной дезадаптации испытуемого, о некотором пренебрежении им социальными нормами и ценностями. Характерные черты: обидчивость, чрезмерная вспыльчивость, высокая чувствительность. Отличается неустойчивым настроением. В отдельных случаях это может явиться причиной агрессивного поведения, создания конфликтных ситуаций.
Приложение 3
Построение двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма
(по тест-опроснику Г. Айзенка)
С помощью тест-опросника Г. Айзенка определяется место испытуемого в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма.
Инструкция по проведению тестирования
В адаптированном тест-опроснике Г. Айзенка 57 вопросов, с помощью которых исследуются некоторые ваши личностные характеристики, а не умственные способности. Для того чтобы вы могли правильно определить свое место в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма, необходимо давать искренние ответы на все вопросы теста. На каждый предлагаемый вопрос следует ответить лишь "Да" или "Нет", не раздумывая, сразу же, так как важна ваша первая реакция. Среднего значения на ответы не предусмотрено. Ответы следует записывать на отдельном листе бумаги, отмечая, например, номера тех вопросов, на которые дан положительный ответ. При групповой работе, а также в случаях, когда требуется заключение экспериментатора о результатах тестирования, ответы рекомендуется записывать в протоколе занятий. Форма протокола приведена ниже.
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЙ
Фамилия, имя, отчество _________________ Дата __________
Возраст ______ Образование ____________ Профессия ________
№ п/п | Ответы | № п/п | Ответы | № п/п | Ответы | |||
Да | Нет | Да | Нет | Да | Нет | |||
ОПРОСНИК Г. АЙЗЕНКА
1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?
2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, выразить сочувствие?
3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
4. Очень ли вы трудно отказываетесь от своих намерений?
5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если это вам невыгодно?
7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
9. Возникали ли у вас когда-нибудь чувства, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?
10. Верно ли, что на спор вы способны решиться на все? И. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
12. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?
13. Часто ли вы действуете необдуманно, под влиянием момента?
14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить?
15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?
16. Верно ли, что вас легко задеть?
17. Любите ли вы часто бывать в компании?
18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам не хотелось бы делиться с другими людьми?
19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
20. Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?
21. Много ли вы мечтаете?
22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?
23. Часто ли вас терзает чувство вины?
24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
25. Способны ли вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?
26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают напряжены до предела?
27. Считают ли вас человеком живым и веселым?
28. После того как дело сделано, часто ли вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?
29. Верно ли, что вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?
30. Бывает ли, что вы передаете слухи?
31. Бывает ли, что вам не спится оттого, что разные мысли лезут вам в голову?
32. Верно ли, что вам часто приятнее и легче прочесть о том, что вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?
33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
34. Нравится ли вам работа, которая требует пристального внимания?
35. Бывают ли у вас приступы дрожи?
36. Верно ли, что вы всегда говорите о знакомых вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?
37. Верно ли, что вам не приятно бывает в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
38. Верно ли, что вы раздражительны?
39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?
40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?
41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях?
42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?
43. Часто ли вам снятся кошмары?
44. Верно ли, что вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?
45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями? 47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
48. Есть ли среди ваших знакомых такие, которые вам явно не нравятся?
49. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или
вашей работы?
50. Могли бы вы сказать, что вы уверенный в себе человек?
51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?
52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
56. Любите ли вы подшучивать над другими?
57. Страдаете ли вы бессонницей?
Обработка и интерпретация результатов тестирования
Обработку тестирования следует начинать с определения достоверности ответов испытуемых. Если ответы совпадают с указанными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл Ключ к опроснику (табл. 3) приведен ниже. Если сумма баллов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные результаты подвергаются сомнению (возможно, испытуемый был при ответах ориентирован лишь на социальное одобрение). Если сумма баллов более 7, то данные тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка результатов не производится. При сумме баллов 0—4 ответы достоверны.
Таблица 3
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ
Показатели свойств темперамента | Показатель искренности ответов | |||
Нейротизм | ||||
1.Да 29. Нет 3. Да 32. Нет 5. Нет 34. Нет 8. Да 37. Нет 10. Да 39. Да | 2. Да 31. Да 4. Да 33. Да 7. Да 35. Да 9. Да 38. Да 11. Да 40. Да | 6. Да 12. Нет 18. Нет 24. Да 30. Нет | ||
Показатели свойств темперамента | Показатель искренности ответов | |||
Экстpaверсия | ||||
13. Да 41. Нет 15. Нет 44. Да 17. Да 46. Да 20. Нет 49. Да 22. Да 51. Нет 25. Да 53. Да 27. Да 56. Да | 14. Да 43. Да 16. Да 45. Да 19. Да 47. Да 21. Да 50. Да 23. Да 52. Да 26. Да 55. Да 28. Да 57. Да | 36. Да 42. Нет 48. Нет 54. Heт | ||
На чистом листе бумаги вычерчиваются две взаимно перпендикулярные оси экстравертированности и нейротизма, как это обозначено на рис. 4, со значениями шкал 0~24. Точка пересечения осей соответствует значению 12.
Подсчитывается сумма баллов по показателю экстраверсии - интроверсии. Баллы за ответы по данному показателю начисляются так же, как и по показателю "искренности ответов" (за каждый ответ, совпадающий с показателем экстраверсии в ключе опросника, присваивается 1 балл).
Рис. 4. Двухфакторная модель экстравертированности и нейротизма Г. Айзенка
Предположим, что при подсчете баллов по показателю экстраверсии сумма оказалась равной 15. В этом случае через значение 15 на оси экстравертированности проводится вертикальная линия. Точно так же производится подсчет суммы баллов по показателю нейротизма. Пусть сумма баллов по этому показателю составила 19. Через значение 19 на оси нейротизма проводится горизонтальная линия. Точка пересечения горизонтальной и вертикальной линий покажет место испытуемого в двухфакторной модели Г. Айзенка. Б данном случае выявлен холерический темперамент, как это обозначено на рис. 4.
Очевидно, в интерпретации Г. Айзенка испытуемый — явный экстраверт с несколько выраженной эмоциональной неустойчивостью.
По фактору экстравертированности (экстраверсия — интроверсия) испытуемых можно разделить на две группы. В случае, если по показателю экстравертированности испытуемый набрал сумму менее 12 баллов, ему свойственна скорее интроверсия. Если сумма баллов будет более 12, то испытуемому свойственна экстраверсия. Значение баллов от 0 до 12 отражает степень выраженности интроверсии, от 12 до 24 — экстраверсии. При значении > 15 испытуемый — явный экстраверт; при значении < 9 — интроверт; < 5 — глубокий интроверт.
Подсчет баллов по показателю нейротизма производится аналогично. При сумме баллов менее 12 испытуемых относят к представителям, отличающимся эмоциональной устойчивостью (стабильностью). При сумме баллов более 12 испытуемых относят к эмоционально неустойчивым типам личности. Показатели 9~13 — среднее значение нейротизма; > 15 — высокий уровень нейротизма; > 19 — очень высокий уровень нейротизма; < 7 — низкий уровень нейротизма (высокая эмоциональная устойчивость).
Интерпретация результатов тестирования предполагает выявление и социально-психологической характеристики испытуемого. Вот как она дана АИ. Красиной применительно к четырем типам испытуемых в двухфакторной модели Г. Айзенка [449, с 41-42]:
Экстраверсия. Скорее всего, вы социально открыты, "расторможены", хорошо завязываете и поддерживаете эмоциональные контакты. Это может быть полезно в ситуациях, где требуется способность брать ситуацию в свои руки. Например, работа коммерсанта, брокера, торгового работника, журналиста. Вам свойственна общительность, инициативность, гибкость поведения, умение найти свое место в обществе и приспособиться к его требованиям. Вы в большей степени склонны действовать под влиянием внезапного побуждения, чем по намеченной программе. Вас, подобно магниту, притягивают предметы и объекты внешнего мира.
Интроверсия. Скорее всего, вы скромны, не нуждаетесь в постоянной поддержке группы (самодостаточны), возможно, излишне скованны в личностных контактах и испытываете трудности в общении. Эти черты могут помочь в тех ситуациях, где требуется сосредоточенность и выполнение кропотливой работы. Вам более присущи склонность к самоанализу, застенчивость, социальная пассивность. Вам нелегко включаться в процесс группового решения задач, и вы предпочитаете индивидуальную работу. Ваши интересы направлены на внутренний мир человека, который вы считаете более значимым, чем мир предметов и внешних обстоятельств, вынуждающих считаться с их существованием
Нейротизм. С большой долей вероятности можно сказать, что вы не удовлетворены своей способностью разрешать жизненные проблемы и достигать желаемых результатов. Вам свойственна повышенная тревожность по поводу мелких житейских проблем. Возможна тревожность и по поводу своего здоровья, часто не имеющая реальных оснований. Вам свойственны высокая чувствительность и повышенная чуткость к опасности, поэтому вы склонны опираться на мнение большинства. Вас отличают развитое чувство ответственности, обязательность, постоянные переживания за судьбу близких. Чувство сострадания и сопереживания может колебаться в зависимости от предмета привязанности. Вам свойственна склонность к сомнению, проверке даже хорошо сделанной работы. Ваша самооценка скорее всего занижена и не совпадает с завышенным идеальным образом "желаемого Я", которому вы считаете необходимым соответствовать. И в то же время у вас нет достаточных внутренних побуждений, чтобы действительно захотеть Достичь этого.
Эмоциональная стабильность. Ваша характеристика противоположна портрету тех, кому свойствен нейротизм. Вы не склонны к беспокойству, уступчивы по отношению к воздействиям со стороны окружающих людей и обстоятельств, склонны к лидерству, способны расположить к себе и вызвать доверие у большинства окружающих".
Определив место испытуемого в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма, можно делать предположения и о наличии у него определенных черт характера (см. рис 5 — "Круг Айзенка").
Рис. 5. Взаимосвязь двух основных измерений личности по Г. Айзенку ("Круг Айзенка")
На основе данных тестирования экспериментатор пишет заключение, в котором отмечает уровневые характеристики показателей по каждому испытуемому и тип темперамента. Даются рекомендации о путях самокоррекции свойств личности, показатели которых оказались чрезмерно высокими либо слишком низкими.
Приложение 4
Графологический анализ
рисуночных тестов (фрагменты из работ слушателей ШПП)
При выполнении контрольных работ слушатели усваивают навыки по графологическому анализу и интерпретации рисуночных тестов, выявляют взаимосвязь цветовых предпочтений и характера рисунков с психологическими свойствами личности испытуемых. Такой анализ осуществляется по каждому из трех видов проективных рисунков испытуемых:
невербальному (непроизвольные рисунки по всем предложенным квадратам с обозначениями определенных символов);
вербальному (непроизвольные рисунки по всем квадратам, тематика которых определяется словами: "гнев", "радость", "умиротворенность", "депрессия", "человеческая энергия", "женственность", "болезненность" и любым другим словом испытуемого);
произвольному.
Инструкция к тестам непроизвольных рисунков (приводится по Н.Н. Обозову[4])
Возьмите стандартный лист бумаги формата А4 (210 х 298 мм), сложите его пополам, потом еще раз пополам и еще раз пополам. Получится восьмушка. Лист разверните, прямоугольники (почти квадраты) пронумеруйте слева направо в верхнем и нижнем рядах, как показано на рис 6. В квадратах нарисуйте символы, как они изображены на рисунке, впервые предложенном Л. Торреем.
Рис. 6. Символы в квадратах
Составление теста непроизвольного невербального рисунка
Используя символы, изображенные в квадратах, нарисуйте, не задумываясь, все, что приходит в голову. Дайте волю своей фантазии.
Вспомните беспечные минуты своей жизни. Каждый из предложенных символов вызывает у вас какие-то ассоциации, чувства, эмоции. Вот и постарайтесь их изобразить. Использование цвета (например, рисование различными цветными фломастерами или цветными карандашами) должно усилить образы. Время выполнения теста — около 30 минут.
Составление теста непроизвольного вербального рисунка
После выполнения задания лист переворачивается и пронумеровываются квадраты, как и в первом случае. В верхнем ряду квадратов напишите слова "гнев", "радость", "умиротворенность", "депрессия". В нижнем ряду — "человеческая энергия", "женственность", "болезненность". В восьмом квадрате — любое слово, которое придет вам на ум. Это слово может означать человеческое качество, например какое-либо переживание Все слова следует писать в верхней части самого квадрата. На предложенные слова, интерпретируя их значение, сделайте зарисовки, т.е. все то, что приходит вам на ум в виде своеобразных ассоциаций и представлений. На выполнение теста отводится 30 минут.
Фрагменты графологического анализа рисунков испытуемого
(Рисуночные тесты из работ слушателей ШПП)
1. Графологический анализ непроизвольного невербального рисуночного теста. На рис. 7 представлен непроизвольный невербальный рисуночный тест одного из испытуемых — Александра Б. Графологический анализ и интерпретация этого рисуночного теста в трактовке слушательницы ШПП Светланы И. сводятся к следующему.
Фактор нажима: сильное надавливание. Это говорит о том, что Александр Б. испытывал сильное психологическое напряжение, был подчеркнуто активен. В рисунках испытуемого это является устойчивой особенностью, и поэтому можно предположить, что перед нами личность агрессивная и амбициозная.
Преобладающие линии: прямые. Испытуемый избегает изображения кривых линий. Вероятнее всего, он наделен "колючим" характером. У него проявляются настойчивость, ориентированность на достижение цели, уверенность в себе. Наполнение пространства светотенью скорее всего подчеркивает зрелость характера испытуемого. Ему свойственны напористость и некоторое упрямство. Прослеживается частое изменение штрихов, что говорит об обеспокоенности человека. Удлиненные линии свидетельствуют об импульсивном, легковозбудимом темпераменте. Так оно в действительности и оказалось, У Саши — холерический темперамент.
В рисунках наблюдаются и прерванные, незаконченные линии, что может означать определенную незащищенность, свойственную мыслителям (ранее определенный тип личности Александра Б. — "собеседник-мыслитель"), для которых смысл Жизни не столько в форме, сколько в содержании, идее.
Размер рисунков: средний. Это говорит об определенном контроле испытуемого за своим поведением.
Расположение рисунков: тенденция располагать рисунки в центре квадрата. В межличностном отношении это может означать некоторую скованность и обеспокоенность. Это своеобразный способ делать все, чтобы тебя заметили. Главное — небезразличное отношение со стороны других людей. Рисунки эскизные. Это присуще людям зрелым, опытным.
Первый квадрат ("Я" человека и его место в мире). Точка в центре обозначает "Я" испытуемого. Точка окружена линиями (в частности, это контур телевизора), что говорит о том, что испытуемый обеспокоен заботой о собственной безопасности, либо о том, что в момент работы над рисунком oh находился в скованном состоянии. Однако ярко выраженная светотень говорит о человеке, любящем покой и размышление. Синие тона светотени говорят о спокойствии человека, находящегося возле телевизионного приемника Подставка коричневая, что указывает на уверенность, способность преодолевать преграды на пути к цели.
Второй квадрат ("Я" и его движение или обездвиженностъ в пространстве). На рисунке корабль, терпящий бедствие и взывающий о помощи. Это можно интерпретировать так: "Я" человека "тонет", но он не теряет надежду на спасение с помощью громогласного, выраженного красным цветом сигнала SOS. Вода — признак депрессивного состояния, синий цвет воды — неуверенности. Корабль изображен в коричневых тонах, что трактуется как надежда на спасение.
Третий квадрат (ясность мотивов и стремлений). Затемнений на рисунке нет. Красные флажки, развевающиеся по ветру, и ясный горизонт, скорее всего, говорят о целеустремленности своего "Я" на перспективу развития.
Четвертый квадрат (проблема "Я" — активное или пассивное отношение к преградам на жизненном пути).
Черный квадрат включен в большой рисунок. Это указывает на масштабность в разрешении собственных проблем, признак готовности иметь дело с незнакомыми вещами, богатство эмоциональных реакций. Это соответствует действительности, так как Саша — художник, по темпераменту — холерик. Воздушный змей означает чувство давления, от которого испытуемый старается избавиться. Выражено желание человека устоять на земле.
Пятый квадрат (возможность продолжения жизненного пути). Перекрещивающиеся линии здесь — признак активного столкновения с препятствиями. Выражено в разных цветах, но преобладает гамма красно-желтых, что говорит о стремлении человека к успеху. Ему нужна активная и полная впечатлении жизнь.
Шестой квадрат (символ прошлого и настоящего, отношений с близкими). Форма стройки имеет угловые формы, что свидетельствует о теоретическом мышлении, склонности к абстрактному мышлению. В то же время углы означают противоречивость, сопротивление, напряжение в отношениях с близкими. Опора подъемного крана — в коричневом цвете, что говорит об уверенности испытуемого в "строительстве" новых домов и семейных отношений. Прослеживается стремление к гармонии, согласию с близкими испытуемому людьми.
Седьмой квадрат, (деликатность — чувственность). Оставаясь в границах своего образа, испытуемый обнаружил утонченность своей натуры, деликатность. Ясное звездное небо, Млечный Путь, созвездие Северной Короны, окруженное яркими красными звездами, — все это говорит о возвышенном, вечном, о стремлении человека вырваться из плена "уютного домашнего очага". Красный цвет звезд скорее всего говорит о состоянии возбуждения автора рисунка, об излучении им своеобразного "энергизма".
Восьмой квадрат (убежище "Я"). Солнце говорит о тоске по светлому, теплому, живому пристанищу. Сочетание синего цвета с желтым свидетельствует о стремлении к нежным отношениям, которые принесли бы удовлетворенность и счастье.
2. Графологический анализ непроизвольного вербального рисуночного теста (рис 8).
Первый квадрат (гнев). Голова мужчины. Мимика напряжена Голова — сфера интеллекта — изображена анфас, что указывает на признак эгоцентризма Чрезмерно мощная шея сигнализирует об осознании телесных импульсов и старании их контролировать. Тщательно проработанное лицо свидетельствует о сильной озабоченности отношениями с другими, своим внешним видом. Подчеркнутый подбородок — потребность в доминировании. Маленькие уши говорят о стремлении испытуемого не принимать критики, заглушить ее. Большие расширенные глаза указывают на тревогу, беспокойство, потребность в защите. Ярко выраженный рот свидетельствует об агрессивности. Доминирующие цвета — фиолетовый и красный. Это означает, что испытуемый легко и быстро увлекается всем, что возбуждает, поглощен