Ход урока. (Тип урока – комбинированный)




1. Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

Вопросы для повторения:

Дать определение конструирования.

Какие мерки записывают в половинном размере?

Зачем нужны прибавки?

Какие мерки необходимы для построения чертежа брюк?

Какая мерка указывает на размер брюк?

3. Изучение нового материала.

Объяснение нового материала идет одновременно с выполнением графической работы (чертежа) учителем на доске и учащимися в рабочих тетрадях.

На доске висит плакат с изображенным на нем большим инструкционным чертежом брюк, на столах перед учащимися лежат образцы чертежей на формате А4.

Под диктовку учителя учащиеся выполняют конспектирование последовательности построения чертежа брюк. После нескольких записанных “шагов”, вместе с учителем выполняют построение. (Учитель - на доске, учащиеся – в тетрадях).

Под наблюдением учителя учащиеся выполняют записи расчетов и чертеж построения брюк по стандартным меркам.

Необходимые мерки для построения чертежа классических, прямых брюк, прилегающих по бедрам (таблица с данными заполнялась на предыдущем уроке):

№ п/п Обозначение мерок Название мерок Стандартные мерки, см. Мои Мерки, см.

1. Ст Полуобхват талии 36

2. Сб Полуобхват бедер 46

3. Дк Длина до колена 52

4. Дбр Длина брюк 100

5. Он Обхват ноги в верхней части 29

6. Ок Обхват колена 22

7. Швн Ширина в низу 22

Прибавки: Пт – прибавка по талии (1 см.); Пб – прибавка по бедрам (3 см.).

Построение чертежа классических, прямых брюк

Последовательность построения сетки чертежа брюк

1. ТН вниз = Дбр + 1 = 100 + 1 = 101 (см);

2. ТК вниз = Дк = 52 (см);

3. ТЯ вниз = Сб: 2 + 0,5 = 46: 2 + 0,5 = 23,5 (см);

4. ЯБ вверх = ТЯ: 3 = 23,5: 3 = 7,8 (см);

5. На чертеже сетки подписать названия линий (линия талии, линия бедер, линия ягодиц, линия колена, линия низа).

Последовательность построения чертежа передней половины брюк.

1. ЯЯ1 вправо = Сб: 2 + 1 = 46: 2 + 1 = 24 (см);

2. Я1Я2 вправо = 0,1 * (Сб + Пб) = 0,1 * (46 + 3) = 4,9 (см);

Я1Я3 = ЯЯ3 = ЯЯ2: 2 = по чертежу;

4. Я1Я2: 3 = т. 1/3 (т. – это краткое обозначение слова “точка”) = 4,9: 3 = 1,6 (см);

5. Провести биссектрису угла (Здесь необходимо вспомнить: что такое биссектриса угла?) Б1Я1Я2 и на ней отложить 2,5 см., через эти точки оформить плавно седельную линию передней половины брюк;

6. Т1Т21 вверх = 1 см;

7. Т1Т2 = Ст: 2 + Пт + выт. (скл.) = 36: 2 + 1 + 2 = 21 (см), оформить вытачку (Т1Т2: 2, из полученной точки вниз опустить прямую линию, равную 9 см, вправо и влево от точки на линии талии отложить по 1 см, соединить полученные точки прямыми линиями, построив треугольник);

8. Оформить плавно линию талии, соединив точки Т21 и Т2 (стороны вытачки выровнять относительно линии талии);

9. Оформить плавно линию бока из т. Т2 в т. Б;

10. К1К2 = К1К3 = (Ок - 2): 2 = (21 - 2): 2 = 10 (см);

11. Н1Н2 = Н1Н3 = (Швн - 2): 2 = (22 - 2): 2 = 10 (см);

12. Соединить точки 1/3 и К2 прямой линией и из т. Я1 оформить плавно линию шага передней половины брюк;

13. Соединить прямой линией точки Б и К3 и оформить боковую линию;

14. Соединить прямой линией точки К2 и Н2, К3 и Н3 и продолжить оформление боковой и шаговой линий;

15. Обвести цветной ручкой (карандашом) контур передней половины брюк.

Последовательность построения чертежа задней половины брюк.

1. Отступить от боковой и шаговой линий на чертеже передней половины брюк по 2 см и провести параллельные данным линиям новые боковую и шаговую линии, на линии талии и бедер поставить новые точки соответственно Т3 и Б3;

2. Т3Т4 вправо = Ст: 2 - Пт + выт. = 36: 2 - 1 + 3 = 20 (см) (можно и не включать размер вытачки в расчет чертежа, тогда формула будет иметь следующий вид: Ст: 2 – Пт = 36: 2 –1 = 17 см);

3. Вытачка строится также как и на чертеже передней половины брюк, только ее длина будет равна 12 см;

4. Т3Т4 вверх отложить 2 см и поставить точку Т5, оформить плавной линией талию, соединив точки Т5 и Т3;

5. Б3Б4 вправо = Сб: 2 - 1 = 46: 2 - 1 = 22 (см);

6. Б3Б4 вверх отложить 2 см и поставить точку Б5;

7. Точки Т5 и Б5 соединить прямой линией, продолжить ее до пересечения с линией ягодиц и опустить еще ниже на 1,5 см, поставить точку Я4;

8. Я4Я5 вправо = 0,25 * (Сб + Пб) – 3 = 0,25 * (46 + 3) – 3 = 9,25 (см);

9. Из точки Я5 плавно оформить шаговую линию задней половины брюк;

10. Провести биссектрису угла Б5Я4Я5 и на ней отложить 1,7 см, через эти точки оформить плавно седельную линию задней половины брюк;

11. Обвести цветной ручкой (карандашом) контур задней половины брюк.

Примечание учителя. Построение чертежа брюк по своим меркам производится в масштабе 1: 1, а чертеж каждой половины выполняется отдельно (сначала передняя половина, затем задняя половина).

4. Целевой обход учителя.

После каждого этапа работы учитель проверяет правильность и качество построения чертежа у всех учащихся.

Ученицы в рабочей тетради совместно с учителем выполняют по вышеуказанному принципу чертеж классических брюк.

5. Работа на компьютере.

После выполнения этой работы учащиеся приглашаются в компьютерный класс для осуществления расчета по своим параметрическим измерениям с помощью электронных таблиц.

Учитель рассказывает алгоритм работы с программой, правила заполнения таблицы мерок и получения готовых расчетов.

Алгоритм:

Внести значения своих мерок в таблицу “Необходимые мерки”.

На экране в таблице “Расчет построения брюк” появятся готовые значения отрезков.

Необходимо выписать в тетрадь все значения отрезков.

Завершить работу в электронных таблицах (закрыть программу).

Вернуться в класс.

Анализ и оценка урока.

В заключение урока подводится итог, оценка выставляется за выполненный чертеж в тетради, отмечаются учащиеся хорошо выполнившие задание.

7. Домашнее задание.

 

План-конспект №3. Моделирование ночной рубашки

Цели:

1. Познакомить учащихся с понятиями "мода", "модель", "рубашка".

2. Научить моделировать рубашку.

3. Прививать эстетический вкус.

Методы проведения занятия: беседа с объяснением нового материала, практическая работа учащихся.

Межпредметные связи: история, рисование, мировая художественная культура, литература.

Материально-техническое оснащение:

1. Инструменты личного пользования.

2. Цветная бумага, клей.

3. Наглядность: плакаты по моделированию, по истории моды, по истории русской рубашки; книги по истории костюма; рисунки и фотографии; компьютерные слайды по истории костюма.

Ход урока.

1. Организационный момент: приветствие учащихся, проверка посещаемости, сообщение темы урока, проверка готовности к уроку.

2. Закрепление пройденного материала:

Какие мерки необходимы для построения рубашки?

Какая одежда соответствует понятию – плечевая?

Что можно сшить на основе ночной рубашки?

3. Объяснение нового материала.

Цель нашего урока сегодня - научиться моделировать ночную рубашку.

Моделирование одежды - это сложный, трудоемкий процесс, требующий специальных знаний, творческой фантазии, художественного вкуса.

В состав слова "моделирование" входит два слова: модель и мода.

А что такое мода?

Она вызывающа за 3 года до своего признания, смела - за год, красива - когда признана, уродлива - через 10 лет, смешна - через 20, забавна - через 30, своеобразна - через 50, приятна - через 70, романтична - через 100 и прекрасна - через 150 лет.

Слово “мода” имеет корни в итальянском, французском языках и означает способ, правило, манеру держаться.

Пушкин писал в “ Евгении Онегине”:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица…

Не менее интересно высказывание о моде итальянского писателя Альберто Моравиа, который определяет ее так: “Мода – это история, сама история, по поводу которой нельзя дебатировать, спорить, которую нельзя отрицать. И действительно, народы, у которых нет истории, обходятся без одежды”.

Все это - определения моды, а когда же она появилась?

Принято считать, что мода родилась в 14 веке.

Но история одежды более древняя. Она берет свое начало у первобытных дикарей, которые носили звериные шкуры. Позже разные народы - древние римляне и греки, скифы и китайцы имели свои, только им понятные, вполне определенные виды одежды. Менялись костюмы медленно, хотя и отражали те перемены, которые происходили в стране, в национальной культуре. Но не было в них той изменчивости, которая считается главным, отличительным признаком моды.

Она появилась позже, в Париже.

Далее она стала распространяться в Италию, Англию, Испанию.

Показать по компьютеру исторические костюмы.

(Показ слайдов сопровождается краткой историей костюма)

О новинках в моде люди сначала узнавали в театре, на праздниках.

В 17 веке моду передавали при помощи восковых кукол - большой и маленькой Пандор. Большая Пандора рекламировала придворные туалеты, а маленькая - белье.

Во второй половине 18 века появились первые журналы мод.

Курьезов в моде было большое количество.

Я давала вам задание найти это смешное. Кто может рассказать о забавном для нас, но очень серьезном для современников?

Сообщения учащихся. (Примерные сообщения).

По длине сапожного носка.

Крайности модных причесок.

Успех и участь панье.

Когда мода пришла в Россию?

Этот год известен точно - 1701, когда Петр 1 издал указ, с точностью перечисляющий все виды одежды, которые отныне только и могли носить русские люди - и мужчины, и женщины, - от нарядных костюмов до исподнего белья, от шапок до башмаков. Россия начала менять гардероб.

Это отразило все перемены, которые происходили в России в то время.

А вы знаете, что только одной жене Григория Дмитриевича Строганова - Марие Яковлевне Строгановой Петр Первый разрешил появляться при дворе в русском костюме? Это говорит о том высоком положении, которое занимал Строганов при дворе.

(Показ фотографии портрета Строгановой в русском костюме).

Что такое одежда?

Сообщение "Одежда"

Когда мы теперь произносим слово ОДЕЖА - это звучит как просторечие. Тем не менее в Древней Руси именно ОДЕЖА употреблялось гораздо чаще и шире, чем бытовавший одновременно с ним привычный нам термин ОДЕЖДА.

Слово ОДЕЯНИЕ, имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении “одежда вообще”. Действительно, давайте вслушаемся: ОДЕЯНИЕ - то, что одевает. Употреблялся и близкий вариант - ОДЕНИЕ.

Что традиционно носили русские люди?

Традиционно в женский русский костюм входили: рубаха, поверх ее одевали сарафан, затем душегрею, в холодное время - шугай. На голову девушки завязывали повязку (ленту) или венец, а замужние женщины головной убор - кокошник. Но в различных местностях костюм дополнялся другими видами одежды.

Мужской костюм традиционно состоял из рубахи-косоворотки и портов.

А вы знаете, что в 14-16 веках сарафан был мужской одеждой?

Верхней одеждой являлись: кафтаны (длиннополая одежда), зипуны (короткополая суконная куртка без воротника), шубы и тулупы.

Обувью служили лапти, валенки, сапоги, полусапожки.

Отгадайте загадку:

Дуйся, не дуйся,

Через голову суйся,

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой.

(рубаха)

Теперь давайте подробнее познакомимся с рубахой, т.к. это слово тоже присутствует в теме нашего урока. Вот какое определение рубахи по словарю Даля:

РУБАХА, рубашка (рубить) ж. сорочка, кошуля, тельница; одежда из числа белья, надеваемая под низ, на тело.

Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды.

Что было, так сказать, предком рубахи?

Одежда древних египтян состояла из 2-х кусков ткани. Из них сооружали нечто вроде туники с вырезом на груди.

К наиболее древним предкам рубахи можно отнести ХИТОН. Он имел вид рубахи. Хитон древним грекам служил такой же одеждой, как наш костюм (только одевали его на голое тело).

Повседневной домашней одеждой древнему римлянину служила рубахоподобная туника из шерсти или льна. Сшитая из 2-х полотнищ, туника закрывала оба плеча, надевалась через голову и сначала имела лишь боковые проймы для рук, но потом у нее появились короткие рукава.

Вся античная одежда была лишена воротников. В 10 веке появились первые признаки превращения туники в рубаху.

Основой женского костюма являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большей длиной (доходила до ступней).

Состояла из двух различных частей, сшитых на уровне груди: “рукавов” - верхней части, и “стана” - нижней части. Рукава обычно шились из хорошего тонкого холста, а стан - из домотканых более грубых холстин.

Богатые женщины носили одновременно две рубахи - исподнюю и верхнюю, причем верхнюю шили из дорогих тканей. Рубаха могла гладко облегать шею, но могла быть также собрана у ворота в густую сборку и обшита узкой каймой. Носили рубаху с нешироким поясом, часто вышивали орнаментом. Расположение орнамента на рубахах и его стилистика не случайны. Они несут большую смысловую нагрузку; как бы защищая человека от злых сил и призывая на помощь силы добра.

А вы знаете, что в русской истории рубаха сыграла страшную роль?

Иван Грозный в припадке гнева стал избивать свою невестку, жену своего сына, за то, что она (в это время она ждала ребенка), находилась у себя в покоях в одной рубахе. Ребенка она потеряла, а сына, вступившегося за жену, царь случайно убил. Так Иван Грозный лишился престолонаследников.

В каждой губернии возникали свои местные традиции кроя.

Все виды кроя этих рубах в своей основе несут букву Т. Все это крой мужских рубах, но мы с вами строили ночную рубашку также на основе этой буквы.

Что служило отделкой рубахи?

Богато украшали не всякую одежду, а только праздничную и обрядовую. Самую богатую надевали три-четыре раза в году, в самые торжественные дни. Ее очень берегли, старались не стирать и передавали по наследству.

Готовя нарядную рубаху, деревенские рукодельницы показывали все, на что способны. Рукава, плечи и ворот, не закрытые сарафаном, расшивали красными нитками, специальным орнаментом. Часто украшали и подол. У особых рубах, которые с пояском надевали на покос или жатву, подол почти сплошь покрывался вышитым или тканым узором. В северных губерниях бытовала нарядная плакалъная рубаха, или махавка, с очень длинными и узкими рукавами, Невеста надевала ее в день свадьбы и, прощаясь с родителями, махала концами рукавов вокруг головы и по полу, причитая об ушедшем девичестве и будущей жизни в чужой семье...

Отделка мужских рубах

Повседневная одежда мужчин не имела украшений, а праздничную расшивали жены, сестры или матери цветными шелковыми или шерстяными нитями. У состоятельных мужчин праздничная одежда украшалась золотой тесьмой, серебряными шнурами.

Из какой ткани шили рубахи?

Самым распространенным материалом для пошива рубах и по сей день остается льняное полотно. В древнерусском языке существовали два термина для обозначения основного материала: ХЛАСТ (или ХОЛСТ, ТЬЛСТИНА) - небеленая ткань и ПЛАТНО - выбеленное полотно.

В русской литературе много пословиц, в которых упоминается рубаха и одежда.

Попробуйте подобрать к началу каждой пословицы ее окончание.

По одежде суди, так и праздник

Какова пряха, да душа черненька

Рубашка беленька, такова по ней рубаха

У Ивашки белая рубашка, по делам гляди

Предложить учащимся познакомиться с книгами по истории костюма, с фотографиями репродукций картин с изображением русских костюмов. (По выставке репродукций на стенде, книгам по истории костюма).

Все, что мы сегодня узнали по истории костюма, рубахи, обязательно учитывается при создании современной одежды.

По способу употребления одежда делится на верхнюю, легкое платье, белье.

История белья, - а ночная рубашка, относится к бельевой группе, - тоже имеет свою, весьма интересную историю.

Показать по фотографиям эволюцию ночного белья.

Сегодня мы с вами будем моделировать базовую (основную) модель рубахи, которую построили на прошлом уроке.

А что такое модель?

Модель - новый по виду, форме и материалу образец.

В процессе изготовления одежды участвует большое количество специалистов:

Художник-модельер придумывает новые модели одежды, воплощает их в эскизах и изделиях; художник-конструктор переносит идеи художника-модельера в чертежи и лекала (выкройки); технолог швейного производства рассчитывает способы производства швейных изделий с учетом сложности фасона, свойств ткани и технологии пошива; оператор швейного оборудования непосредственно выполняет швейные операции.

(Рассказ на основе таблицы)

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ

 

Художник-модельер должен хорошо рисовать, знать основы композиции одежды, работать с журналами мод.

Источниками творчества для художников-модельеров являются: ткани, народные и исторические костюмы, природа, живопись.

Свой вклад в развитие моды 20 века внесли такие знаменитые художники-модельеры, как француз Поль Пуарье (он предложил женщинам отказаться от корсета и разработал первые образцы платья свободного покроя); Габриель Шанель (она впервые предложила использовать в женской моде мужской костюм и элегантное черное платье); Кристиан Диор, возративший в моду мягкие формы.

Из отечественных модельеров нужно отметить Надежду Петровну Ламанову, ее принцип - “Для чего создается костюм, для кого, из чего” актуален и сейчас.

При моделировании одежды используют законы зрительной иллюзии: горизонтальные линии расширяют фигуру, делают ее короче; вертикальные линии удлиняют фигуру, делают ее выше; две параллельные вертикальные линии дают эффект линий, суживающихся к линии низа; вырез горловины может зрительно укоротить или удлинить шею и т. д. (Показ по плакату)

Очень важное значение при моделировании имеет цвет.

ХРОМАТИЧЕСКИЕ (цветные, окрашенные) цвета - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый

ТЕПЛЫЕ НЕЙТРАЛЬНЫЙ

ХОЛОДНЫЕ

Красный Оранжевый Желтый Зеленый Голубой Синий Фиолетовый

АХРОМАТИЧЕСКИЕ (бесцветные, неокрашенные) - белый, серый, черный.

НАСЫЩЕННЫЕ цвета (основные цвета спектра) - желтый, красный, синий.

ПАСТЕЛЬНЫЕ цвета - это основные цвета с добавлением белого.

По цветовому кругу разобрать цветовые сочетания.

Какую отделку можно использовать при выполнении ночной рубашки?

При выполнении ночной рубашки можно использовать отделку вышивкой, кантом, отделочными материалами, аппликацией и т. д. (показ образцов отделок)

Это только основные понятия, которые мы должны использовать при моделировании; более подробно с моделированием одежды вы сможете познакомиться на уроках в 8, 9 классе, посещая кружки по конструированию и пошиву одежды, а также получая профессии, связанные с производством одежды.

4. Выполнение практической работы.

На основе подготовленных дома лекал мы с вами внесем изменения в базовую модель.

На основе плаката и трудовых приемов показать моделирование рубашки, изменяя форму горловины, низа изделия, рукавов, отрезая кокетки, используя отделку изделия.

Выполнить вместе с учащимися 3 модели.

Предложить учащимся разработать свою модель ночной рубашки.

(Взаимопроверка, проверка учителем).

5. Заключительный инструктаж.

Подведение итогов.

Вопросы для закрепления:

Что такое мода?

Как одевались люди на Руси?

Расскажите о "предках" рубахи?

Что должен знать художник-модельер при создании своих моделей?

Оценка работы на уроке.

Д.З. Принести ткань для выполнения образцов.

 

2.4. Методика проведения и результаты экспериментальной работы по апробации основ преобразовательной деятельности учащихся, разработанных на уроках технологии

 

Цели экспериментальной работы:

- провести экспериментальное исследование на развитие политехнических знаний, умений и навыков по разделу «Технология обработки конструкционных материалов»;

- провести диагностику усвоения материала;

- закрепить полученные знания, умения и навыки.

Гипотеза:

При обучении учащихся технологии обработки конструкционных материалов реализуются основы преобразовательной деятельности школьников посредством сочетания обучения с производительным трудом.

На контрольно-итоговом этапе ставятся следующие задачи:

1. Определить результат сформированности знаний и умений учащихся по технологии обработки конструкционных материалов, и проанализировать подтверждение гипотезы исследования.

2. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах.

Прохождение практики с 14 по 30 декабря 2007 г. в средней школе № 56 г. Ульяновска. Экспериментом были охвачены ученицы 7 «А» класса в количестве 11 человек.

В качестве контрольной группы была взята группа учащихся 7 «Б» класса той же школы и в том же количественном составе.

Во время эксперимента обучение проводилось по программе «Вязание на спицах» учащихся с целью определения гипотетических положений о применении политехнических основ в технологическом обучении школьников, о приемах обучения и уточнения доступности материала. Экспериментальное обучение осуществлялось по разработанным нами конспектам уроков.

Существенное различие в обучении учащихся контрольной и экспериментальной групп заключалось в методической стороне проведения уроков.

Для проверки результатов эксперимента учащимся обоих классов давались специальные практические задания в конце прохождения разделов и тем программы. Учащимся также предлагались письменные анкеты, в которых они описывали последовательность выполнения того или иного задания. Выполнение практических заданий, письменные и устные ответы учащихся тщательно анализировались (см. Приложение 1).

 

Таблица 1

Расчет достоверности уровня знаний по курсу учащихся 7 «а» класса.

Ученик Номер вопроса Всего  
                                + -  
1.Кошелева А. + - + + - + - + + -   - + + +      
2.Мазанова Н. + -   + - + - - + + - + + - -      
3.Патрикеева М. - + + -   - + - + + + + - + +      
4.Солдатова Л. + -   - + - + + - + - + + - +      
5.Бродягина И. - +   - + - + - + + + + - + -      
6.Каштанкина О. + - + - + - + - - + - + +   +      
7.Козлова Н. - + - + - + - +   - + - + + +      
8.Кузорева М. + -   - + + + -   - - + + + +      
9.Бурханова М. + - + - - +   + - - + - - + +      
10.Богданова Н. + - + - + - + - + + +   - + +      
11. Гулящева Л. + - + + + - + - + - + +   - -      
                                             

 

Сопоставив результаты полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах видно, что на последнем процент правильных ответов повысился. Наглядно это видно на примере Бродягиной И., Гулящевой Л., Богдановой Н. Несмотря на это, в некоторых заданиях ошибки всё-таки допускаются из-за невнимательности.

Аналогичная работа была проведена в 7 «Б» классе. При обработке полученных ответов каждая серия, в зависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость, которая отражает количество правильных ответов (см. Приложение 2).


Таблица 2

Расчет достоверности уровня развития знаний умений и навыков по курсу «Технология обработки конструкционных материалов» учащихся 7 «б» класса

Ученик Номер вопроса Всего  
                                + -  
1. Аниськина В. + - + + - + - + + -   - + + +      
2. Васильева К. + -   + - + - - + + - + + - -      
3. Волошина Т. - + + -   - + - + + + + - + +      
4. Ермохина М. + -   - + - + + - + - + + - +      
5. Карпеева К. - +   - + - + - + + + + - + -      
6. Кузьменко Н. + - + - + - + - - + - + +   +      
7. Парамонова Л. - + - + - + - +   - + - + + +      
8. Сафарова Э. + -   - + + + -   - - + + + +      
9. Толстякова М. + - + - - +   + - - + - - + +      
10. Свешникова В. + - + - + - + - + + +   - + +      
11. Чурилова Н. + - + + + - + - + - + +   - -      
                                           

 

Таким образом, использование политехнических основ, указанных в тематическом плане и используемых в планах-конспектах уроков, положительно повлияло на развитие знаний, умений и навыков по курсу «Технология обработки конструкционных материалов». Следовательно, применение преобразовательной деятельности на уроках технологии является эффективным способом развития у детей основных познаний по курсу в целом.

 

2.5.Анализ материально технической базы кабинета технологии с учетом санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности

 

Учебные мастерские представляют собой одно из помещений образовательного учреждения, позволяющих создать оптимальную организацию учебно-воспитательного процесса на занятиях и внеурочной работе по предмету «Технология» с набором необходимого оборудования, материалов и дидактических средств.

При оборудовании и эксплуатации учебных мастерских должны соблюдаться требования охраны труда.

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников (учащихся) в процессе трудовой деятельности (образовательного процесса); включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.

Школьные и межшкольные учебно-производственные мастерские создаются в соответствии с «Положением о школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских», «Положением об учебных мастерских образовательных школ» [19, с.3].

Для обеспечения работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей большое значение имеет соблюдение санитарно-гигиенических требований предъявляемых к материально – технической базе (МТБ) кабинета, которая складывается из следующих элементов: помещение для занятий, мебели, оборудования, инструментов, материалов, наглядных пособий, учебной литературы и др. Вопрос о МТБ кабинета относится к одному из самых важных, самую хорошую программу нельзя реализовать без соответствующей МТБ.

Кабинет технологии в школе № 56 находится на первом этаже школьного здания, и занимает комнату площадью 42 кв.м.

Рабочее место учителя в анализируемом кабинете состоит из демонстрационного рабочего стола, представленного в форме двухтумбового письменного стола, в котором установлены ящики-лотки. Лотки предназначены для хранения инструментов и приспособлений: катушек с нитками, шпульных колпачков и т.п. К рабочему месту учителя также относится и классная доска, рядом с которой располагается дополнительная демонстрационная доска, обтянутая тканью. Около доски установлены ящики для таблиц и плакатов, манекен для примерок. Для лучшей организации труда рабочее место учителя в данном случае можно дополнить следующим оборудованием: тумбой с графопроектором, пультом управления ТСО, управление затемнением.

Основой индивидуального рабочего места учащихся в мастерской по обработке ткани рассматриваемого кабинета являются обычные ученические столы, на которых размещаются швейные машины. Высота рабочих столов постоянна. Столы размещены таким образом, что свет падает сверху и слева, крышки столов пластиковые, белого цвета, матовые. Около каждого стола имеется по два стула, высота которых постоянна. Месторасположение стула таково, что корпус работающего находится на расстоянии 10 – 15 см от края стола, а расстояние от глаз до предмета составляет 25 – 30 см, что соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

От оборудования и организации рабочего места учащегося зависит эффективность учебного и производительного труда, качество изготовляемых изделий.

Рабочими местами коллективного пользования являются места для влажно-тепловой обработки изделий (ВТО) и примерочная. Рабочее место для ВТО оборудовано утюгом типа УТА - 1 с терморегулятором, гладильной доской с подставкой из негорючих материалов, кронштейном для поддержания шнура утюга, пульверизатором и резиновым ковриком. Анализ технологического процесса изготовления швейных изделий и практика работы показали, что в мастерской необходимо оборудовать не менее двух мест для ВТО.

Оборудование содержится в хорошем состоянии, хранится в определенных местах, для этих целей в кабинете использованы шкафы с инструментами, дидактическим и наглядным пособиями. В мастерской имеются справочники, ГОСТы, техническая литература, книги о профессиях, журналы мод.

В перспективе в мастерской также планируется разместить стенды по профориентации.

Вот пример учебной мастерской для девочек. [19, с.7].

 

 

 


6000


 

 

 


Рис. 9. Планировка реальной мастерской для девочек на 15 человек.

1 – стол учителя; 2 – стул учителя, 3 – доска классная; 4 – универсальный рабочий стол; 5 – стул ученический; 6 - манекен для одежды девочек; 7 – швейная машина; 8 – трельяж; 9 - шкафы секционные; 10 – ящик для таблиц; 11 – доска гладильная; 12 – примерочная.

 

Автор считает, что в перспективе в мастерской необходимо установить демонстрационный стол, тумбу с телевизором и видеомагнитофоном, еще одну доску для ВТО, шторы затемнения сделать автоматизированными.

Рассмотрим идеальный вариант данной мастерской.


5470

           
 
     
 

 

 


6600

 


Рис 10. – Вариант идеальной мастерской для девочек на 15 учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: