IV. ЗАБЛУЖДЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ПИЩИ




Молодой человек, который три года прожил в хижине на горе, од­нажды сказал: "Когда люди говорят "натуральная пища", я не знаю, что они имеют в виду".

Каждый знаком со словами "натуральная пища", но не всегда ясно понимают, что это такое на самом деле. Многие считают, что пища, которая не содержит ни химикатов, ни искусственных добавок - это и есть натуральная диета, а другие довольно смутно представляют се­бе, что натуральное питание - это потребление пищи, которую мож­но найти в природе.

Если вы спросите, входит ли в понятие натурального питания ис­пользование огня или соли для приготовления пищи, ответы будут са­мые разные. Если считать, что питание человека в примитивные времена, состоящее только из диких растений и животных, - это натуральное питание, тогда использование огня и соли не может быть названо натуральным. Но если на это возразить, что достиже­ние в древние времена знания об использовании огня и соли - это неизбежный путь естественного развития человечества, тогда пи­ща, приготовленная на огне и с солью, может считаться полностью натуральной. Хороша ли пища, приготовленная по выработанному людьми способу, или нужно считать хорошей пищу дикую, такую, какая существует в природе? Можно ли считать натуральными воз­делываемые культуры? Где вы проведете границу между натураль­ным и ненатуральным?

Можно сказать, что термин "натуральное питание" в Японии возник на основе учения Саген Ишизука в Эру Мейджи. Его теория была позд­нее усовершенствована и переработана м-ром Сакуразава (Джордж Осава) и м-ром Ни­ки. Путь Питания, известный на Западе как Макробиотический, осно­ван на теории не-двойственности и на концепции инь-ян в книге И-Цзин. Поскольку это означает питание неполированным рисом, то нату­ральное питание обычно представляют как использование в пищу цель­ного зерна и овощей. Натуральное питание, однако, не может быть све­дено просто к вегетарианству, основанному на неполированном рисе.

Так что же это такое? Причина всей этой путаницы заключается в существовании двух видов человеческого знания: различающего и не-различающего (это разделение признают многие восточные философы. Различающее значение исходит из аналитического, волевого интеллекта, пытающегося организовать жизненный опыт в логическую систему. М-р Фукуока считает, что такой способ мышления отдаляет человека от природы. Он называет это "ограниченностью человеческого знания и суждения". Не-различающее знание возникает без сознательных усилий личности, когда жизненный опыт воспринимается целиком без интерпретации его интеллектом. Различающее знание оказывает существенную помощь при анализе практических проблем, но м-р Фукуока считает, что в конце концов оно ведет к слишком узкой перспективе). Люди обычно думают, что правильное восприятие мира возможно только через различающее знание. Поэтому слово "природа" как его обычно употребляют, означает ту сущность приро­ды, которая познается различающим интеллектом.

Я отрицаю то пустое изображение природы, которое создано чело­веческим интеллектом и явно отличается от самой природы, которая познается через опыт не-различающего понимания. Если мы искоре­ним фальшивую концепцию природы, я думаю, что корни мирового разлада исчезнут.

На Западе естественные науки развиваются из различающего зна­ния, на Востоке философия инь-ян и философия И-Цзин ("Книга перемен", произведение древнекитайской философии [прим. переводчика]) развивает­ся из того же источника. Но научная правда никогда не может при­близиться к абсолютной правде, и все философии - это ничего более, как произвольные интерпретации мира. Природа, которая постигает­ся научным знанием, - это уже разрушенная природа. Это дух, обла­дающий скелетом, но не душой. Природа, которая постигается фило­софским знанием, - это теория, созданная человеческим мышлени­ем, это дух с душой, но без скелета.

Не-различающее знание может быть реализовано только путем прямой интуиции, люди пытаются втиснуть его в привычные рамки, называя его инстинктом. На самом деле, это знание, исходящее из не­называемого источника. Откажитесь от различающего сознания и пе­реступите пределы мира реальности, если вы хотите знать истинное лицо природы. Начните с признания, что нет ни запада, ни востока, ни четырех времен года, ни также инь и ян.

Я сказал, что можно признать их ценность в качестве временного средства или указателя направления, но их нельзя считать высшим достижением человеческого духа. Научная истина и философия - это концепции относительного мира, и в этом мире они являются но­сителями истины и имеют ценность. Например, для современных лю­дей, живущих в относительном мире, разрушающих порядок природы и вызывающих коллапс их собственного тела и духа, система инь-ян может служить удобным и эффективным руководством для восстанов­ления этого порядка.

Когда я дошел до этого, юноша спросил: "Значит, вы не только от­рицаете естественные науки, но также Восточную философию, осно­ванную на инь-ян и И-Цзин?"

Можно сказать, что эта философия служит полезной теорией, по­зволяющей людям овладеть правильной системой питания, пока не будет достигнуто истинно натуральное питание. Но если вы поймете, что конечная цель человечества - выйти за пределы относительного мира, чтобы купаться в океане свободы, тогда привязанность к теории станет для вас несчастьем. Если личность сможет войти в мир, в кото­ром оба аспекта инь и ян возвращаются к их первоначальному единст­ву, то миссия этих символов на этом закончится.

Юноша, который недавно прибыл, сказал: "Тогда, если вы стано­витесь натуральным человеком, вы можете есть все, что захотите?"

Если вы ожидаете встретить светлый мир на другом конце тунне­ля, темнота длится все дольше. Если вы больше не хотите есть что-то вкусное, вы сможете оценить истинный вкус всего, что вы едите. Лег­ко положить на обеденный стол простую пищу натурального питания, но тех, кто может действительно наслаждаться таким праздником, - немного.

 

МАНДАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ПИЩИ

Мое понимание натуральной пищи такое же, как и натурального земледелия. Так же, как натуральное земледелие подчиняется зако­нам природы, той природы, которая познается не-различающим со­знанием, так и натуральное питание - это способ питания, при кото­ром пища, собранная в диком виде или выращенная методом нату­рального земледелия, и рыба, пойманная натуральными методами, добывается без преднамеренной деятельности, с помощью не-различающего сознания.

Хотя я говорю о не-намеренной деятельности и не-методе, я при­знаю мудрость, которая вырабатывается с течением времени в про­цессе повседневной жизни. Использование соли и огня можно крити­ковать как первый шаг в отдалении человека от природы, но это про­сто естественная мудрость, воспринятая первобытными людьми, и это должно быть санкционировано как мудрость, дарованная небом.

Сельскохозяйственные культуры, которые возделывались в те­чение тысяч и десятков тысяч лет и становились частью жизни лю­дей, не являются полностью продуктом, рожденным различающим сознанием, их можно считать натуральной пищей. Но новые сорта, которые создавались не под влиянием естественных условий, но с помощью агрономической науки, которая отошла очень далеко от природы, так же, как и рыба, моллюски и домашние животные, производимые в массовом порядке, выпадают из категории натураль­ной пищи.

Земледелие, рыболовство, животноводство, повседневные реально­сти пищи, одежды, жилья, духовной жизни, все это должно находить­ся в единстве с природой.

Я нарисовал следующие диаграммы, которые объясняют натураль­ное питание, выходящее за пределы науки и философии. Первая объ­единяет все виды пищи, которые наиболее доступны людям. Они раз­делены на несколько групп. На второй диаграмме пища разделена на группы в соответствии с ее доступностью в разные сезоны года. Эти диаграммы составляют мандалу натуральной пищи (в восточном искусстве круговая диаграмма, символизирующая всеобщность и целостность предмета). Из этой мандалы можно видеть, что источники пищи на нашей земле почти неогра­ниченны. Если человек познает пищу через "не-разум" (буддистский термин, описывающий состояние в котором нет различия между личностью и внешним миром), даже если он совсем ничего не знает об инь и ян, он может достичь совершенной натуральной диеты.

Рыбаки и фермеры в японской деревне не очень заинтересуются логикой этой диаграммы. Они следуют велениям природы, употреб­ляя сезонную пищу из окружающей их среды.

С ранней весны, когда семь трав прорастают из земли, фермер мо­жет испытать семь вкусовых ощущений. С ними хорошо сочетается тонкий вкус прудовых улиток и морских моллюсков.

Сезон зелени наступает в марте. Хвощ, папоротник-орляк, полынь, осмунда и другие горные растения и конечно молодые листья хурмы, персика и побеги горного ямса - все это съедобно. Обладая легким тонким вкусом, они представляют изысканное блюдо и могут также слу­жить приправой. На морском берегу можно собрать морские овощи - бу­рые водоросли, нори, водоросли, растущие на скалах, обладающие приятным вкусом и имеющиеся в изобилии в весенние месяцы.

Во время появления молодых побегов бамбука каменный окунь, морской лещ и полосатая рыба - свинья имеют свой самый лучший вкус. Сезон цветения ирисов отмечают ленточной рыбой и макрелью "сашими". Зеленый горошек, снежный горошек, лимская фасоль, бо­бы очень вкусны, если есть их прямо из стручков или варить целиком так же, как неочищенный рис, пшеницу и ячмень.

Ближе к концу сезона дождей (на большей части Японии сезон дождей продолжается с июня до середины июля) запасают японские сливы, а зем­лянику и малину в это время можно собирать в изобилии. В это время возникает естественная потребность в остром вкусе лука и сочных фруктах, таких как мушмула, абрикосы и персики. Плоды мушмулы - не единственная съедобная часть этого растения. Семена в размолотом виде можно использовать для приготовления "кофе"; из листьев делают чай, который является также прекрасным лекарственным средством. Из листьев персика и хурмы делают тоник, способствую­щий долгожительству.

Под ярким летним солнцем есть дыни с медом в тени большого де­рева - это прекрасное времяпрепровождение. В это время созревают многие летние овощи: морковь, шпинат, редис и огурцы. Для преодо­ления летней расслабленности тела полезно растительное масло или масло сезама. Блюда, приготовленные из зерна, хорошо удовлетворя­ют уменьшающийся летом аппетит. Летом часто готовят ячменную лапшу, различной формы и размера. Летом созревает гречиха. Это растение дает пищу, которая хорошо усваивается в этот сезон.

Ранняя осень - счастливое время, с соей и маленькими красными бобами азуки, большим количеством фруктов и овощей и различными хлебными злаками, поспевающими в это время. Пироги из проса ук­рашают праздник осенней луны. Позже осенью варят кукурузу и рис с красными бобами, грибы "матсутаке" или наслаждаются каштанами. Очень важно отметить, что рис, вбирающий в себя солнечные лучи все лето, долго зреет осенью. Это значит, что главная пища, получае­мая в большом количестве и богатая калориями, обеспечена на холод­ные зимние месяцы.

С первыми морозами люди начинают посматривать на прилавки с рыбой. Глубоководные рыбы, как желтохвост и тунец ловятся в этот сезон. Интересно, что японская редька и листовые овощи, имеющиеся в это время в изобилии, хорошо идут с этими рыбами.

Новогодние праздничные блюда готовятся главным образом из той пищи, которая замаринована и засолена специально для больших праздников. Соленый лосось, селедка, яйца, красный морской лещ, омар, ламинария и черные бобы подаются каждый год на этот празд­ник в течение многих веков.

Выкапывая редьку и репу, которые оставлены в грунте под покро­вом почвы и снега, доставляют приятное дополнение к меню в зимний сезон. Зерновые и различные бобовые, а также мисо и соевый соус - основные продукты питания, которые в это время всегда под рукой. Вместе с капустой, редькой, тыквой и бататами, запасенными осенью, в эти месяцы зимнего холода употребляются и другие разнообразные виды пищи. Лук-порей и дикий лук-шалот хорошо сочетаются с тон­ким вкусом устриц и морского огурца, которые можно собирать в это время.

В ожидании весны можно пойти поискать побеги мать-и-мачехи и съедобные листья ползучей земляничной герани, выглядывающие из-под снега. С появлением водного кресса, пастушьей сумки, звездчат­ки и других диких трав урожай натуральных весенних овощей можно собирать прямо под окном кухни. Таким образом, придерживаясь простого питания, собирая в каждый сезон ту пищу, которая доступ­на, наслаждаясь ее здоровым и полезным вкусом, местные крестьяне используют все, что дает природа.

Крестьяне знают тонкий вкус пищи, но им не понятен таинствен­ный вкус природы. Или, вернее, он им понятен, но они не могут выра­зить это словами.

Натуральное питание лежит прямо у нас под ногами.

 

КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ

Если спросить, зачем мы едим, то мало кто сможет ответить что-нибудь, кроме того, что пища необходима для поддержания жизни и роста тела человека. Однако есть и более глубокий аспект во взаимо­отношениях между пищей и духовной жизнью человека. Для живо­тного достаточно есть, играть и спать. Для человека также очень важ­но наслаждаться здоровой пищей, простой повседневной жизнью и спокойным сном.

Будда сказал: "Форма - это пустота, и пустота - это форма". По­скольку "форма" в буддистской терминологии означает материю или "вещи", а "пустота" - это разум, то он сказал, что материя и разум - это одно и то же. Вещи имеют различные цвета, формы и вкус, и челове­ческий разум мечется из стороны в сторону, привлекаемый различными качествами вещей. Но на самом деле, материя и разум едины.

Цвет. В мире есть семь основных цветов, но если эти семь цветов смешать, получится белый цвет. Пропущенный через призму белый цвет распадается снова на семь цветов. Когда человек воспринимает окружающее, "не сознавая" его, цвет исчезает. Есть не-цвет. Только если смотреть на мир с точки зрения "семи-цветного" различающего сознания, семь цветов появляются. Вода может подвергаться бесчис­ленным изменениям, но вода всегда остается водой. Точно так же, хо­тя сознающий разум подвергается изменениям, первоначальное не­подвижное сознание не изменяется. Когда человек восхищается семью цветами, сознание легко сбить с толку. Человек воспринимает окраску листьев, цветов и фруктов, а основа цвета остается незаме­ченной.

Это верно также для пищи. В этом мире много натуральных про­дуктов, которые человек может использовать в пищу. Сознание выде­ляет эту пищу и определяет, имеет ли она хорошие или плохие каче­ства. Люди сознательно отбирают то, что, по их мнению, им нужно. Процесс отбора препятствует осознанию основы человеческого пита­ния, которое небеса прописали для каждого места и каждого сезона.

Краски природы, как соцветия гортензии, легко изменяются. Тело природы постоянно трансформируется. На одинаковых основаниях это можно рассматривать как бесконечное движение или как "непод­вижное движение". Когда при отборе пищи действует разум, понима­ние природы становится фиксированным, и трансформации природы, такие как сезонные изменения, игнорируются.

Цель натурального питания - не создание знающих людей, кото­рые могут дать обоснованное объяснение и ловко разобраться в раз­личных видах пищи, но создание незнающих людей, которые берут пищу без сознательно делаемых различий. Это не идет в разрез с за­конами природы. С осознания "без сознания", не потерявшись в тон­ких различиях форм, с восприятия окраски, бесцветной, как цвет, на­чинается правильное питание.

Вкус. Люди говорят: "Вы не узнаете вкус пищи, пока не попробуе­те ее". Но даже если вы попробуете ее, вкус пищи может оказаться различным в зависимости от времени, условий и состояния человека, который пробует,

Если вы спросите ученого, какие вещества определяют вкус, он бу­дет пытаться определить это, выделяя различные компоненты и опре­деляя пропорции сладкого, кислого, соленого, горького и острого. Но вкус не может быть определен путем анализа и даже с помощью язы­ка. Даже если язык воспринимает пять вкусовых ощущений, впечат­ления от них собирает и интерпретирует сознание.

Натуральный человек может достигнуть правильного питания бла­годаря тому, что его инстинкт находится в правильно работающем со­стоянии. Он удовлетворяется простой пищей, она питательна, вкусна и полезна как повседневное лекарство. Пища и духовная жизнь чело­века едины.

Современные люди потеряли свой ясный инстинкт и соответствен­но этому стали неспособны собирать и наслаждаться семью весенними травами. Они ищут различные вкусовые ощущения. Их питание ста­новится беспорядочным, расширяется пропасть между любимой и не­любимой пищей, и их инстинкт становится все более и более сбит с толку. Тогда люди начинают применять сильные приправы к своей пище и придумывать утонченные способы ее приготовления, все более углубляя расхождение между пищей и духовной жизнью.

Большинство людей сегодня не знают вкуса риса. Целые зерна очищают и подвергают обработке, оставляя лишь безвкусный крах­мал. Полированный рис теряет уникальный аромат и вкус целого ри­са. Соответственно он требует приправ или соуса и подается вместе с другими блюдами. Люди ошибочно считают, что низкая питательная ценность риса не имеет значения, поскольку витаминные добавки и другая пища - мясо или рыба - восполняют недостающие питательные элементы. Вкусная пища вкусна не сама по себе. Пища не будет казаться невкусной, пока человек не думает, что она не вкусна. Хотя большинство людей думают, что говядина и курятина восхитительны, для тех, кто по физическим или духовным причинам решил не есть эту пищу, они отвратительны.

Играя или ничего не делая, дети счастливы. Взрослые с различаю­щим сознанием сами определяют, что им нужно для счастья, и если дети получают это, они чувствуют себя удовлетворенными. Пища, об­ладающая хорошим вкусом, необходима им не потому, что она имеет тонкий натуральный аромат и полезна для тела, а потому, что ее вкус был обусловлен представлением, что эта пища вкусна.

Пшеничная лапша восхитительна, но чашка лапши быстрого при­готовления из торгового автомата отвратительна. Но реклама этой лапши отрицает представление о ее плохом вкусе, и для многих лю­дей эта малопривлекательная лапша кажется почему-то вкусной.

Существует сказка о том, как обманутые лисой люди съели лоша­диный навоз. В этом нет ничего смешного. Люди в наше время едят своим сознанием, а не своим телом. Многие люди не заботятся о том, есть ли глутамат натрия в их пище, но они ощущают вкус только кон­чиком языка и поэтому их легко одурачить.

Вначале люди ели просто потому, что они были живы и потому что пища была вкусной. Современные люди пришли к мысли, что если они не будут готовить пищу с приправами, она будет безвкусной. Ес­ли вы не будете пытаться сделать еду вкусной, вы обнаружите, что природа уже сама сделала это.

Прежде всего, следует жить таким образом, чтобы пища сама по себе имела хороший вкус, но сегодня все усилия направлены на то, чтобы сделать ее вкусной.

Люди стараются придать хороший вкус хлебу - и хороший хлеб исчезает. В попытках создать богатую, роскошную еду они делают бесполезную пищу и все же никак не могут удовлетворить свой аппе­тит. Лучшие методы приготовления пищи служат тому, чтобы сохра­нить ее естественный тонкий аромат. Жизненная мудрость с давних времен научила людей делать разные виды овощных заготовок: высу­шенных на солнце, засоленных, отрубей, мисо, в которых сохраняется естественный вкус овощей.

Искусство приготовления пищи начинается с соли и огня. Если пища приготовлена тем, кто понимает основы поварского дела, она сохраняет свой натуральный вкус. Если приготовленная пища кажется странной и экзотической, если цель такого приготовления - просто доставить на­слаждение небу, то это фальшивое поварское мастерство.

Обычно думают, что культура - это что-то созданное, поддержи­ваемое и развиваемое только человеческими усилиями. Но культура обычно возникает из содружества человека и природы. Там, где осу­ществилось единство человеческого общества и природы, культура принимает свойственную ей форму. Культура всегда была тесно свя­зана с повседневной жизнью и таким образом передавалась будущим поколениям и была сохранена до настоящего времени.

То, что рождено человеческой гордостью и потребностью в на­слаждении не может считаться истинной культурой. Истинная куль­тура рождена внутри природы, она проста, скромна и чиста, лишив­шись истинной культуры, человечество исчезнет.

Когда люди отказываются от натуральной пищи и вместо этого на­чинают потреблять очищенную пищу, тогда общество становится на путь к своему собственному разрушению. Происходит это потому, что такая пища не является продуктом истинной культуры. Пища - это жизнь, а жизнь не должна ни шагу отступать от природы.

 

ЖИЗНЬ НА ОДНОМ ХЛЕБЕ

Нет ничего лучше, чем есть вкусную пищу, но для большинства людей еда - это только средство укрепления здоровья, источник энергии для работы и путь к долгой жизни. Матери часто заставляют своих детей есть, даже если им не нравится еда, только потому, что это "полезно" для них.

Но питание не может быть отделено от ощущения вкуса. Питатель­ная пища, полезная для человеческого тела, возбуждает аппетит и вкус­на сама по себе. Правильное питание неотделимо от хорошего вкуса.

Не так давно дневная пища фермера в этом районе состояла из ри­са и ячменя с мисо и маринованными овощами. Эта диета способство­вала долгой жизни, крепкому телосложению и хорошему здоровью. Вареные овощи и вареный рис с красными бобами подавали раз в ме­сяц как на праздник. Здоровое крепкое тело фермера было способно достаточно хорошо поддерживать себя на этой диете.

Традиционное восточное питание из неполированного риса и овощей сильно отличается от питания большинства западных обществ. Западная наука о питании считает, что если определенное количество крахмала, жиров, белков, солей и витаминов не съедается каждый день, это значит, что не постигнуто сбалансированное питание, без которого невозможно сохранить хорошее здоровье. Это представление порождает мать, кото­рая набивает "питательной" пищей рты своего юного потомства.

Кто-то может подумать, что западная диететика с ее разработан­ной теорией и расчетами не оставляет сомнений относительно пра­вильного питания. На самом деле она создает гораздо больше про­блем, чем разрешает. Одна из проблем состоит в том, что в западной науке о питании не сделано никаких попыток скоординировать питание с природными циклами. В результате создается диета для как бы изолированного от природы человеческого существа. Это часто слу­жит причиной появления страха перед природой и чувства опасности.

Другая проблема заключается в том, что полностью забываются духовные и эмоциональные ценности, хотя пища непосредственно связана с духовной и эмоциональной жизнью человека. Если челове­ческое существо рассматривать просто как физиологический субъект, невозможно выработать правильное понимание диеты. Когда части и обрывки информации собирают и кое-как соединяют вместе, возника­ет несовершенная диета, которая уводит нас от природы.

"Внутри одной вещи лежат все вещи, но если все вещи собрать вместе, может возникнуть не одна вещь". Западная наука неспособна понять это правило восточной философии. Человек может анализировать и иссле­довать бабочку, сколько ему хочется, но он не может создать бабочку.

Если бы западная научная диета применялась практически в ши­роком масштабе, как вы думаете, какие проблемы при этом возникли бы? Высококачественная говядина, яйца, молоко, овощи, хлеб и дру­гая пища должны были бы быть доступны круглый год. Стали бы не­обходимыми производство этих продуктов в широких масштабах и ор­ганизация их длительного хранения. В Японии введение этой диеты уже заставило фермеров производить зимой такие летние овощи как лук, огурцы, баклажаны, томаты. Не придется долго ждать, когда фермеров попросят собирать хурму весной, а персики - осенью.

Бессмысленно ожидать, что здоровая сбалансированная диета мо­жет быть достигнута просто путем создания большого запаса разнооб­разной пищи независимо от сезона. По сравнению с растениями, со­зревшими в естественных условиях, овощи и фрукты, выращенные вне сезона в искусственно созданных условиях, содержат мало вита­минов и солей. Не удивительно, что летние овощи, выращенные ле­том или зимой, не имеют того вкуса и аромата, которыми обладают плоды, созревшие под солнцем и выращенные органическим или на­туральным методом.

Химические анализы, соблюдение соотношения питательных эле­ментов и другие соображения того же порядка являются основной причиной ошибки. Пища, рекомендуемая современной наукой, дале­ка от традиционной восточной диеты, и она подрывает здоровье япон­ского народа.

 

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫПИТАНИЯ

В этом мире существует четыре основных класса диет.

1. Неопределенная диета, приспособленная к обычным желаниям и вкусовым предпочтениям. Люди, следующие этой диете, неопределенно колеблются туда и сюда в ответ на свои причуды и фантазии. Эта диета может быть названа самоудовлетворяющейся и легкой.

2. Стандартное питание большинства людей, вытекающее из био­логических требований. Питательную пищу едят с целью поддержа­ния жизни тела. Эту диету можно назвать материалистической и на­учной.

3. Диета, основанная на духовных принципах и идеалистической философии. Большинство "натуральных" диет попадает в эту катего­рию. Их можно назвать диетами первичными.

4. Натуральная диета, следующая воле неба. Отрицая все челове­ческие знания, эта диета может быть названа не-различающей.

Сначала люди отказываются от пустой диеты, которая служит ис­точником бесчисленных болезней. Затем, разочаровавшись в научной диете, которая является простой попыткой поддержать жизнь, многие склоняются к первичной диете. Наконец, пройдя эти первоначальные этапы, человек приходит к не-различающей диете.

Диета не-различающая. Жизнь человека поддерживается не его собственной силой. Природа дает рождение человеческим существам и помогает им сохранить жизнь. В этом состоят взаимоотношения че­ловека и природы. Пища - это дар неба. Люди не создали пищу из природы, ее дарует небо.

Когда пища, тело, сердце и сознание вступают в совершенное единство с природой, то становится возможным соблюдение натураль­ной диеты. Тело, следуя своему собственному инстинкту, свободно в выборе той еды, которая имеет хороший вкус, и отказывается от того, что невкусно.

Невозможно предписать правила и пропорции для натуральной диеты (нельзя создать код или систему, с помощью которой можно сознательно ответить на эти вопросы. Природа, или само тело, служит хорошим гидом. Но это чуткое руководство остается неуслышанным большинством людей из-за шума, создаваемого желаниями, и активности различающего сознания). Эта диета определяется местными условиями, различными потребностями и телесной конституцией каждого человека.

Первичная диета. Каждый должен знать, что природа всегда за­вершена и сбалансирована в совершенной гармонии в себе самой. На­туральная пища - это нечто целое и это целое имеет полезный и тон­кий вкус.

Люди думаю, что с помощью системы инь и ян они могут объяс­нить происхождение Вселенной и трансформации природы. Им ка­жется, что гармония человеческого тела может быть создана и созна­тельно поддерживаться. Но если они пытаются проникнуть глубоко в суть вещей (а это необходимо при изучении восточной медицины), они вступают во владения науки» где очень трудно избежать соблазна различающего восприятия.

Увлеченный проницательностью человеческого знания, не осоз­навая его ограниченности, практикующий первичную диету, в кон­це концов приходит к тому, что целостность этого принципа в его сознании разбивается на отдельные объекты. Но если он пытается схватить смысл природы с помощью всеобъемлющего и далеко про­никающего видения, то окружающие его мелочи оказываются вне его восприятия.

Типичная диета больного человека. Болезни начинаются, когда человек отдаляется от природы. Серьезность заболевания прямо про­порциональна степени отдаления. Если больной человек возвращает­ся в здоровую среду, то болезнь часто исчезает. Если разрыв с приро­дой становится экстремальным, число больных людей увеличивается. Тогда усиливается желание возвращения к природе. Но в поисках возвращения к природе нет ясного понимания, что такое природа и поэтому все попытки остаются напрасными.

Даже если человек ведет примитивную жизнь в горах, он может все же не понимать истинной реальности. Если вы пытаетесь что-то делать, ваши попытки никогда не достигнут желаемого результата.

Люди, живущие в городах, оказываются перед лицом непреодо­лимых трудностей при попытках соблюдать натуральную диету. Натуральная пища просто недоступна, поскольку фермеры прекра­тили выращивать ее. Даже если горожане могли бы купить нату­ральную пищу, их тело должно быть в состоянии усвоить такую пи­тательную еду.

В такой ситуации, если вы попытаетесь есть здоровую пищу или достигнуть сбалансированной инь-ян диеты, вам необходимо иметь практически сверхъестественный разум и силу суждения. В результа­те возникает далекий от природы сложный и странный вид "натураль­ной" диеты и человек только еще больше отдаляется от природы.

Если вы заглянете в магазины "Здоровая пища", вы найдете пора­зительно широкий ассортимент свежих продуктов, упакованных про­дуктов, витаминов и диетических добавок. В литературе многие типы диет представлены как натуральные, питательные и самые лучшие для здоровья. Если кто-то скажет, что полезно варить разные продук­ты вместе, найдется кто-то другой, кто скажет, что продукты, сварен­ные вместе, делают людей больными. Кто-то подчеркивает важное значение соли, другой говорит, что слишком много соли вредно. Если кто-то избегает есть фрукты, считая, что это пища для обезьян, кто-то другой говорит, что фрукты и овощи - самая лучшая пища, обес­печивающая долголетие и счастье. Вес эти мнения можно было бы на­звать правильными, каждое для своего времени и каждое - для своих условий. Но это только вызвало бы недоумение, а сомневающихся все этих теории привели бы в еще большее замешательство.

Природа находится в постоянном движении, ежесекундно изменя­ясь. Люди не в состоянии уловить ее истинный облик. Лицо природы непознаваемо. Попытки поймать эту непознаваемость различными теориями, формализованными учениями похожи на попытки поймать сачком ветер.

Человечество подобно слепому человеку, который не знает, куда он направляется. Он нащупывает путь с помощью трости научного знания, в зависимости от инь и ян, определяя направление.

Вот что я хочу сказать: не ешьте пищу головой, то есть откажитесь от различающего сознания. Я надеюсь, что мандала питания, ко­торую я нарисовал раньше, может служить руководством, показыва­ющим взаимоотношения разных продуктов питания между собой и между питанием и человеческим существом. Но вы можете также вы­бросить эту мандалу, взглянув на нее один раз.

Прежде всего следует уделить внимание развитию тонкой чувстви­тельности, которая даст возможность телу самому выбирать пищу. Ду­мать только о самой пище и забывать о духовной жизни - то же самое, что посетить храм, читать сутры и забыть о Будде. Вместо того, чтобы изучать философские теории о том, как достигнуть понимания правиль­ного питания, лучше придти к теории изнутри повседневной диеты.

Врачи заботятся о больных людях, о здоровых людях заботится природа. Вместо того, чтобы заболеть, а потом заняться натуральным питанием, чтобы выздороветь, улучшить жить в естественной среде, где человек не болеет.

Молодые люди, которые пришли, чтобы жить в хижинах на горе и живут примитивной жизнью, едят натуральную пищу и занимаются натуральным земледелием, знают о главной цели человека, и они жи­вут в согласии с ней, достигая этого наиболее прямым путем.

 

ПИЩА И ЗЕМЛЕДЕЛИЕ

Эта книга о натуральном земледелии неизбежно включает некоторые соображения о натуральной пище. Это объясняется тем, что пища и зем­леделие - это две стороны одного тела. Совершенно очевидно, что если не практиковать натуральное земледелие, то потребители не получат натуральные продукты. Но если натуральное питание не войдет прочно в жизнь, то фермер не будет знать, что ему следует выращивать.

Пока люди не станут натуральными людьми, не может быть ни на­турального земледелия, ни натуральной пищи. В одной хижине на го­ре я оставил слова, написанные на сосновой дощечке над очагом: "Правильная пища, правильные действия, правильное сознание" (эти слова взяты из Буддистского восьмиступенчатого Пути духовной реализации).

Люди послушно видят мир, как место, где "прогресс" вырастает из суматохи и беспорядка. Но бесцельное и деструктивное развитие влечет за собой беспорядок в мыслях и приводит не меньше, чем к вырождению и кризису человечества. Если не дать себе ясного отчета в том, что неподвижный источник всей этой активности есть природа, то восстановление нашего здоровья окажется невозможным.

 

V. ГЛУПОСТЬ РЯДИТСЯ ПОД НАХОДЧИВОСТЬ

Осенние ночи длинные и прохладные. Можно было бы хорошо про­вести время, глядя на мерцающие угли, обхватив руками теплую чашку с чаем. Сидя у огня, я говорил, что самое важное остается без внимания, что человечество невежественно, что нет ничего, за что стоило бы бороться, и что бы ни было сделано - все это пустые уси­лия. Меня спросили, как могу я говорить все это и в то же время про­должать такие беседы? Точно также, как если бы я собрался написать что-нибудь, то единственное, что я мог бы написать - это, что писать бесполезно. Мои собеседники зашли в тупик.

Я не придаю такого значения моему прошлому, чтобы писать о нем, и я не так мудр, чтобы предсказывать будущее. Поддерживая огонь и ведя сердечную беседу о дневных делах, разве могу я ожидать, что кто-то примет всерьез глупое мнение старого фермера?

В верхней части сада, глядя на залив Матсуяма и широкую долину Дого, стоят несколько маленьких глиняных хижин. Там собралась горстка людей и вместе они ведут простую жизнь. Там нет современ­ных удобств. Проводя мирные вечера при свете свечи или лампы, они живут простыми потребностями: неполированный рис, овощи, про­стая одежда, чашка для еды. Они пришли из разных мест, некоторое время живут здесь и потом уходят.

Среди гостей есть научные работники, студенты, ученые, ферме­ры, хиппи, поэты и путешественники, молодые и старые, мужчины и женщины различных типов и национальностей. Большинство из тех, кто остается долгое время, это молодые люди, нуждающиеся в перио­де самоанализа.

Моя функция состоит в том, чтобы заботиться об этом приюте на краю дороги, подавать чай путешественникам, которые приходят и уходят. И когда они остаются, чтобы помогать в полевых работах, я рад слушать их рассказы о событиях, происходящих в мире.

Это звучит хорошо, но на самом деле это не такая легкая жизнь. Я пропагандирую земледелие "ничего-не-делания", и поэтому многие люди приходят, думая, что они найдут утопию, где можно жить без необходимости вставать с постели. Эти люди бывают очень удивлены. Им приходится в раннем утреннем тумане носить воду из источника, колоть дрова, пока их руки не станут красными и не покроются мозо­лями, работать по колено в жидкой глине. Многие скоро не выдержи­вают это и бросают.

Сегодня, когда я наблюдал за работой молодых людей в маленькой хижине, пришла наверх молодая женщина из Фунабаши. Когда я спросил, почему она пришла, она сказала: "Я просто пришла, вот и все. Больше я ничего



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: