Структура доходов и расходов бюджетов РФ




Структура доходов и расходов бюджета любого уровня, с точки зрения математических отношений, интересна сама по себе. Она позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной поли­тики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений центрального бюджета и бюд­жетов субъектов Федерации. Краткому рассмотрению этих вопросов через анализ структуры доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации посвящена данная глава моей работы.

Федеральный бюджет, как уже отмечалось мной, играет определяю­щую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой в стране. Через параметры центрального бюджета го­сударства регулируются темпы преобразований, в том числе, во взаимоотношениях с территориями. Можно согласиться с профес­сором Родионовой В.М. в том, что бюджетный федерализм и де­мократизм, занимая ключевое положение в вопросах построения бюджетной системы, вместе с тем относятся к числу наименее разработанных в теоретическом плане. В настоящее время сохраняется острая необходимость ре­гулирования финансово-экономического потенциала регионов из-за крайне неравно­мерной территориальной мобилизации налого­вых и неналоговых платежей; большого количества разнооб­разных факторов, определяющих потребности регионов в бюд­жетных расходах; разнообразия структуры расходов и целого ряда других причин. Поэтому структуру доходов и расходов федераль­ного бюджета и бюджетов субъектов РФ необходимо ана­лизировать с тесной увязке с проблемами межбюджетных отноше­ний, устойчивости каждого бюджета, перераспределения компе­тенции органов власти по финансированию расходов. Рассмотрим, прежде всего, характеристики федерального бюдже­та (табл. 1 и табл. 2).

Таблица 1.

Поступление доходов в бюджетную систему РФ, за 2010-2011 гг., млрд. руб.

  2010 год 2011 год 2011 г
       
Всего поступило в бюджетную систему РФ 5 413,3 6 763,4 124,9
в том числе:      
Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН) 4 606,5 5 748,3 124,8
Государственные внебюджетные фонды 806,8 1 015,1 125,8
Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН) 4 606,5 5 748,3 124,8
в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) 2 506,8 3 000,7 119,7
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 2 099,7 2 747,5 130,9
из них:      
Налог на прибыль организаций 1 193,0 1 670,5 140,0
в федеральный бюджет 363,6 509,9 140,2
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 829,4 1 160,6 139,9
Налог на доходы физических лиц      
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 706,6 929,9 131,6
Единый социальный налог в федеральный бюджет 267,5 315,8 118,1
Налог на добавленную стоимость      
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 888,0 924,2 104,1
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь 20,9 27,2 130,0
Акцизы 226,7 253,3 111,8
в федеральный бюджет 80,0 93,2 116,5
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 146,6 160,1 109,2
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 928,6 1 187,2 127,8
в федеральный бюджет 872,3 1 116,7 128,0
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 56,3 70,6 125,3
в том числе:      
Налог на добычу полезных ископаемых 908,7 1 162,3 127,9
в федеральный бюджет 854,5 1 094,3 128,1
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 54,2 68,0 125,4
из него нефть: 801,4 1 038,4 129,6
в федеральный бюджет 761,3 986,5 129,6
       
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 40,1 52,0 129,7
Государственные внебюджетные фонды - всего 806,8 1 015,1 125,8
в том числе:      
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) 634,1 796,2 125,6
Фонд социального страхования (ФСС) 53,2 57,7 108,5
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) 31,7 55,8 175,9
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) 87,8 105,5 120,1

Только с 2011 г. на федеральном уровне началась интеграция перс­пективного финансового плана в обычный, регулярный бюджетный процесс, когда первый год перспективного финансового плана является проектом бюджета на очередной год. На данном этапе необходимо определиться и со степенью детализации трехлетнего бюджета на второй и третий годы, а также с принципами и предельными объемами изменения бюджета при их наступление. Однако по истечении более трех лет с начала реформы доклады о результатах, а также сводный доклад пока не стали реальным инструментом взаимоувязки целей и приоритетов с финансовыми ресурсами, то есть инструментом формирования перс­пективного финансового плана. Значительная часть целей, указанных в докладах, «не достигнута или достигнута не в полной мере».

 

Таблица 2.

Поступление доходов в бюджетную систему РФ, за январь-март 2010-2011 гг., млрд. руб.

  Январь-март 2010 года Январь-март 2011 года в % к 2011 г
       
Всего поступило в бюджетную систему РФ 1 456,2 1 630,7 112,0
в том числе:      
Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН) 1 247,3 1 359,5 109,0
Государственные внебюджетные фонды 208,9 271,3 129,8
Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН) 1 247,3 1 359,5 109,0
в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) 723,4 673,0 93,0
в консол. бюджеты субъектов РФ 523,9 686,5 131,0
       
из них:      
Налог на прибыль организаций 332,1 418,3 125,9
в федеральный бюджет 97,8 119,6 122,3
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 234,4 298,7 127,5
Налог на доходы физических лиц      
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 176,7 238,7 135,1
Единый социальный налог в фед. бюдж. 62,8 82,2 131,0
Налог на добавленную стоимость      
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 269,2 208,5 77,4
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь 5,7 7,2 125,0
Акцизы 56,4 65,7 116,5
в федеральный бюджет 21,9 22,4 102,2
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 34,5 43,3 125,5
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 275,5 245,2 89,0
в федеральный бюджет 259,7 230,0 88,6
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 15,8 15,2 96,3
в том числе:      
налог на добычу полезных ископаемых 270,1 236,4 87,5
в федеральный бюджет 254,8 222,0 87,1
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 15,2 14,4 94,6
из него нефть: 239,6 204,6 85,4
в федеральный бюджет 227,7 194,4 85,4
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 12,0 10,2 85,3
Государственные внебюджетные фонды - всего 208,9 271,3 129,8
в том числе:      
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) 162,3 212,2 130,7
Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) 13,9 15,9 114,0
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) 10,7 15,0 139,8
       
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) 22,0 28,2 128,5

Бюджетная классификация, по определению, призвана системати­зировать бюджетные расходы и доходы по тем или иным признакам. Это позволяет сравнивать параметры бюджетов за различные годы (предыдущих и будущих периодов) для адекватного анализа и прог­нозирования расходов бюджета с необходимой степенью детализации. Вместе с тем очевидно, что и новая бюджетная классификация будет меняться; это ограничит возможности аналитической и экспертной работы при оценке расходов бюджета.

Законопроектом предусматривается установление четких требований к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие расходные обязатель­ства. Это обеспечивает прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.

В 2011 году в федеральный бюджет страны поступило администрируемых ФНС России доходов 3 000,7 млрд. рублей, что на 493,9 млрд. рублей, или на 19,7% больше, чем за 2010 год. Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета была обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (36,5%) и НДС (30,8%).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: