Бюджетная политика Российской Федерации




Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формиро­вания доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом являет­ся одним из основных инструментов экономической политики госу­дарства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Как же подчинена решению этой задачи концепция проекта федерального бюджета на 2012 г., какие меры требуется принять безотлагательно?

Вот уже пять лет федеральный бюджет (и бюджет расширенною прави­тельства, включающий все уровни бюджетной системы, в том числе госуда­рственные внебюджетные фонды) фактически является профицитным.

Конечно, теперь поступление налогов существенно улучшилось. Прежде нередко ситуация складывалась очень тяжелая. Глубочайший спад производства, изображаемый графически на рис. 2 в виде пропасти на неровной местности, сопровождался резким снижением рентабельности производства, ростом процентных расходов, низкой доход­ностью местных бюджетов и неудовлетворительной собираемостью итогов вследствие развития бартерной формы расчетов.

Ставшая фактом "смена знака" на противоположный в бюджетной политике, курс на формирование профицита федерального бюджета создают иллюзию, будто бюджетная сфера профинансирована так хорошо, что еще остаются лишние средства. В действительности все хуже, чем преподносится в официальных документах.

 

Рисунок 2. Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

Однако названная статья Бюджетного кодекса уже в августе 2000 г., спустя неполных 8 месяцев со дня его вступления в действие, была исключена. Более того, внесены изменения в Бюджетный кодекс, предусматривающие формиро­вание (практически за счет профицита) Стабилизационного фонда, направле­ния использования которого должны предусматриваться в ежегодно принима­емых законах о федеральном бюджете. Тем самым, казалось бы, снято противо­речие практики формирования профицита принципу полноты отражения в расходах бюджета мобилизуемых доходов. Этот принцип (ст. 32 Бюджетного кодекса) означает, что все доходы и расходы бюджета подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме. В действительности концепции федеральных бюджетов последних лет, базирующиеся на них зако­ны о бюджетах, практика их исполнения и принятия законов об исполнении вопиюще противоречат этому основополагающему принципу функционирова­ния бюджетной системы, а также принципам сбалансированности, достовер­ности. В ст. 37 Бюджетного кодекса четко определено: "принцип достовернос­ти бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономи­ческого развития соответствующей территории и реалистичность расчета дохо­дов и расходов бюджета". Именно реалистического подхода к определению основных показателей, закладываемых в расчеты при составлении бюджета, и недостает. Основные макроэкономические показатели (объем ВВП, фонд оплаты труда и т. д.) традиционно занижаются и, как следствие, уменьшаются объемы доходов и расходов федерального бюджета. Это способствует получе­нию неучтенных дополнительных доходов, дает возможность создавать неконтролируемый финансовый резерв, что позволяет Правительству РФ исполнять федеральный бюджет без особого напряжения, чем во многом объясняется практически безуспешная попытка вывести из тени хотя бы часть теневого сектора экономики, где по-прежнему, по оценкам российских и зару­бежных экспертов, создается около трети ВВП, реализуется примерно такая же доля не поступающих в бюджеты всех уровней доходов. В прогнозах социаль­но-экономического развития России объем ВВП занижается постоянно, в том числе за счет неполного отражения роста фонда заработной платы и единого социального налога. Занижается экспортная выручка от продажи нефти. На 2011 г. в проектировки бюджета заложен уровень цен, оказавшийся в 1,5 раза ниже среднего за 8 месяцев 2010 г.

К сожалению, многие расходы бюджетной сферы финансируются по оста­точному принципу, хотя налоги платят в расчете на качественное выполнение государством своих функций. Плательщики налогов практически оплачивают риски и платежи по бездарно используемым внешним и внутренним займам. И хотя благодаря высоким ценам на нефть внешние заимствования несколько были сокращены, но внутренние растут. Общая величина внутреннего госуда­рственного долга на конец 2010 г. законом о бюджете предусматривалась в объеме 752,1 млрд. руб., законом о бюджете на 2011 г. на начало 2012 г верхний предел государственного внутреннего долга предусмотрен в сумме 841 млрд. руб., в том числе за счет прироста задолженности по новым облигациям федерального займа с амортизацией долга - на 67 млрд. руб. при установлении верхнего предела государственного внешнего долга 123,7 млрд. долл.

 


Заключение

Итак, бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является федеральный бюджет, который ежегодно разрабатывается правительством и в виде закона принимается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерацией. В бюджете предусматриваются источники формирования доходных статей, включая поступления от коммерческих организаций, общая годовая сумма доходов и расходов по отдельным статьям. Как налоговые и прочие изъятия финансовых ресурсов в государственный бюджет и бюджеты местных органов власти, так и расходование бюджета оказывают прямое и непосредственное регулирующее воздействие на экономику страны и ее субъектов

 


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. – 32 стр.

2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ, принят ГД ФС РФ 17.07.1998 (в ред. от 02.02.2008). – 271 стр.

3. Налоговый кодекс РФ (части 1, 2) от 31.07.1998 №146-ФЗ, принят ГД ФС РФ 16.07.1998 (в ред. от 13.03.2010). – 768 стр.

4. Бюджетное право и процесс /Под ред. В.А. Парыгина, А.А. Тедеева. М.: Эксмо, 2011. – 320 стр.

5. Бюджетная система России в схемах и таблицах с комментариями /Под ред. А.А. Тедеева, В.А. Парыгина. М.: Эксмо, 2011. – 288 стр.

6. Бюджетная система РФ /Под ред. к.э.н., проф. А.С. Нешитой. М.10 издание, 2011. – 176 стр.

7. Налоги и налогообложение /Под ред. Д.Г. Черняка. М.: МЦФЭР, 2011. -464 стр.

8. https://top.rbc.ru/finances/13/10/2011/620115.shtml

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: