Классификация тестов по предмету диагностирования 8 глава




вещами, ко­торые способны сильно волновать, захватывать.

Рис. 7. Непроизвольный невербальный

 

Рисунок испытуемого Александра Б.

Рис. 8. Непроизвольный вербальный

Рисунок испытуемого Александра Б.

Рис. 8. Непроизвольный вербальный

Рисунок испытуемого Александра Б.

Второй квадрат (радость). Голова, лицо, шея — те же, что и на рисунке "гнев". Глаза здесь — "щелочки", что свидетельст­вует о внутреннем запрете на плач. Изображение подобия при­чески указывает на наличие у испытуемого чувственности, по­вышенной сексуальности. Палитра цветов — коричнево-крас­ная, что говорит об ориентировке на чувственные удовольствия, о стремлении удовлетворить потребности.

Третий квадрат (умиротворенность). Испытуемый изобра­зил спокойствие природы. Доминирующие цвета — синий и зеленый. Это говорит о желании освободиться от стресса, избе­жать конфликтов и разногласий. Он предпринимает все усилия, чтобы, действуя осторожно, как-то разрешить сложившуюся ситуацию и связанные с нею проблемы.

Четвертый квадрат (депрессия). Изображен алкоголик. Го­лова опущена. Такое впечатление, что верхняя часть туловища как бы давит на нижнюю. Четко вырисовывается линия плеч, что указывает на малоценность, ничтожность сущего, причем не только в физическом плане. Угловатые плечи здесь — свиде­тельство повышенной осторожности, тревожности. Крупное ту­ловище — наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых по­требностей. Рот-черточка говорит о том, что человек не имеет возможности словесно влиять на других людей. В то же время разнообразие в положении ног — признак самостоятельности.

Пятый квадрат (человеческая энергия). Выражена основа­тельность опорной части — признак рационализма, склонность принимать обдуманные решения на основе существующей ин­формации. Точное соединение опорных конечностей с телом отражает степень контроля за своими суждениями и решени­ями. Источник света и тепла — огонь (желтый цвет) интерпре­тируется как подчеркнуто выраженное желание иметь настав­ника, а также потребность в любви. Агрессивность передана посредством контуров красного цвета и изображения молота с наковальней.

Шестой квадрат (женственность). Женское лицо и ствол де­рева Голова анфас — свидетельство эгоцентризма Большое вни­мание уделено волосам как символу чувственности, повышен­ной сексуальности. Прорисовка губ расценивается так же, как чувственность. Ярко выраженный нос — символ сексуальности. Крона дерева аномальной формы указывает, с одной стороны,

на способность передавать свою художественную или познава­тельную интуицию посредством символов, но, с другой — на не­умение быть искренним до конца, даже на желание скрывать свое расположение духа, пуская пыль в глаза, но не раскрывая душу. Коричнево-зеленая гамма — это строжайший контроль над собой, старание не проявить обиды и раздражения.

Седьмой квадрат (болезненность). Основные моменты те же, что и в интерпретации рисунка "гнев". Но здесь четко вы­рисовываются крупные уши, говорящие о возможности слухо­вой галлюцинации. Встречаются у людей особенно чувствитель­ных к критике, а также озабоченных проблемами послушания. Угловатые плечи свидетельствуют о повышенной тревожности, осторожности. Основной цвет — синий. Такому человеку надо отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверен­ности, благожелательности окружающих.

Восьмой квадрат (героизм). Испытуемый для восьмого квадрата избрал слово "героизм". Голова животного повернута влево, что свидетельствует о человеке, склонном фантазировать и размышлять. До воплощения замыслов дело не доходит. От­сутствие глаз, ушей и т.п. — неприятие информации. Поворот хвоста животного вправо свидетельствует о том, что для чело­века собственный мир более значим (Саша — интроверт). На рисунке изображены только самые необходимые элементы, что говорит о слабости, о стремлении экономить энергию. Жирные линии говорят о тревожности. Угрожающее животное — вы­ражение отношения к своему "Я". Георгий Победоносец и уг­рожающее животное — признаки агрессивности.

Выявленные качества личности испытуемого по многофак­торному личностному опроснику Р. Кэттелла в большинстве случаев совпадают с результатами реального тестирования по рисуночным тестам.

Краткая характеристика Александра Б. по факторам

А — закрытый, малообщительный

В — конкретно думающий

С — реалистично настроенный

Е — зависимый

F — рассудительный, благоразумный

G — непостоянный

Н — скромный, робкий

I — реалистичный

J — осторожный, подозрительный

М — погружен в себя

N — расчетливый, несентиментальный

О — тревожный

Q1 — традиционный, консервативный

Q2 — предпочитает собственные решения

Q3 — дисциплинированный

Q4 — вялый, спокойный (иногда взвинчен, напряжен)

Показатель MD — точен и реалистичен в оценке своего "Я".

3. Интерпретация произвольного рисунка (самотести­рование слушателя Юрия К.).

Испытуемым было предложе­но за 5 минут изобразить первое, что придет в голову. Слуша­тель Юрий К. изобразил на рисунке избушку на курьих нож­ках, стоящую на опушке леса. Рядом — наклоненная к избуш­ке ель, своими лапами касающаяся крыши избушки.

Самотестирование рисунка Юрием К.

Общее впечатление — чувство одиночества, воспринимаемое испытуемым не без юмора. Энергичность, твердость и уве­ренность линий свидетельствует о мужском характере. От­сутствие у избушки входной двери и окон — психологиче­ская недоступность, закрытый внутренний мир. К домику нет дорожки, что подтверждает и усугубляет все вышесказан­ное. Изображение домика в центре рисунка отражает стре­мление к безопасности, успеху, достижению материальных благ.

Дерево, наклоненное к домику, видимо, означает наличие достаточного количества жизненной энергии, позитивный под­ход к жизни. Направленность веток вниз говорит о нерешен­ных проблемах. Расположение веток по обеим сторонам дерева — о стремлении к росту, о внимании к различным сторо­нам жизни. Наклон дерева к дому — желание обрести безопас­ность и покои в домашней обстановке.

Резюме. Что же я хотел изобразить на этом рисунке? Даже не знаю. Наверное, первое, что пришло в голову. То, чего мне сейчас больше всего не хватаетпокоя и отдыха. Уединиться бы сейчас где-нибудь на опушке леса, у избушки на курьих ножках, собраться с мыслями, привести их в порядок, и ~ снова в бой! А в осталь­номжизнь прекрасна!

Приложение 5

Рисованный апперцептивный тест

Одной из разновидностей теста тематической апперцепции яв­ляется рисованный апперцептивный тест. Модифицированный вариант такого теста, разработанный Г. Мюрреем и адаптиро­ванный в русском переводе ЛЯ. Собчиком, представляет собой батарею из восьми сюжетных картинок. На картинках изо­бражены различные варианты взаимодействия и поведения ди­ад (1, 3, 4, 6, 8-я позиции) и триад (позиции 2, 5, 7).

При просмотре испытуемым сюжетных картинок у него воз­никает индивидуальное видение представленных житейских си­туаций на основе ассоциативных связей, прошлого опыта, убеж­дений, установок, интересов, желаний и общей образованности. Исходя из задач конкретного психодиагностического иссле­дования, экспериментатор предъявляет испытуемым поочеред­но все восемь сюжетных картинок. Предлагает им, дав простор своей фантазии, описать в восьми коротких рассказах свое ви­дение жизненных ситуаций. На выполнение задания время не ограничивается, однако оно не должно быть слишком боль­ше 30-40 минут считается оптимальным. Для описания восьми коротких рассказов требуется 1-2 стандартных листа бумаги форматом А4 или 1-2 развернутых тетрадных листа

Инструкция по применению Рисованного апперцептивного теста

Рассмотрите каждую из представленных здесь сюжетных кар­тинок. Опишите ваше видение жизненных ситуаций. Сделайте заключение об исходе того или иного сюжета.

При составлении рассказов можно придерживаться следую­щей схемы их изложения.

Что происходит на картинке в данный момент?

Кто эти люди?

О чем они думают и что чувствуют?

Что привело к этой ситуации и чем она может кончиться:

Рассказы испытуемых по восьми сюжетным картинкам экс­периментатор анализирует и интерпретирует. Первая из кар­тинок может выявить отношение испытуемого к проблемам власти и унижения. Анализируя рассказ испытуемого по этой картинке, следует обратить внимание на то, кому из персонажей он приписывает более сильные чувства, вообще уделяет большее внимание, приводя доводы, оправдывающие позицию о персонажа. Такой анализ поможет исследователю-экспе­риментатору понять, с кем из персонажей идентифицирует се­бя испытуемый.

Вторая, пятая и седьмая картинки связаны с конфликтны­ми ситуациями, где сложные отношения между двумя людьми переживаются третьим лицом, которое не может решитель­ным образом изменить ситуацию (в качестве этого третьего ли­ца может выступать ребенок, подросток). Если для испытуемого ситуация, изображенная на картинке 7, является значимой в рассказе чаще всего пишется о взаимной агрессии персо­нажей, а позиция третьего лица характеризуется как миро­творческая, как попытка вмешательства в исход конфликтной ситуации.

В рассказах по другим сюжетным картинкам в основном проявляются защитные тенденции, где нет места конфликтам о видятся танцы или гимнастические упражнения.

Анализ и интерпретация содержательной стороны рассказов испытуемых, изучение их почерка, стиля изложения, культуры письменной речи, словарного запаса являются основой для оценки особенностей личности испытуемых.

Приложение 6

Тест-пиктограмма "Вы и ваше окружение"

Со всеми ли вам удается найти взаимопонимание. Кого вы из­бегаете? Кто вам симпатичен? Ответы на эти вопросы даст тест-пиктограмма, он поможет определить качество ваших вза­имоотношений с окружающими людьми.

Инструкция

1. Посмотрите на рис 10, на котором изображено 15 "человеч­ков". Каждый из них представлен в особой графической форме.

2. Оцените каждую фигуру по пятибалльной шкале: а) очень симпатичный; б) симпатичный; в) безразличен; г) не очень сим­патичный; д) очень несимпатичный.

3. При оценивании "человечков" в таблице, помешенной ни­же, отметьте (обведите кружком) количество баллов, соответ­ствующее вашим оценкам по каждой из представленных фигур.

4. Подсчитайте сумму баллов по вашим оценочным показа­телям (правая колонка табл. 4) и общую сумму баллов по тест-

Рис. 9

пиктограмме. Ниже приведена интерпретация ваших взаимо­отношений с людьми в зависимости от набранной вами общей суммы баллов.

Таблица 4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ БАЛЛОВ ТЕСТ-ПИКТОГРАММЫ

Оценка Порядковый номер фигуры  
фигуры                                
а                                
                                 
Б                                
Г                                
Д                                
Общая сумма баллов

Если бы набрали 120 — 130 баллов. Это может свидетельст­вовать о том, что вы не выносите принуждения и всякого ро­да обязательств и потому стараетесь не допускать, чтобы вам что-нибудь приказывали в любой из сфер. Но там, где отноше­ния строятся на добровольности, вы готовы на все. Вы умеете идти другим навстречу, хотя не всегда вам этого хочется, по­скольку главным всегда считаете собственную независимость. Если вы еще были бы способны держаться более уверенно и вообще больше верить в себя (для чего у вас есть все основа­ния), без следа исчезли бы мешающие вам ложные представле­ния о каком-то явном превосходстве над вами окружающих.

Если вы набрали 131 — 143 балла. Это доказывает, что без особых трудностей и внутреннего сопротивления вы всегда мо­жете пойти навстречу тем людям, которые вам нужны или симпатичны. Вам присуще определенное ощущение собствен­ного превосходства, что снимает барьеры в общении с окружа­ющими, — вы не боитесь, что не сможете справиться с их просьбами и ожиданиями. Если же кто-то на вас "наскакива­ет" или пытается запугать, ответом с вашей стороны будет аг­рессивная реакция. Правда, потом вы злитесь на себя, что вас заставили вести себя так, как вы не любите.

Если вы набрали 144— 156 баллов. Это показывает, что вам удается со всеми найти общий язык, и прежде всего потому, что в каждом видите равноправного партнера. Это не означа­ет, однако, что вы легко уступаете или поддаетесь влиянию дру­гих. При конфликтах с окружающими вы всегда умеете трезво оценить реальную ситуацию и ожидаете от окружающих того же.

Если вы набрали 157—169 баллов. Такую сумму баллов можно оценить как признак того, что в своем окружении вы всегда стараетесь добиться понимания и признания. Если вам это удается, наградой становится способность правильно себя вести даже в ситуациях трудных и неприятных для вас. Вам не­легко установить контакт только с теми людьми, которые тща­тельно маскируют свое истинное отношение к вам. Тогда вы чувствуете себя неуверенно и в душе предпочли бы уйти. Ваша позиция диктуется прежде всего эмоциями и потому лучше бу­дет, если вы станете время от времени больше прислушивать­ся к голосу разума, а не к хору чувств.

Если вы набрали 170—190 баллов. Вы готовы сделать все, чтобы договориться со своим окружением, даже ценой кон­формизма и отказа от собственного "Я". Тот, кто хорошо с ва­ми знаком, вполне может этим воспользоваться себе на поль­зу, а вы этого и не заметите. Ваша манера отношений с людь­ми вынуждает вас тратить на эти отношения больше сил и эмоций, чем нужно на самом деле. Если бы причины трудно­стей и неудач во взаимоотношениях с окружающими вы иска­ли не только в себе, но и в окружающих, более трезво оцени­вая их поведение и анализируя их интересы, вам стало бы ку­да легче жить.

Приложение 7

Психографологический анализ

тест-почерка (фрагменты из работ слушателей ШПП)

фрагмент психографологического анализа и интерпрета­ции почерка испытуемой Юлии К. Анализ выполнен слу­шателем Таллинского отделения Школы практической психо­логии Александром Иосифовым.

Испытуемой было предложено записать тексты под диктов­ку с открытыми и закрытыми глазами (фрагменты текстов приводятся ниже). На основании написанного было осуществ­лено тестирование по темам: "Организованность — работоспо­собность", "Графическая выносливость", "Расчетливость", "Са­морегуляция", "Сдержанность", "Зрительная память", "Иници­атива" — в соответствии с рекомендациями на выполнение контрольной работы [249, с. 30—34} Основные данные тести­рования отражены в табл. 5—7.

 

Таблица 5

ОЦЕНКА ФОРМАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЧЕРКА

 

1. Правильный 3(2)1 0 1 2 3 Неправильный
2. Симметричный 3(2)1 0123 Асимметричный
3. Выразительный по форме 3 2(1)01 2 3 Невыразительный
4. Размашистый и быстрый 3(2)1 0123 Сжатый и замедленный
5. Сильный нажим 3(2)1 0123 Легкий, слабый нажим
6. Широкий почерк 3(2)1 0123 Узкий почерк
7. Устойчивое связеобразование 3 2(1)0 1 23 Неустойчивое
8. Содержательный почерк 3 2(1)0 1 23 Небрежный
9. Равномерный почерк 3(2)1 0 1 23 Неравномерный
Ю. Саморегуляция высокая 3(2)1 0123 Низкая

Таблица 6

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЧЕРКА

 

1. Высокомерие 3 2 1 (0)1 2 3 Кротость
2. Чувствительность 3(2)1 0123 "Толстокожесть"
3. Страстность (3) 2 1 0 1 2 3 Равнодушие
4. Сила воли 3(2)1 0 1 23 Бесхарактерность
5. Искренность 3 2(1)0 1 2 3 Лживость
6. Энергия 3(2)1 0123 Леность
7. Отличный интеллект 3 2 1 (0)1 2 3 Низкий интеллект
8. Оптимизм 3 2(1)0 1 2 3 Пессимизм
9. Эгоизм 3 2 1 0(1)2 3 Альтруизм
10. Активность 3 2(1)0 1 2 3 Пассивность
11. Здоровье 3(2)1 0 1 2 3 Болезненность
12. Сангвиничность 3(2)1 0123 Флегматичность
13. Формализм 3 2(1)0 1 2 3 Небрежность
1 4. Жадность 32101 (2)3 Щедрость
15. Ум 3(2)1 0 1 2 3 Глупость
16. Талантливость 3 2(1)0 1 23 Бездарность
17. Воинственность 3(2)1 0 1 23 Трусость
18. Деспотизм 3 2 1 0(1)23 Податливость
19. Живость 3(2)1 0123 Медлительность
20. Скупость 3 2(1)0 1 2 3 Расточительность
21. Холеричность 3(2)1 0 1 2 3 Меланхоличность
22. Экспансивность 3 2 1 0(1)2 3 Сдержанность
         

Таблица 7

ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУЕМОГО

 

1. Организованность высокая 3(2)1 0123 Низкая
2. Выносливость хорошая 3 2(1)0 1 2 3 Плохая
3. Расчетливость 3 2 1 0(1)2 3 Доверчивость
4. Саморегуляция высокая 3 2(1)0 1 2 3 Низкая
5. Сдержанность 3(2)1 0123 Безудержность
6. Зрительная память хорошая 3(2)1 0123 Плохая
7. Инициативность 3 2(1)0 1 23 Безынициативность

 

ДИКТАНТ 1.

(Написан с открытыми глазами.)

 

2. (Написан с закрытыми глазами.)

 

.

Фрагменты текстов письма испытуемой Юлии К

 

Анализ и интерпретация данных тестирования

Характерные особенности почерка

Почерк крупный: экспансивность, агрессивность, капризность, стремление к лидерству как в личной, так и в деловой жизни. При письме с закрытыми глазами величина почерка остается неизменной (вторая часть диктанта), что указывает на посто­янство личностных качеств испытуемой.

Нажим: на концах нисходящих букв нажим несколько сла­бее, что можно расценить как недостаток настойчивости, неко­торую неуверенность в себе, а также гибкость и подвижность мышления, легкую переключаемость с одной задачи на другую.

Угол наклона: в среднем около 40 градусов, равномерно вы­держан, что говорит о сдержанности, осторожности, но без из­лишней подозрительности.

Строки: в первой половине диктанта строки строго гори­зонтальные, что можно расценить как постоянство, уравнове­шенность, рассудительность, однако при письме с закрытыми глазами строки имеют отчетливо выраженную направленность вниз, что указывает на такие качества испытуемой, которые она пытается скрывать и сдерживать в себе: пессимистичность, депрессивность, скептическое отношение ко всему новому. Также это может говорить о сентиментальности и нежности.

Поля: левое поле шире правого, при этом левый край посте­пенно расширяется, что указывает на деятельность, а также на щедрость и расточительность, отсутствие мелочности.

Округлый почерк: предприимчивость, деятельность, склон­ность к самолюбованию. Одновременно с этим — мягкость, теплосердечие, общительность, внимательность к людям, уживчи­вость, без конфликтность.

Связь букв: большинство букв в словах не связаны между со­бой, что говорит об упрямстве, о развитом чувстве долга и об исполнительности, но при этом и о некоторой неуверенности в своих силах.

Беглость почерка: почерк беглый и размашистый, что ука­зывает на предприимчивость, любознательность испытуемой, на ее веселый и деятельный характер и склонность к фантази­ям.

Знаки препинания: точка малозаметная, что говорит о неко­торой робости и застенчивости испытуемой, нежности. Запятая длинная и тонкая показывает мечтательность, склонность к фантазиям. Бегло написанный восклицательный знак можно расценить как энергичность, деятельный характер и вспыльчи­вость испытуемой.

Заглавные буквы большие и витиеватые. Можно предполо­жить, что испытуемая несколько тщеславна, склонна обращать на себя внимание, расточительна, склонна к преувеличениям, но оригинальна и находчива.

Начальные и конечные штрихи: утолщение букв в начале слова показывает на деятельный характер и упрямство испыту­емой. Конечные штрихи — длинные, направленные вправо — говорят о щедрости, справедливости и об общительности.

Буквы 3, Д и У имеют длинную и широкую петлю, что мо­жет говорить о наличии веселого характера Буква В с наклоном, тонкая и сделанная одним штрихом указывает на подвижность, остроумие, болезненные увлечения.

Буква К.: верхняя черта длинная, а нижняя тонкая и ровная, что говорит об изяществе, элегантности.

Буква М прямая, с сильным закруглением вначале, это сви­детельствует о самомнении испытуемой.

Роспись: с зигзагами и углами, идущая вверх, говорит об энергичности, деятельном характере, гордости, самолюбии.

Выводы:

/. На основании динамики выраженности особенностей и хара­ктера почерка можно сказать, что испытуемая общительна, прак­тична, деятельна, энергична и любознательна.

2. Определен тип личности — собеседник; тип темперамента — холерик.

3. Краткая характеристика испытуемой на основе анализа и ин­терпретации тест-почерка: испытуемая общительна, готова к со­трудничеству, внимательна к людям, абстрактно мыслит, но имеет низкую толерантность к эмоциогенным факторам, не уверена в се­бе, излишне раздражительна, часто проявляет волнение. Она им­пульсивна, полна энтузиазма, требовательна к себе, но склонна к авантюризму. Ее отличают практичность, внимание к мелочам, стремление соблюдать общепринятые нормы. Консервативна, ува­жает принципы, традиции, считает за истину привитые догмы (не­смотря на противоречия), осторожна в отношении новых идей. Предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, всегда присоединяется к большинству, ориентирована на социальное одобрение. Имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения, социально внимательная, тща­тельная, всегда проявляет то, что называют самоуважением, и за­боту о социальной репутации. Расслабленная, ненапряженная. В конфликте никогда не выступает инициатором. Стремится любым путем загасить ссору. Аля нее является важным внимание к инте­ресам других людей. Она никогда не будет добиваться удовлетво­рения собственных интересов в ущерб другим. Аля нее предпочти­тельней любой, даже самый плохой, неустойчивый мир, чем самая красивая победа.

Приложение 8

Проективная методика "Незаконченные предложения"

(фрагмент)

Проективный тест "Незаконченные предложения" состоит из серии незаконченных предложений. В разработке Д. Сакса тест представлен 60 незаконченными предложениями (см. с. 35— 36). Вопрос о том, какие из этих предложений следует исполь­зовать на практике, всецело зависит от целей и задач конкрет­ного психодиагностического исследования. Проективная мето­дика "Незаконченные предложения" в исследовании Т. Клепилиной, проводившемся под нашим руководством в Таллинском отделении Школы практической психологии, использовалась применительно к учащимся общеобразовательной школы в возрасте 12—14 лет с целью выявления степени их тревожно­сти и самооценки. В качестве примера ниже представлены от­веты на тест "Незаконченные предложения" Тани В. и Заха­ра К. Для выявления уровней тревожности испытуемые отве­чали на предложения, определяющие их отношение к учите­лям, будущему, родителям, чувства вины, страха и опасений.

Анализ ответов по соответствующей серии предложений (1, 2, 5, 9, 14, 15, 18, 21, 22, 23, 27, 29, 30, 33, 37, 45, 46, 47, 50, 59, 60) позволяет выявить не только уровень тревожности, но и причины, вызывающие эту тревожность в наибольшей степе­ни. Аналогично этому определяются и уровни самооценки ис­пытуемых (анализируются ответы по предложениям 2, 3, 17, 20, 22, 23, 28, 32, 35, 45, 47, 48, 51, 53). Уровни тревожности и самооценки рассчитываются как отношение количества предложений, выражающих повышенный уровень тревожно­сти или неадекватную самооценку, к общему количеству пред­ложений по этим показателям.

Анализ и интерпретация теста "Незаконченные предложе­ния", ответы на который даны Таней В. (13 лет), позволяют го­ворить об источнике повышенной тревожности и низкой само­оценки испытуемой. Прежде всего это взаимоотношения в се­мье. Характерны в этой связи окончания предложений: отец редко бывает дома; хотелось бы, чтобы отец лучше ко мне от­носился; когда была младше, то чувствовала за собой вину, ес­ли приставала к взрослым; моя семья общается со мной, как с "козлом отпущения", и т.п. Внешность, как видно из окончаний предложений, является для Тани источником тревожности (я всегда хотела быть красивой; когда буду старой, буду некраси­вой, и т.п.)- Окончания же предложений другой тональности (больше всего я хотела бы в жизни быть любимой; когда меня нет, мои друзья обо мне не вспоминают) и говорят о низкой самооценке испытуемой.

Напротив, у испытуемого Захара К. (13 лет) самооценка до­вольно высока. Это один из лучших учеников класса. Отноше­ния его с одноклассниками дружеские. Имеет авторитет, ува­жаем учителями и одноклассниками. Это говорит о том, что Захар К., имеющий высокую самооценку, не противопоставля­ет себя классу. Окончания предложений (2, 9, 16, 17, 20, 23, 30, 33, 35, 46, 47, 58) также подтверждают это. У Захара наряду с высокой самооценкой низок уровень тревожности.

ОТВЕТЫТАТЬЯНЫВ., 13 ЛЕТ

1. Думаю, что мой отец редко бывает дома.

2. Если все против меня, то я плачу.

3. Я всегда хотела быть красивой.

5. Будущее кажется мне трудным.

8. Думаю, что настоящий друг — это человек, который всегда рядом и который поможет.

12. По сравнению с большинством других семей моя семья не очень дружная.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: