вещами, которые способны сильно волновать, захватывать.
Рис. 7. Непроизвольный невербальный
Рисунок испытуемого Александра Б.
Рис. 8. Непроизвольный вербальный
Рисунок испытуемого Александра Б.
Рис. 8. Непроизвольный вербальный
Рисунок испытуемого Александра Б.
Второй квадрат (радость). Голова, лицо, шея — те же, что и на рисунке "гнев". Глаза здесь — "щелочки", что свидетельствует о внутреннем запрете на плач. Изображение подобия прически указывает на наличие у испытуемого чувственности, повышенной сексуальности. Палитра цветов — коричнево-красная, что говорит об ориентировке на чувственные удовольствия, о стремлении удовлетворить потребности.
Третий квадрат (умиротворенность). Испытуемый изобразил спокойствие природы. Доминирующие цвета — синий и зеленый. Это говорит о желании освободиться от стресса, избежать конфликтов и разногласий. Он предпринимает все усилия, чтобы, действуя осторожно, как-то разрешить сложившуюся ситуацию и связанные с нею проблемы.
Четвертый квадрат (депрессия). Изображен алкоголик. Голова опущена. Такое впечатление, что верхняя часть туловища как бы давит на нижнюю. Четко вырисовывается линия плеч, что указывает на малоценность, ничтожность сущего, причем не только в физическом плане. Угловатые плечи здесь — свидетельство повышенной осторожности, тревожности. Крупное туловище — наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых потребностей. Рот-черточка говорит о том, что человек не имеет возможности словесно влиять на других людей. В то же время разнообразие в положении ног — признак самостоятельности.
Пятый квадрат (человеческая энергия). Выражена основательность опорной части — признак рационализма, склонность принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Точное соединение опорных конечностей с телом отражает степень контроля за своими суждениями и решениями. Источник света и тепла — огонь (желтый цвет) интерпретируется как подчеркнуто выраженное желание иметь наставника, а также потребность в любви. Агрессивность передана посредством контуров красного цвета и изображения молота с наковальней.
|
Шестой квадрат (женственность). Женское лицо и ствол дерева Голова анфас — свидетельство эгоцентризма Большое внимание уделено волосам как символу чувственности, повышенной сексуальности. Прорисовка губ расценивается так же, как чувственность. Ярко выраженный нос — символ сексуальности. Крона дерева аномальной формы указывает, с одной стороны,
на способность передавать свою художественную или познавательную интуицию посредством символов, но, с другой — на неумение быть искренним до конца, даже на желание скрывать свое расположение духа, пуская пыль в глаза, но не раскрывая душу. Коричнево-зеленая гамма — это строжайший контроль над собой, старание не проявить обиды и раздражения.
Седьмой квадрат (болезненность). Основные моменты те же, что и в интерпретации рисунка "гнев". Но здесь четко вырисовываются крупные уши, говорящие о возможности слуховой галлюцинации. Встречаются у людей особенно чувствительных к критике, а также озабоченных проблемами послушания. Угловатые плечи свидетельствуют о повышенной тревожности, осторожности. Основной цвет — синий. Такому человеку надо отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательности окружающих.
|
Восьмой квадрат (героизм). Испытуемый для восьмого квадрата избрал слово "героизм". Голова животного повернута влево, что свидетельствует о человеке, склонном фантазировать и размышлять. До воплощения замыслов дело не доходит. Отсутствие глаз, ушей и т.п. — неприятие информации. Поворот хвоста животного вправо свидетельствует о том, что для человека собственный мир более значим (Саша — интроверт). На рисунке изображены только самые необходимые элементы, что говорит о слабости, о стремлении экономить энергию. Жирные линии говорят о тревожности. Угрожающее животное — выражение отношения к своему "Я". Георгий Победоносец и угрожающее животное — признаки агрессивности.
Выявленные качества личности испытуемого по многофакторному личностному опроснику Р. Кэттелла в большинстве случаев совпадают с результатами реального тестирования по рисуночным тестам.
Краткая характеристика Александра Б. по факторам
А — закрытый, малообщительный
В — конкретно думающий
С — реалистично настроенный
Е — зависимый
F — рассудительный, благоразумный
G — непостоянный
Н — скромный, робкий
I — реалистичный
J — осторожный, подозрительный
М — погружен в себя
N — расчетливый, несентиментальный
О — тревожный
Q1 — традиционный, консервативный
Q2 — предпочитает собственные решения
Q3 — дисциплинированный
Q4 — вялый, спокойный (иногда взвинчен, напряжен)
Показатель MD — точен и реалистичен в оценке своего "Я".
|
3. Интерпретация произвольного рисунка (самотестирование слушателя Юрия К.).
Испытуемым было предложено за 5 минут изобразить первое, что придет в голову. Слушатель Юрий К. изобразил на рисунке избушку на курьих ножках, стоящую на опушке леса. Рядом — наклоненная к избушке ель, своими лапами касающаяся крыши избушки.
Самотестирование рисунка Юрием К.
Общее впечатление — чувство одиночества, воспринимаемое испытуемым не без юмора. Энергичность, твердость и уверенность линий свидетельствует о мужском характере. Отсутствие у избушки входной двери и окон — психологическая недоступность, закрытый внутренний мир. К домику нет дорожки, что подтверждает и усугубляет все вышесказанное. Изображение домика в центре рисунка отражает стремление к безопасности, успеху, достижению материальных благ.
Дерево, наклоненное к домику, видимо, означает наличие достаточного количества жизненной энергии, позитивный подход к жизни. Направленность веток вниз говорит о нерешенных проблемах. Расположение веток по обеим сторонам дерева — о стремлении к росту, о внимании к различным сторонам жизни. Наклон дерева к дому — желание обрести безопасность и покои в домашней обстановке.
Резюме. Что же я хотел изобразить на этом рисунке? Даже не знаю. Наверное, первое, что пришло в голову. То, чего мне сейчас больше всего не хватает — покоя и отдыха. Уединиться бы сейчас где-нибудь на опушке леса, у избушки на курьих ножках, собраться с мыслями, привести их в порядок, и ~ снова в бой! А в остальном — жизнь прекрасна!
Приложение 5
Рисованный апперцептивный тест
Одной из разновидностей теста тематической апперцепции является рисованный апперцептивный тест. Модифицированный вариант такого теста, разработанный Г. Мюрреем и адаптированный в русском переводе ЛЯ. Собчиком, представляет собой батарею из восьми сюжетных картинок. На картинках изображены различные варианты взаимодействия и поведения диад (1, 3, 4, 6, 8-я позиции) и триад (позиции 2, 5, 7).
При просмотре испытуемым сюжетных картинок у него возникает индивидуальное видение представленных житейских ситуаций на основе ассоциативных связей, прошлого опыта, убеждений, установок, интересов, желаний и общей образованности. Исходя из задач конкретного психодиагностического исследования, экспериментатор предъявляет испытуемым поочередно все восемь сюжетных картинок. Предлагает им, дав простор своей фантазии, описать в восьми коротких рассказах свое видение жизненных ситуаций. На выполнение задания время не ограничивается, однако оно не должно быть слишком больше 30-40 минут считается оптимальным. Для описания восьми коротких рассказов требуется 1-2 стандартных листа бумаги форматом А4 или 1-2 развернутых тетрадных листа
Инструкция по применению Рисованного апперцептивного теста
Рассмотрите каждую из представленных здесь сюжетных картинок. Опишите ваше видение жизненных ситуаций. Сделайте заключение об исходе того или иного сюжета.
При составлении рассказов можно придерживаться следующей схемы их изложения.
Что происходит на картинке в данный момент?
Кто эти люди?
О чем они думают и что чувствуют?
Что привело к этой ситуации и чем она может кончиться:
Рассказы испытуемых по восьми сюжетным картинкам экспериментатор анализирует и интерпретирует. Первая из картинок может выявить отношение испытуемого к проблемам власти и унижения. Анализируя рассказ испытуемого по этой картинке, следует обратить внимание на то, кому из персонажей он приписывает более сильные чувства, вообще уделяет большее внимание, приводя доводы, оправдывающие позицию о персонажа. Такой анализ поможет исследователю-экспериментатору понять, с кем из персонажей идентифицирует себя испытуемый.
Вторая, пятая и седьмая картинки связаны с конфликтными ситуациями, где сложные отношения между двумя людьми переживаются третьим лицом, которое не может решительным образом изменить ситуацию (в качестве этого третьего лица может выступать ребенок, подросток). Если для испытуемого ситуация, изображенная на картинке 7, является значимой в рассказе чаще всего пишется о взаимной агрессии персонажей, а позиция третьего лица характеризуется как миротворческая, как попытка вмешательства в исход конфликтной ситуации.
В рассказах по другим сюжетным картинкам в основном проявляются защитные тенденции, где нет места конфликтам о видятся танцы или гимнастические упражнения.
Анализ и интерпретация содержательной стороны рассказов испытуемых, изучение их почерка, стиля изложения, культуры письменной речи, словарного запаса являются основой для оценки особенностей личности испытуемых.
Приложение 6
Тест-пиктограмма "Вы и ваше окружение"
Со всеми ли вам удается найти взаимопонимание. Кого вы избегаете? Кто вам симпатичен? Ответы на эти вопросы даст тест-пиктограмма, он поможет определить качество ваших взаимоотношений с окружающими людьми.
Инструкция
1. Посмотрите на рис 10, на котором изображено 15 "человечков". Каждый из них представлен в особой графической форме.
2. Оцените каждую фигуру по пятибалльной шкале: а) очень симпатичный; б) симпатичный; в) безразличен; г) не очень симпатичный; д) очень несимпатичный.
3. При оценивании "человечков" в таблице, помешенной ниже, отметьте (обведите кружком) количество баллов, соответствующее вашим оценкам по каждой из представленных фигур.
4. Подсчитайте сумму баллов по вашим оценочным показателям (правая колонка табл. 4) и общую сумму баллов по тест-
Рис. 9
пиктограмме. Ниже приведена интерпретация ваших взаимоотношений с людьми в зависимости от набранной вами общей суммы баллов.
Таблица 4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ БАЛЛОВ ТЕСТ-ПИКТОГРАММЫ
Оценка | Порядковый номер фигуры | |||||||||||||||
фигуры | ||||||||||||||||
а | ||||||||||||||||
Б | ||||||||||||||||
Г | ||||||||||||||||
Д | ||||||||||||||||
Общая сумма баллов |
Если бы набрали 120 — 130 баллов. Это может свидетельствовать о том, что вы не выносите принуждения и всякого рода обязательств и потому стараетесь не допускать, чтобы вам что-нибудь приказывали в любой из сфер. Но там, где отношения строятся на добровольности, вы готовы на все. Вы умеете идти другим навстречу, хотя не всегда вам этого хочется, поскольку главным всегда считаете собственную независимость. Если вы еще были бы способны держаться более уверенно и вообще больше верить в себя (для чего у вас есть все основания), без следа исчезли бы мешающие вам ложные представления о каком-то явном превосходстве над вами окружающих.
Если вы набрали 131 — 143 балла. Это доказывает, что без особых трудностей и внутреннего сопротивления вы всегда можете пойти навстречу тем людям, которые вам нужны или симпатичны. Вам присуще определенное ощущение собственного превосходства, что снимает барьеры в общении с окружающими, — вы не боитесь, что не сможете справиться с их просьбами и ожиданиями. Если же кто-то на вас "наскакивает" или пытается запугать, ответом с вашей стороны будет агрессивная реакция. Правда, потом вы злитесь на себя, что вас заставили вести себя так, как вы не любите.
Если вы набрали 144— 156 баллов. Это показывает, что вам удается со всеми найти общий язык, и прежде всего потому, что в каждом видите равноправного партнера. Это не означает, однако, что вы легко уступаете или поддаетесь влиянию других. При конфликтах с окружающими вы всегда умеете трезво оценить реальную ситуацию и ожидаете от окружающих того же.
Если вы набрали 157—169 баллов. Такую сумму баллов можно оценить как признак того, что в своем окружении вы всегда стараетесь добиться понимания и признания. Если вам это удается, наградой становится способность правильно себя вести даже в ситуациях трудных и неприятных для вас. Вам нелегко установить контакт только с теми людьми, которые тщательно маскируют свое истинное отношение к вам. Тогда вы чувствуете себя неуверенно и в душе предпочли бы уйти. Ваша позиция диктуется прежде всего эмоциями и потому лучше будет, если вы станете время от времени больше прислушиваться к голосу разума, а не к хору чувств.
Если вы набрали 170—190 баллов. Вы готовы сделать все, чтобы договориться со своим окружением, даже ценой конформизма и отказа от собственного "Я". Тот, кто хорошо с вами знаком, вполне может этим воспользоваться себе на пользу, а вы этого и не заметите. Ваша манера отношений с людьми вынуждает вас тратить на эти отношения больше сил и эмоций, чем нужно на самом деле. Если бы причины трудностей и неудач во взаимоотношениях с окружающими вы искали не только в себе, но и в окружающих, более трезво оценивая их поведение и анализируя их интересы, вам стало бы куда легче жить.
Приложение 7
Психографологический анализ
тест-почерка (фрагменты из работ слушателей ШПП)
фрагмент психографологического анализа и интерпретации почерка испытуемой Юлии К. Анализ выполнен слушателем Таллинского отделения Школы практической психологии Александром Иосифовым.
Испытуемой было предложено записать тексты под диктовку с открытыми и закрытыми глазами (фрагменты текстов приводятся ниже). На основании написанного было осуществлено тестирование по темам: "Организованность — работоспособность", "Графическая выносливость", "Расчетливость", "Саморегуляция", "Сдержанность", "Зрительная память", "Инициатива" — в соответствии с рекомендациями на выполнение контрольной работы [249, с. 30—34} Основные данные тестирования отражены в табл. 5—7.
Таблица 5
ОЦЕНКА ФОРМАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЧЕРКА
1. Правильный | 3(2)1 0 1 2 3 | Неправильный |
2. Симметричный | 3(2)1 0123 | Асимметричный |
3. Выразительный по форме | 3 2(1)01 2 3 | Невыразительный |
4. Размашистый и быстрый | 3(2)1 0123 | Сжатый и замедленный |
5. Сильный нажим | 3(2)1 0123 | Легкий, слабый нажим |
6. Широкий почерк | 3(2)1 0123 | Узкий почерк |
7. Устойчивое связеобразование | 3 2(1)0 1 23 | Неустойчивое |
8. Содержательный почерк | 3 2(1)0 1 23 | Небрежный |
9. Равномерный почерк | 3(2)1 0 1 23 | Неравномерный |
Ю. Саморегуляция высокая | 3(2)1 0123 | Низкая |
Таблица 6
ОЦЕНКА ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЧЕРКА
1. Высокомерие | 3 2 1 (0)1 2 3 | Кротость | ||
2. Чувствительность | 3(2)1 0123 | "Толстокожесть" | ||
3. Страстность | (3) 2 1 0 1 2 3 | Равнодушие | ||
4. Сила воли | 3(2)1 0 1 23 | Бесхарактерность | ||
5. Искренность | 3 2(1)0 1 2 3 | Лживость | ||
6. Энергия | 3(2)1 0123 | Леность | ||
7. Отличный интеллект | 3 2 1 (0)1 2 3 | Низкий интеллект | ||
8. Оптимизм | 3 2(1)0 1 2 3 | Пессимизм | ||
9. Эгоизм | 3 2 1 0(1)2 3 | Альтруизм | ||
10. Активность | 3 2(1)0 1 2 3 | Пассивность | ||
11. Здоровье | 3(2)1 0 1 2 3 | Болезненность | ||
12. Сангвиничность | 3(2)1 0123 | Флегматичность | ||
13. Формализм | 3 2(1)0 1 2 3 | Небрежность | ||
1 4. Жадность | 32101 (2)3 | Щедрость | ||
15. Ум | 3(2)1 0 1 2 3 | Глупость | ||
16. Талантливость | 3 2(1)0 1 23 | Бездарность | ||
17. Воинственность | 3(2)1 0 1 23 | Трусость | ||
18. Деспотизм | 3 2 1 0(1)23 | Податливость | ||
19. Живость | 3(2)1 0123 | Медлительность | ||
20. Скупость | 3 2(1)0 1 2 3 | Расточительность | ||
21. Холеричность | 3(2)1 0 1 2 3 | Меланхоличность | ||
22. Экспансивность | 3 2 1 0(1)2 3 | Сдержанность | ||
Таблица 7
ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ИСПЫТУЕМОГО
1. Организованность высокая | 3(2)1 0123 | Низкая |
2. Выносливость хорошая | 3 2(1)0 1 2 3 | Плохая |
3. Расчетливость | 3 2 1 0(1)2 3 | Доверчивость |
4. Саморегуляция высокая | 3 2(1)0 1 2 3 | Низкая |
5. Сдержанность | 3(2)1 0123 | Безудержность |
6. Зрительная память хорошая | 3(2)1 0123 | Плохая |
7. Инициативность | 3 2(1)0 1 23 | Безынициативность |
ДИКТАНТ 1.
(Написан с открытыми глазами.)
2. (Написан с закрытыми глазами.)
.
Фрагменты текстов письма испытуемой Юлии К
Анализ и интерпретация данных тестирования
Характерные особенности почерка
Почерк крупный: экспансивность, агрессивность, капризность, стремление к лидерству как в личной, так и в деловой жизни. При письме с закрытыми глазами величина почерка остается неизменной (вторая часть диктанта), что указывает на постоянство личностных качеств испытуемой.
Нажим: на концах нисходящих букв нажим несколько слабее, что можно расценить как недостаток настойчивости, некоторую неуверенность в себе, а также гибкость и подвижность мышления, легкую переключаемость с одной задачи на другую.
Угол наклона: в среднем около 40 градусов, равномерно выдержан, что говорит о сдержанности, осторожности, но без излишней подозрительности.
Строки: в первой половине диктанта строки строго горизонтальные, что можно расценить как постоянство, уравновешенность, рассудительность, однако при письме с закрытыми глазами строки имеют отчетливо выраженную направленность вниз, что указывает на такие качества испытуемой, которые она пытается скрывать и сдерживать в себе: пессимистичность, депрессивность, скептическое отношение ко всему новому. Также это может говорить о сентиментальности и нежности.
Поля: левое поле шире правого, при этом левый край постепенно расширяется, что указывает на деятельность, а также на щедрость и расточительность, отсутствие мелочности.
Округлый почерк: предприимчивость, деятельность, склонность к самолюбованию. Одновременно с этим — мягкость, теплосердечие, общительность, внимательность к людям, уживчивость, без конфликтность.
Связь букв: большинство букв в словах не связаны между собой, что говорит об упрямстве, о развитом чувстве долга и об исполнительности, но при этом и о некоторой неуверенности в своих силах.
Беглость почерка: почерк беглый и размашистый, что указывает на предприимчивость, любознательность испытуемой, на ее веселый и деятельный характер и склонность к фантазиям.
Знаки препинания: точка малозаметная, что говорит о некоторой робости и застенчивости испытуемой, нежности. Запятая длинная и тонкая показывает мечтательность, склонность к фантазиям. Бегло написанный восклицательный знак можно расценить как энергичность, деятельный характер и вспыльчивость испытуемой.
Заглавные буквы большие и витиеватые. Можно предположить, что испытуемая несколько тщеславна, склонна обращать на себя внимание, расточительна, склонна к преувеличениям, но оригинальна и находчива.
Начальные и конечные штрихи: утолщение букв в начале слова показывает на деятельный характер и упрямство испытуемой. Конечные штрихи — длинные, направленные вправо — говорят о щедрости, справедливости и об общительности.
Буквы 3, Д и У имеют длинную и широкую петлю, что может говорить о наличии веселого характера Буква В с наклоном, тонкая и сделанная одним штрихом указывает на подвижность, остроумие, болезненные увлечения.
Буква К.: верхняя черта длинная, а нижняя тонкая и ровная, что говорит об изяществе, элегантности.
Буква М прямая, с сильным закруглением вначале, это свидетельствует о самомнении испытуемой.
Роспись: с зигзагами и углами, идущая вверх, говорит об энергичности, деятельном характере, гордости, самолюбии.
Выводы:
/. На основании динамики выраженности особенностей и характера почерка можно сказать, что испытуемая общительна, практична, деятельна, энергична и любознательна.
2. Определен тип личности — собеседник; тип темперамента — холерик.
3. Краткая характеристика испытуемой на основе анализа и интерпретации тест-почерка: испытуемая общительна, готова к сотрудничеству, внимательна к людям, абстрактно мыслит, но имеет низкую толерантность к эмоциогенным факторам, не уверена в себе, излишне раздражительна, часто проявляет волнение. Она импульсивна, полна энтузиазма, требовательна к себе, но склонна к авантюризму. Ее отличают практичность, внимание к мелочам, стремление соблюдать общепринятые нормы. Консервативна, уважает принципы, традиции, считает за истину привитые догмы (несмотря на противоречия), осторожна в отношении новых идей. Предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, всегда присоединяется к большинству, ориентирована на социальное одобрение. Имеет тенденцию к сильному контролю своих эмоций и общего поведения, социально внимательная, тщательная, всегда проявляет то, что называют самоуважением, и заботу о социальной репутации. Расслабленная, ненапряженная. В конфликте никогда не выступает инициатором. Стремится любым путем загасить ссору. Аля нее является важным внимание к интересам других людей. Она никогда не будет добиваться удовлетворения собственных интересов в ущерб другим. Аля нее предпочтительней любой, даже самый плохой, неустойчивый мир, чем самая красивая победа.
Приложение 8
Проективная методика "Незаконченные предложения"
(фрагмент)
Проективный тест "Незаконченные предложения" состоит из серии незаконченных предложений. В разработке Д. Сакса тест представлен 60 незаконченными предложениями (см. с. 35— 36). Вопрос о том, какие из этих предложений следует использовать на практике, всецело зависит от целей и задач конкретного психодиагностического исследования. Проективная методика "Незаконченные предложения" в исследовании Т. Клепилиной, проводившемся под нашим руководством в Таллинском отделении Школы практической психологии, использовалась применительно к учащимся общеобразовательной школы в возрасте 12—14 лет с целью выявления степени их тревожности и самооценки. В качестве примера ниже представлены ответы на тест "Незаконченные предложения" Тани В. и Захара К. Для выявления уровней тревожности испытуемые отвечали на предложения, определяющие их отношение к учителям, будущему, родителям, чувства вины, страха и опасений.
Анализ ответов по соответствующей серии предложений (1, 2, 5, 9, 14, 15, 18, 21, 22, 23, 27, 29, 30, 33, 37, 45, 46, 47, 50, 59, 60) позволяет выявить не только уровень тревожности, но и причины, вызывающие эту тревожность в наибольшей степени. Аналогично этому определяются и уровни самооценки испытуемых (анализируются ответы по предложениям 2, 3, 17, 20, 22, 23, 28, 32, 35, 45, 47, 48, 51, 53). Уровни тревожности и самооценки рассчитываются как отношение количества предложений, выражающих повышенный уровень тревожности или неадекватную самооценку, к общему количеству предложений по этим показателям.
Анализ и интерпретация теста "Незаконченные предложения", ответы на который даны Таней В. (13 лет), позволяют говорить об источнике повышенной тревожности и низкой самооценки испытуемой. Прежде всего это взаимоотношения в семье. Характерны в этой связи окончания предложений: отец редко бывает дома; хотелось бы, чтобы отец лучше ко мне относился; когда была младше, то чувствовала за собой вину, если приставала к взрослым; моя семья общается со мной, как с "козлом отпущения", и т.п. Внешность, как видно из окончаний предложений, является для Тани источником тревожности (я всегда хотела быть красивой; когда буду старой, буду некрасивой, и т.п.)- Окончания же предложений другой тональности (больше всего я хотела бы в жизни быть любимой; когда меня нет, мои друзья обо мне не вспоминают) и говорят о низкой самооценке испытуемой.
Напротив, у испытуемого Захара К. (13 лет) самооценка довольно высока. Это один из лучших учеников класса. Отношения его с одноклассниками дружеские. Имеет авторитет, уважаем учителями и одноклассниками. Это говорит о том, что Захар К., имеющий высокую самооценку, не противопоставляет себя классу. Окончания предложений (2, 9, 16, 17, 20, 23, 30, 33, 35, 46, 47, 58) также подтверждают это. У Захара наряду с высокой самооценкой низок уровень тревожности.
ОТВЕТЫТАТЬЯНЫВ., 13 ЛЕТ
1. Думаю, что мой отец редко бывает дома.
2. Если все против меня, то я плачу.
3. Я всегда хотела быть красивой.
5. Будущее кажется мне трудным.
8. Думаю, что настоящий друг — это человек, который всегда рядом и который поможет.
12. По сравнению с большинством других семей моя семья не очень дружная.