ОБРАЗ ДАВИДА В ИСПОЛНЕНИИ БЕРНИНИ




 

На заре Нового времени, точнее даже сказать - на переломе эпох, к образу Давида обратился выдающийся скульптор, архитектор, живописец, декоратор Лоренцо Бернини - основоположник стиля зрелого барокко. Его "Давид "создан в 1623 г. (рис.3). Скульптурные композиции этого времени характеризуются особенной напряженностью, сосредоточенностью, ожиданием каких-то перемен. Теперь именно общество является центром, все рассматривается через призму его интересов.

Скульптор запечатлел сам момент схватки и предельного напряжения сил, моральных и физических. Тело героя закручено в тугую спираль, что дает невиданный ранее заряд пластической энергии. Мышцы всего тела напряжены и готовы к борьбе. Фигура резко смещена со своей вертикальной оси — стремительным наклоном корпуса вправо, широким взмахом шага с упором на правую ногу. Лицо сведено гримасой ярости. Особо резко подчеркнут рот, сжатый до такой степени, что губы фактически не видны — видимо, боец закусил их до крови.

Таким образом, мудрое равновесие образа, уверенность в своих силах — то, что подчеркивалось скульпторами Возрождения, — для Бернини, мастера XVII в., было уже недостаточным. Ему нужны бурные эмоции, жизненный трепет, то есть чисто человеческие страсти, которые он великолепно воплощает в мраморных формах Давида.

Давид у Бернини - взрослый мужчина, перенесший множество испытаний. Хочется особо подчеркнуть, что в этой статуе Бернини выходит за рамки господствовавшего в его время стиля барокко. Он, как и мастера Ренессанса, ставит в центр своего произведения проблему человека, но звучит она уже совершенно по-иному. В противовес завершенному действию в статуях Донателло и Микеланджело, спокойно-уравновешенным гармоничным героям Возрождения, Бернини изображает Давида в неистовом порыве ярости, в момент схватки, полного драматического пафоса. Герой приготовился метнуть пращу в своего врага. Его фигура в резком развороте и наклоне, нарушающем композиционное равновесие, требует обхода и рассмотрения с разных сторон. Лицо полно ненависти, губы гневно сжаты, взгляд яростен [4]. Представляется, что можно говорить даже не о драматизме, а о трагизме "Давида", поскольку скульптор отчетливо дает почувствовать, какой ценой будет достигнута победа. Можно констатировать, что у Бернини мы видим черты реализма совершенно нового типа.


Рис. 3. Бернини. Давид. 1623 г.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К образу Давида обращались крупнейшие мастера: Донателло, Микеланджело, Бернини. Они создали статуи, не просто вошедшие в золотой фонд искусства, а ставшие этапными в развитии мировой скульптуры. Если говорить о художественной эволюции образа, то он все дальше уходил от библейской первоосновы. Нарастал драматизм сюжета. Донателло изображает победоносного Давида, Микеланджело - готовящегося к схватке, уверенного в своих силах. У Бернини мы видим разгар боя, причем в композиции ничто не указывает на его победоносное завершение. Усложняющееся содержание вело и к тому, что с каждым новым периодом скульптурный Давид становился все старше (ранний Ренессанс - подросток; высокий Ренессанс - развитый юноша; Новое время - взрослый мужчина). Соответственно, и выглядел он у мастеров по-разному.

Донателло изобразил Давида в виде подростка. Здесь у художника еще сохраняются отголоски готики. По мнению некоторых ученых, Донателло специально изобразил Давида слабым юношей, точно одержать победу ему помогла высшая сила.

У Микеланджело Давид действительно герой, атлет, в победу которого над гигантом Голиафом мы можем поверить. У него непропорционально большие конечности и тяжелая голова, чем подчеркнут юношеский характер телосложения. Прекрасное, мужественное лицо отмечено печатью необычайного благородства, могучий торс и великолепно моделированные руки и ноги не только выражают физическую мощь, но и подчеркивают силу духа. Микеланджело изобразил атлета, обязанного победой только самому себе.

Давид Бернини - это противовес завершенному действию в статуях Донателло и Верроккьо, спокойно-уравновешенным гармоничным героям Возрождения. Теперь, когда именно общество является центром и все рассматривается через призму его интересов, способ изображения совершенно иной. Бернини изображает Давида в неистовом порыве ярости, в момент схватки, полного драматического пафоса. Его фигура в резком развороте и наклоне, нарушающем композиционное равновесие, требует рассмотрения с разных сторон. Скульптурные композиции этого времени характеризуются особенной напряженностью, сосредоточенностью, ожиданием каких-то перемен.

Таким образом, через образ Давида мы можем проследить, как эпоха влияет на изображение обнаженного мужского тела.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII –XVI века. Курс лекций по истории изобразительного искусства и архитектуры. – М..: Искусство, 1977.

2. Всеобщая история искусств. Под общ. ред. Колпинского Ю.Д., Ротенберга Е.И. – М.: Искусство, 1962.

3. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения. – М..: Наука, 1979.

4. История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М.Т., Мальцевой Н.Л. – М..: Искусство, 1971.

5. Лазарев В.Н. Микеланджело. Жизнь. Творчество.– М..: Искусство, 1964.

6. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1978.

7. Представление о человеческом теле в итальянской гуманистической мысли 15-18 вв. и их скульптурное воплощение в образе Давида. Под ред. Заболоцкой К.В., Ярошенко С.Я.- М., 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: