Предоставление новой информации. Одним из путей преодоления препятствий в изменении установок является предоставление новой информации. В отдельных случаях эта информация изменит убеждения человека, а в итоге и его установки. В одном классическом исследовании было обнаружено, что рабочие - члены профсоюза отрицательно относились к менеджменту. Однако, когда некоторые рабочие получили повышение и сами стали менеджерами, их установки изменились. Они поняли, что именно делает компания для помощи рабочим, и с течением времени эта новая информация привела к изменению их убеждений относительно менеджмента, а также установок в отношении компании и профсоюза. Они стали большими сторонниками компании и меньшими сторонниками профсоюза.
Воздействие страхом. Вторым способом изменить установок является воздействие посредством страха. Некоторые исследователи пришли к выводу, что страх может заставить людей изменить свои установки. Однако для окончательного результата большое значение имеет уровень испытываемого страха. Если, например, используются низкие уровни возбуждения страха, люди часто их игнорируют. Предупреждения недостаточно эффективны, чтобы привлечь к себе внимание. Если используется возбуждение умеренных уровней страха, люди, как правило, осознают ситуацию и начинают менять свои установки. Если же применяется возбуждение высоких уровней, люди обычно просто не воспринимают угрозу, поскольку она слишком сильна, а потому мало вероятна. У них душа уходит в пятки, и они попросту не воспринимают никаких убеждений. Хорошим примером являются телевизионные программы о вреде курения. Министерство здравоохранения и социального обеспечения обнаружило, что, когда в их программах принимали участие больные раком легких, курильщики просто выключали телевизор и отказывались слушать, поскольку информация представлялась слишком страшной. В результате эти программы не возымели желаемого эффекта. Специалисты в области здравоохранения заявляют о том, что наиболее эффективны программы, в которых степень страха оказывается умеренной.
|
Устранение несоответствий. Другим способом изменения установок является устранение несоответствий между установками и поведением. Так, например, исследования показывают: в том случае, когда человеку, устраивающемуся на работу, было сделано несколько предложений и ему пришлось выбирать, выбор впоследствии часто представляется человеку ошибочным. Однако этот слабый конфликт, или диссонанс, длится, как правило, недолго. Теория когнитивного диссонанса утверждает, что человек постарается активно устранить диссонанс посредством изменения установок и поведения. Таким образом, сделав выбор и начав работать на новом месте, люди начинают испытывать отрицательные чувства к компаниям, от предложений которых они отказались, и положительные - к компаниям, которые они выбрали. В итоге новые работники могут прийти к убеждению, что они сделали правильный выбор.
Влияние друзей или коллег. Еще одним способом изменения установок является убеждение, исходящее от друзей или ровесников. Например, если менеджер одного проекта раздул расходную часть своего бюджета, а потом обнаружил, что его друзья из отдела продаж этого не сделали, вполне вероятно, он изменит свою установку. Это означает, что менеджеру нравятся его коллеги и они имеют на него определенное влияние. С другой стороны, будь он уверен, что его коллеги по работе - лентяи и тоже увеличили бы планируемые издержки, если бы только знали как, то его установка в отношении собственного поведения вряд ли изменилась бы.
|
Кроме того, важно помнить, что, если человек лично заинтересован в каком-либо вопросе, он, вполне вероятно, будет стараться отрицать крайние расхождения между его поведением и поведением других людей. Например, если другие менеджеры по продажам говорят ему, что они никогда не выходят за рамки своего бюджета, в то время как он ежегодно завышает сумму своих расходов на несколько сот тысяч рублей, вряд ли этот менеджер позволит им оказать на него какое-либо влияние. Для него слишком выгодно придерживаться привычной линии поведения. Именно поэтому так трудно бороться с неэтичным поведением.
Привлечение к сотрудничеству. И наконец, хорошим способом изменения установок является привлечение к сотрудничеству, когда люди, неудовлетворенные существующим положением вещей, привлекаются к активной работе по изменению ситуации. Например, сотрудник считает, что компания предоставляет сотрудникам недостаточно льгот. Но если дать ему возможность участвовать в принятии решений о предоставлении определенных льгот сотрудникам, компания способствует тому, чтобы установка сотрудника изменилась. Как только он начинает понимать, каким образом определяются данные его установка начинает меняться.
|
Особый интерес для теории организационного поведения и практики управления человеческими ресурсами представляют установки, связанные с удовлетворенностью работников трудом и преданностью компании. В то время как установки, рассмотренные выше, имели прямые последствия, обсуждение вопроса об удовлетворенности трудом концентрирует внимание на отношении работников к своей работе, а обсуждение преданности организации - на отношении к организации в целом. Сначала рассмотрим более широко признанную концепцию удовлетворенности трудом. Далее мы остановимся на преданности организации как установке, которая стала привлекать внимание исследователей лишь в последнее время.
3. Установка удовлетворенности трудом
Что такое удовлетворенность трудом? Американский социолог Эдвин А. Локк в статье «Природа и причины удовлетворенности работой» дает следующее детальное определение удовлетворенности трудом: «приятное, позитивное эмоциональное состояние, проистекающее из оценки своей работы или опыта работы ». [E. A. Locke, «The Nature and Cause of Job Satisfaction», in M. D. Dunnette(ed.), Handbook of Industrial and Organizational Psychology, Rand McNally, Chicago, 1976, p. 1300] Удовлетворенность трудом является результатом восприятия самими работниками того, насколько хорошо их работа обеспечивает важные, с их точки зрения, вещи. В области организационного поведения удовлетворенность трудом считается важнейшей и чаще всего исследуемой установкой.
Существуют три наиболее важных параметра удовлетворенности трудом.
Во-первых, удовлетворенность трудом представляет собой эмоциональную реакцию на сложившуюся на работе ситуацию. В чистом виде ее невозможно увидеть, ее можно только испытать.
Во-вторых, удовлетворенность трудом часто определяется тем, насколько результаты труда соответствуют ожиданиям. Например, если работники организации видят, что они работают гораздо больше, чем остальные сотрудники отдела, но получают за это меньше, у них, скорее всего, сложится отрицательное отношение к своей работе, начальнику и сослуживцам. Они будут испытывать чувство неудовлетворенности. С другой стороны, если они будут видеть, что к ним хорошо относятся и поощряют материально, их отношение к работе будет положительным. Они будут испытывать чувство удовлетворения от своей работы.
В-третьих, через удовлетворенность трудом проявляются некоторые другие установки. Существует пять параметров работы, наиболее точно характеризующих ее с точки зрения тех аффективных реакций, которые она вызывает у людей. Эти параметры таковы:
1. Собственно работа. Степень, в которой работа предоставляет человеку интересные задания, возможности познавать новое, испытывать чувство ответственности за порученное дело.
2. Оплата. Сумма денежного вознаграждения, которое выплачивается за работу, и то, каким образом данная сумма соотносится с вознаграждением, получаемым другими членами организации.
3. Возможности продвижения. Возможность продвижения по служебной лестнице.
4. Руководство. Способность руководителя оказать как техническую, так и моральную поддержку.
5. Сослуживцы. Степень технической грамотности сослуживцев и уровень их социальной поддержки.
Факторы, влияющие на удовлетворенность трудом
Несколько факторов, влияющих на удовлетворенность трудом. Например, последние исследования показывают, что если после окончания обучения студенты сразу же устраиваются на работу по специальности, то на основе совпадения этих двух событий можно предсказать последующую удовлетворенность трудом. Ниже перечисляются основные факторы, оказывающие влияние на удовлетворенность трудом.
Собственно работа. Основным источником удовлетворенности является, разумеется, сама работа. Так, например, исследования, посвященные характеристикам работы и проведенные в связи с проектированием рабочего места, свидетельствуют о том, что само содержание работы и автономность при ее выполнении представляют собой два важнейших мотивационных фактора, связанных с трудом. Как показали исследования, другими важными составляющими удовлетворенности трудом являются интересная и сложная работа, работа, не оставляющая места для скуки, а также работа, дающая человеку определенный статус.
Оплата. Система денежных вознаграждений рассматривается как существенный, но сложный и многосторонний фактор удовлетворенности трудом. Деньги не только дают людям возможность удовлетворять свои базовые потребности, но и способствуют удовлетворению потребностей более высоких уровней. Работники зачастую воспринимают уровень своей заработной платы как отражение того, как менеджмент оценивает их вклад в деятельность организации. Дополнительные льготы также важны, но их роль менее значима. Одной из причин этого является то, что работники зачастую даже не знают, сколько получают в виде предоставляемых льгот. Более того, многие склонны недооценивать эти льготы, поскольку не видят их практической ценности. Тем не менее исследования показывают: если работники имеют возможность до некоторой степени самостоятельно выбирать себе льготы из общего пакета, предоставляемого компанией, что получило название гибкой системы льгот, то они получают большее удовлетворение от получаемых льгот и работы в целом.
Продвижение по службе. Возможности продвижения оказывают разнообразное воздействие на удовлетворенность трудом. Это происходит потому, что продвижения могут осуществляться в разных формах и сопровождаться разнообразными вознаграждениями. Например, люди, получающие продвижение за выслугу лет, хотя и испытывают удовлетворение от работы, но не в такой степени, как работники, которые получают повышение за достигнутые результаты. Кроме того, продвижение по службе с повышением заработной платы на 10% обычно не дает такого удовлетворения, как повышение в должности с прибавкой в 20%. Эти различия могут объяснить, почему повышения на уровне высшего руководства приносят больше удовлетворения, чем продвижения на нижних уровнях организации.
Руководство. Руководство также представляет собой умеренно важный фактор при анализе удовлетворенности трудом. Существуют два основных параметра руководства, влияющие на удовлетворенность трудом. Первый - это ориентация руководителя на сотрудника, которая измеряется степенью заинтересованности руководства благополучием своих подчиненных. Как правило, эта заинтересованность проявляется в том, проверяет ли руководство деятельность своего подчиненного, дает ли советы относительно его работы, оказывает ли помощь, а также общается ли с ним не только на официальном, но и личном уровне. Как правило работники часто бывают недовольны своими руководителями именно по указанным параметрам. Например, проведенный недавно опрос показал, что менее половины респондентов получают регулярную обратную связь и помощь в решении их проблем со стороны руководителей.
Другим параметром является вовлеченность или влияние; его иллюстрирует деятельность тех менеджеров, которые позволяют своим сотрудникам участвовать в принятии решений, имеющих непосредственное отношение к их работе. В большинстве случаев этот подход приводит к возрастанию чувства удовлетворенности трудом. В частности, глубокий метаанализ привел к выводу, что вовлечение работников в процесс принятия решений действительно положительно сказывается на удовлетворенности трудом. Общий климат вовлеченности, создаваемый руководителем, оказывает большее воздействие на удовлетворенность трудом, чем участие в принятии ограниченного круга решений.
Рабочие группы. Непосредственное воздействие на удовлетворенность трудом оказывает сама природа рабочих групп. Доброжелательные, готовые прийти на помощь коллеги сами по себе являются определенным источником чувства удовлетворения трудом для индивидуума. Рабочая группа служит для отдельного работника источником поддержки, комфорта, совета и помощи. «Хорошая» рабочая группа способствует получению большей радости и удовольствия от работы. С другой стороны, когда наблюдается обратная ситуация, т.е. когда с людьми трудно ладить, данный фактор оказывает отрицательное воздействие на удовлетворенность трудом.
Условия работы. Еще одним фактором, оказывающим умеренное воздействие на удовлетворенность трудом, являются условия труда. Если условия хорошие (например, рабочие помещения чистые и привлекательные), персонал будет легче справляться со своей работой. При наличии плохих рабочих условий (например, в помещении жарко или шумно) сотрудникам будет сложнее выполнять свою работу. Другими словами, рабочие условия оказывают влияние на удовлетворенность трудом, схожее с влиянием рабочей группы. Если все обстоит благополучно, проблем с удовлетворенностью трудом не будет; если дела идут плохо, проблемы обязательно возникнут.
Большинство людей не обращают на рабочие условия особого внимания, если только те не вопиюще плохи. Более того, наличие многочисленных жалоб на условия работы часто свидетельствует о наличии других проблем. Например, менеджер может пожаловаться на то, что накануне вечером его кабинет был плохо убран, однако гнев на самом деле является следствием его утренней встречи с руководством, во время которой он получил выговор за плохую работу. Тем не менее за последние годы условия работы вновь обрели большое значение в связи с диверсификацией рабочей силы. Например, некоторые организации включили в условия работы сотрудников возможность выбрать гибкий график работы. В наши дни все больше компаний осознает, что ключом к эффективному управлению диверсифицированной рабочей силой является гибкий подход. В этих компаниях разрабатываются программы, позволяющие сотрудникам вносить коррективы в свой график работы и таким образом лучше справляться с возложенными на них обязанностями
Следствия удовлетворенности трудом
Удовлетворенность трудом представляется желательной как с точки зрения отдельного работника, так и общества в целом. Тем не менее, рассуждая прагматически, с позиции эффективного управления кадрами и организацией в целом, важно определить, как именно соотносится удовлетворенность трудом с результатами производственной деятельности. Иными словами, если работники удовлетворены работой, означает ли это, что они будут работать лучше, а также возрастет ли производительность организации в целом? С другой стороны, при низкой удовлетворенности возникнут ли проблемы с производительностью и низкой эффективностью? Этот вопрос в течение многих лет интересует как исследователей, работающих в данной области, так и менеджеров практиков. На эти вопросы нет простых ответов. Рассматривая следствия удовлетворенности трудом, необходимо разбить анализ на специальные подразделы. На наиболее важных мы сейчас остановимся.
Удовлетворенность работой и производительность труда. Можно ли сказать, что работников, удовлетворенных своим трудом, отмечает большая производительность, нежели у тех, кто работой не удовлетворен? Отсутствие прямой связи между удовлетвоенностью и результатами труда в течение ряда лет поражает исследователей. В самом деле, естественно предположить прямую зависимость между удовлетворенностью и результатами труда, однако полученные данные показывают, что тесной взаимосвязи между ними не существует. В частности, проведенный метаанализ научной литературы поданному вопросу показывает, что только в 17 случаях из 100 между этими двумя параметрами удается обнаружить прямую зависимость. Не всегда испытывающие удовлетворение работники характеризуются наивысшей производительностью. Существуют различные переменные факторы, влияющие на эту взаимосвязь. Важнейшим из таких факторов, по-видимому, является материальное поощрение работников. Если люди получают материальное вознаграждение, которое считают адекватным, их удовлетворенность возрастает, а вместе с ней, как правило, и производительность труда. Есть свидетельства того, что даже если удовлетворенность трудом не приводит к росту производительности отдельных работников, она может вызывать положительные сдвиги на уровне организации в целом. Наконец, продолжаются оживленные дискуссии о том, приводит ли удовлетворенность трудом к росту производительности или, наоборот, рост производительности порождает удовлетворенность трудом.
Удовлетворенность работой и текучесть кадров. Приводит ли высокая степень удовлетворенности работников своим трудом к низкой текучести кадров? В отличие от производительности труда во взаимосвязи между удовлетворенностью трудом и текучестью кадров можно отметить некоторую закономерность. Высокая степень удовлетворенности не может сама по себе удержать текучесть кадров на низком уровне, однако, безусловно, может значительно улучшить ситуацию. С одной стороны, в случае низкой удовлетворенности трудом велика вероятность высокой текучести кадров. Одна группа исследователей обнаружила, что для женщин в возрасте от 18 до 25 лет степень их удовлетворенности трудом помогает предсказать, будут ли они менять работу. С другой стороны, по мере увеличения рабочего стажа (продолжительности работы в данной компании) вероятность их перехода на другое место работы снижается. Рабочий стаж и для мужчин является серьезным фактором, нейтрализующим со временем чувство неудовлетворенности своей работой.
Имеются также и другие факторы, такие, как преданность организации (рассмотренная в следующем разделе), которые играют важную роль в определении соотношения между удовлетворенностью работой и текучестью кадров. Некоторые люди просто не могут представить себя на другом месте, поэтому остаются на работе, независимо от степени удовлетворенности. Другим фактором является общее состояние экономики. Когда экономическое положение стабильно и уровень безработицы низок, текучесть кадров, как правило, возрастает, поскольку люди начинают искать для себя лучшие места в других организациях. Даже если они удовлетворены имеющейся работой, многие все же захотят уйти в том случае, если в другом месте им будут предоставлены лучшие возможности. Когда наблюдается обратная ситуация, т.е. при нехватке рабочих мест, работники будут оставаться на своей работе, даже если она их не удовлетворяет. Подводя итоги вышесказанному, надо отметить, что удовлетворенность трудом играет важную роль в определении текучести кадров. Хотя полное отсутствие текучести кадров далеко не всегда плодотворно для организации, все же поддержание ее на низком уровне, как правило, оказывает благоприятное воздействие на организацию из-за снижения затрат на обучение и издержек, связанных с использованием на рабочих местах неопытных сотрудников.
Удовлетворенность трудом и прогулы. Исследования достаточно убедительно показывают обратную пропорциональную зависимость между удовлетворенностью трудом и прогулами. Если степень удовлетворенности высока, число прогулов незначительно, если низка - их число возрастает. Тем не менее, как и в других случаях, имеются некоторые опосредующие факторы, такие, как осознание людьми важности своей работы. Например, исследование, проведенное среди работников государственных учреждений, показало, что люди, считающие свою работу важной, реже допускали прогулы, чем те, кто думал по-другому. Кроме того, нужно помнить, если высокая удовлетворенность трудом не обязательно приводит к уменьшению числа прогулов, то низкая удовлетворенность с высокой вероятностью приведет к росту их числа.
В дополнение к упомянутым выше существуют и другие следствия, вызванные высокой удовлетворенностью своей работой. Результаты исследований показывают, что работники, испытывающие чувство удовлетворения своей работой, обладают лучшим физическим и нравственным здоровьем, быстрее овладевают необходимыми навыками, реже страдают от производственного травматизма и обращаются с жалобами. Другим положительным фактом, обнаруженным в одном из исследований, является тот, что работники, удовлетворенные своим трудом, чаше демонстрируют образцы социального, «гражданственного» поведения и поступков, например чаще помогают сослуживцам или клиентам и вообще проявляют склонность к сотрудничеству.
В самом общем плане исследователи, работающие в области организационного поведения, равно как и менеджеры-практики, считают, что удовлетворенность трудом очень важна для организации. Некоторые критики, правда, отмечают, что это утверждение всего лишь догадка, поскольку положительное воздействие удовлетворенности трудом. еще мало изучено. С другой стороны, отрицательное воздействие низкой удовлетворенности на организацию является бесспорно подтвержденным фактом. Поэтому даже если рассматривать удовлетворенность работой в качестве минимального требования, она представляет собой определенную ценность для общего здоровья и эффективности организации и поэтому заслуживает изучения и использования в области организационного поведения.
4. Установка преданности организации
Удовлетворенность трудом на протяжении многих лет привлекала основное внимание исследователей отношений. Сравнительно недавно в исследовательской литературе стала рассматриваться еще одна общая установка - преданность организации, важная для понимания и прогнозирования организационного поведения. Хотя между удовлетворенностью трудом и преданностью организации была выявлена непосредственная связь, исследования показывают, что преданность организации в определенной степени способствует удовлетворенности трудом. Установка преданности организации заслуживает особого внимания.
Что такое преданность организации?
Как и для других тем из области организационного поведения, существует множество определений преданности организации. В качестве установки преданность организации чаше всего определяется как: 1) сильное желание оставаться членом данной организации; 2) желание прилагать максимальные усилия в интересах данной организации; 3) твердая убежденность в корпоративных ценностях и приятие целей данной организации. Другими словами, данная установка напрямую связана с лояльностью сотрудников к своей организации и в то же время представляет собой непрерывный процесс, с помощью которого работники выражают свою заботу об организации, ее преуспеянии и процветании.
Преданность организации определяется рядом факторов как личного (возраст, стаж работы в ней, черты характера - положительная или отрицательная аффективность, внутренний, или внешний локус контроля), так и организационного (исполняемые обязанности и стиль лидерства непосредственного руководителя) порядка. Даже такие вне организационные факторы как наличие альтернатив после принятия решения о вступлении в данную организацию, оказывают некоторое влияние на последующую преданность организации.
Вследствие такой «многомерности» понятия преданности организации все большую поддержку получает трехкомпонентная модель, предложенная Джоном Мейером и Натали Аллен. [J. P. Meyer and N. J. Allen, «А Three-Component Conceptualization of Organizational Commitment*, Human Resource Management Review, vol. I, 1991, pp. 61-89.]:
1. Аффективная преданность включает эмоциональную привязанность к организации, самоидентификацию с организацией и вовлеченность в ее дела и проблемы.
2. Преданность, обусловленная стажем, связана с пониманием тех потерь, которые вызовет уход из организации.
3. Нормативная преданность связана с обязательством работника оставаться в данной организации.
В пользу данной трехкомпонентной структуризации понятия преданности организации накоплен значительный объем свидетельств.
Следствия преданности организации
Как и удовлетворенность трудом, преданность организации может порождать ряд следствий. Итоги исследований в целом подкрепляют представление о положительной взаимосвязи преданности организации и желательных последствий, таких, как качество работы, текучесть кадров и потери рабочего времени. Имеются также свидетельства того, что преданность организации имеет отношение и к другим благоприятным для организации последствиям, таким, как наличие теплого климата и взаимной поддержки внутри организации. Тем не менее, как и по вопросу об удовлетворенности трудом, существуют отдельные исследования, которые не обнаруживают непосредственной связи между наличием преданности организации и конкретными следствиями; существуют также некоторые разногласия в определении и общем понимании отношения преданности. И все же в целом большинство исследователей сходятся во мнении, что преданность организации в том смысле, как это сформулировано в настоящей работе, позволяет предсказать последствия для организации в большей степени, чем удовлетворенность трудом.