Глава 2. Квалифицирующие признаки нарушения правил дорожного




Работа по предмету

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

 

Доклад

«Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации

транспортных средств »

 

студента 331 группы, 3 курса

Ермакова Александра Григорьевича

 

Дата сдачи:__________________________

Оценка:_____________________________

 

 

Москва

2019 г.

Введение

В современной жизни автомобильный транспорт является неотъемлемой частью транспортной системы страны. Интенсивность движения автомобильного транспорта, ставит вопрос о необходимости предупреждения аварийности, как одну из серьезнейших социально-экономических проблем. Однако, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества.

Дорожно-транспортное происшествие – результат стечения многих обстоятельств, образующих соответствующую совокупность причин и следствий. Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются от других, непреступных, значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью.

Установление истинных причин и условий нарушений правил безопасности дорожного движения, которые привели к аварии, и обстоятельств, способствующих этим нарушениям, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобильного транспорта.

Основными видами ДТП являются:

а) столкновение транспортных средств;

б) наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных;

в) эксплуатации технически неисправных транспортных средств;

 

Глава 1. Общий состав преступления по ст.264 УК РФ

 

Объективная сторона

Ныне действующая ст.264 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека. Характер преступных действий, предусмотренных в данной статье, свидетельствуют о том, что рассматриваемая норма направлена на охрану безопасности движения автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств[1]. Определение понятия «безопасность дорожного движения», содержится в ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».[2] Под безопасностью дорожного движения Закон понимает такое состояние данного процесса, которое отражает степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ заключается:

· в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации лицом, управляющим одним из перечисленных ранее видов механических транспортных средств;

· в наступлении таких последствий, как причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, смерть одного или нескольких лиц;

· в наличии причинной связи между фактом нарушения и наступившими вредными последствиями.

 

Непосредственный объект преступного посягательства – общественные отношения, складывающиеся по поводу нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, отражающие степень защищенности его участников от ДТП[3]. Иные объекты - жизнь и здоровье человека.

Предметом преступления являются автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства, под которыми понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства (примечание к ст. 264 УК). Следовательно, под транспортными средствами законодатель понимает несколько видов транспорта: любые автомобили - легковые и грузовые, для перевозки грузов и пассажиров (в том числе автобусы), специального назначения (например, пожарные, санитарные, гоночные); трамваи, представляющие собой рельсовый городской электротранспорт, предназначенный в основном для перевозки пассажиров.

Следует иметь ввиду, что указанные транспортные средства являются предметом преступления только при условии, что они использовались в качестве транспорта и участвовали в движении по дороге. Если происшествие имело место вне дороги, а также при погрузке, выгрузке, производстве дорожных, строительных и прочих работ, ответственность должна наступать по ст.ст.109,118,143 или 216 УК РФ (на основании п.4 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».

Нарушение правил безопасности функционирования транспортных средств, перечисленных в ст. 264 УК, может совершаться путем, как действия, так и бездействия. Чаще всего эти преступления совершаются путем бездействия, когда лицо, управляющее транспортным средством, не выполняет определенные правила, которые вменяются ему в обязанность соответствующими актами. Установление причинной связи при совершении транспортных преступлений представляет значительную сложность. Наибольшее количество ошибок при квалификации транспортных преступлений - это ошибки в причинной связи.

Для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ необходимо установить, допущено ли нарушение, в чем именно оно выразилось, какие конкретно пункты правил безопасности движения и эксплуатации транспорта нарушены.

Состав преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, сформулирован как материальный. Это означает, что ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации механических транспортных средств возможна лишь при наступлении определенных последствий.

Преступные последствия могут быть результатом сложного взаимодействия целого ряда причин и условий, среди которых можно выделить неправомерное поведение водителей транспортных средств и других участников дорожного движения, техническое состояние как транспортных средств, так и средств регулирования дорожного движения, состояние дорожного покрытия, а также неблагоприятные факторы внешней среды.

Если в момент возникновения опасной ситуации водитель располагал технической возможностью избежать ДТП, то при аварийной ситуации этой возможности не имеется, поэтому водитель, независимо от своей реакции и технических возможностей транспортного средства, не в состоянии предотвратить ДТП. Если нарушение Правил не повлекло указанных в законе ООП [4], оно считается административным нарушением, преследуемым по нормам гл.12 КоАП РФ[5].

 

Субъективная сторона.

 

Субъективная сторона - важнейший компонент состава преступления. Она представляет собой психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, характеризующееся виной, мотивом, целью и эмоциями.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности лица, управляющего транспортным средством, хотя само нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. В целом это преступление неосторожное. Если же лицо, управляющее транспортным средством, действовало умышленно, сознавая характер своих действий и предвидя возможные последствия таких действий, содеянное им будет квалифицироваться не как нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств, а как умышленное преступление против жизни или здоровья, т.е. как убийство или умышленное причинение вреда здоровью.

В правоприменительной практике при квалификации нарушений Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств органы предварительного расследования и суды не всегда правильно толкуют смысл и содержание формулировок умысла и неосторожности. Основная ошибка заключается в том, что при квалификации данных деяний органы предварительного расследования и суды не всегда правильно оценивают психическое отношение виновного к своим действиям и их последствиям.

При квалификации данного деяния нет оснований считать, что правонарушители рассчитывали на предотвращение общественно опасных последствий своих действий. Обычно в таких ситуациях нарушители Правил дорожного движения надеются, что другие участники дорожного движения смогут избежать общественно опасных последствий. Таким образом, лицо, грубо нарушающее Правила дорожного движения, по крайней мере, относится легкомысленно к последствиям своих действий.

Субъект по ч.1, 3 и 5 ст.264 УК РФ: физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, непосредственно управляющее транспортным средством или несущее ответственность за его эксплуатацию. Для квалификации деяния по ст. 264 УК РФ не имеет значения, в чьей собственности находится транспортное средство.

По ч.2, 4 и 6 УК РФ субъектами преступления могут являться те же лица, но находящиеся в состоянии опьянения[6].

Факт употребления лицом веществ, вызывающих алкогольное опьянение, должен быть установлен по результатам освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования[7].

 

Глава 2. Квалифицирующие признаки нарушения правил дорожного

Движения.

На сегодняшний день в ст. 264 УК РФ предусмотрены следующие квалифицирующие признаки:

1) нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека;

2) нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека;

3) нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека;

4) нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека;

5) нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц;

6) нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц[8].

Выделение данных квалифицированных и особо квалифицированных составов вполне оправданно, т.к. это соответствует важнейшей концептуальной идее, положенной в основу уголовного законодательства, - приоритетной охране жизни и здоровья человека, его прав, свобод и законных интересов.

Например, нетрезвое состояние водителя - тягчайший проступок. Большинство дорожно-транспортных происшествий в России совершается лицами, находящимися в нетрезвом состоянии.

Для подтверждения данной точки зрения можно привести следующий пример из судебной практики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: