Учет налогоплательщиков в налоговых органах




Тема 4. Налоговый контроль

Сущность налогового контроля

Необходимость налогового контроля как сегмента государственного финансового контроля обусловлена выполнением государством своих контрольных функций.

Налоговый контроль – деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (ст. 82 НК РФ).

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

- налоговых проверок;

- получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов;

- проверки данных учета и отчетности;

- осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

- другими методами, предусмотренными НК РФ.

Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации информируют друг друга:

- об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях и о принятых мерах по их пресечению;

- о проводимых ими налоговых проверках;

- осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении налогового контроля допускаются сбор, хранение и использование полученных от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов и другой информации (ст. 93.2 НК РФ).

 

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ и федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну (адвокатскую и аудиторскую).

Учет налогоплательщиков в налоговых органах

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств (ст. 83 НК РФ).

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога, сбора или страхового взноса.

Постановка на налоговый учет должна быть осуществлена в течение 5 дней со дня подачи организацией (индивидуальным предпринимателем) всех необходимых документов, и в этот же срок ему выдается свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ст. 84 НК РФ), в котором указываются:

- название организации (индивидуального предпринимателя);

- ИНН;

- КПП;

- юридический адрес;

- данные о государственной регистрации;

- другие необходимые данные.

Каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), который необходимо указывать во всех документах, подаваемых в налоговый орган, в том числе в декларациях, отчетах и заявлениях.

Законодательством также предусмотрен код причины постановки на налоговый учет (КПП), который присваивается в зависимости от вида деятельности, осуществляемой организацией.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на налоговый учет являются налоговой тайной (п. 9 ст. 84 НК РФ).

 

Порядок присвоения ИНН и КПП утвержден Приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2012 № 25183).

Структура идентификационного номера налогоплательщика представляет собой:

1. для организации – десятизначный цифровой код:

N N N N X X X X X C


2. для физического лица – двенадцатизначный цифровой код:

N N N N X X X X X X C C

ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо следующее:

1. NNNN (4 знака) – код налогового органа, который присвоил ИНН;

2. XXXXX (XXXXXX) – порядковый номер записи о лице в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) налогового органа, который присвоил ИНН;

3. C (CC) – контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Федеральной налоговой службой (ФНС).

 

 

Структура КПП представляет собой девятизначный код:

N N N N P P X X X

КПП состоит из следующей последовательности символов слева направо:

1. NNNN (4 знака) – код налогового органа, который осуществил постановку на учет организацию;

2. PP (2 знака) – причина постановки на учет (учета сведений), может принимать значение от 01 до 50 (01 – по месту ее нахождения);

3. XXX (3 знака) – порядковый номер постановки на учет (учета сведений) в налоговом органе по соответствующему основанию.

Порядок применения кодов КПП регулируется Письмом ФНС РФ от 02.06.2008 № ЧД-6-6/396@ «О применении кодов справочника «СППУНО».

Налоговые проверки

Цель налоговых проверок – контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок:

1. камеральные налоговые проверки;

2. выездные налоговые проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом), а также других документов о его деятельности, имеющихся у налогового органа (ст. 88 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Налоговый орган направляет налогоплательщику требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок, если в процессе проведения камеральной налоговой проверки выявлены:

- ошибки в налоговой декларации (расчете);

- противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;

- несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.

Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст.100 НК РФ.

Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию (расчет), камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета).

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика (плательщика сборов, плательщика страховых взносов, налогового агента) на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (ст. 89 НК РФ).

Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов, страховых взносов).

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

- полное и сокращенное наименования экономического субъекта либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

- периоды, за которые проводится проверка;

- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (в исключительных случаях срок может быть продлен до шести месяцев).

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.

При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в п. 5 ст. 89 НК РФ, не действуют.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

Предметом повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика проводиться:

- вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

- налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Исключение составляют случаи, когда факт налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки не установлен в результате сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: