Показатель | Показатели конкурентоспособности за 2011 г. | Полученное значение |
1. Эффективность процессов купли-продажи товаров и услуг (Эк.п) | 1.1. Коэффициент роста розничного оборота хозяйствующего субъекта (IРТ) 1.2. Коэффициент рентабельности продаж (IR) 1.3. Коэффициент изменения уровня издержек обращения (YИО) 1.4. Коэффициент изменения фондоотдачи (IФ) | -0,26 0,07 1,048 1,041 |
2. Финансовое положение (Эф) | 2.1. Коэффициент автономии (Kавт) 2.2. Коэффициент абсолютной платежеспособности (Kа.пл) 2.3. Рентабельность активов и капитала (Rа) 2.4. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Kоб) | 0,05 0,89 2,44 2,08 |
3. Качество обслуживания (Эк.о.п) | 3.1. Коэффициент устойчивости ассортимента (Kу.а) 3.2. Коэффициент издержек потребления (Kи.п) 3.3. Коэффициент завершенности покупки (Kз.п) 3.4. Коэффициент соотношения предложения и спроса (Kс.п) | 0,90 х 0,94 х |
Продолжение таблицы 2.14 | ||
4. Оценка рыночного положения (Эр.п.п) | 4.1. Доля рынка (D) 4.2. Индекс уровня цен (торговая надбавка) (Iр) 4.3. Коэффициент сервисных услуг (Kу) 4.4. Коэффициент соотношения площади предприятия к совокупной площади предприятий конкурентов (Kпл) | 0,5 1,156 х 0,04 |
Интегральный показатель конкурентоспособности рассчитывается следующим образом:
, (2.5)
где Э к.п. – эффективность процессов купли-продажи находится по формуле:
(2.6)
Э ф. – финансовое положение субъекта проводится по формуле:
(2.7)
Эк.о.п. – качество обслуживания покупателей определяется формулой:
(2.8)
Э р.п.п. – оценка рыночного положения субъекта рассчитываться:
(2.9)
Подставив значения в вышеуказанные формулы, получаем интегральный показатель конкурентоспособности:
Э к.п. = 0,26*-0,26+0,28*0,07+0,27*1,048+0,19*1,041 = 0,432
Э ф. = 0,22*0,05+0,42*0,89+0,18*2,44+0,18*2,08 = 1,198
Э к.о.п. = 0,24*0,90+0,16*0 +0,40*0,94+0,20*0 = 0,592
Э р.п.п. = 0,20*0,5+0,50*1,156+0,10*0 +0,20*0,04 = 0,686
К = 0,30*0,432+0,20*1,198+0,25*0,592+0,25*0,686 = 0,688
На основе интегрального показателя выделяют следующие уровни конкурентоспособности розничного торгового предприятия (табл. 2.15).
При этом уровень рентабельности предприятия ниже ставки рефинансирования, что не отвечают экономической эффективности рынка.
Рис. 2.2. Показатели рентабельности предприятия, %
Таким образом, основными путями повышения рентабельности деятельности предприятия могут быть следующие:
- увеличение товарооборота;
- совершенствование торгово-технологического процесса;
- сокращение коммерческих издержек за счет: внедрения прогрессивных технологий, систем учета, контроля, экономии сырья и материалов, совершенствование системы оплаты труда, снижения налогооблагаемой базы, совершенствование менеджмента на различных уровнях;
- совершенствование сбытовой политики предприятия;
- усиление финансово-аналитической работы на данном предприятии.
Рассмотренные пути решения выявленной проблемы необходимо учитывать в дальнейшем при разработке мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия в целом.
Заключение
ЗАО «ТД «Перекресток» – основной торговый оператор группы компаний X5 Retail Group, действующий в форматах «супермаркет» и «гипермаркет». X5 Retail Group N.V. и юридические лица, входящие в группу представляют собой крупнейший в России по объемам продаж продуктовый розничный холдинг, объединяющий торговые сети: «Перекресток», «Зеленый Перекресток», «Пятерочка» и «Карусель».
Направления развития/стратегические цели ЗАО ТД «Перекресток»:
- внедрение новой концепции сети и реализация программы реконструкции магазинов;
- оптимизация ассортимента, ввод новых товаров;
- развитие и улучшение собственных торговых марок;
- совершенствование операционных стандартов;
- развитие собственной системы логистики для супермаркетов и гипермаркетов.
Организационная структура соответствует целям и задачам предприятия.
Исходя из проведенного экономического анализа деятельности предприятия, можно сделать следующие выводы:
- особое внимание в новой концепции развития сети уделено эффективной организации торгового пространства и световому оформлению;
- в начале года коммерческим управлением «Перекрестка» была начата реализация инициатив, направленных на совершенствование ассортимента продукции на основе принципов категорийного менеджмента;
- темп роста выручки в 2014 г. снижается, при этом уровень себестоимости возрастает на 2%, что оказывает влияние на снижение валовой прибыли в объеме 15%. Коммерческие и управленческие расходы так же имеют тенденцию к увеличению. В целом темп роста статей расходов предприятия