Методы регионоведческих (страноведческих) исследований




 

(тесты)

 

1. Проблема метода в комплексном регионоведении имеет особую значимость.

 

Какие из нижеприведенных суждений, отражающих это положение, представляются Вам приемлемыми и почему?

 

– Для комплексного регионоведения характерно не только пересечение его предметного поля с предметными полями многих других научных дисциплин, но и взаимодействие их методов.

 

– Комплексное регионоведение (страноведение) – это область знания, которая своими корнями уходит в далекое прошлое. Поэтому оно располагает хорошо разработанной методологической базой.

 

– У комплексного регионоведения нет и не может быть собственной методологической базы.

 

– Комплексное регионоведение находится в стадии становления, и оно пока не сформировало своей методологической базы.

 

– Комплексное регионоведение вполне может обойтись и без собственных методов. Главное – это адаптация методов других наук к специфике своего предметного поля.

 

2. На какие группы подразделяются научные методы по степени общности и широте применения?

 

3. Вставьте пропущенное слово.

 

Научный подход – это … взгляд на проблему, возможность «оконтурить» проблему.

 

4. Какие из ниженазванных методов относятся к общенаучным, какие – к методам географических, политических, экономических наук:

 

– контент-анализ,

 

– сравнение,

 

– моделирование,

 

– циклов,

 

– ивент-анализ,

 

– описание,

 

– проблемно-целевой,

 

– картографический.

 

5. Вставьте пропущенное слово.

 

Территориальный подход находит свое выражение в …, который нацеливает исследователя на изучение специфического единства природы, человека (населения) и его деятельности на той или иной территории.

 

6. Как называется научный подход, нацеливающий на познание процесса развития региона в прошлом, что необходимо для объяснения особенностей современного его состояния и прогнозирования развития в будущем.

 

7. Марксистскую методологию истории характеризуют принципы

 

А) детерминизма;

 

Б) подхода к прошлому только с точки зрения происхождения современных явлений социальной жизни;

 

В) приоритета духовно-культурных факторов исторического процесса;

 

Г) прогресса;

 

Д) классового подхода к анализу явлений общественной жизни.

 

8. Ключом к «восточному небу» К.Маркс считал

 

А) автономию человеческой личности;

 

Б) отсутствие частной собственности;

 

В) классовую борьбу;

 

Г) религиозный фанатизм.

 

9. Марксова идея об «азиатском» способе производства не получила широкого развития в советском востоковедении потому, что она

 

А) не интересовала ученых;

 

Б) противоречила реальностям Востока;

 

В) выводила на реальности советского общества, поэтому власть в ее обсуждении не была заинтересована;

Г) другое (укажите).

 

10. Самое существенное отличие культурно-цивилизационного подхода к истории от формационного заключается в том, что

 

А) он базируется на признании многолинейности исторического процесса;

 

Б) в рамках этого подхода в качестве решающего фактора развития общества рассматривается природно-географическая среда;

 

Г) он полностью отрицает роль экономического фактора в развитии общества;

 

Г) другое (укажите).

 

11. Какие современные цивилизации принято относить к восточным?

 

12. Каким понятием оперируют ученые, исследующие проблему межцивилизационных границ?

 

13. Какое из ниженазванных суждений представляется Вам наиболее верным и почему:

 

А) в основе всех современных конфликтов лежат межцивилизационные, межкультурные противоречия;

 

Б) во многих современных конфликтах решающую роль играет политико-экономический интерес, а не цивилизационная, религиозная принадлежность;

 

В) межцивилизационные, межкультурные конфликты – порождение процесса глобализации;

 

Г) современные межцивилизационные, межкультурные конфликты порождены демографической ситуацией.

 

14. Какое научное направление представляли Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский, Г.В. Флоровский?

 

15. Особость России, евразийцы связывали с факторами

 

А) природными;

 

Б) этнокультурными;

 

В) экономическими;

 

Г) норманнским.

 

Что они означали в их интерпретации?

 

16. Научная значимость евразийства выражается в

 

А) последовательном отстаивании идеи о том, что Европа – антагонист России;

 

Б) выделении многих самобытных черт России, отличающих ее и от Европы, и от Азии;

 

В) стремлении преодолеть стереотипные представления об Азии как синониме варварства и отсталости;

 

Г) отстаивании преимуществ идеократического государства перед европейской парламентской демократией.

 

17. Модернизация в незападных странах

 

А) невозможна, потому что модернизация – это исключительное порождение западной цивилизации;

 

Б) возможна, потому что ценностям западного индустриального общества альтернатив нет;

 

В) в незападных странах возможна только экономическая модернизация;

 

Г) другое (укажите).

 

Поясните свой ответ.

 

18. Какое из суждений представляется Вам верным и почему:

 

А) концепция модернизации – это хорошая основа для изучения проблем взаимодействия различных культур и цивилизаций, она обладает безусловным научно-познавательным и прагматическим потенциалом;

 

Б) концепция модернизации «не работает» при изучении процессов в странах Востока, так как она – порождение западной цивилизации;

 

В) концепция модернизации – единственная научная основа для познания проблем развития различных обществ в условиях глобализации;

 

Г) другое (укажите).

 

19. Вставьте пропущенное слово.

 

Перейти от науки фактов к науке о взаимосвязях в комплексном регионоведении позволяет … подход, который составляет основу интегрального страноведения и регионоведения.

 

20. Какой научный подход дает возможность представить регион как объект изучения в его единстве и целостности, помогает выявлению закономерностей функционирования этой целостности как с точки зрения взаимодействия элементов, ее составляющих, так и с точки зрения взаимодействия ее с внешней средой?

 

21. Вставьте пропущенное слово.

 

Классификация – это, как правило, группировка объектов по … признакам.

 

22. Вставьте пропущенное слово.

 

Типология – это группировка объектов по … признакам.

 

23. Общепризнанная типология стран пока не выработана потому, что

 

А) в ней нет никакой необходимости;

 

Б) она вообще невозможна;

 

В) динамичный характер развития стран затрудняет поиск сопоставимых критериев для их сравнения,

 

Г) этой проблемой ученые не занимаются.

 

Поясните свой ответ.

 

24. Выберите суждение, которое, на Ваш взгляд, лучше всего отражает значение типологии стран и прокомментируйте его.

 

– Типология высвечивает индивидуальные черты стран, так как они более различимы на фоне типологических.

 

– Типология позволяет привести знания о странах в систему, а без систематизации знаний не может быть науки.

 

– Типология – существенный шаг к синтезу общего и особенного.

 

25. США и Объединенные Арабские Эмираты отличаются высокими показателями ВВП на душу населения.

 

Может ли это обстоятельство служить основанием для отнесения указанных стран к одному типу? Объясните свой ответ.

 

26. Как называется метод, характеризующийся выведением знания об объекте из уже сложившихся представлений о подобном объекте?

 

27. Метод сравнения лежит в основе

 

А) типологии и классификации;

 

Б) моделирования;

 

В) описания;

 

Г) измерения.

 

28. Операции отождествления и различения присущи

 

А) дедукции;

 

Б) моделированию;

 

В) сравнению;

 

Г) балансовому методу.

 

29. Приведите в соответствие.

 

Таблица 30

 

Характеристика Метод
1. Замена изучаемого объекта искусственной системой А. Сравнения
2. Включенность исследователя в реальную ситуацию Б. Моделирования
3. Выявление сходства и различий в изучаемых объектах. В. Наблюдения

 

Ответ: 1. …, 2. …, 3. ….

 

30. Значение метода описания в том, что он является способом

 

А) накопления первичной информации об объекте;

 

Б) выявления отличительных свойств изучаемого объекта;

 

В) проецирования реального объекта на искусственную модель;

 

Г) обработки событийных данных.

 

31. Продолжите аргументацию.

 

Метод описания комплексном регионоведении и страноведении не потерял своего значения и в настоящее время потому, что

 

А) мир развивается, и это требует постоянного обновления страноведческих и регионоведческих характеристик,

 

Б) …,

 

В)…, и т.д.

 

32. Завершите определение.

 

Количественные методы сбора, обработки, анализа массовых исходных данных называются ….

 

33. Что соответствует материальным моделям, что – идеальным:

 

– географические карты;

 

– модели судов;

 

– фотографии;

 

– фотографии, зарисовки;

 

– чертежи, блок-диаграммы;

 

– макеты.

 

34. Прием изучения географических карт, применяемый для выявления географического положения интересующей Вас страны, –

 

А) графический;

 

Б) статистический;

 

В) визуальный;

 

Г) картометрический.

 

35. Картометрический прием изучения карт сыграл большую роль в разработке теории

 

А) природно-географической зональности;

 

Б) «длинных волн»;

 

В) «центральных мест»;

 

Г) географического районирования.

 

36. Как называется учение, объясняющее пространственную дифференциацию природы?

 

37. Продолжите объяснение.

 

С какими сюжетами регионоведческого анализа связано учение о природно-географических зонах?

 

– это учение позволяет раскрыть природные предпосылки развития хозяйства и его специализации;

 

– оно углубляет понимание специфики духовно-культурной жизни в регионе;

 

– …

 

– … и т.д.

 

38. Заполните таблицу «Метод циклов в научных изысканиях ученых».

 

Таблица 31

 

Ученые Каков научный результат их исследований, в основе которых лежал метод циклов
Л.Н. Гумилев  
Н.Д. Кондратьев  
И. Валлерстайн, Дж. Модельски и др.  

 

 

39. Какие методы исследования сложных, динамично развивающихся социально-экономических, социально-политических систем «работают» на обеспечение внутриполитической, экономической стабильности в странах и регионах, а также на обеспечение международной стабильности.

 

40. Назовите разновидности документов, изучение которых является важнейшей составляющей любого исследования в области социально-политических наук.

 

41. Соотнесите название метода с его содержанием.

 

Таблица 32

 

Метод Содержание
1. Контент-анализ А. Анализ событий
2. Ивент-анализ Б. Составление сценариев дальнейшего развития событий
3. Когнитивное картирование В. Анализ содержания текстов
  Г. Анализ восприятия и организации полученной информации политическими деятелями

 

 

Ответ: 1. …, 2. …, 3. ….

 

42. Отметьте методы, относящиеся к экспертным: метод опросов, «мозгового штурма», ивент-анализа, балансовые, «дельфийский», когнитивного картирования.

 

43. Какие научные методы могут быть применены при написании работы «Демографическая ситуация в АТР (в России, Японии, РК, КНР)»?

 

44. Какие научные методы могут быть применены при написании работы «Внешняя политика России (КНР, Японии, РК, КНДР)»?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: