игра дети дошкольный педагогический
Главное правило подбора - соответствие игр и развлечений на свежем воздухе возрастным анатомо-физиологическим и психологическим особенностям дошкольников. Функциональные возможности детей ниже, чем у взрослых, что определяет ограниченное использование физических упражнений, требующих значительной физической нагрузки, выносливости. Свойственная дошкольникам непосредственность, некоторая импульсивность нервной деятельности ограничивает их возможности и в быстром ориентировании.
В работе с дошкольниками можно использовать такие игры и развлечения, в которых максимально доступные физические нагрузки чередовались бы с минимальными или с расслаблениями мышц. Это игры и развлечения, в которые входят основные движения - ходьба, бег, прыжки, бросание, ловля, метание мяча, лазание, пролезание и т. д. Именно такой характер имеют плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках, спортивные игры - бадминтон, настольный теннис, городки, баскетбол.
Дошкольники еще не умеют выполнять цепочки технических приемов или тактических комбинаций игры, им доступны лишь начальные, элементарные приемы или отдельные простые комбинации.
Подбирая игры и развлечения на свежем воздухе, важно учитывать их требования к выдержке участников (например, оставаться неподвижным какое-то время, не начинать движения ранее сигнала воспитателя). Надо предусматривать недлительные проявления выдержки: чем младше дети, тем более короткими должны быть эти периоды.
Разнообразие движений в них способствует улучшению общей физической подготовки детей. Использование развлечений на свежем воздухе, с разным уровнем сложности облегчает организацию и педагогический контроль за их ходом. В таких условиях педагог может уделить больше внимания контролю за более сложными развлечениями, в то время как другие дети будут самостоятельнее в простых.
При комплексном использовании легче удовлетворить индивидуальные склонности детей и сделать их интересы более разнообразными. Требование разнообразить эти средства не противоречит тому, что в течение определенного сезона можно отдавать предпочтение одному-двум видам спорта, обучать элементам этого вида более регулярно и стараться охватить всю группу. Это создает наибольшую вероятность овладения элементами техники спорта большинством детей. Например, если поблизости есть водоем, пригодный для обучения малышей плаванию, следует приложить к этому все усилия.
Например, в подготовительной группе рекомендуется осенью культивировать бадминтон и езду на двухколесном велосипеде. Эти развлечения предлагать детям систематически, не менее двух раз в неделю в течение всего сезона, а параллельно использовать более простые развлечения в течение одной-двух недель, затем вводить другие.
Развлечения преимущественно проводятся на свежем воздухе. Поэтому, подбирая их, следует учитывать сезонные, погодные условия. Так, в теплое время года отдается предпочтение спортивным упражнениям и развлечениям с мячом, бегу (умеренному, быстрому, на выносливость, играм в кегли, городки, настольный теннис, бадминтон, с элементами баскетбола, волейбола; купанию, плаванию, езде на велосипеде; зимой - катанию на санках, развлечениям со снежками, скольжению на беговых дорожках, ходьбе на лыжах, построение снежных скульптур.
1.3 Роль игр и развлечений на свежем воздухе с детьми дошкольного возраста
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм и развлечениям на свежем воздухе отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Игра является незаменимым средством совершенствования движений; развивая их, способствует формированию быстроты, выносливости, координации движений. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Велика роль подвижных игр и развлечений на свежем воздухе и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Большое значение имеют подвижные игры и развлечения на свежем воздухе и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.
В подвижных играх и развлечениях на свежем воздухе совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма. Они овладевают поэтической образной речью.
Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности, совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.
Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры и развлечения на свежем воздухе являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей.
Для удобства практического использования игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, хоккей, футбол и др., подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.
Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.
Игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.
Вывод по главе I
Подбирая развлечения и игры на свежем воздухе к тому или иному периоду дня, следует помнить о педагогических задачах, которые надлежит решить в предстоящем периоде, а также о физических нагрузках предыдущего.
Исходя из положения о единстве функций организма, необходимо учитывать тесную взаимосвязь физического и нервно-психического состояния ребенка. Ведь влияние физических нагрузок, которое испытывает ребенок, сказывается и на его психическом состоянии. Поэтому величину и характер физических нагрузок определяют, учитывая прошедшую или предстоящую умственную, работу.
Глава II.Экспериментальная часть
Диагностика уровня развития ловкости у детей экспериментальной группы в играх и развлечениях на свежем воздухе у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ№ 293
Характеристика базы исследования и диагностика уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ№293
Юридический адрес: г. Челябинск, Центральный район, ул. Коммуны 86а.
В эксперименте принимало участие 6 человек.
Реализуемая программа - «Развитие».
В соответствии с темой и логикой нашего исследования нами были подобраны подвижные игры и развлечения на свежем воздухе, положительно влияющие на развитие ловкости у детей экспериментальной группы.
Игры проводились в ходе физических занятий, на прогулках, в часы приема, в повседневной жизни.
В ходе проведения игр я фиксировала участие детей и их поведение, что, на наш взгляд, позволит обосновать положительную или отрицательную динамику развития ловкости у детей на завершающем этапе эксперимента. Данные материалы зафиксированы в таблице 1.
Таблица 1
Название игры | Имя ребенка | Поведение |
3-й лишний | Луиза | 2 раза играла |
Эвелина | Играла охотно | |
Снежана | Отказалась играть | |
Аделина | Играла охотно | |
Данил | Отказался играть | |
Таня | Не было в МДОУ, болела | |
Пятнашки | Луиза | Играла охотно |
Эвелина | 2 раза играла охотно | |
Снежана | Не было в МДОУ, болела | |
Аделина | Играла охотно | |
Данил | 1 раз играл | |
Таня | Отказалась играть | |
Гуси-лебеди | Луиза | Играла 1 раз |
Эвелина | Играла охотно | |
Снежана | Не было в МДОУ | |
Аделина | Играла охотно | |
Данил | Играл охотно с интересом | |
Таня | Играла охотно с интересом | |
Кошки-мышки | Луиза | Играла охотно |
Эвелина | Играла охотно | |
Снежана | Не было в МДОУ, болела | |
Аделина | Играла охотно | |
Данил | 3 раза играл | |
Таня | Играла 1 раз | |
Мы веселые ребята | Луиза | Играла охотно |
Эвелина | 2 раза играла охотно | |
Снежана | Не было в МДОУ | |
Аделина | 2 раза играла охотно | |
Данил | Отказался играть | |
Таня | Отказалась | |
Карусель | Луиза | Играла 2 раза |
Эвелина | Играла охотно | |
Снежана | Не было в МДОУ | |
Аделина | Играла охотно | |
Данил | Играл с удовольствием | |
Таня | Не играла | |
Мышеловка | Луиза | Играла охотно |
Эвелина | Играла 2 раза | |
Снежана | Не было в МДОУ, болела | |
Аделина | Играла охотно | |
Данил | Не играл | |
Таня | Не было в МДОУ, болела | |
Караси и щуки | Луиза | Играла 1 раз |
Эвелина | Играла охотно | |
Снежана | Не было в МДОУ, болела | |
Аделина | Играла 2 раза | |
Данил | Не было в МДОУ, болел | |
Таня | Не было в МДОУ, болела | |
Хитрая лиса | Луиза | Играла 2 раза |
Эвелина | Играла охотно | |
Снежана | Не было в МДОУ, болела | |
Аделина | Играла охотно | |
Данил | Не было в МДОУ, болела | |
Таня | Играла охотно | |
Городки | Луиза | Играла с удовольствием |
Эвелина | Играла охотно | |
Снежана | Не было в МДОУ | |
Аделина | Играла охотно 1 раз | |
Данил | Играл 1 раз | |
Таня | Играла охотно | |
Успей пробежать | Луиза | Играла 2 раза |
Эвелина | Играла охотно | |
Снежана | Не было в МДОУ, болела | |
Аделина | Играла с интересом | |
Данил | Не играл | |
Таня | Играла 1 раз | |
Велосипед | Луиза | Ездила охотно |
Эвелина | Ездила охотно | |
Снежана | Не было в МДОУ | |
Аделина | Ездила охотно | |
Данил | Не ездил | |
Таня | Ездил 2 раза |
Вывод: анализ поведения детей говорит о том, что:
.Не все дети были задействованы во всех играх и развлечениях на свежем воздухе, что связано с пропусками дней по болезни, семейным обстоятельствам.
.Дети периодически отказывались играть в игры, что можно обосновать индивидуальными интересами детей, а также уровнем сформированности отдельных двигательных навыков.
человека экспериментальной группы охотно принимали участие во всех играх, что, на мой взгляд, может быть обусловлено высоким уровнем развития ловкости.
На заключительном этапе эксперимента я провела повторную диагностику уровня развития ловкости у детей экспериментальной группы с целью выявления возможных изменений, полученных в ходе формирующего этапа эксперимента.
Протокол диагностики представлен ниже.
Диагностика уровня развития ловкости у детей экспериментальной группы в играх и развлечениях на свежем воздухе
№ | Ф.И. ребенка | Результат | Уровень развития ловкости в играх и развлечениях |
Экспериментальная группа | |||
1. | Луиза А. | 11,5 | Средний |
2. | Эвелина К. | 10,8 | Высокий |
3. | Снежана Ш. | 11,5 | Средний |
4. | Аделина А. | 10,8 | Высокий |
5. | Данил Ц. | 11,0 | Средний |
6. | Таня Г. | 11,5 | Средний |
Вывод: На заключительном этапе эксперимента я провела повторную диагностику уровня развития ловкости у детей экспериментальной группы с целью выявления возможных изменений, полученных в ходе формирующего этапа эксперимента.
Данные диаграммы показывают, что низкий уровень стал равен нулю, средний - 66,6%, высокий - 33,4%, что говорит о положительной динамике в процессе развития ловкости в играх и развлечениях.
Заключение
Подвижные игры на свежем воздухе вызывают активную работу мысли, уточняют представлений об окружающем мире, совершенствует все психические и физические процессы, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В подвижных играх и развлечениях на воздухе много познавательного материала, который способствует развитию мышления дошкольника и его самостоятельности действий. В играх много юмора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Основным условием успешного внедрения подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Итак, игры и развлечения на свежем воздухе в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство.
Литература
1.Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А.Доронина // Дошкольная педагогика. - 2010. - №4. - С.10-14.
.Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки /.М.Н.Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.
. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 73 с.
4. Иванчикова Р. Народные игры с детьми.// Дошкольное воспитание. 2005, № 4.
5.Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / А.К.Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007. - 138 с.
.Кособуцкая, Г.В. Организация физической подготовки старших дошкольников / Г.В. Кособуцкая // Дошкольное воспитание. - 2009. - №12. - 39 с.
.Кузнецов, В.С. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод. пособие / В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151 с.
. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Т. А. Куликова.-9 изд., 2008.-416с.
9. Миленко В.П. Нужно ли учить детей играть// Дошкольное воспитание. 2005, № 4.
10. Е.А.Сагайдачная, Т.Л.Богина, Т.С.Яковлева Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2011. - №3. - С.16-28.
11.Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие / Э.Я.Степаненкова. - М.: Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.
. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Я. Степаненкова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 145 с.
. С. О. Филлипова. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. Практикум 2011.-176с.
. Шебеко Н. В., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений-2 изд.- М.: Издательский центр «Академия»,2010.-192с.