Двойная позиция ведущего и проблема дисциплины»




Хухлаева О.В.

Мастер- класс

«Групповые занятия с детьми.

Двойная позиция ведущего и проблема дисциплины»

При проведении групповых занятий психолог сталкивается со специфическими трудностями. Они вытекают из неоднозначности роли ведущего групповых занятий. С одной стороны ведущий является психологом и проводит не уроки, а психологические занятия с детьми. С другой, - входя в школьный класс, он занимает роль учителя, т.е. вынужден соблюдать нормы и требования школы. Не случайно младшеклассники иногда называют психолога учителем, например «Сейчас будет психология, я узнал учителя» или «Вы мне из учителей больше всего нравитесь». Однако эти роли не во всех аспектах легко совместимы. На вытекающих из этого трудностях следует остановиться.

Первое – это требование безоценочного принятия ребенка к ролевой позиции психолога и наличие обязательного оценивания учащихся, вытекающего из ролевой позиции учителя. Поскольку первое требование вполне очевидно, рассмотрим подробнее, как «выглядит» последнее. Иногда оно проявляется в необходимости прямого оценивания в форме отметки, если занятие проводится в рамках факультатива. Но чаще речь идет о непрямом - в форме оценки соответствия поведения учеников на занятиях нормам и требованиям школы, которое обычно озвучивается ведущими как проблема поддержания дисциплины на занятиях.

Действительно, как, понимая причины нарушения ребенком дисциплины, принимая его как личность, оценивать действия ребенка так, чтобы на занятии ученики не кричали, не ходили по классу и т.п.? Или не говорили ему «Вы, Анна Сергеевна, что-то сегодня злая.»

Понятно, что полностью совместить эти требования практически невозможно, но тогда встает вопрос разъяснения этого коллегам- педагогам и администрации, чтобы избежать упреков в отношении излишнего шума в классе и эмоционального возбуждения учащихся после занятия.

Данную проблему может существенно осложнить возможность актуализации у учащихся на занятии открытых взаимоотношений с психологом, сформированных ранее. Тогда можно ожидать продолжения на занятии спонтанного поведения, не соответствующего нормам школы. Например, с первоклассницами, имеющими социальные страхи и трудность выражения агрессии психолог в кабинете играл в зоопарк. В классе девочки стали также пробовать рычать, изображая диких животных.

На занятии также возможно проявление демонстративного поведения у ребенка, если ранее на индивидуальных занятиях у него был установлен близкий контакт с психологом, и он не захочет делить его с окружающими, будет ревновать его к остальным.

У подростков чаще встречается другой вариант. Они могут переносить на психолога опыт взаимодействия с педагогами и родителями. И тогда они будут отказываться выполнять задания только для того, чтобы проявить свое сопротивление, доказать взрослость. Или же будут достаточно эмоционально закрыты, ограничиваться формальными высказываниями.

Как нам кажется, решать проблему дисциплины на занятиях, вытекающую из проблемы несовпадения ролевых позиций психолога и учителя можно тремя основными путями.

Во - первых, проводить занятие в формате урока, т.е. использовать внешние признаки урока, к которым дети привыкли и которые сами по себе сигнализируют им о необходимости соблюдения норм и правил. Это ведение тетрадей и запись туда некоторой информации. Например, «Агрессия бывает физическая и словесная». Полезно следование общепринятым ритуалам начала урока, в том числе записывание числа и темы.

Во- вторых, по-возможности, нужно «занимать руки» учащихся, т.е. предлагать им задания, в которых требуется рисовать, клеить, подчеркивать.

Можно использовать изготовленные из цветной бумаги рамки, которые учащиеся сначала вклеивают в тетрадь, а затем вписывают туда свои мысли,. Приведем варианты рамки и примеры их заполнения

«Мои цели на этот год» (5 класс). Пример заполнения

Стараться в учебе, быть нормальным дома, хорошо закончить год, помогать друзьям

«План достижения моей цели» (5 класс) Пример заполнения

1.Слушать на математике.

2.Всегда выполнять английский

3.Уговорить маму отпускать одного в бассейн

 

Помимо рамок полезно использовать вклейки, на которых психолог помещает высказывания или отдельные слова, которые дети ранжируют по степени значимости, после того, как вклеят листочки в тетрадь. Приведем примеры таких вклеек.

«Подарки моему внутреннему миру» (5 класс)

Искренняя улыбка

Какой-либо знак внимания

Вовремя оказанная помощь

Нежное похлопывание по плечу

Похвала

Хорошая оценка

Возможность быть услышанным

Дружеская поддержка

 

«Мои важные изменения» (5 класс)

Я становлюсь более выдержанным.

Я уже стараюсь не допускать того, чтобы мои действия обижали других

Я становлюсь более решительным

Домашние задания я делаю без напоминания взрослых

Я могу спокойно сидеть на уроках, не отвлекаться и не выкрикивать

 

Полезны вклейки, в которых присутствует позитивное программирование учащихся, например, «Я умею управлять собой» (1 класс) «Я знаю, что я многое могу» (5 класс), «Все в твоих руках» (6 класс)

Иногда детям можно давать вклейки, сделанные из цветной бумаги, на которых на занятии дети делают собственные записи. Например, в 5 классе при обсуждении темы «Нужно ли меняться» детям читается сказка «Я иду к своей звезде», после чего они приклеивают в свои тетради заранее вырезанные ведущим звезды и отмечают на лучах свои задачи изменений. Пример выполнения. благородство, великодушие, воля, активность, честность, приветливость, любознательность, дружелюбие, великодушие

Дети любят задания, в которых им нужно выполнить определенную аппликацию, например сделать кактус к колючками, мешающими общению и цветами- ресурсами общения при обсуждении темы «Я и мои колючки» (5класс). Пример выполнения. Колючки- нетерпеливость, высокомерие, вредностью Цветочки- юмор, верность, умность, доброта, приветливость.

Можно включать другие творческие задания с использованием бумаги. Например придумать и приклеить в тетрадь «дверку» в свой внутренний мир и написать на ней, кому можно в этот мир входить

Некоторые психологи используют знаки, поощряющие за активную работу на занятии - Например, наклейки животных тема «Я умею управлять собой» 1 класс. На занятии идет рассказ о дрессировщике, который управляя, собой приобретает способность к управлению животными.

Или воодушевляющие высказывания для подростков, не привязанные к определенной теме «Ты можешь многое», «Я верю в твою силу» и т.п.

Вторая проблема, с которой сталкивается психолог в школе- это несовпадение целей его занятий и остальных школьных уроков и соответственно непонимание этого педагогами, родителями, администрацией. Действительно, если цели уроков четко определены на уровне знаний и умений, которыми должен овладеть ученик, то к каким изменениям должны привести занятия психологией? Правда, на многих психологических занятиях ученикам также даются некоторые знания, в особенности в старших классах. Но их усвоение в отличие от учебных предметов не является самоцелью. Ребенку нужно не само знание, а то, к каким изменениям в нем самом оно приведет.

Как нам представляется, ведущим необходимо четко определять для себя и доносить до педагогов, родителей не только общую цель занятий, - профилактику нарушений психологического здоровья, но частные, конкретные для возраста, класса, понятные для людей, не имеющих психологического образования и актуальные для них. В первом классе, например, можно говорить о направленности первых занятий на формирование позиции школьника и установление дружеских отношений в классе. В шестом- на развитие рефлексии своего поведения, в особенности агрессивного, на основе этого повышении самоконтроля и т.п.

Имеет смысл демонстрировать задачи занятий педагогам и родителям не только через рациональное их разъяснение, но и через эмоциональное воздействие- вывешивать на стендах, школьном сайте отдельные материалы с занятий- рисунки, творческие работы, высказывания. Естественно на это нужно получать согласие учащихся. В начальной школе можно на этих стендах размещать краткую аннотацию проведенных занятий. В старших – записи в тетрадях. Например.

«Счастье- это то, что человека радует и он мечтает познакомиться с хорошим человеком, когда ему интересно, когда он рисует яркими веселыми красками и когда тебе хочется смотреть на солнце открытыми глазами» (5 класс. Тема «Психология и я»

«Мои трудности в самоконтроле. Во вторник, когда мы играли в футбол, я пропустил много голов, я заплакал. Мои достижения такие. Я легко перешел с начального уровня обучения на средний. Я быстро познакомился с учителями. У меня хорошая рефлексия, умение анализировать себя. И я забил красивый гол». (5 класс. Тема «Мои трудности и достижения»)

Однако несовпадение целей уроков и психологических занятий порождает еще один важный вопрос о критериях их эффективности. Какое занятие считать удачным? Когда дети что-то выучили, чему - то научились или что-то другое? Когда и какой пользы долговременной можно от них ожидать?

Если говорить об эффективности отдельного занятия, то ее критериями надо считать не знаниевый момент, а уровень эмоциональной включенности в него детей Для старших - это наличие стремления не только выполнять игровые упражнения, а обсуждать важные для себя темы. И это легко увидеть, хотят ли дети только играть или играть, а затем обсуждать те явления, которые проявились во время игры. А может быть игра как активация темы для обсуждения им не нужна, они готовы говорить и без этого. Однако у младших детей готовность к обсуждению не является критерием эмоциональной включенности. Здесь скорее следует опираться на наличие в классе радости при виде ведущего, входящего в класс- хотят или не хотят дети заниматься психологией, ждут звонка или готовы продолжать занимать и дальше.

Следующий критерий – это уровень открытости. Говорят ли дети действительно о том, что их волнует и интересует. Насколько они могут не соглашаться друг с другом, проявлять по одному вопросу разные позиции. К примеру, после прочитанной сказки на вопрос о главном ее смысле насколько они повторяют друг друга или позволяют себе открыто высказывать разные мнения. И высший уровень открытости, на наш взгляд, это когда ученики отходят от темы, предложенной ведущим, обсуждают то, что значимо для них. Бывает, что им хочется поделиться трудностями с родителями, обговорить вопрос их разводов или что-то еще настолько же сокровенное.

Важно иметь в виду, что открытость не всегда может быть внешнепроявленной. Некоторые подростки открываются ведущему через тетрадь, делают достаточно искренниезаписи, на которые ведущий потом отвечает, например,

«Если ты грустишь и тебе плохо на душе, то расскажи эту грусть деревьям или зеркалу, животному, тогда тебе будет лучше и грусть уйдет.

Если тебе грустно, то не обижай напрасно. Не смотри на препятствия как на трагедию. Природа вымирает, вода загрязняет, а меня не замечают»Тема «Я и мой друг» 5 класс

 

Эффект занятий или их пользу, на наш взгляд можно разделить на актуальный и отсроченный. Актуальный эффект можно наблюдать через пол года или год в зависимости от состава и возраста класса. Он проявляется в общем эффекте- формировании у учащихся более открытых и теплых дружеских отношений, а также в частных эффектах, определяемых возрастом и тематикой занятий. К примеру, шестиклассники в конце года говорили о том, что у них изменились и улучшились отношения с родителями. К частному эффекту можно отнести появление у учащихся доверия к психологу, понимание его возможностей и на основании этого обращение к нему за индивидуальной поддержкой в трудной ситуации разного характера.

Отсроченный эффект может проявляться через несколько лет и совершенно по- разному. Среди наиболее типичных можно назвать выбор профессии, в которой требуется использование психологических знаний, появления стремления к самоизучению и самосовершенствованию. В последнем случае учащиеся приходят к психологу не для решения трудностей, а для более глубокого познания себя и своих возможностей.

Помимо несовпадения целей уроков и психологических занятий нередко непонимание у родителей и администрации, обесценивание последних вызывает специфика методов, применяемых психологами. Многие из них по форме напоминают игры. А само слово «игра» у большинства взрослых ассоциируется с чем-то не очень важным, детским, порой излишним. Поэтому иногда можно услышать несколько презрительные высказывания педагогов о занятиях «Они просто играют», за которым слышится недоговоренное «..занимаются глупым, ненужным делом. Дети и так загружены, а они…»

Не стоит в этой ситуации обижаться на педагогов, они интерпретируют ситуацию с позиции своего опыта. Имеет смысл подумать не только о результате занятий, но о формах их демонстрации педагогам и родителям на понятном для них языке. «Если они не понимают нас, это означает, что мы не сумели им это объяснить»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: