Билет №18. Календарные обычаи и праздники японцев




Хинамацури («ひな祭り» - праздник кукол) 3 марта, т.е. 3 день, 3 месяца.

День девочек, он же «もものせっく» (праздник цветения персика), он же «じょしのせっく» (первый день змеи). Именно в этот день совершался ритуал избавления от болезней и несчастий – хина-окури. Для этого из бумаги делали небольших кукол нагаси-бина («куклы, спускаемые по реке»), символизирующих мальчика и девочку, совершался обряд перенесения зла и несчастья на фигурки кукол, которых потом бросали в реку, чтобы они унесли прочь все беды и недуги. Это был магический обряд для сохранения здоровья ребенка. Во время праздника в доме, где есть девочки, выставляют хинадан – лесенку с куклами. Лесенка может содержать от 3 ярусов и больше: первый ярус – император (о-дайри-сама) и его жена; второй ярус – придворные дамы (3 человека); третий ярус – 5 придворных музыкантов; 4 ярус – два военных министра (молодой и старый); после - придворные слуги; в самом низу – повозка, паланкин и коробочка для бэнто. Также выставляются и специальные омоти (рисовые лепешки, на хинамацури - хисамоти, ромбовидные моти). Также – деревья: мандариновое дерево и дерево вишневое.

Важный момент – хинадан должен быть убран до окончания праздника, иначе, считается, девочка не выйдет замуж.

 

Сюмбун – день весеннего равноденствия. Отмечается 20 или 21 марта. Он же – 中日(ちゅうにち – Чу:ничи ), так как приходится на середину недели Хиган. Ранее праздник был связан с почитанием предков императорской семьи. Сейчас же он проходит так: в течение 7 дней этой недели совершается поминовение усопших: т.е. посещение храмов и кладбища, приведение в порядок могил и воскурение благовоний. Также готовится специальная еда - о-хаги, представляющие собой мягкие рисовые колобки, покрытые сладковатой бобовой пастой; ботан-моти– сладкие рисовые лепешки, завернутые в тесто из красных бобов и гомокудзуки – вареный рис с овощами и приправами. Мясо же в Хиган не едят.

 

Ханами 花見 – любование сакурой. Не имеет конкретной даты, празднуется в зависимости от региона (вспомним географию, где об это говорилось). Например, в Киото и Наре - празднуется в апреле. Сакура - символ безупречности и совершенства. Но также и символ мимолетности, быстротечности жизни и непостоянства. Здесь можем наблюдать японские представление о красоте, как о чем-то мимолетном и неуловимом. Можно наблюдать здесь и буддийское влияние с его представлением о мимолетности жизни.

Во время ханами люди собираются в парках у цветущих деревьев и пьют саке в приятной компании.

 

Праздник мальчиков 子供の日(Кодомо-но-хи, т.е. «день детей»)- 5 день 5 месяца. Т.е. 5 июня. (Он же: сёбу-но-сэкку – праздник ирисов, танго-но-сэкку – прахдник первого дня лошади).

Готовится ритуальная еда: тимаки (рис, завернут в бамбук или ирисовые листья, как символ стойкости), касива-моти (рис в дубовых листьях – символ долголетия), сэкихан (рис с красными бобами – символ здоровья). На день мальчиков в домах выставляли кукол-самураев и доспехи, символы силы, чести, выносливости. Лошадь, ирис и карп – также являются символами праздника. (легенда о карпах) Также вывешивают шесты с карпами, запускаются воздушные змеи (тако или ика), иной раз устраивалис и соревнования по запуску змеев.

 

*Аой-мацури (аой – китайская мальва, цветочек то бишь)  (он же – камо-мацури, т.к. процессия изначпльно двигалась вдоль р.Камо, недалеко от Киото).Отмечается 15 мая. Возникновение праздника(по легенде): шли дожди, вызвавшие неоднократные наводнения. Люди молились богам и боги услышали их – дожди прекратились. В благодарность божествам принесли цветы аой – мальвы, чьи листья, считалось, обладали способностью. (также используются листья кацуры – багряника японского). Также несли большие красные зонтики, украшенные цветами – символ хорошего урожая, молодости и весны. Исполняются традиционные танцы: например танец Суруга (в красных одеждах, под традиционную музыку). *Аой-мацури – праздник, проводимый только в Киото.

 

Танабата (七夕)- он же хоси-мацури (праздник звездочек). 7 июля
Связан с легендой о влюбленных Пастухе и Ткачихе (звезды Вега и Альтаир), которых разделяет млечный путь. Считается, что в танабату влюбленные могут встретиться.
Во время праздника к дверям выставляются ветки бамбука, на них вешаются цветные ленты из бумаги (тандзаку). После бамбуковые ветви бросают в реку дл исполнения загаданных желаний. Праздник посвящался ткачихам, мастерам каллиграфии и различных искусств.


О-Бон – празднуется в основном в начале августа (13-15 числах). Старое название – урабон, от сканскритского «улламбана», что значит «обряд поклонения душам умерших».

Посещение могил, украшение могил священными деревьями синтоистскими (саками и коямаки). Также на могилу приносится еда.

Также обон называют праздником фонарей. Специальные фонари из белой бумаги оставляют у могил. Гирляндами украшают улицы. Фонари призваны осветить душам мертвых дорогу домой, а потом – обратную дорогу.

Праздник детей (七五三) – для детей 3, 5 и 7 лет. 15 ноября. Готовится специальная еда: рис с красной фасолью и окунь. Детей одевают в традиционную одежду и ведут в храм.
Дома детям дарят различные подарки: игрушки, сувениры, кормят сладостями (амэ),

Новый год:
正月(сёёгацу)

Перед новым годом принято делать уборку в доме, что не удивительно. Родственникам и друзьям отправляют новогодние открытки «нэнгадзё», традиционно на них изображается животное-символ приходящего года. С заимствованием западных традиций также празднуется рождество – рождественские открытки менее традиционны, а значит, менее официальны.

Новогодняя символика:
- Кадомацу: обычно выставляется у ворот дома, содержит в себе различные символические предметы и украшения (сосна - символ долголетия, здоровья; бамбук – символ стойкости, способность противостоять невзгодам; соломенная веревочка – оберег от злых духов, мандарины – символ долголетия; ветви папоротника - символ чистоты и плодородия; водоросли - символ счастья).

- Ханэцки – игра с ракеткой и воланами из цветных перьев. Сложность игры не в самой игре, а в том, что девушки играют в нее будучи одетыми в кимоно, что ограничивает их подвижность.

- Куматэ (дословно: «медвежья лапка») – грабли для «загребания» счастья. Так же как и Кадомацу украшаются символическими предметами.
- 108 ударов колокола: буддийское сакральное число 108. 108 раз бьет колокол. Каждый удар – избавляет от одной из 108 «забот, обременяющих человека».
(Также в новый год посещают и синтоистские храмы.)

- Кагами моти: омоти(рисовые лепешки/пирожки) с мандаринкой сверху. После эти омоти добавляют в суп.

- Соба: новогодняя гречневая лапша. Символ долгой (длинной как лапша) жизни и долгого счастливого года.

- Отосидама: новогодние деньги, которые дарят детям в красивых конвертиках.
Завершается празднование встречей рассвета.

 

(Дополнительная информация)
Также в Японии есть:
11 января - день совершеннолетия. (Сэйдзин-но-хи).
3 мая – день японской конституции (принята в 1947 г)

 

Литература:
1. «Календарные обычаи и обряды народов восточной Азии»
2. «Праздники в Японии» Молодякова
3. https://www.nippon-matsuri.net/ (яп.)

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: