Маркировка ударными клеймами




Кафедра «Aвтомобили»

Гр.301112

 

Реферат

По дисциплине “Технология автомобилестроения”

МАРКИРОВКА ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ

Выполнил В.А.Боженков

Проверил А.А.Ярошевич

Минск 2006

 

Содержание Лист

1.Клеймение и маркировка сборочных единиц……………..3

 

1.Клеймение и маркировка сборочных единиц.

 

Маркировка – совокупность знаков, характеризирующих это изделие (по СТБ 984).

Паспортизованным сборочным единицам присваивается индивидуальный порядковый номер. Порядковый номер вписывается в технологический паспорт сборки сборочной единицы. Идентификация паспортизованных сборочных единиц осуществляется маркированием. При этом на сборочную единицу наносят обозначение сборочной единицы в соответствии с конструкторской документацией, порядковый номер, месяц и год (последние две цифры) изготовления.

Идентификация – процедура, предполагающая маркирование и этикетирование детали, сборочной единицы, готовой продукции, а также присвоение обозначений конструкторской и технологической документации на них, обеспечивающих прослеживаемость использования или местонахождения данного объекта с целью выявления возможных причин брака изготовленной продукции или дефектов производственных и технологических процессов.

Маркирование – процесс нанесения на объект идентификацонных символов соответствующей информации в виде знаков, отражающих отличительные признаки детали, сборочной единицы или изделия в целом (по СТБ 984).

Маркирование должно осуществляться в соответствии с требованиями:

- СТБ 984 – для автомобилей, шасси, прицепов, полуприцепов;

- СТБ 1022 – для сборочных единиц;

- СТБ 1014 – для деталей.

Общие положения

Однозначная идентификация деталей, сборочных единиц и готовых изделий с помощью маркировки позволяет предупредить перепутывание и обеспечивает прослеживаемость, которая дает возможность выполнения причинного анализа при появлении в продукте дефекта, т.е.:

– определение места и времени появления дефекта;

– определение местонахождения всего объема продукции с выявленным дефектом;

– проведение систематического и причинного анализа причин дефектов и выработка корректирующих воздействий;

– учет продукции для целей управления производством.

Процедуры идентификации и прослеживаемости “встроены” в производственный процесс и увязаны с действующей на предприятии системой оперативно-календарного планирования и диспетчирования, а также с другими сопряженными видами производственной деятельности.

Способы маркировки являются частью технологического процесса изготовления продукции (механические, физико-химические, электрофизические и т.д.) и не должны ухудшать показатели качества детали, сборочной единицы, готового изделия.

Маркировка наносится на гладкую нерабочую поверхность в месте, легко доступном для контроля и имеющем достаточную площадь для нанесения информации без переносов.

Индивидуальная маркировка производится в соответствии с конструкторской документацией, а партионная – в соответствии с технической документацией.

Узлы, подлежащие обкатке и испытаниям (паспортизованные узлы) обозначаются в соответствии конструкторской документацией с введением порядкового номера и датой изготовления.

 

Описание процесса маркировки

Общая часть

1 На предприятии используются следующие виды маркировки:

– краской;

– ударными клеймами;

– электрографом;

– кислотой (применяется только УТК);

– кислотными чернилами;

– режущим инструментом (гравировка, риски, проточки и другие следы от режущих инструментов).

2 Допускается использовать для идентификации изделий знаки, оставшиеся на заготовках (поковках, отливках).

3 Поверхности на деталях, используемые для маркировки, выбираются по следующим принципам:

– поверхности должны быть снаружи деталей;

– поверхности должны быть открытые для осмотра после сборки детали (по возможности);

– поверхности должны иметь размеры, достаточные для маркировки;

– цилиндрические поверхности деталей используют для маркировки при невозможности использования торцовых поверхностей;

– недопустимо использование для маркировки переходных поверхностей деталей (галтелей, фасок, радиусов и т. п.);

– недопустимо использование для маркировки легко деформируемых поверхностей деталей, если это может привести к браку детали.

4Допускается идентификация мелом или другими легко удаляющимися средствами в случае, если этот метод идентификации является дублирующим.

5.Маркировка сборочных единиц должна соответствовать требо­ваниям ГОСТ 26828:

Маркировка должна содержать:

-наименование и (или) товарный знак предприятия-изготовителя;

-условное наименование или обозначение сборочной единицы;

-надпись "Зроблена у Беларуси" (для продукции, поставляемой за
пределы Республики Беларусь);

-знак соответствия по РСТ Беларуси 915 (для сертифицирован­
ной продукции);

-дату изготовления (последние две цифры года);

- штамп службы технического контроля.

Маркировку следует располагать на видном месте на несьемных составных частях сборочных единиц.

Допускается нанесение маркировки частями на разных местах поверхности сборочных единиц.

Место и способ нанесения маркировки должны быть оговорены технических требованиях чертежей.

По согласованию с потребителем, а также в случае невозможности размещения маркировки непосредственно на сборочных единицах
, допускается ее указывать на этикетке, ярлыке или упаковке.

При поставке сборочных единиц на внутренний рынок сбороч­ные единицы маркируют на белорусском языке.

Требования к языку маркировки сборочных единиц, поставляемых за пределы Республики Беларусью СТБ 993.

Требования к маркировке сборочных единиц, используемы',
внутри предприятия, устанавливают в нормативных документах пред­приятия-изготовителя.

Допускается такие сборочные единицы маркировать только штампом службы технического контроля'.

Маркировка краской

1 При маркировке краской используются два принципиально разных метода:

– разноцветная маркировка марки материала;

– одноцветная маркировка буквенно-цифрового обозначения.

Разноцветная маркировка марки материала производится согласно стандарту предприятия(СТП) системы качества.

2 Инструмент для маркировки – кисть КФК-6 ГОСТ 10597, если иное не предусмотрено технической документацией.

3 Оборудование для работы – верстак ОР 1960, если иное не предусмотрено технической документацией.

4 Требования к технике безопасности при работе согласно –инструкций по охране труда.

5 Маркируемая поверхность может быть любой шероховатости и твердости, покрытие (корка) может быть любым, нанесенная краска не должна отслаиваться.

6 Маркировка производится в следующем порядке:

1) Кисть обмакнуть в емкость с краской.

2) Излишки (капли) краски на кисти отжать о край емкости – во избежание потеков краски.

3) Нанести необходимый идентификационный номер (знак).

4) При необходимости повторить переходы 1 –3.

Маркировка ударными клеймами

1 Клейма изготавливаются согласно СТП.

2 Оборудование для работы – верстак ОР 1960, если иное не предусмотрено технической документацией.

3.Маркируемая поверхность должна быть обязательно механически обработанной с шероховатостью не более Rа20 и иметь твердость не более HRC 40.

Идентификационный номер изделия наносится на необработанную поверхность рамы(в случае маркировки шасси автомобиля).

4 Маркировка производится в следующем порядке:

1) Проверить устойчивость (отсутствие качения) маркируемой детали. Если деталь мелкая, осторожно (чтобы не повредить) закрепить ее в тисках. Допускается использовать для крепления детали другие, оговоренные технической документацией, специальные приспособления.

2) Взять клеймо с необходимым знаком из коробки.

3) Сориентировать клеймо так, чтобы получаемый отпечаток был правильно расположен.

4) Приложить клеймо клеймящей поверхностью к маркируемой поверхности детали. Тело клейма, зажатое в руке, должно быть перпендикулярно маркируемой поверхности – во избежание соскальзывания в момент удара.

5) Нанести резкий удар бойком (широкой частью) молотка по головке клейма. Удар должен быть направлен в сторону маркируемой поверхности – во избежание травмирования при отдаче.

6) Убедиться в четкости полученного отпечатка (знака), при необходимости повторить клеймение на прежнем месте.

7) Установить клеймо на прежнее место в коробке.

8) При необходимости повторить переходы 1–7.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: