Кафедра «Aвтомобили»
Гр.301112
Реферат
По дисциплине “Технология автомобилестроения”
МАРКИРОВКА ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ
Выполнил В.А.Боженков
Проверил А.А.Ярошевич
Минск 2006
Содержание Лист
1.Клеймение и маркировка сборочных единиц……………..3
1.Клеймение и маркировка сборочных единиц.
Маркировка – совокупность знаков, характеризирующих это изделие (по СТБ 984).
Паспортизованным сборочным единицам присваивается индивидуальный порядковый номер. Порядковый номер вписывается в технологический паспорт сборки сборочной единицы. Идентификация паспортизованных сборочных единиц осуществляется маркированием. При этом на сборочную единицу наносят обозначение сборочной единицы в соответствии с конструкторской документацией, порядковый номер, месяц и год (последние две цифры) изготовления.
Идентификация – процедура, предполагающая маркирование и этикетирование детали, сборочной единицы, готовой продукции, а также присвоение обозначений конструкторской и технологической документации на них, обеспечивающих прослеживаемость использования или местонахождения данного объекта с целью выявления возможных причин брака изготовленной продукции или дефектов производственных и технологических процессов.
Маркирование – процесс нанесения на объект идентификацонных символов соответствующей информации в виде знаков, отражающих отличительные признаки детали, сборочной единицы или изделия в целом (по СТБ 984).
Маркирование должно осуществляться в соответствии с требованиями:
- СТБ 984 – для автомобилей, шасси, прицепов, полуприцепов;
- СТБ 1022 – для сборочных единиц;
|
- СТБ 1014 – для деталей.
Общие положения
Однозначная идентификация деталей, сборочных единиц и готовых изделий с помощью маркировки позволяет предупредить перепутывание и обеспечивает прослеживаемость, которая дает возможность выполнения причинного анализа при появлении в продукте дефекта, т.е.:
– определение места и времени появления дефекта;
– определение местонахождения всего объема продукции с выявленным дефектом;
– проведение систематического и причинного анализа причин дефектов и выработка корректирующих воздействий;
– учет продукции для целей управления производством.
Процедуры идентификации и прослеживаемости “встроены” в производственный процесс и увязаны с действующей на предприятии системой оперативно-календарного планирования и диспетчирования, а также с другими сопряженными видами производственной деятельности.
Способы маркировки являются частью технологического процесса изготовления продукции (механические, физико-химические, электрофизические и т.д.) и не должны ухудшать показатели качества детали, сборочной единицы, готового изделия.
Маркировка наносится на гладкую нерабочую поверхность в месте, легко доступном для контроля и имеющем достаточную площадь для нанесения информации без переносов.
Индивидуальная маркировка производится в соответствии с конструкторской документацией, а партионная – в соответствии с технической документацией.
Узлы, подлежащие обкатке и испытаниям (паспортизованные узлы) обозначаются в соответствии конструкторской документацией с введением порядкового номера и датой изготовления.
|
Описание процесса маркировки
Общая часть
1 На предприятии используются следующие виды маркировки:
– краской;
– ударными клеймами;
– электрографом;
– кислотой (применяется только УТК);
– кислотными чернилами;
– режущим инструментом (гравировка, риски, проточки и другие следы от режущих инструментов).
2 Допускается использовать для идентификации изделий знаки, оставшиеся на заготовках (поковках, отливках).
3 Поверхности на деталях, используемые для маркировки, выбираются по следующим принципам:
– поверхности должны быть снаружи деталей;
– поверхности должны быть открытые для осмотра после сборки детали (по возможности);
– поверхности должны иметь размеры, достаточные для маркировки;
– цилиндрические поверхности деталей используют для маркировки при невозможности использования торцовых поверхностей;
– недопустимо использование для маркировки переходных поверхностей деталей (галтелей, фасок, радиусов и т. п.);
– недопустимо использование для маркировки легко деформируемых поверхностей деталей, если это может привести к браку детали.
4Допускается идентификация мелом или другими легко удаляющимися средствами в случае, если этот метод идентификации является дублирующим.
5.Маркировка сборочных единиц должна соответствовать требованиям ГОСТ 26828:
Маркировка должна содержать:
-наименование и (или) товарный знак предприятия-изготовителя;
-условное наименование или обозначение сборочной единицы;
-надпись "Зроблена у Беларуси" (для продукции, поставляемой за
пределы Республики Беларусь);
|
-знак соответствия по РСТ Беларуси 915 (для сертифицирован
ной продукции);
-дату изготовления (последние две цифры года);
- штамп службы технического контроля.
Маркировку следует располагать на видном месте на несьемных составных частях сборочных единиц.
Допускается нанесение маркировки частями на разных местах поверхности сборочных единиц.
Место и способ нанесения маркировки должны быть оговорены технических требованиях чертежей.
По согласованию с потребителем, а также в случае невозможности размещения маркировки непосредственно на сборочных единицах
, допускается ее указывать на этикетке, ярлыке или упаковке.
При поставке сборочных единиц на внутренний рынок сборочные единицы маркируют на белорусском языке.
Требования к языку маркировки сборочных единиц, поставляемых за пределы Республики Беларусью СТБ 993.
Требования к маркировке сборочных единиц, используемы',
внутри предприятия, устанавливают в нормативных документах предприятия-изготовителя.
Допускается такие сборочные единицы маркировать только штампом службы технического контроля'.
Маркировка краской
1 При маркировке краской используются два принципиально разных метода:
– разноцветная маркировка марки материала;
– одноцветная маркировка буквенно-цифрового обозначения.
Разноцветная маркировка марки материала производится согласно стандарту предприятия(СТП) системы качества.
2 Инструмент для маркировки – кисть КФК-6 ГОСТ 10597, если иное не предусмотрено технической документацией.
3 Оборудование для работы – верстак ОР 1960, если иное не предусмотрено технической документацией.
4 Требования к технике безопасности при работе согласно –инструкций по охране труда.
5 Маркируемая поверхность может быть любой шероховатости и твердости, покрытие (корка) может быть любым, нанесенная краска не должна отслаиваться.
6 Маркировка производится в следующем порядке:
1) Кисть обмакнуть в емкость с краской.
2) Излишки (капли) краски на кисти отжать о край емкости – во избежание потеков краски.
3) Нанести необходимый идентификационный номер (знак).
4) При необходимости повторить переходы 1 –3.
Маркировка ударными клеймами
1 Клейма изготавливаются согласно СТП.
2 Оборудование для работы – верстак ОР 1960, если иное не предусмотрено технической документацией.
3.Маркируемая поверхность должна быть обязательно механически обработанной с шероховатостью не более Rа20 и иметь твердость не более HRC 40.
Идентификационный номер изделия наносится на необработанную поверхность рамы(в случае маркировки шасси автомобиля).
4 Маркировка производится в следующем порядке:
1) Проверить устойчивость (отсутствие качения) маркируемой детали. Если деталь мелкая, осторожно (чтобы не повредить) закрепить ее в тисках. Допускается использовать для крепления детали другие, оговоренные технической документацией, специальные приспособления.
2) Взять клеймо с необходимым знаком из коробки.
3) Сориентировать клеймо так, чтобы получаемый отпечаток был правильно расположен.
4) Приложить клеймо клеймящей поверхностью к маркируемой поверхности детали. Тело клейма, зажатое в руке, должно быть перпендикулярно маркируемой поверхности – во избежание соскальзывания в момент удара.
5) Нанести резкий удар бойком (широкой частью) молотка по головке клейма. Удар должен быть направлен в сторону маркируемой поверхности – во избежание травмирования при отдаче.
6) Убедиться в четкости полученного отпечатка (знака), при необходимости повторить клеймение на прежнем месте.
7) Установить клеймо на прежнее место в коробке.
8) При необходимости повторить переходы 1–7.