Ресурсы муниципального образования.




В комплекс хозяйственных систем муниципального образования входят элементы, отражающие развитие производительных сил и производственных отношений. Следовательно, в этих слагаемых отражается развитие общества с учетом территориальных особенностей МО. Основными ресурсными компонентами МО выступают природа и человек. По-настоящему эффективное местное самоуправление должно обладать соответствующей экономической основой. Экономическую основу местного самоуправления составляют: муниципальная собственность, местные бюджеты и иные финансовые ресурсы; имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление местной власти, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения МО. Финансово-экономические основы обеспечивают хозяйственную самостоятельность местной власти и служат прежде всего, удовлетворению потребностей населения МО, созданию условий для его жизнедеятельности. Согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной и иными формами собственности. В части 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В собственности муниципальных образований может находиться:

- имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения;

- имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными и региональными законами;

- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В собственности муниципальных образований могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

В собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным выше, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества устанавливаются федеральным законом.

Каждое МО располагает определенными природными ресурсами, которые никак нельзя заменить человеческим трудом. Создается впечатление, что природные ресурсы, с одной стороны, находятся в пассивной позиции к социально-экономическому потенциалу муниципального образования, а с другой - муниципальному образованию небезразлично, ценой каких усилий будут вовлечены природные ресурсы в его экономический оборот. Поэтому ограниченность полезных ископаемых, увеличение затрат на их добычу и ставят в выгодное положение те МО, которые обладают благоприятными природными ресурсами.

Одним из самых ценных природных ресурсов является земля, а в сельских муниципальных образованиях она выступает основным средством производства.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Государство регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития различных форм землепользования, сохранения и улучшения природной среды и охраны прав на землю физических и юридических лиц.

Для решения этих проблем органы местной власти наделены широкими полномочиями в области использования земли и других природных ресурсов.

Органы местной власти решают следующие основные задачи:

· планирование и использование земель, находящихся в их ведении;

· организация проведения работ по землеустройству;

· оформление прав на пользование землей собственниками, землепользователями и арендаторами;

· взимание платы за землю;

· контроль за использованием земель на территории муниципальных образований.

Эти задачи решаются представительными органами местной власти при осуществлении ими своих полномочий, исполнительными органами (местной администрацией), районными (городскими) комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Земли МО должны использоваться в строгом соответствии с указанными документами. Для принятия научно обоснованных решений по рациональному использованию земли необходимо руководствоваться земельным кадастром. Земельный кадастр - это совокупность систематизированных достоверных сведений о земле всех категорий. Он содержит сведения о правовом режиме земель, их распределении по собственникам, о категориях земель, качественной характеристике и хозяйственной ценности земель.

Близкими к природным ресурсам являются экологические условия, которые в настоящее время следует выделить в отдельную группу. Ведь разведанные и используемые природные ресурсы во многом определяют экологические возможности МО.

Органы местной власти, принимая планы и программы развития территории МО, разрабатывая и утверждая местный бюджет, учитывают решение вопросов охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, а именно: экологически обоснованное размещение объектов производственной и социальной инфраструктуры; экологически безопасное размещение предприятий местной промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства; рациональное использование природных ресурсов; экологически безопасное развитие сельского хозяйства; использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение отходов.

Органы местной власти вправе принимать экологические программы в соответствии с разработанными и утвержденными ими основными направлениями охраны окружающей природной среды, используя при этом бюджетные средства, а также средства внебюджетных экологических фондов.

Местные экологические фонды создаются для решения неотложных природоохранительных задач из средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций и граждан. Средства местных экологических фондов составляют платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, платы за размещение отходов, суммы полученных по искам о возмещении вреда штрафов за экологические правонарушения и др.

Наряду с природными ресурсами и экологическими условиями важную роль в развитии муниципального образования играет население и режим его воспроизводства. Поэтому органы местной власти осуществляют деятельность, направленную на создание условий, способствующих рациональному воспроизводству населения, а именно: соблюдение прав человека и граждан в области здоровья, приоритет профилактических мер в области охраны здоровья, доступность медико-социальной помощи, социальной защиты граждан в случае утери здоровья.

К компетенции органов власти в области охраны здоровья населения относятся: развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности, организация первичной и других видов медико-санитарной помощи и обеспечение ее доступности.

Развитие МО определяется наличием материально-финансовых ресурсов, от которых зависит эффективность инвестиций, вкладываемых в развитие производственной сферы. Материально-финансовые ресурсы также определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения данной территории, т.е. эффективность функционирования МО в целом определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в его распоряжении и составляющими в своей совокупности финансово-экономическую основу местной власти.

Для ведения хозяйственной деятельности МО помимо материальных и нематериальных ресурсов необходимы основные ресурсы - кадровый потенциал муниципального образования, так как. профессиональная подготовка и овладение современными технологиями является ресурсом хозяйственных систем МО.

В современных условиях профессионализм и компетенция входят в число основных критериев при кадровых назначениях. Следовательно, необходима соответствующая система подготовки кадров для органов местной власти. При этом одной из важнейших составляющих модели подготовки специалистов становится формирование бытовых мировоззренческих понятий государственного мышления, государственного человека, а не чиновника-временщика.

Сегодня высшие учебные заведения, решая задачу профессиональной подготовки специалистов, в первую очередь призваны удовлетворять потребности личности и государства в тех профессионально-нравственных качествах, которые определяют суть и содержание государственной и муниципальной службы, а именно: высокий профессионализм, духовность и интеллигентность.

Наличие материальных и нематериальных ресурсов, навыков и технологии процесса деятельности без правового ресурса не гарантирует осуществления хозяйственной деятельности. Правовую основу местной власти составляют: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы, конституции, уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, а также уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации можно считать Европейскую Хартию о местном самоуправлении. Ее основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательстве о местном самоуправлении.

Таким образом, ресурсы муниципального образования - это совокупность материальных, нематериальных и кадрово-правовых возможностей территории МО, которые относятся к муниципальной компетенции по Конституции и законодательству Российской Федерации.

Принадлежность ресурсов МО определяется законодательством Российской Федерации. Они должны быть соизмеримы с объемом задач, решаемых системой муниципального управления.

 

8.43. Рекомендуемая литература

1. Система муниципального управления: учебник для вузов / Под ред. В.Б.Зотова – СПб.: Питер, 2005. – 493 с

2. О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 22.12.93г. №2265.

3. О реформе местного самоуправления. Указ Президента РФ от 26.10.1994г № 1760.

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.08.1995 г. №154-ФЗ.

5. Васильев, А.А. Муниципальное управление: курс лекций. / А.А.Васильев – Н.Новгород: Издатель: Гладкова О.В., 2005.– 552 с.

6. Демьяненко, А.Н. Муниципальное управление. / А.Н. Демьяненко, А.Л.Обушенков – Хабаровск – Н. Новгород, 2006 – 244 с.

7.Саначев, И.Д. Местное самоуправление в России: Шаг вперед или политическая игра?

8. Пегин, Н.А. Процесс становления местного самоуправления в региональных центрах Дальнего Востока (социологический анализ): автореф. дис. … канд.социол.наук. – Хабаровск, 2009. – 21 с.

9. Зотов В.Б, Макашева З.М. Муниципальное управление: учеб. для вузов. М.: Юнити-Дана, 2003. – 280 с.

10. Прудников, А. С. Местное самоуправление и муниципальное управление [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление» и «Юриспруденция» / А. С. Прудников; под ред. А. С. Прудникова, Д. С. Белявского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 399 с.

11. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. - М., 1995.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: