Глава II. Предпосылки политической нестабильности в Венесуэле




III Международная Модель ООН СГЮА 2019 г.

 

Экспертный доклад

 

Совет Безопасности

 

«Политический кризис в Венесуэле 2019 года»

 

 

 

Введение

Венесуэла – одна из немногих оставшихся в мире социалистических стран. Социалистических, к сожалению, для венесуэльцев, в советском смысле (огосударствление экономики, зажим частного сектора), а не в шведско-норвежском (широкие социальные гарантии). Благословенная страна с огромными запасами нефти и райским климатом, позволяющим снимать до трех урожаев в год, оказалась в нищете.

 

Проводимый с 1998 года экономический курс сделал Венесуэлу фактически государством-банкротом. Две трети продовольствия – импортные, и с каждым годом этот показатель растет. А денег на его покупку после падения стоимости нефти стало ощутимо меньше.

 

Почему же имеет место быть упоминание об экономических проблемах, а не кажется ли вам, что цепочка явлений обостренных ранее привела страну к ещё одному последствию такому, как торможение политических процессов и соответственно политическому застою в государстве.

 

Здесь мы скажем, что к 2019 году неожиданно обострился политический кризис в Венесуэле. Причиной стало не что иное, как вечная борьба за сферы влияния в Южной Америке. На данный монет политический кризис в Венесуэле выглядит как попытки смены власти. Борьба идёт между действующим лидером Николасом Мадуро, поддерживаемым Россией, и его оппонентом, лидером Национальной ассамблеи Хуану Гуайдо, которого признали правителем Венесуэлы США и ряд других стран.

 

Политический конфликт в Венесуэле перешёл на новый этап, когда США внедрила санкции против нефтяной компании Венесуэлы PDVSA и центрального банка Венесуэлы. Фактически это перевело конфликт в Венесуэле от локального к глобальному. Поскольку в данное противостояние были втянуты США и Европа, с одной стороны, и Россия, Турция и Китай с другой, фактически начали говорить о новом карибском конфликте, но в плоскости экономики.

 

Таким образом, принятые в срочном порядке меры по урегулированию сложившейся конфликтной ситуации приведут к стабилизации как политических, так экономических и иных сторон внутригосударственной жизнедеятельности, а также найдут свой положительный отклик на международной арене.


Глава I. Основные понятия.

Совет Безопасности ООН – это постоянно действующий политический орган ООН. Состоит из 15 членов, 5 из них постоянные (Великобритания, Франция, США, Россия, Китай), остальные 10 – непостоянные, избираемые Генеральной Ассамблеей на 2 года. Совет действует от имени государств-членов ООН. Ему отведена главная роль в мирном решении споров. Решения по вопросам процедуры в Совете принимаются, если за них проголосовало не менее 9 из 15 членов Совет Безопасности ООН, но 5 голосов постоянных членов должны совпадать, это означает что достаточно одному члену Совет Безопасности проголосовать против, и решение считается отклоненным. Совет Безопасности ООН наделен широкими полномочиями. Он может принимать решения не только рекомендательного характера, но и юридически обязательные решения для государств. На него возложена главная ответственность по поддержанию мира и безопасности. Может принимать решения, имеющие принудительный характер давать рекомендации по процедуре разрешения споров, о приеме в члены ООН и об исключении из ООН вырабатывать планы для создания системы регулирования вооружений и др. правом вето наделены постоянные члены Совета Безопасности ООН.

Участники Совета Безопасности - состоит из 15 государств-членов ООН. Пять держав – Россия, США, Великобритания, Китай и Франция – являются постоянными членами Совета. Генеральная Ассамблея избирает 10 других государств в качестве непостоянных членов Совета на двухгодичный срок. При выборах непостоянных членов Совета учитывается участие этих государств в поддержании международного мира, а также справедливое географическое распределение. На Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При выполнении своих обязанностей он действует от имени всех государств – членов ООН. Все государства – члены ООН согласились подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. В отличие от других органов ООН, которые дают государствам рекомендации, только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства – члены согласно Уставу обязаны выполнять. Совет Безопасности ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются её членами, действовали в соответствии с принципами ООН для поддержания международного мира.

Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета по процедурным вопросам принимаются голосами 9 членов Совета. Решения Совета по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Это означает, что, если один или несколько постоянных членов Совета проголосуют «против», то даже при наличии девяти положительных голосов других членов Совета, решение не будет принято, то есть в отношении него будет применено «вето». Иначе говоря, для принятия Советом решений по вопросам существа требуется 9 голосов и отсутствие голосов «против» среди постоянных членов. Все пять постоянных членов Совета в то или иное время применяли свое право вето. Если постоянный член Совета не полностью согласен с предлагаемым решением, но не хочет блокировать его посредством вето, он может воздержаться, допуская тем самым принятие решения в том случае, если оно получит необходимые 9 голосов «за». Сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования в Совете, если речь идет о разрешении местных споров при помощи региональных соглашений, а также о рекомендациях средств мирного разрешения споров, могущих привести к международным трениям. Споры юридического характера должны, как правило, передаваться сторонами в Международный Суд.

Превентивная дипломатия — это действия, направленные на предупреждение возникновения споров между сторонами, недопущение перерастания существующих споров в конфликты и ограничение масштабов конфликтов после их возникновения.

Миротворчество — это действия, направленные на то, чтобы склонить враждующие стороны к соглашению, главным образом с помощью таких мирных средств, которые предусмотрены в главе VI Устава ООН.

Поддержание мира — это обеспечение присутствия ООН в данном конкретном районе, которое связано с развертыванием военного и (или) полицейского персонала ООН, а нередко и гражданского персонала.

Миростроительство в постконфликтный период — это действия, направленные на предотвращение вспышки насилия между странами и народами после ликвидации конфликта или конфликтной ситуации.

Политический кризис в Венесуэле - события в Венесуэле после смерти Уго Чавеса. В 2013 году новым президентом страны был избран его соратник Николас Мадуро, продолживший политику своего предшественника. К началу 2014 года в стране обострились экономические проблемы (в 2017 году 93 % населения страны жаловались на недоедание), что привело к острой критике правящего режима и к политическому кризису.

Глава II. Предпосылки политической нестабильности в Венесуэле

Первые серьёзные признаки надвигающегося кризиса проявились, когда судья Верховного суда и судья по выборам, считавшиеся близкими к Мадуро, бежали в США всего за несколько дней до инаугурации 10 января. Судья Кристиан Серпа при этом назвал Мадуро «некомпетентным» и «нелегитимным».

Сообщалось также, что, по сведениям, полученным американской разведкой, один из высших чиновников Мадуро и министр обороны Владимир Падрино Лопес попросили Мадуро сложить полномочия, угрожая уйти в отставку, если Мадуро этого не сделает.

По сообщениям некоторых СМИ, лидеры оппозиции провели секретные переговоры с властями США, Колумбии и Бразилии, в ходе которых проинформировали их о планируемых массовых акциях и заручились их поддержкой.

Хуан Гуайдо, возглавивший Национальную ассамблею Венесуэлы 5 января 2019 года, 8 января отказался признать Николаса Мадуро законно избранным президентом и предложил сформировать переходное правительство, заявив от имени парламента, что Мадуро узурпировал пост президента, а страна фактически стала диктатурой. Гуайдо призвал военнослужащих обеспечить соблюдение Конституции.

Затем он объявил, что инициирует публичное обсуждение сложившейся ситуации, назначив его на 11 января. Это обсуждение приняло форму митинга на улицах Каракаса. В этот день, выступая перед собравшимися, Гуайдо заявил о намерении объявить себя руководителем государства на основании Конституции Венесуэлы и сместить Мадуро с президентского поста. Тогда же парламент принял резолюцию, которая объявила венесуэльского лидера «узурпатором». После этого оппозиция сообщила о созыве 23 января общенациональной акции протеста.

Мадуро пренебрежительно отнёсся к заявлениям оппозиции, назвав депутатов Национальной ассамблеи, не присутствовавших на его инаугурации, предателями.

В Каракасе прошла инаугурация Николаса Мадуро, победившего на майских выборах 2018 года. Это привело к многотысячным акциям протеста по всей стране. По данным венесуэльских правозащитных организаций, к 23 января в ходе столкновений протестующих с полицией и армией погибли 13 и были арестованы 218 человек. Бойцы Национальной гвардии применяли против манифестантов слезоточивый газ — в том числе, как сообщило издание El Nacional, на одной из станций метро Каракаса. Участники уличных акций протестуют против нелегитимных выборов, крайне неэффективной экономической политики правительства, которая привела страну к обнищанию, гиперинфляции и массовой эмиграции в соседние государства, достигающей к настоящему времени 4 млн человек.

Протестующие призывали Хуана Гуайдо провозгласить себя президентом с самого момента инаугурации Николаса Мадуро, но тот медлил, заявляя, что ожидает однозначной поддержки армии. Ранее армия во всех конфликтах поддерживала президентскую власть.

Хуан Гуайдо в окружении членов оппозиции во время открытого кабильдо (народного схода) 11 января 2019 года

Национальная ассамблея опубликовала заявление для прессы, где было подтверждено намерение Гуайдо взять на себя полномочия президента. Стало также известно, что оппозиция намерена склонять офицерский состав венесуэльской армии к свержению Мадуро.

Гуайдо получил письмо от председателя Высшего трибунала юстиции Венесуэлы в изгнании, который базируется в Панаме, с призывом взять на себя полномочия президента Венесуэлы.

Гуайдо опубликовал в The Washington Post колонку, в которой обосновал своё право взять на себя управление государством на основании ст. 233, 333 и 350 Конституции Венесуэлы, согласно которым председатель парламента занимает пост президента до проведения новых выборов в случае отсутствия президента или если действующий президент не может исполнять свои обязанности — по состоянию здоровья или в случае признания недееспособным депутатами парламента. Согласно ст. 233, после того как спикер парламента становится президентом, в стране в течение 30 дней должны быть проведены выборы.

В социальных сетях и независимых СМИ Венесуэлы распространилась информация о том, что подразделение расквартированных в бедном столичном районе Сан-Хосе-де-Котиса бойцов Национальной гвардии отказалось подчиняться приказам президента Николаса Мадуро и призвало сограждан к неповиновению. По данным газеты El Nacional, местные жители поддержали мятежников и начали строить баррикады, однако отправленные в этот район полицейский спецназ, военные и сотрудники боливарианской разведывательной службы Sebin в течение недолгого времени подавили беспорядки.

По всей стране прошли акции протеста под лозунгом «Да, мы можем. Эти акции были организованы Национальной ассамблеей совместно с Венесуэльским фронтом освобождения. Выступая вечером перед собравшимися на митинге в Каракасе, Хуан Гуайдо заявил, что «формально принимает на себя полномочия главы исполнительной власти» вместо Николаса Мадуро и обещает покончить с «тиранией и узурпацией власти», не прибегая к насилию. Верховный суд Венесуэлы, последовательно поддерживающий действия исполнительной власти, в ответ на это заявление потребовал от Генеральной прокуратуры «принять меры» против парламента в связи с «узурпацией функций исполнительной власти».

На фоне этих событий Мадуро также обратился к своим сторонникам с балкона президентского дворца Мирафлорес, перед которым собрались участники митинга сторонников исполнительной власти. Действующий президент заявил: «Мы защищаем право на само существование нашей Боливарианской Республики, нашей родины. Правительство, которое я возглавляю, будет защищать суверенитет страны любой ценой ».

В ходе масштабных манифестаций, проходивших в венесуэльских городах в течение дня, несмотря на призывы обоих лидеров не допустить насилия, в ряде случаев эти акции переросли в беспорядки и столкновения с правоохранительными органами и Национальной гвардией. В результате погибло не менее восьми человек, ещё несколько десятков пострадало.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: