СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ




Диагностическая работа по обществознанию.

Тема: «Социальная сфера».

ГИА

1 - вариант.

Часть I.

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. В сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе су­ще­ство­ва­ла по­сло­ви­ца: не­до­сто­ин быть муж­чи­ной тот, кто не яв­ля­ет­ся гос­по­ди­ном своей жены. Она от­ра­жа­ет от­но­ше­ния в семье

1) пат­ри­ар­халь­ной 2) де­мо­кра­ти­че­ской
3) не­пол­ной 4) партнёрской

А2. Какой при­мер ил­лю­стри­ру­ет эко­но­ми­че­скую функ­цию со­вре­мен­ной семьи?

1) на се­мей­ном со­ве­те было при­ня­то ре­ше­ние при­об­ре­сти новый ав­то­мо­биль.
2) отец объ­яс­нил ма­лень­ко­му сыну пра­ви­ла по­ве­де­ния в го­стях.
3) в вы­ход­ной день отец с сыном от­пра­ви­лись на про­гул­ку в го­род­ской парк.
4) ба­буш­ка по­мо­га­ет внуку де­лать до­маш­ние за­да­ния по ма­те­ма­ти­ке и рус­ско­му языку.

 

А3. Какая со­ци­аль­ная роль ха­рак­тер­на как для взрос­ло­го, так и для под­рост­ка?

1) из­би­ра­тель 2) опе­кун
3) во­ен­но­слу­жа­щий 4) поль­зо­ва­тель Ин­тер­не­та

 

А4. Про­ве­ден­ные в 70-е годы XX века во Фран­ции ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что шансы сына ра­бо­че­го стать ру­ко­во­ди­те­лем в де­сять раз мень­ше, чем у вы­ход­ца из выс­ших слоев об­ще­ства. Этот факт от­ра­жа­ет не­ра­вен­ство:

1) ин­ди­ви­ду­аль­ных воз­мож­но­стей 2) лич­ных да­ро­ва­ний
3) со­ци­аль­но­го про­ис­хож­де­ния 4) со­ци­аль­ных ролей

 

А5. Какая со­ци­аль­ная груп­па вы­де­ле­на по де­мо­гра­фи­че­ско­му при­зна­ку?

1) наёмные ра­бот­ни­ки 2) молодёжь 3) пре­по­да­ва­те­ли фи­зи­ки 4) пе­тер­бурж­цы

А6. Родо­пле­мен­ная общ­ность, в от­ли­чие от на­род­но­сти:

1) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся общ­но­стью языка
2) по­яв­ля­ет­ся с воз­ник­но­ве­ни­ем го­су­дар­ства
3) ос­но­ва­на на кров­ном род­стве
4) объ­еди­ня­ет семьи пат­ри­ар­халь­но­го типа

 

А7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных ролях?

А. Со­ци­аль­ные роли усва­и­ва­ют­ся ин­ди­ви­дом в про­цес­се со­ци­а­ли­за­ции.

Б. Все со­ци­аль­ные роли че­ло­ве­ка имеют фор­маль­ный ха­рак­тер.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б
3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

А8. Ожидаемого обществом поведение человека, связанное с его положением в обществе и типичное для его социальной группы, учёные называют:

1) социальным престижем 2) социальным статусом

3) социальной нормой 4) социальной ролью

 

А9. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных нор­мах?

А. Все со­ци­аль­ные нормы имеют фор­маль­ный ха­рак­тер.

Б. Как пра­ви­ло, со­ци­аль­ные нормы фик­си­ру­ют­ся в нор­ма­тив­ных пра­во­вых актах.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

А10. В семье К. преобладают бесцеремонный диктат, жестокость, чёрствость, агрессивность по отношению друг к другу. Какой стиль взаимоотношений существует в семье К.?:

1) авторитарный 2) демократический 3) традиционный 4) попустительский

 

А11. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ном ста­ту­се?

А. По­вы­сить свой со­ци­аль­ный ста­тус че­ло­век может, из­ме­нив свое се­мей­ное по­ло­же­ние.

Б. Со­ци­аль­ный ста­тус от­ра­жа­ет по­ло­же­ние че­ло­ве­ка в об­ще­стве.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б
3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

 

 

А12. К социальным не принадлежат отношения:

1) между нациями и народностями

2) между человеком и окружающими его людьми

3) между классами

4) между человеком и природой

А13. Переход человека из одной социальной группы в другую называется:

1) социальным неравенством 2) социальной мобильностью

3) социализацией 4) социальной адаптацией

А14. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных кон­флик­тах?

А. При­чи­ны со­ци­аль­ных кон­флик­тов кро­ют­ся в про­ти­во­ре­чии ин­те­ре­сов раз­лич­ных со­ци­аль­ных групп.

Б. Со­ци­аль­ные кон­флик­ты все­гда ока­зы­ва­ют не­га­тив­ное вли­я­ние на раз­ви­тие об­ще­ства.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А15. Супругов К. связывают взаимопомощь и ответственность за здоровье своих детей и их воспитание. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что данная малая социальная группа является семьёй?

1) выступает посредником между отдельным человеком и обществом в целом

2) характеризуется постоянным взаимодействием людей

3) отличается распределением функциональных обязанностей

4) характеризуется совместным ведением домашнего хозяйства

А16. Какой из приведённых ниже терминов объединяет, обобщает остальные:

1) нация 2) народность 3) племя 4) этнос

 

А17. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о социальной роли подростка?

А. Подросток обладает одной социальной ролью.

Б. Подросток выполняет социальную роль потребителя.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А18. Де­ле­ние об­ще­ства на груп­пы на­зы­ва­ет­ся

1) со­ци­аль­ным ста­ту­сом 2) со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ци­ей
3) со­ци­а­ли­за­ци­ей 4) со­ци­аль­ным по­ло­же­ни­ем

 

 

А19. Положение человека в обществе, занимаемое в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, профессией, называется:

1) социализация личности 1) дифференциация общества

3) социальный статус 4) престиж

 

А20. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о национальных интересах?

А. Национальные интересы связаны с сохранением неповторимости, уникальности своей культуры, языка.

Б. Национальные интересы связаны с обеспечением достаточного уровня экономического развития своей нации.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

Часть II.

При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. В при­ве­ден­ном спис­ке ука­за­ны черты сход­ства клас­са и нации и от­ли­чия клас­са от нации. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую ко­лон­ку таб­ли­цы по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт сход­ства, а во вто­рую ко­лон­ку — по­ряд­ко­вые но­ме­ра черт от­ли­чия:

1) за­ни­ма­ет опре­де­лен­ное место в си­сте­ме про­из­вод­ства;

2) скла­ды­ва­ет­ся под вли­я­ни­ем объ­ек­тив­ных фак­то­ров;

3) от­но­сит­ся к боль­шим со­ци­аль­ным груп­пам;

4) при­над­леж­ность ха­рак­те­ри­зу­ет при­рож­ден­ный ста­тус лич­но­сти.

Ответ:

Черты сходства Черты отличия
   

В2. Установите соответствие между примерами наук и её областями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми общ­но­стя­ми и кри­те­ри­я­ми их вы­де­ле­ния: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ КРИТЕРИИ

A) банковские служащие 1) территориальный

Б) москвичи 2) профессиональный

В) избиратели 3) политический

Г) африканцы

Д) демократы

 

Запишите в таблицу выбранные цифры:

А Б В Г Д
         

В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) По дан­ным со­цио­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний, муж­чи­ны стали боль­ше вре­ме­ни уде­лять се­мей­ным обя­зан­но­стям. (Б) Муж­чи­ны не­ред­ко берут на себя даже уход за мла­ден­ца­ми. (В) Такое по­ве­де­ние муж­чин спо­соб­ству­ет укреп­ле­нию семьи.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:

А Б В
     

 

Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 - В5.

В стране Z. социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какой фактор Вы считаете определяющим в формировании социального статуса личности??». Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде гистограммы.

 

В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) удача и везение, по мнению опрошенных, меньше всего влияют на формирование социального статуса личности

2) около четверти опрошенных в качестве определяющего фактора в формировании социального статуса личности назвали уровень образования личности

3) среди опрошенных больше тех, кто считает, что определяющим фактором в формировании социального статуса личности является уровень доходов личности, чем тех, кто отметил уровень образования личности

4) на пятое место среди факторов, влияющих на формирование социального статуса личности, опрошенные поставили удачу и везение

5) уровни доходов и образования личности, вместе взятые, по мнению опрошенных, являются более эффективными факторами в формировании социального статуса личности, чем собственные усилия личности

Ответ:______________

 

В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственновытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны:

1) в стране Z. существует дискриминация при приёме на работу по половому признаку

2) жители страны Z. под социальным статусом понимают определённое положение человека в обществе и связанную с ним совокупность прав и обязанностей

3) население страны Z. рассматривает различные факторы, определяющие формирование социального статуса личности

4) большинство жителей страны Z.достижение социального статуса связывает с собственными усилиями

5) семейное положение с стране Z. является тем фактором, который выступает определяющим в формировании социального статуса личности

Ответ:______________

Часть III.

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.
Прочтите текст и выполните задания С1- С6

Социальная структура


В со­вре­мен­ном западном об­ще­стве различают высший, сред­ний и низ­ший классы. Ряд со­цио­ло­гов выделяет как от­дель­ную группу ра­бо­чий класс. Одним из кри­те­ри­ев их раз­ли­че­ния выступают бо­гат­ство и доход.

Богатство — это все достояние, при­над­ле­жа­щее человеку. Оно вклю­ча­ет в первую очередь дом, землю, то есть недвижимость. К нему от­но­сят­ся также сбережения, акции. Доход со­сто­ит из за­ра­бот­ной платы за труд, а также доходов, по­лу­ча­е­мых от ка­пи­та­ло­вло­же­ний (проценты или дивиденды).

Высший класс чис­лен­но невелик — всего не­сколь­ко процентов от общей чис­лен­но­сти населения, но ему при­над­ле­жит значительная доля богатства. Вме­сте с тем ко­ли­че­ство людей, вла­де­ю­щих акциями, возрастает. Так, в Ан­глии в 1979 г. таких было всего 5%%, а в конце 80-х годов — уже более 20%% на­се­ле­ния были дер­жа­те­ля­ми акций.

Средний класс об­ра­зу­ют представители мел­ко­го и сред­не­го бизнеса, а также спе­ци­а­ли­сты высокого класса, слу­жа­щие различных категорий. Ра­бо­чий класс со­сто­ит из так на­зы­ва­е­мых синих во­рот­нич­ков — людей, за­ня­тых физическим трудом. Низ­ший класс образуют, среди прочих, люди, по­дол­гу остающиеся без работы.

Некоторые со­цио­ло­ги считают, что клас­со­вые различия в эко­но­ми­че­ски развитых стра­нах утрачивают свое значение. Налоги, на­прав­лен­ные против богатых, в со­че­та­нии с по­со­би­я­ми для не­иму­щих и не­тру­до­спо­соб­ных сглаживают раз­ли­чие между вер­ха­ми и низами.

(По кн. Э. Гид­ден­са «Социология». М., 1999. С. 204, 208).

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

С2. Что, по мне­нию ав­то­ра тек­ста, вклю­ча­ет бо­гат­ство? Ука­жи­те три ос­нов­ные со­став­ля­ю­щие.

С3. Какие со­ци­аль­ные груп­пы, об­ра­зу­ю­щие сред­ний класс, при­ве­де­ны в тек­сте? На­зо­ви­те любые три груп­пы.

 

С4. Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те два дру­гих по­ка­за­те­ля, по­ми­мо бо­гат­ства и до­хо­да, ко­то­рые опре­де­ля­ют со­ци­аль­ное по­ло­же­ние че­ло­ве­ка в об­ще­стве. При­ве­ди­те при­мер пред­ста­ви­те­лей двух про­фес­си­о­наль­ных групп, ко­то­рые близ­ки по до­хо­дам, но от­ли­ча­ют­ся по дру­гим по­ка­за­те­лям.

 

С5. Ми­ха­ил Н. тру­дит­ся сле­са­рем стан­ков на ав­то­за­во­де. Его за­ра­бо­ток пре­вы­ша­ет до­хо­ды не­ко­то­рых слу­жа­щих этого пред­при­я­тия. Можно ли от­не­сти его, с точки зре­ния ав­то­ра при­ве­ден­но­го тек­ста, к сред­не­му клас­су? При­ве­ди­те по­ло­же­ние тек­ста, ко­то­рое по­мог­ло вам от­ве­тить на этот во­прос.

 

С6. В тек­сте при­во­дит­ся точка зре­ния, со­глас­но ко­то­рой со­ци­аль­но-клас­со­вые раз­ли­чия в со­вре­мен­ных за­пад­ных стра­нах сгла­жи­ва­ют­ся. Со­глас­ны ли вы с таким вы­во­дом? С опо­рой на текст и об­ще­ство­вед­че­ские и ис­то­ри­че­ские зна­ния при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та (до­во­да) в за­щи­ту своей по­зи­ции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: