АНАТОЛИй КУЗНЕЦОВ (товарищ сухов)




КАК СНИМАЛИ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ФИЛЬМ «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ»

Фильм «Белое солнце пустыни»* – любимый фильм российских космонавтов. Перед каждым стартом они обязательно пересматривают фильм, кассета с ним есть даже на борту Международной космической станции.

Но этот фильм – пользуется популярностью не только у покорителей космоса, но снискал себе всенародную любовь и славу.

Но во время съемок ничто не предвещало этого успеха. Фильм снимался с большими трудностями и, можно сказать, чудом вышел на экраны.

(* – Справка: советский художественный фильм 1970 года режиссёра Владимира Мотыля, повествующий о приключениях красноармейца Федора Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы гражданской войны. Лауреат Гос. премии Российской Федерации 1998 года).

«Белое солнце пустыни». Вопрос – к режиссеру фильма Владимиру Мотылю.

— Как был задуман фильм «Белое солнце пустыни»?

— Это был отклик на нравственную проблему. Со мной этот фильм соединился абсолютно случайно, как вообще случайно большинство фильмов, которые я поставил. Случайно прошли через игольное ушко нашей цензуры. «Белое солнце пустыни» должен был снимать А. Кончаловский. На него писали сценарий. У него была эта идея. Потом он посчитал, что это могут разыграть только американские актеры, отказался. Потом было несколько других режиссеров, которые отказались. Отказался и я в том числе. Но так как я после фильма «Женя, Женечка и „Катюша“» властями был загнан в угол (это было первое отлучение от кино, а у меня на руках была мать-пенсионерка, и не было жилья, надо было иметь деньги), я скрепя сердце согласился прочесть сценарий. Считал, что не могу ставить приключенческий фильм, это не мое. И, прочитав сценарий, отказался. Потом костлявая рука голода приблизилась еще и к дыхательным путям... Я снова перечитал сценарий и снова отказался.

А когда в третий раз ко мне обратилась студия Григория Чухрая, мне привиделась Катерина Матвеевна, привиделась, буквально, как сон. Утром рано я открыл глаза с ощущением, что вижу эту женщину, деревенскую бабу, к которой идет мой герой, то есть мой будущий герой. Тогда я пошел к Чухраю с предложением, что, если авторы дадут мне полную свободу писать сценарий заново и вносить большие изменения, я возьмусь. Авторы дали мне полную свободу, и дальше я снимал в импровизациях, к которым привык с «Жени, Женечки и „Катюши“». <...>

Почему я согласился взяться за чужой сценарий Ежоваи Ибрагимбекова, хотя и с большими оговорками и условиями? Потому что этот сценарий посвящен такому явлению человеческой души, как способность к самоотверженности. Что такое самоотверженность? Это значит отвергнуть свой собственный корыстный интерес и служить идее, служить ближнему. Не тому, кого ты любишь,

----------------------------------------------- ФИЛЬМ «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ» ----------------------------------------------- 2

обожаешь, а совершенно незнакомому человеку, который никакого влияния на твою судьбу не окажет и тебя ничем не отблагодарит. А ты ему помогаешь. Почему? Потому что написано в заповеди: «Возлюби ближнего своего». Это богоугодное свойство натуры человека, которое его возвышает над животным миром.

Сухов – мой герой. Я заострил эту тему в приключенческом фильме. В этом сценарии она не была так подана ярко, первопланово. Сухов куда идет? Домой. Его ждет кто-нибудь там? Ждет Катерина Матвеевна. Вот почему я ввел эту героиню – чтобы показать, что весь его интерес – в России, дома, в родной стороне. А он остается с этим гаремом, который, оказывается, хочет уничтожить муж Абдулла, чтобы не оставлять здесь. Сухов остается, смертельно рискуя. Во имя чего? Потом оказывается, что эти женщины, когда он уходит, – они его даже не благодарят. Они сидят и едят.

У меня даже была сцена, когда они сидят, плачут над своим мертвым мужем, рвут на себе волосы. А Сухов, раненный в плечо, конечно, переживает: как же так? Но он все-таки выполнил свой долг. Он уходит с сознанием того, что послужил доброму делу. Он спас этих женщин и больше никогда с ними не встретится.

Та же идея была в фильме «Звезде пленительного счастья» (режиссер – тоже В.Мотыль – прим.ред.): женщины едут за своими мужьями. Мария Волконская – она же была выдана замуж, можно сказать, насильно, не любила своего мужа. Он был гораздо старше ее, благородный генерал, но любви не было. Тем не менее, когда он оказался в Сибири на каторге, она посчитала своим долгом перед Богом, перед своей совестью поехать туда и облегчить его страдания. Когда она приехала, первое, что сделала – вы помните? – она склонилась к нему (это и в поэме Некрасова есть) и поцеловала его кандалы, поцеловала его страдания, прикоснулась к ним.

Почему меня очень волновала эта тема самоотверженности? Потому что у нас в России я стал чувствовать, как люди стали расчетливы: ты – мне, я – тебе. Когда ушло святое отношение человека друг к другу?...

Подбор актёров

Георгий Юматов  
На роль Сухова был утвержден другой актер, не Анатолий Кузнецов. Причем Кузнецов – мой близкий друг, с которым мы сдружились задолго до «Белого солнца пустыни». В финал вышли актеры одинаковой силы. Один из них – Георгий Юматов, ныне покойный. Они были очень разные. Юматов был больше супермен, где-то больше в традициях американского кино, тоже обаятельный и очень достоверный, настоящий солдат. И блистательная проба. У героя Кузнецова был другой характер, ближе к сказке, русской сказке, больше доброты именно сказочного героя.

Утвержден был Юматов. Но в первый же день съемки с ним случилось несчастье на поминках. Конечно же, на поминках выпивают, а он не был свободен от этого недостатка – употребления алкоголя. К тому времени, когда мы начинали съемки, он был в завязке уже второй год. Ни одной рюмки. И тут поминки по его хорошему знакомому. Это было вне дома, в Ленинграде, где мы жили тогда. И там, на поминках, была драка. Юматов – крепкий мужик – за кого-то вступился, начался мордобой. Ну, и ему, как говорят в кино, крупный план испортили. Он был весь в подтеках,

----------------------------------------------- ФИЛЬМ «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ» ----------------------------------------------- 3

с опухшим лицом. А в то время я работал в Экспериментальной студии Григория Чухрая. Там за каждый просроченный день был большой штраф.

Мы были обязаны быстро снять фильм. И мне пришлось принять решение. Я не мог ждать, пока лицо Юматова придет в норму. И, как ни жестоко было это решение, я обратился к А. Кузнецову с просьбой не держать обиды и явиться на съемку. И вот Кузнецов, как мой старый друг, понял и простил группу, которая начинала снимать другого артиста. Нелегко было переступить через это. Но, понимаете, действительно худсовет был наполовину за одного, наполовину за другого, и решение было принято в сторону более яркой пробы. У Юматова она была более яркой. У Кузнецова была более скромной. Вот вам, пожалуйста, случай судьбы! <...>

Источник: https://www.kinopoisk.ru/article/2924860/

А роль Верещагина досталась актёру Ленинградского БДТ Павлу Луспекаеву. Он был хорошо известен как театральный актёр, но его кинематографическая карьера была не слишком успешной.

Павел Луспекаев – в роли Верещагина  
К моменту начала съёмок Луспекаев был уже тяжело болен – у него были ампутированы пальцы на обеих ступнях, и ходить он мог только с тростью.

Мотыль предложил Луспекаеву сняться на костылях и даже хотел соответствующим образом изменить сценарий. Актёр отмёл все эти варианты и поставил условие, что сниматься будет без каскадёров. Режиссёр согласился, и личность Луспекаева и его актёрская игра серьёзно повлияли на сценарий. Наблюдая за воплощением роли Верещагина, режиссёр увеличил первоначально незаметную роль таможенника практически до главной. Даже имя персонажа изменилось с «Александр» на «Павел».

Места съёмок

Съёмки фильма на производственной базе студии «Ленфильм» начались 24 июля 1968 года на натуре возле деревни Мистолово. Первые отснятые сцены фильма – сон Сухова, где он куёт серп и затем пьёт чай вместе с супругой и остальным гаремом.

Сразу после этого съёмочная группа отправилась в первую командировку в Дагестан, в окрестности Махачкалы на побережье Каспийского моря. Здесь были созданы декорации маленького среднеазиатского городка Педжента, возле которого по сценарию должны были развернуться основные события. Часть картины снята в Туркменистане.

…Когда в Каспийске воры выкрали много ценного реквизита, для обеспечения в дальнейшем безопасности съёмок Мотыль предложил местному криминальному авторитету Али сняться в эпизодической роли одного из бандитов Чёрного Абдуллы. В итоге Али появился в фильме два раза, играя бандита в красной рубашке («таможня даёт добро»). В ноябре 1968 года съёмки были закончены, а с ноября того же года по январь следующего шли павильонные съёмки, а также запись музыки и песни. Рабочий материал отсмотрела комиссия творческого объединения и осталась недовольна результатами. 15 января 1969 года Григорий Чухрай, художественный

----------------------------------------------- ФИЛЬМ «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ» ----------------------------------------------- 4

руководитель ЭТК, указал в письме режиссёру на то, что качество отснятого материала не удовлетворительно, и картина находится под угрозой перерасхода средств. Следовательно, она может быть закрыта. Режиссёра обвинили в профессиональной непригодности – материал, запланированный к съёмке в ходе командировки, не был готов. Фильм, уже снятый на две трети, оказался законсервирован на 4 месяца.

Руководство ЭТК рассматривало вариант передать незаконченный фильм другому режиссёру. Вопрос обсуждался с Владимиром Басовым, но тот отказался. Владимир Мотыль пошёл по инстанциям, вплоть до министра кинематографии СССР, Алексея Романова, пытаясь доказать перспективность работы. Всё было бесполезно.

Студия уже была готова свернуть работу над фильмом, когда в дело неожиданно вмешалось Министерство финансов, отказавшееся списать более 300 тысяч истраченных рублей. Было решено пересмотреть бюджет, выделить дополнительные средства и закончить фильм.

18 мая 1969 года съёмочная группа вылетела во вторую командировку, но теперь уже на восточный берег Каспийского моря – в Туркмению, в район города Байрам-Али. С мая по июль прошла вторая экспедиция, в результате которой фильм значительно изменился, и у него фактически появилась другая концовка.

Съёмки завершились в сентябре 1969 года, но на этом проблемы не закончились. Даже после второй экспедиции материалы не удовлетворили руководство студии. Владимиру Мотылю пришлось внести ещё около 30 правок. Фильм начинали снимать на базе студии «Ленфильм», а заканчивали в «Мосфильме» (в выходных данных значатся обе крупнейшие советские киностудии). 18 сентября года состоялась приёмка картины. Её отсмотрел директор «Мосфильма», Владимир Сурин. Он остался недоволен качеством и не подписал акт о приёмке.

Премьера и прокат

В дальнейшую судьбу фильма вмешался глава государства, Леонид Брежнев. Он возмутился, почему он ещё не видел «Белое солнце пустыни» – в то время была принята практика, когда на дачах у высших партийных чиновников организовывались закрытые просмотры новинок советского и зарубежного кинематографа.

Брежнев был большим поклонником западных боевиков и вестернов в частности. В канун ноябрьских праздников ему из фильмотеки отправили новинку, и генеральный секретарь остался в восторге от просмотра, что сняло последние препоны. Фильм был допущен в широкий прокат.

По утверждению космонавта Алексея Леонова, он под личную ответственность попросил одну копию из Госфильмофонда для закрытого проката в центре подготовки космонавтов, которые и обратились к Брежневу.

Для создателей и руководства ограниченная премьера картины состоялась 14 декабря 1969 года в ленинградском Доме кино. Премьера на широком экране в столице состоялась 30 марта следующего года. Из-за низкой оценки приёмной комиссии картина получила 2-ю категорию, что, по мнению создателей, снизило прокатные показатели.

В прокате 1970 года фильм занял 2-е место – 50 миллионов зрителей (лидером стало «Освобождение» Юрия Озерова).

----------------------------------------------- ФИЛЬМ «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ» ----------------------------------------------- 5

Фильм стал одним из самых известных в истории советского кинематографа, получив столь широкую популярность, что порой к нему применяют эпитет «культовый», а фразы героев устойчиво вошли в разговорный русский язык и стали крылатыми.

В 1997 году, в год 30-летия начала работы над фильмом, на карте Венеры появились кратеры по именам жён Абдуллы: Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай, а также возлюбленной Фёдора Сухова – русской девушки Кати.

«Чем больше я думаю о причинах этого непредсказуемого успеха одной из девяти сделанных мною картин, тем больше мне представляется, что я как бы исполнитель чьей-то воли, мне, так сказать, помогал, нерукотворно помогал Господь». – Владимир Мотыль.

АНАТОЛИй КУЗНЕЦОВ (товарищ сухов)

(Исполнитель главной роли в «белом солнце пустыни» Народный артист России Анатолий Кузнецов скончался в 2014 году. Предлагаем вашему вниманию его архивное интервью)

– Считаете свою главную роль, которая подарила вам как артисту любовь миллионов людей, Божией милостью к вам?

– Конечно, без Божьей воли никакой роли бы мне не дали!..

– Мне почему-то кажется, Анатолий Борисович, что вы – Православный человек… Права ли я?

– Правы! В детстве меня крестила мама. Это было в каком-то московском храме, я тогда был еще маленький. Но вот настоящего Православного воспитания я не проходил. Как-то сама жизнь привела к Господу. К сожалению, я не такой человек, который, как полагается, ходит в храм каждое воскресенье… Но я все равно прихожу, молюсь и прошу Господа. Иногда в жизни бывают такие случаи, что только «Боженька, помоги» и дает силы жить… И смею надеяться, Господь слышит мою просьбу. Обращаться к Господу я готов не только в церкви, но даже в пустыне (в данный момент не о фильме речь!). То есть, там, где ничего нет и нет надежд, кругом – только изнуряющий зной и песок, не стоит отчаиваться, а надо молиться. Господь же нас видит и в пустыне, и на море. Он же видит нас не только в храме, все наши помыслы, суждения и ошибки Он видит везде. Порой настает такой момент в жизни, настают непосильные трудности, и ты сосредотачиваешься всей душой и просишь в надежде, что Господь не оставит тебя… Могу точно сказать, что в моей жизни были такие случаи, когда была явная помощь Господа, явная… которая и спасла…

…К сожалению, люди часто даже не понимают, зачем они живут. Так вот просто каждодневно пережевывают хлеб, чего-то требуют от ближних, а зачем все это – даже не задаются таким вопросом. И какие-то порывы души от них бесполезно ждать, и на подлинно человеческие отношения они даже не подвигают себя. Надо находить в себе силы, чтобы видеть не только свою тарелку, но и Небо… И почаще задумываться о высоком, тогда сможем добрее относиться друг к другу, тогда и в жизни станет больше добра…

Беседовала Ольга Круглова. Источник: https://www.pravoslavie.ru/37904.html Печатается в сокращении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: