Первый период (период «старого искусства»)




Введение

Первоначально логика зародилась и развивалась в недрах философии – единой нерасчлененной науки, которая объединяла всю совокупность знаний об объективном мире и о самом человеке и его мышлении. На этом этапе исторического развития логика имела преимущественно онтологический характер, т.е. отождествляла законы мышления с законами бытия.

Вначале законы и формы правильного мышления изучались в рамках ораторского искусства – одно из средств воздействия на умы людей, убеждения их в целесообразности того или иного поведения. Так было в Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае, Древнем Риме, средневековой России. Но в искусстве красноречия логический момент выступает еще как подчиненный, поскольку логические приемы служат не столько цели достижения истины, сколько цели убеждения аудитории.

Развитие науки логики на протяжении ряда столетий протекало по двум направлениям. Одно из них начиналось с древнегреческой логики (в особенности с логики Аристотеля), на основе которой развивалась логика в Древнем Риме, затем в Византии, Грузии, Армении, арабо-язычных странах Ближнего Востока, в Западной Европе и России. Другое направление имело своим истоком индийскую логику, на основе которой развивалась логика в Китае, Тибете, Монголии, Корее, Японии, Индонезии, на Цейлоне.


 

Логика Средневековья

Лишь несколько десятилетий назад ученые смогли по достоинству оценить средневековую логику. С одной стороны, она представляет собой дидактическую систематизацию античной логики, с другой стороны, в ней можно усмотреть оригинальные рефлексии в виде логических идей.

В период средневековья (V-XV вв.) представители религии стремились превратить логику в инструмент обоснования религиозных представлений о мире. В это время в Европе в основном господствует логика Аристотеля, которая была превращена в безжизненную, бесплодную, формалистическую псевдонауку. Логика все более превращается в схоластическую, приспособленную к нуждам обоснования христианского вероучения, науку.

Многие исследователи логики считают, что логическая мысль раннего европейского средневековья, усваивавшего наследие античности сквозь призму христианского миропонимания, в творческом отношении значительно уступала эллипо-римской.

Характерной чертой средневековой логики была связь между латинским языком и логическими теориями и выражениями. Язык средневековой логики базировался на анализе научного латинского языка, понимаемого не просто как идиом (т.е. язык), но как наиболее высокий уровень рациональности. Поэтому средневековые логики, помимо формулировки логических законов, еще и описывали эти законы.

Различают три периода развития средневековой логики:

Ø «ars vetus» («старое искусство»);

Ø «ars nova» («новое искусство»);

Ø «logica modernorum» («логика современных»).

Период «старого искусства» через Боэция связан с Абеляром (до середины XII века). Логика данного периода концентрируется главным образом вокруг «Исагога» Порфирия, «Категорий» и «Об толковании» Аристотеля.

Период «нового искусства» связан с расцветом великих схоластических систем (XIII век), в рамках которого философы чаще, чем логики, использовали логический «Органон» для теологических целей. В данный период в широкий научный обиход вводятся «Топика», «О софистических опровержениях», обе «Аналитики» Аристотеля.

Так называемые «модернисты» (XIV век), безусловным лидером является номиналист Оккам, культивировали логику не как органон, инструмент, но как scientia sermocinalis (речевая наука), т.е. как функцию структуры языка науки, рассмотренного с формальной точки зрения. «Сциенция» как наука о духовной реальности «модернистов» мало занимала.

Первый период (период «старого искусства»)

Данный период охватывает время от начала средних веков до Абеляра включительно (приблизительно до середины XII века). Одним из первых логиков в раннем европейском средневековье, связавшим античность и схоластику, был Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (ок. 480-525) – римский государственный деятель, философ и логик. Боэций унаследовал от аристотеликов представление о логике как органоне наук – учении об универсальном методе познания и теории рассуждения вообще. Но он ясно видел, что у логики есть свой собственный предмет.

Находясь в тюрьме по обвинению в измене, Боэций написал философский труд «Утешение философией», в котором употреблял такие логические термины, как «верифицировать», «двойственность», «доказательный», «необходимая причина для достижения чего-либо» и др.

Боэций известен как комментатор сочинений Аристотеля и Порфирия по логической проблематике, переводчик на латинский язык аристотелевских книг «Категории», «Об истолковании», а также сочинения Порфирия «Введение в «Категории» Аристотеля».

В историю логики Боэций вошел как оригинальный мыслитель. Он написал ряд сочинений о силлогизмах («Введение в категорический силлогизм», «О гипотетическом (условном) силлогизме», «О категорическом силлогизме») и о некоторых логических операциях над именами («Об определении», «О делении», «О различии»).

Боэций рассматривал модальные функторы «действительно», «возможно», «случайно», «невозможно», «необходимо» и соотношения между ними. Обозначив модальности буквами: A – «необходимость», B – «возможность», C – «не необходимость», D – «невозможность», эти зависимости можно отобразить следующим образом:

1. Если A – истинно, то B – истинно, C – истинно, D – ложно;

2. Если B – истинно, то A – неопределенно, D – ложно, C – неопределенно;

3. Если C – истинно, то B – неопределенно, A – ложно, D – неопределенно;

4. Если D – истинно, то C – истинно, B – ложно, A – ложно;

5. Если A – истинно, то D – неопределенно, C – истинно, B – неопределенно;

6. Если B – ложно, то A – ложно, D – истинно, C – истинно;

7. Если C – ложно, то A – истинно, B – истинно, D – ложно;

8. Если D – ложно, то B – истинно, A – неопределенно, C – неопределенно.

Боэций также исследовал взаимосвязи логических операций над высказываниями. Он, в частности, знал следующие соотношения:

1) ((p ۸ q)→(p ۷ q)→(p→q));

2) ((p ۸ q)→(p ۷ q)→(p→q));

3) ((p ۸ q)→(p ۷ q)→(p→q));

4) ((p ۸ q)→(p ۷ q)→(p→q)).

Исходя из первого соотношения, можно заключить, что Боэций вплотную подошел к формулировке законов де Моргана. Боэций знал операцию выражения импликации через строгую дизъюнкцию и отрицание, утверждая такую равносильность: ((p→q)↔(p ۸ q) ۷ (p ۸ q) ۷ (p ۸ q)).

Таким образом, «последний римлянин» Боэций передал схоластике аристотелевские логические тракты в собственном латинском переводе, прокомментировал «Введение» Порфирия и написал ряд самостоятельных трактов по логике. Все это в перспективе составило основу средневековой логики на раннем этапе (до середины XII века). Позднее этот цикл работ и охваченный им круг идей получили название старой логики («Logica vetus»). Здесь разрабатывалась в основном теория понятий. Таким образом, средневековье связывало логику с именем Боэция.

Основные достижения в области логики средневековья первого периода принадлежат, по-видимому, византийскому философу Михаилу Пселлу и французскому мыслителю Пьеру Абеляру.

Михаил Пселл (1018-1096) знаменит своим сочинением «Обзор логики Аристотеля» (известно под названием «Синопсис»).

В логике Пселл исследовал модусы силлогизмов, занимался проблемами равносильности предложений, применением математических методов в процессе доказательства, составил так называемый логический квадрат, наглядно выражающий отношения между противными, подпротивными и противоречащими суждениями. Он, по утверждению некоторых исследователей, первым в логике ввел в обиход буквенные (символические) обозначения для количества и качества суждений и специальные слова для обозначения модусов силлогизма. Большое место занимает в школе Пселла изучение подстановок одних терминов на место других терминов.

Наиболее колоритной фигурой в логике западноевропейского средневековья рассматриваемого периода можно считать Пьера Абеляра (1079-1142). Его логические сочинения включают комментарии к «Isagoge» Порфирия, к «Категориям», «Об истолковании» Аристотеля, к «О топических различиях» Боэция. Он написал также трактат о диалектике, в котором анализировал высказывания и их составляющие.Абеляр работал с так называемой «старой логикой» (большей частью с наследием Боэция). Однако в своем подходе к решению проблем Абеляр стремился обратиться от понимания логики как анализа сущности к идее логики терминов и высказываний. Логику Абеляр называл наукой об оценке и различении аргументов по их истинности и ложности. Путь познания в логике должен начинаться с простейшего и восходить к сложному. Истина, утверждал Абеляр, может быть достигнута лишь в результате сопоставления противоречивых высказываний по поводу спорного вопроса.

В логическом наследии Абеляр исследовал роль связки в суждении, анализировал силлогизм, приемы определения и деления объема понятий, применял в логических операциях некоторые правила с использованием импликаций и дизъюнкций, разработал ряд проблем модальной логики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: