Семестр
Тема | Лекц. | Сем. | С/р | |
1. | Общая педагогика | |||
2. | Теория воспитания: Сущность процесса воспитания | |||
3. | Теория обучения: Сущность процесса обучения |
Семестр
Тема | Лекц. | Сем. | С/р | |
1. | Теория воспитания: Методы и формы воспитания | |||
2. | Теория обучения: Методы и формы обучения | |||
3. | Самостоятельные работы | |||
4. | Контрольная работа | |||
5. | Экзамен |
Семинар 1. Сущность процесса воспитания
1. Понятие воспитания, современная цель воспитания.
2. Сущность подходов к воспитанию: системного; личностного (личностно ориентированного); деятельностного; аксиологического (ценностного) и др.
3. Закономерности и принципы воспитания, их взаимосвязь.
4. Характеристика принципов воспитания: принцип природосообразности; принцип культуросообразности; принцип гуманизации; принцип опоры на положительное в человеке; принцип воспитания детей в коллективе; принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий; принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; воспитания в деятельности; единства пед. требований и др.
Литература:
1. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб. пособие для вузов.-4-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт, 2003.- 607 с.
2. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для вузов/ ред. П.И. Пидкастый.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Юрайт, 2011.-(основы наук).- 502 с.
3. Подласый И.П. Педагогика [Текст]: учеб. для вузов/ И.П. Подласый.-2-е изд., доп.-М.: Юрайт-Издат, 2010.-(основы наук).- 574 с.
4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учеб. пособие для вузов/ В.С. Селиванов; Ред. В.А. Сластенин.-6-е изд., стер.-М.: Академия, 2008.- 336 с.
5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 1997.- 512с.
Семинар 2. Сущность процесса обучения
1. Характеристика традиционных принципов обучения: принцип научности; принцип преемственности, последовательности и систематичности; принцип наглядности; учета возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Характеристика принципов развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина; Л.В. Занкова.
3. Основные подходы к определению понятия «содержание образования».
4. Принципы и критерии отбора содержания образования, современные требования к нему.
5. Государственный образовательный стандарт, его компоненты и функции.
Литература:
1. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения /В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
2. Занков Л.В. Принципы экспериментальной дидактической системы // Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990. – С. 112 – 120.
3. Нечаева Н.В., Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2006. – С. 52 – 76.
4. Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшая школа, 2007. – 430 с.
5. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1997. – С. 186 – 201.
6. Подласый, И. П. Педагогика: в 3 кн.: учеб. для вузов/ И.П. Подласый. – М.: Владос. – Кн. 2: Теория и технологии обучения. – 2007. – 575 с.
7. Подласый, И.П. Педагогика начального образования /И.П. Подласый. – М.: Владос, 2000. – 4000 с.
II семестр
Семинар 1. Методы и формы воспитания
1. Характеристика методов формирования сознания: объяснение, разъяснение, убеждение, внушение, лекция, диспут, пример и др.
2. Характеристика методов организации деятельности: приучение, переключение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и др.
3. Характеристика методов стимулирования деятельности: требования к поощрению и наказанию; соревнование, метод естественных последствий.
4. Массовые формы организации воспитательной работы: коллективные трудовые дела, праздники (вечера, утренники и т.д.), смотры художественного творчества, выставки, соревнования и турниры, походы, экскурсии.
5. Групповые формы организации воспитательной деятельности: клубы по интересам, предметные кружки, детские и юношеские общественные объединения и организации, художественно-творческие и спортивные объединения.
6. Индивидуальные формы организации воспитательной деятельности: помощь в планировании и выполнении организаторской деятельности, индивидуальная научно-познавательная, творческая, трудовая деятельность, общественные поручения.
7. Анализ воспитательного мероприятия.
Литература:
1. Бабанский Ю.К. Педагогика.- М., 1988.- Гл. 7, 17; Гл. 8-14.
2. Подласый И.П. Педагогика.- М., 2000.- Т.2.- Гл. 4; Гл. 5 № 3-7.
3. Педагогика – любой учебник для вузов.
Семинар 2. Методы и формы обучения
1. Система методов обучения по функциональному назначению (И.Ф. Харламов): 5
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся – объяснение, лекция, рассказ, иллюстрация и демонстрация при объяснении и т.д.;
б) методы закрепления изучаемого материала – беседа, работа с учебником и др.;
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению – работа с учебником, лаб. работы и др.;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков – упражнения, лаб. занятия и др.;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся – наблюдение, опрос, контрольные и домашние работы, программированный контроль.
Литература:
Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для пед. вузов/ В.И. Загвязинский.-3-е изд., испр.-М.: Академия, 2006.-188 с.
Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшая школа, 2007. – 430 с.
Педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1988.- 479с.
Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для вузов/ В.А. Ситаров; ред. В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2002.- 366 с.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.- М.: Юристъ, 1997.- 512с.
2. Альтернативные системы обучения: Белл-ланкастерская, Мангеймская, Дальтон-план, план Трампа и др. Особенности организации обучения в них, отличия от классно-урочной системы.
3. Разнообразие форм обучения: экскурсия, практикум, семинары, факультативные занятия, консультации, дополнительные занятия, домашняя учебная работа, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, игры, выставки).
4. Структура уроков различных типов (по В.Онищуку и др.).
Литература:
1. Пидкасистый П.И. Педагогика.- М., 2002.- Гл. 11-12.
2. Ситаров В.А. Дидактика.- М., 2002.- Гл. 4.4.
3. Педагогика – любой учебник для вузов.