Плавающие сцены Bregenz Festival или Опера на Боденском озере




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

Факультет «Школа архитектуры, дизайна и искусств»

Кафедра «Архитектура»

 
Зав. кафедрой «АР»
____________ М.Г.Саркисьянц
(подпись)
«___» _____________ 2017г.
     

 

Лабораторная работа

по дисциплине «Инновационные технологии в проектной деятельности»

на тему «Современные медиа театры и специфика их проектирования.»

Автор проекта _______________________ Д.Ю. Ажинов

подпись

Направление подготовки: 07.04.01 «Архитектура»

Профиль Архитектура

Обозначение Группа АМА11

Руководитель проекта ___________________ к.т.н. доц.Д.А.Протопопова

подпись

Проект защищен ______________ ______________ ______________

дата оценка подпись

 

 

Ростов-на-Дону

Содержание

1. Введение 1

2. Актуальность 4

2.1. Структура театра 4

3. Театр и технологии 5

3.1. Влияние медиа технологий на архитектуру театра 6

3.2. Интеграция мультимедийных технологий в пространство театра

3.3. Театр в киберпространстве 10

3.4. Примеры современных медиа театров 11

4. Заключение 22

5. Список литературы 23

 

Ключевые слова: театр, медиа технологии, информационная эпоха, моди­фикация, формообразование, эволюция архитектурной формы.

Введение

Театр - зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств-литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр

Во все времена театр представлял собой искусство коллективное; в современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра (дирижёра, балетмейстера), участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители. Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций и его роль в духовной жизни страны

Многие современные театры, несмотря на свои внешние различия, построены по единой схеме. Практически каждый современный театр имеет зрительный зал включающий зрительные места, сцену и закулисье. Обычно, сцену от зрителей отделяет оркестровая яма. В зависимости от стиля и размера, в театре, кроме партера, могут быть ложи расположенные ярусами вдоль стен. Эта организация театра считается классической и ведет собственное начало со времен театров итальянского Ренессанса. Она дает великолепный акустический эффект усиления звука и отлично подходит для постановок оперы и балета.

Несмотря на наличие общепринятых схем, некоторые современные театры созданы по-своему. Некоторые, напоминают античный театр, где сцена располагается в центре, а зрительные места вокруг неё. Такое устройство дает хорошую видимость и слышимость, объединяет сцену и зрительный зал, а также позволяет каждому зрителю чувствовать себя на равных с остальными. К античной схеме сегодня прибегают, в основном, экспериментальные труппы, для постановок которых не требуются масштабные декорации и многоярусные кулисы. Как правило, в таких постановках задействовано немного актеров и основной акцент делается на экспрессию актеров и смысловую нагрузку.

Многие театры, построенные в двадцатом веке, похожи на классические итальянские театры, за исключением того что в них ложи заменены на обширные балкон. В некоторых случаях балконы могут располагаться в несколько ярусов. Несмотря на широкое использование аппаратуры для ретрансляции и усиления звука, предпочтение отдается живому звучанию. Поэтому акустика помещения театра и по сей день считается главным критерием качества помещения театра.

Актуальность

В информационной эпохе, когда медиа технологии активно внедряются во все сферы жизни и деятельности человека априори невозможно автономное развитие архитектуры. На театральное искусство сегодня активно влияют постоянно изменяющи­еся и совершенствующиеся мультимедийные средства и инструменты. Поскольку театр по своей природе синтетичен, то соединение его с мультимедийными тех­нологиями или даже с мультимедийным искусством вполне естественно. Театр обрел новые возможности.

Театр, как художественное средство, является синтетическим. Он соединяет актерское исполнительство, музыку, пластику, живопись, декорации. В современный театр вошли электронные средства, которые обогатили пространство сцены световыми эффектами, усложнили возможности машинерии, изменяющей пластику сцен. Появились видео проекции, стали использоваться компьютеры. Интернет, как глобальная сеть, не могла не повлиять на развитие театра, создав не только новые возможности для рекламы, но и расширив параметры обратной связи зрителя с театром.

2.1Структура театра

Помещения театра делятся на два взаимосвязанных сложных комплекса: демонстрационный или сценический и зрительский. Для формирования театральной функции необходимо функционально образующая часть — ЯДРО {практически не изменяемо по своей структуре для архитектуры традиционных театров), включающее помещения демонстрационного комплекса (зрительный зал, технологию), помещения, обслуживающие сцену (для творче­ского и технического персонала, склады), административно-хозяйственные поме­щения, производственные помещения. В традиционном театре вариации зала ограничены типологизированными формами с целью соблюдения акустических норм, норм вместимости и назначения зала.

К изменяемым частям комплекса, с помощью которых происходит форми­рование различных объемных вариаций, относится функционально дополнитель­ные части — помещения зрительского комплекса (кроме стандартного необходи­мого набора помещений). Структура зрительского комплекса состоит из стандартного (функционально не изменяемого) набора помещений: кассовый ве­стибюль, зал, входной и распределительный вестибюль, гардероб, буфет фойе са­нитарные узлы; и функционально дополнительных групп помещений. В зависи­мости от количества таких групп и их типа формируется объем и форма здания.

 

3. Театр и технологии

Театр в том виде, как он сложился в XIX веке, всё больше становится анахронизмом. Театр — дитя эпохи XVII-XIX веков. И хотя живая игра актёров на сцене — неувядаемый аттракцион, что-то в театре становится музейной условностью. Современный театр представ­ляется в большей степени импровизационным зрелищем [1]. В настоящее время происходит активное формирование мультимедийного театра как новой эстетики, которая присуща современному театру, а не просто соединение цифровых техно­логий с традиционными театральными искусствами.

Мультимедиа стало восприниматься не просто как средство для создания объектов искусства, а как самоценный инструмент со своей собственной эстети­кой. Виртуальные технологии непосредственно включаются в «тело» действия, усиливая чувственные реакции зрителей. Современный процесс глобализации разрушает традиционные стереотипы представления о театральных формах. В частности, Астафьева Т.В. так говорит о приобретении сценографией все большей художественной выразительности: «Постановщики, конкурируя на «театральном рынке», используют в спектаклях видеопроекции, электронные декорации с муль­тимедийными экранами, светодиодные костюмы и занавесы, множество световых спецэффектов, конструктивные элементы и площадки с дистанционным управле­нием» [3]. С появлением цифровых технологий в театре увеличилась производи­тельность работников, расширились их «традиционные» возможности. Улучши­лась и облегчилась работа светорежиссеров и светооператоров: они могут про­граммировать световое шоу для спектаклей и даже проверять техническое состо­яние светооборудования даже находясь в другом городе. Качество света стало лучше, появился светодиодный экран. Появилась профессиональная лазерная си­стема. В настоящее время с помощью компьютерной графики и мультимедийных проекторов можно создавать многослойные декорации, перемещение которых обеспечивается передачей информации по каналам связи [3].

Сегодняшний театр включает широкий спектр технологий – от традиционно театральных до электронных, позволяющих воспринимать театр, как цифровой перформанс. Как один из видов искусства, театр всегда стремился находить связь со зрителем с помощью современных технологий. Известно, что в греческом театре использовались разнообразные кронштейны и механические приспособления, которые позволяли усиливать эффект от фантастических картин, повествующих о чудесах, совершаемых богами.

В театре Возрождения были также очень популярны инженерные конструкции. Леонардо да Винчи, к примеру, создал для миланского герцога Лодовико Сфорцо модель человека-робота, который участвовал в театрализованных развлечениях богатых гостей герцога.

 

В Машинерия эпохи барокко тоже была впечатляющей. Умелыми мастерами создавались машины для имитации ветра, дождя и грома, сцены сжимались и расширялись, фрагменты декораций вращались, создавая иллюзию волнения на море или перемещения героев в воздухе. По мнению театрального художника Виктора Григорьева, «с викторианской эпохи машинерия по сути не изменилась, именно в это время она развилась до современного состояния. В современном театре добавилась только гидравлика и электродвигатели»

 

С освоением электричества технические новшества на его основе проникли во все области человеческой жизни. Театр получил не просто искусственный свет, но были разработаны принципы театрального освещения, обогащающие сценическое пространство и замысел спектаклей. С изобретением более сложного оборудования появилась возможность усиливать звук, создавать световые проекции для театра теней и видео показов. Современные театры заинтересованы в том, чтобы внедрять на своих площадках мультимедиа технологии не только для усложнения пространства сцены, но и для создания целого арсенала средств соединения театра с другими видами искусства.

 

Современный театральный спектакль включает элементы кино и телевидения. Это расширяет воздействие театрального действия на человеческие чувства и вовлечения зрителя в пространство спектакля. Само театральное пространство также видоизменяется, выходя за рамки традиционного здания и устремляясь вовне: в помещения заброшенных фабрик, в природные ландшафты, на вокзалы и городские площади.

Впрочем, стоит вспомнить, что исторически театр был крепко связан с социальной жизнью городов, возникая как праздничные развлечения и сопровождая события городской жизни. В этом смысле современный театр активно использует свой исторический опыт, лучшие его достижения разных культурных периодов. В таком театре усилено игровое начало. Для него используются многообразные электронные средства, характерные для современных художественных проектов, призванных ставить перед пользователем сложные психологические задачи и требующих активного участия зрителей (пользователей) в игровых ситуациях.

3.1 Влияние медиа технологий на архитектуру театра

Влияние медиа-технологий прослеживается на четырех уровнях — функци­ональная структура, объемно-пространственные, архитектурно-художественные характеристики, и процесс проектирования.

Серьёзные изменения произошли в технологии сцены, обеспечении без­опасности для зрителей и актеров, скорости смены декораций, вентиляции, осве­щении, акустике.

Развивается принципиально новый подход к проектированию театрального здания. В его основе лежат два морфологических типа пространства — техноло­гически взаимосвязанное «театральное пространство» (комплекс «сцена — зал») и пространство «зрительского комплекса» (это фойе, вестибюли, фасады и приле­гающая городская среда) [1].

Пространство «зрительского комплекса» продолжает играть роль преддве­рия, знака, культурного символа отношения общества и власти к театру. Так как это пространство расширяется, современный театр встраивается в иные социаль­ные функции, происходит типологическое развитие театрального сооружения. В некоторых случаях он становится частью узлов городской жизни — деловым или торгово-развлекательным центром и т.д. В этой ситуации он способен стать куль­турным раритетом или площадкой театрального эксперимента [1].

Еще архитектор Тойо Ито, говоря о современных общественных зданиях, назначение которых — передача, хранение и использование информации, утвер­ждает, что все они «сольются в единую, общую типологию, и не останется границ между музеем и арт-галереей, между библиотекой и театром, они реструктуриру­ются в новую форму — медиатеку, напоминающую удобный в быту медиа­ супермаркет, где все медиа собраны вместе и “все по полочкам”» [2].

Пример этому - театр Государственный Большой Театр Китая в Пекине, где помимо сцены для драматического представления, оперы, концертного зала осуществляются функции торговли, выставочного центра, библиотеки, офисов и питания. Или проект Оперного театра в Пусане, Южная Корея, где также присут­ствуют функции выставочного центра, конференц-центра, спортивные направле­ния: фитнесс и бассейн.

Гораздо медленнее прогресс изменения формы идет изнутри «театрального пространства». Но все же активное внедрение таких медиа технологий, как ви­деопроекции, электронные декорации с мультимедийными экранами, светодиод­ные костюмы и занавесы, конструктивные элементы и площадки с дистанцион­ным управлением, световые спецэффекты, лазерная система оказывают активное влияние на сценический процесс, и их использование не может не отразится на архитектуре.

 

Главным образом, на архитектуру театров, технологии влияют следующим образом:

1) Происходит модификация глубинной сцены-коробки:

· уменьшение размеров, либо удаление карманов сцены за их ненадоб­ность (использование электронных декораций с мультимедийными экранами);

· уменьшение размеров, либо удаление колосников (использование элек­тронных декораций с мультимедийными экранами);

· многоцелевое назначение театральной сцены, также современный муль­тимедийный театр может быть организован почти на любой сцене (сцена - коробка, открытая сцена, концертный зал, зал, удовлетворяющей необходимым габари­там и техническому оснащению).

2) Модификация самой сцены:

  • проектирование динамичных сцен, способных принимать любые конфигура­ции в зависимости от фантазии постановщиков;
  • в пространстве сцены проектировщиками предусматриваются специальные техни­ческие места/ниши для установки необходимого инвентаря и оборудования.

3) И модификация состава помещений, обслуживающих сцену:

  • организация специальных помещений (аппаратная, медиа центр), оборудованных необходимой техникой, где происходит процесс создания медиа сопровождения;
  • уменьшение состава помещений для хранения декораций и инвентаря, удаление из структуры театра производственных залов для изготовления и росписи декораций.

Данные изменения можно проследить уже в построенных объектах: Mercury Theatre в Барвихе, где зал трансформер может работать в четырех режи­мах: как театр, кабаре, и сценой для показов мод и презентаций. В театре также отсутствует глубинная сцена-коробка. А также Театрально-культурный комплекс «Новая сцена Александринского театра», где также отсутствует глубинная сцена- коробка, а зал имеет 14 вариантов трансформации), оснащен динамичной сценой. В составе также находится помещение медиацентра. Он занимает около 150 квад­ратных метров, и является, по сути, главной площадкой для экспериментов в об­ласти интернет-театра. Аппаратная выглядит как большая телевизионная студия, оборудованная цифровыми видеокамерами, современным освещением и звукоза­писывающей техникой. Там же находится монтажный центр и мультимедиабиблиотека.

 

 

3.2 Интеграция мультимедийных технологий в пространство театра

Сейчас мы можем видеть, как в едином пространстве сценографии работают аудиовизуальное искусство, генеративное искусство, саунддизайн, меппинг и 3D, 4D 5D, интерактивные инсталляции и прочие тренды мировых актуальных технологий. Все это на выходе рождает органичную, единую структуру.

Сейчас важно понимать, что «новый» мультимедийный театр – это не просто соединение компьютера со сценой, а полномасштабное ваяние новейшей эстетики, которое присуще театру будущего.

Большое внимание модернистами начала ХХ века уделялось проблемам восприятия и наблюдения касательно зрителя. Исходя из различных экспериментов с цветом, один из специалистов Чикагского университета Джошуа Юмбайт уделил особое внимание аспектам именно эстетического воздействия цветовой гаммы. В своей работе «Перемещение цвета: эстетическая история прикладного цвета технологий в немом кино» он активно экспериментирует со светом. Не менее активно велись поиски интеграции киноизображения в театральное пространство. Но на рубеже ХХ века применение кинокадров выполняло задачу, схожую с периодом раннего кинематографа. Стояла задача – произвести впечатление, эффект удивления и эпатажа. В последствии, по мере развития и изучения искусства касательно интеллектуальных исследований и попыток проникнуть в сущность онтологических дискурсов, применяемые в постановках и перформансах проекции, видео и кинокадры стали использоваться гораздо более осознанно и с точки зрения мультимедиа режиссуры, поднялись на новый уровень развития. Пространство театра практически всегда представляло собой многоуровневую, сложную структуру организации, взаимодействий и функций. Оно включает в себя воспроизведение, повествование и элементы перформанса. Все это, объединяясь вместе, формирует «искусственную среду» (пространство). Пространство, в свою очередь, расходится в режимы, которые выходят иной раз за рамки физической реальности, прогрессируя в абстракцию, т.е. «нематериальные энергетические пространства», и вот с этого момента мы получаем создание массового эффекта воздействия на зрителя во время действия. До момента возникновения мультимедиа театра противопоставление «пространств подчеркивалось нали-чием границы, всегда четко ощутимой. Ее преодоление есть магистральный, глубинный сюжет, наиболее типичным построением которого является ценностно детерминированное движение через границу пространства. Тем самым возникает борьба с конструкцией мира, состоящая из двух антиномичных компонентоввнутреннего и внешнего пространства» [5, с. 60].

 

На данный момент новые оптические и визуальные технологии создаются и изучаются каждый день, находя свое применение в пространстве театра в сочетании с другими театральными традиционными элементами. Такой синтез инноваций с пространством открыли новые пути для дальнейшего развития мультимедийных технологий в театре. Эти приемы могут значительно продлить и сформировать иную среду сцены, воплощая игровое, многослойное пространство без границ. Благодаря тому, что мультимедийные перформансы могут быть сосредоточены и за пределами театра, это рождает уникальные искусственные условия, в которых можно создавать и перемещать виртуальную реальность так, как этого пожелает режиссер. Следовательно, открываются широкие перспективы для импровизационной зоны. Взаимодействие новых технологий и сценических образов реализует новые формы интерактивного слияния. Привычное пространство дематериализуется и становится виртуальным, создавая, таким образом, новейшую эстетику. Можно ли назвать это уходом театра под влиянием кибернетической экспансии в область перформативных зрелищ – это нам откроет будущее. Важно помнить о том, что технологии никогда не заменят реального действия и должны выполнять функцию сопровождения.

 

3.3 Театр в киберпространстве

Современное интернет оборудование позволяет не только просматривать спектакли в киберпространстве в многокамерной трансляции, но и задуматься о возможности для продвинутых пользователей создать из этих потоков собственную версию спектакля со своими акцентами и визуальными версиями действия. Такие проекты направлены в будущее, но многие театры уже сегодня озабочены тем, чтобы подготовить для них соответствующие площадки и специалистов. Небольшой театр New Paradise Laboratories в Филадельфии, Пенсильвания (режиссер Уит Маклулин (Whit MacLaughlin) и координатор Кэти Отто (Katy Otto), располагается между киберпространством и сценой [16]. Созданный в 1996 г. театр сотрудничает со специалистами разных направлений, включая программистов, веб дизайнеров, визуальных художников, писателей, философов, композиторов, архитекторов и актеров. Этот театр ориентирует традиционное пространство сцены на тех зрителей, которые привыкли «жить» в Интернете. Используются такие сетевые ресурсы, как Facebook, Skype and Chatroulette. Действия разворачиваются в социальной сети с помощью мультимедийных компонентов из YouTube и Sound Cloud.

 

Театр существует в виртуальном пространстве, собирая от зарегистрированных пользователей медиа наполнение для спектаклей и размещая продукт в интернете. Перед началом действия аудитория связывается с героями спектакля через аккаунты Facebook, Twitter и Flickr, на которых хранятся материалы. Герои спектаклей повествуют о своем опыте жизни в киберпространстве, раскрывая актуальные проблемы современности.

Когда театр делал первые шаги, аудитория была очень далекой от театральной – только те, кто глубоко вовлечен в Интернет. Театр оказался очень привлекательным и начал быстро развиваться. Была создана лаборатория под названием Fatebook, где любой может создать свою ячейку и поучаствовать в кастинге. Затем все участники «собираются» вместе и участвуют в действии. Ежегодно театр создает по одному спектаклю, участвуя с ними в фестивалях и вовлекая разные университеты Америки. Термин «Интерактивный театр» часто упоминается в связи с социальной адаптацией разных категорий граждан (детей, больных людей, стариков). Использование же интерактивности в профессиональном театре с одной стороны тяготеет той же цели – вовлечение в театр широкой аудитории людей. С другой – это попытка быть современными за счет использования разных форм фантазии людей в виртуальном мире.

 

3.4 Примеры современных медиа театров

Плавающие сцены Bregenz Festival или Опера на Боденском озере

Через год после окончания Второй мировой войны в старинном австрийском городе Брегенце состоялся первый фестиваль исполнительских искусств — Bregenz Festival. В городе, где даже не было своего театра, сама идея проведения театрального фестиваля казалась абсурдной. Но решение было найдено. Причем очень оригинальное, если не сказать эксцентричное: оперу Моцарта «Бастьен и Бастьенна» зрители смотрели и слушали на берегу Боденского озера – именно там были пришвартованы две баржи, на которых и находились плавающие сцены. На одной из сцен непосредственно разворачивалось действо, а на другой обустроился Венский симфонический оркестр.

Первая опера в 1946 году

Зрительный зал под открытым небом вмещал 6500 человек. На случай же дождя был предусмотрен крытый зал на 1000 мест. С тех самых пор каждое лето, в июле-августе, в Брегенц устремляются любители оперы.

Опера "Волшебная флейта", 1985-1986

 

За шестьдесят лет конструкция сцены несколько изменилась: на дне озера возвели бетонное основание, на котором и находится удивительная надводная часть сцены. К каждому спектаклю она меняет свой облик, превращаясь в главную декорацию постановки.

Опера "Смерть Марата" 2011-2012

Чтобы плавающая сцена «не потерялась» на фоне окружающей природы, ее «немного» увеличивают — в 2-3 раза по сравнению с традиционной театральной сценой. Кроме того, здесь размещаются гримерки, оркестровая яма и машинное отделение. А вот кулис нет совсем. Так что художникам-декораторам приходится поломать голову – как сделать так, чтобы смена действий происходила бесшумно и легко.

Опера "Аида", 2009-2010

Однако сцена Festspielhaus используется не только для театральных постановок. В 2008 году на плавучей сцене была организована прямая трансляция чемпионата мира по футболу. А зрительный зал заполнили не любители оперы и оперетты, а футбольные болельщики – общим числом 160 000 человек.

Сценические конструкции с 1985 года уже не разбираются – они остаются на своем месте всю зиму, чтобы следующим летом вновь удивлять, поражать и в очередной раз доказывать, что опера — это не скучное и подзабытое искусство, а современное, захватывающее и популярное.

Опера "Тоска", 2007-2008

После окончания оперного сезона конструкции сцены не разбираются, а остаются зимовать, чтобы следующим летом снова поражать, удивлять и доказывать, что опера – это не позабытое и скучное искусство, а популярное, современное и интересное.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: