Конструктивные требования




5.1.4.1. Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса аккумуляторов должны соответствовать НД на аккумуляторы конкретного типа.

5.1.4.2. Внешний вид аккумуляторов должен соответствовать НД на аккумуляторы конкретного типа.

Металлические детали аккумуляторов должны иметь защитное покрытие. Покрытие металлических поверхностей должно быть щелочестойким. Металлические покрытия должны быть однородными, без отслаивания и пузырьков, а также без следов коррозии.

На пластмассовых поверхностях не допускаются трещины, расслоения, раковины и холодные спаи.

5.1.4.3. Аккумуляторы в металлических корпусах могут иметь покрытие из полимерных материалов или могут быть помещены в специальные чехлы, изготовленные из резины или полимерных материалов.

5.1.4.4. Аккумуляторы должны выдерживать максимально ожидаемый ток короткого замыкания.

5.1.4.5. Токоведущие элементы и их ориентация должны обеспечивать соответствие требованиям по допустимым воздушным зазорам и путям утечек.

5.1.4.6. Конструкция горловин и пробок аккумуляторов должна обеспечивать удобную заливку электролита и свободный выход газа, не допускать выплескивания электролита из аккумуляторов при эксплуатации и попадания внутрь его посторонних предметов, а также допускать заряд аккумуляторов с закрытой пробкой.

5.1.4.7. Конструкция аккумуляторов должна обеспечивать непроливаемость электролита при наклоне от нормального рабочего положения (крышкой вверх) на угол 30°, если иное не установлено в НД на аккумуляторы конкретного типа.

5.1.4.8. Аккумуляторы должны быть спроектированы таким образом, чтобы не разрушаться в процессе эксплуатации и при транспортировании.

5.1.4.9. Требования к огнестойкости аккумуляторов и применяемым материалам устанавливаются в НД на аккумуляторы конкретного типа или группы аккумуляторов в зависимости от их функционального назначения.

5.1.4.10. Требования к трекингостойкости аккумуляторов устанавливают в НД на аккумуляторы конкретного типа или группы аккумуляторов в зависимости от их функционального назначения.

Комплектность

Комплект поставки должен быть установлен в НД на аккумуляторы конкретного типа.

Маркировка

5.3.1. Аккумуляторы, если особо не оговорено потребителем, должны иметь прочную маркировку, содержащую следующую минимальную информацию:

- тип аккумулятора (обозначение аккумулятора - согласно 4.4); дополнительно изготовитель может указать свое обозначение аккумулятора;

- наименование или обозначение изготовителя или поставщика;

- обозначение положительного вывода (в виде красной шайбы или вдавленного, или рельефного знака «+ »; согласно ГОСТ 28312, символ 5005);

- дату изготовления (квартал и год или месяц и год).

5.3.2. Маркировка аккумуляторов должна соответствовать требованиям ГОСТ 18620. Маркировка должна быть разборчивой и прочной. Качество маркировки должно сохраняться

при эксплуатации, транспортировании и хранении аккумуляторов в режимах и условиях, установленных в НД на аккумуляторы конкретного типа.

Способ выполнения маркировки должен быть установлен в НД на аккумуляторы конкретного типа.

5.3.3. Транспортная маркировка грузов - по ГОСТ 14192 с нанесением манипуляционных знаков: «Хрупкое. Осторожно», «Беречь от влаги», «Верх».

Упаковка

5.4.1. Требования к упаковке аккумуляторов, ЗИП, эксплуатационной и товаросопроводительной документации, входящими в комплект поставки, в том числе к категории упаковки, в зависимости от требований в отношении защиты транспортной тары от воздействия климатических факторов внешней среды - согласно ГОСТ 23216, если иное не установлено в НД на аккумуляторы конкретного типа.

5.4.2. Металлические детали аккумуляторов, не покрытые электроизоляционными материалами, должны быть законсервированы. Группы и варианты защитных средств при консервации деталей аккумуляторов должны соответствовать ГОСТ 9.014 (группа III-2, вариант ВЗ-1).

Допускается для консервации применять масло НГ-203 марок А и Б по ТУ 38.101.1931-90 [ 1 ].

5.4.3. В качестве транспортной тары для аккумуляторов, в зависимости от их конструкции, могут применяться стоечные поддоны, изготовленные по НД изготовителя, плотные деревянные ящики по ГОСТ 16511 или иная транспортная тара в соответствии с НД на аккумуляторы конкретного типа.

В случае использования в качестве транспортной тары стоечных поддонов аккумуляторы должны устанавливаться на поддон в вертикальном положении выводами вверх и в один ряд.

Аккумуляторы в металлических баках с изоляционным щелочестойким резиновым чехлом допускается перевозить без транспортной упаковки.

Допускается упаковка аккумуляторов в транспортные пакеты с применением средств крепления по ГОСТ 21650.

5.4.4. Размеры ящиков и обрешеток, с учетом упаковываемых в них аккумуляторов, - в соответствии с ГОСТ 16511.

5.4.5.В транспортную тару должна быть вложена эксплуатационная и товаросопроводительная документация в упаковке, обеспечивающей сохранность документации.

Требования безопасности

6.1. Требования безопасности конструкции аккумуляторов должны соответствовать ГОСТ 12.1.004, ГОСТ 12.2.007.0 и ГОСТ 12.2.007.12.

6.2. Значение электрического сопротивления изоляции между токоведущими цепями и корпусом аккумулятора при температуре окружающей среды (20 ± 5)°С должно быть не менее 10 МОм для аккумуляторов, изготовленных в корпусах из полимерного материала и в металлических корпусах с полимерной изоляцией, и не менее 1,5 МОм для аккумуляторов, изготовленных в металлических корпусах с полимерной изоляцией и помещенных в резиновые чехлы.

Значение электрического сопротивления изоляции между токоведущими цепями и корпусом аккумулятора при повышенной влажности устанавливают в НД на аккумуляторы конкретного типа.

6.3. Электрическая прочность изоляции аккумуляторов при температуре окружающей среды (20 ± 5)°С должна обеспечивать отсутствие пробоя или поверхностного перекрытия изоляции при воздействии испытательного напряжения 1 кВ переменного тока промышленной частоты в течение 1 мин, если иное не установлено в НД на аккумуляторы конкретного типа.

6.4. Аккумуляторы должны быть безопасными при нормальных условиях эксплуатации и случайном неправильном их использовании.

При заряде и разряде аккумуляторов в режимах эксплуатации не должно быть утечек электролита, горения и взрыва.

6.5. Выделение водородных соединений при нормальных условиях эксплуатации и случайном неправильном использовании аккумуляторов во избежание образования взрывоопасных смесей (водорода и кислорода), образующихся во время заряда, не должно превышать критических значений.

Все расчеты должны проводиться исходя из того, что предел взрывоопасной концентрации водорода в воздухе батарейного отсека составляет 4 %.

Необходимость принудительной вентиляции устанавливается в НД на аккумуляторы конкретного типа.

В целях безопасности содержание водорода в аккумуляторном помещении или в воздухе батарейного отсека не должно превышать 0,8 %, если иное не установлено в НД на аккумуляторы конкретного типа.

6.6. Требования 5.1.1.6, 5.1.1.7, 5.1.3.2, 5.1.3.3, 5.1.3.8, 5.1.4.4 - 5.1.4.10 относятся к категориям безопасности.

Правила приемки

7.1. Для проверки соответствия аккумуляторов требованиям настоящего стандарта устанавливают следующие категории испытаний: приемосдаточные, периодические, включающие испытания на надежность, и типовые.

Испытания, не указанные в таблицах, проводят при постановке аккумуляторов на производство в составе квалификационных испытаний, если иное не установлено в НД на аккумуляторы конкретного типа.

Типовые испытания проводят по программе, составленной изготовителем и согласованной с разработчиком.

7.2. Процедуры отбора, проверки, оценки и приемки аккумуляторов должны быть установлены в НД на аккумулятор конкретного типа.

Процедура отбора образцов должна соответствовать ГОСТ Р 50779.71.

Результаты испытаний оформляют протоколом по ГОСТ 15.309.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: