А.В.Захаров
Традиционная культура в современном обществе
Опубликовано в журнале "Социологические исследования",
2004, № 7, СС. 105 — 115
- "Ренессанс" традиционной культуры: постановка проблемы
- Семантический анализ понятия традиции:
- А) бытовое значение
- Б) этнографическое значение
- В) философское значение
- Г) социологическое значение
- Традиционная культура и теория модернизации
Фольклорная и популярная культура- Литература и примечания
1. "Ренессанс" традиционной культуры: постановка проблемы
Вопрос о месте и роли традиционной культуры в современном обществе представляется необычайно интересным и важным. Почти два столетия, начиная с эпохи Просвещения, прошли под лозунгом борьбы с народным невежеством и суевериями. Народное искусство считалось "примитивным" и не заслуживающим внимания, а приверженность традициям — признаком отсталости. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Известные всему миру ученые, например, Ж. Бодрияр, М. Мафессоли, говорят о "ренессансе" традиционной, архаической культуры1. Р. Барт использовал понятие мифа для исследования политики, рекламы, моды2. Пророк новейшей "технотронной эры" М. Маклуэн считал, что будущее человечество будет больше походить на "мировую деревню", а У. Эко ставит вопрос так: "Идет ли речь о пророчестве или о констатации факта. Другими словами: мы уже вошли в эпоху нового средневековья, или… нас ожидает “ближайшее средневековое будущее?"3
Шутливая интонация автора не должна вводить в заблуждение, ибо проблема, на самом деле, не так невинна, как кажется. Достаточно напомнить о таких явлениях, как национальная ксенофобия и религиозный фундаментализм, увлечение мистицизмом, популярность разного рода сект и "народных целителей" и т.п. В какой степени все эти явления можно считать "новыми" или "традиционными" и что конкретно они означают? Кто (или что) является истинным субъектом подобных социокультурных практик? Видимо, некоторые архаические формы культуры, которые до этого считали "пережитками прошлого", играют в жизни современного человека весьма значительную, не вполне проясненную роль. В связи с этим представляется важным уточнить смысловые границы понятий "традиция", "традиционная культура".
|
В рамках этой большой темы имеет смысл выделить для исследования три теоретических вопроса: 1) Что следует называть традиционной культурой, какие явления к ней относятся? 2) В каком отношении находится традиционная культура с современной культурой? 3) В каком направлении эволюционирует традиционная культура сегодня?
Эти же вопросы имеют и вполне конкретный смысл, с точки зрения прикладной социологии. Какое влияние образы и символы традиционной (народной, фольклорной, обрядовой, магической) культуры оказывают на процессы социализации и воспитания личности, формирование массового сознания, идентичности? Важно также понять, какие изменения происходят в современной художественной практике, как можно в нынешних условиях сохранять и развивать традиционную культуру, передавать ее следующим поколениям. Все это заставляет с новым вниманием отнестись к теоретическим вопросам, которые до этого казались давно решенными.
|
Семантический анализ понятия традиции
А) бытовое значение
В бытовой разговорной речи слово "традиция" употребляется в одном ряду с "обычаем", "ритуалом", "обрядом" и т.п. Здесь традиция — то, что принято людьми с незапамятных времен и устойчиво повторяется, воспроизводится в потоке времени. Подразумевается, что традиция заключает в себе нечто важное, положительное, представляющее безусловную ценность и, следовательно, заслуживающее уважения и сохранения. Главный недостаток такого понимания заключается в некритическом отношении к содержанию традиции. Обыденное сознание не проявляет интереса к тому, в каких исторических условиях возникла та или иная традиция, как она связана с другими сторонами культурной жизни, и склонно рассматривать ее как явление самодостаточное, не требующее объяснений.
У некоторых людей понятие традиционной культуры вызывает односторонне положительную оценку. Иначе и быть не может. Ведь традиционная (или народная) культура — основа национального духовного богатства. На ней во все века строилось патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающих поколений. Однако становится опасно, если любовь к традиционной культуре перерастает в некритическое любование ей. На самом деле, в традиционной культуре, наряду с положительными сторонами, могут проявляться и некоторые отрицательные: консерватизм, этническая ограниченность, неразборчивость в выборе эстетических средств. Ученый должен не любоваться традициями, а давать объективную научную оценку всем образцам, без изъятия.
|
Б) этнографическое значение
В этнографии термин "традиционная" обычно рассматривается как синоним слов "народная", "фольклорная" 4. Большинство фольклористов и этнографов полагают, что традиционная культура должна пониматься, прежде всего, как особая семиотическая система, возникшая в дописьменную эпоху 5. Некоторые авторы, например, Е.В. Аничков, В.Я. Пропп, выдвигали на передний план аграрное общество как носителя традиционной культуры6. В современной этнологии выделяются некоторые существенные признаки народного творчества: анонимность, метафоричность, связь с ритуальной и обрядовой практикой и пр. Многие исследователи фольклора обращали внимание на устойчивую повторяемость, архетипичность наиболее популярных образов народного искусства прошлого7, что, впрочем, не исключало возможностей свободных вариаций на известные темы и импровизационного построения текстов.
Недостатком этнографического подхода является то, что он однозначно связывает существование традиционной культуры с прошедшими эпохами. Если этнографам задать вопрос — что такое современный анекдот, городской романс, песни афганских солдат, рекламные видиоклипы? — они недоуменно пожимают плечами, будто не замечают, что названные явления целиком подходят под этнографические определения традиции. Поскольку к подлинному фольклору при таком подходе относят только укорененные в этносе образцы, любое инокультурное влияние может рассматриваться как сознательная или непреднамеренная "порча" традиций.
В) философское значение
Философы подходят к определению традиции более радикально, чем этнографы. Отвлекаясь от конкретных образцов и произведений традиционной культуры, они обращают главное внимание на процессуальный аспект этого явления, на то, что есть традиция ad rem. С точки зрения философии, традиция предстает как явление социальной коммуникации, то есть определенная форма общения людей8. Благодаря традициям культурный опыт может передаваться от одного поколения другим поколениям и от одного народа другим народам.
Размышляя о традиции, философ, в первую очередь, задает вопрос: что транслируется и как транслируется в процессе культурной коммуникации? При таком подходе оказывается, что содержанием традиции может стать любой функциональный элемент культуры: знания, нормы морали, ценности, приемы художественного творчества, политические идеи. Традиция выступает как очень широкое (родовое) понятие, а понятия обычая, обряда, ритуала — как более частные, видовые по отношению к нему. Иными словами, традиция понимается не как отдельный феномен культуры, а как базовый социальный механизм, с помощью которого она воспроизводится.
По мнению современных философов и культурологов, способ трансляции культурного наследия в значительной степени зависит от особенностей коммуникативных технологий, которые имеются в распоряжении общества на тот или иной исторический промежуток времени. Например, Маршал Маклуэн выделял три основных этапа в развитии коммуникаций: 1) вербальный, 2) текстовой ("галактика Гутенберга") и 3) электронный. Следовательно, традиция может быть не только устной, но и письменной, и не обязательно анонимной. К традициям можно отнести и научную или философскую школу, и архитектурный стиль, и официальную государственную церемонию — культурные установления, возникающие уже в постфольклорную эпоху.
Традицию как способ социально-культурной коммуникации отличают некоторые принципиальные особенности: селективность в отношении культурного материала, устойчивость и повторяемость, действенность (нацеленность на реальные поступки и практически потребности культурной жизни), многозначность, авторитарность.
Таким образом, важным преимуществом философского подхода является то, что, разделяя содержание и форму трансляции традиционной культуры, он позволяет подводить под это понятие очень широкий круг явлений. Однако такой подход тоже порождает неясности. Прежде всего, становится непонятным, что же не является традицией?