О христианских добродетелях




Из наставлений

Схиархимандрита Виталия

(1928 – 1992)

 

 

Об исполнении Заповедей Божиих

Надо раздавать, а мы приобретаем, надо слушать, а мы роп­щем, надо отсекать волю, а мы ею живем, надо возненавидеть сей мир и все его утехи, а мы его любим — и в итоге мы идем наперекор заповедям Божиим. И тогда везде тяжело.

Поминая смерть, суд, ад, мы приходим в Божий страх, а страх как уздой удерживает на пути заповедей Божиих.

 

О спасении

 

«На первом месте у человека должно стоять спасение души», — учил Батюшка. Одна его духовная дочь после длительного пла­вания поехала домой, а не к Батюшке. На что он сразу написал ей письмо, в котором указывал, что надо спешить туда, где «мож­но услышать слово спасения* (схиархимандрит Андроник (Лукаш) в 1939 году был сослан на Колы­му. После освобождения в 1948 году он сразу приехал в Глинскую пустынь). Отец Андроник из ссылки не до­мой пошел, а прямо в Дом Спасения. Надо отсекать свою волю».

Легкий путь спасения — это не осуждать никого, — и Господь не осудит.

 

О терпении

 

Лучше потерпеть боли и очиститься от греха, нежели быть здравым и быть обреченным на муки огня.

Если благодати нет, то человек не может сам по себе терпеть.

Одна духовная дочь старца вспоминает: «Я прожила с неверу­ющим супругом, богохульником, 23 года. Много раз думала ра­зойтись, а отец Виталий не благословлял. Он говорил: "Кто терпит свой крест до конца, тому венец готовится, а награда на Небесах такая от Бога, что человек даже не может себе представить"».

 

Об Иисусовой молитве

 

Надо не помыслы принимать, а молитву совершать.

Молитву творите во всякое время и положении — вот будет Вам моление, бдение, чтение и благодарение.

Творите молитву — она все восполнит.

Всегда надо читать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Сидишь, кушаешь, беседуешь, идешь, стираешь, стряпаешь, моешь, копаешь, носишь — всегда надо читать Иисусову молитву. Тогда не будет тоски. Говоря так, и Господа радуем, живых и почивших, и свою душу обогащаем, и в рай вселяемся о Христе Бозе.

Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай — и получишь спасение.

Читайте Иисусову молитву во всякой нужде и печали, тогда приидет по времени искомое.

Когда будешь безпрестанно творить молитву, будет благо, а ежели не радостно, так потому, что не творим молитву.

Во время тоски и других изменений надо безпрестанно тво­рить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицей помилуй нас грешных». Отец Андроник говорил: «Кто молит­ву не читает, тот тоской заболевает, с нею и уныние прихо­дит — и тако себя отягощает».

Хотя бы ты находился в смятении ума, когда он бывает увле­чен чем-нибудь, и тогда не оставляй молитвы Иисусовой.

Эта молитва избавит от печати антихриста, простит грехи, украсит добродетелями и с Богом соединит.

Люби Иисусову молитву, а она тебя оденет, яко ризою, добро­детелями, поведет путем спасения, ободрит, обвеселит и жребий спасения со избранными дарует.

С людьми, когда они прекословят или порицают, надо мол­чать да молитву Иисусову творить. Это чудное средство.

Отец Виталий говорил, что к молитве надо относиться с боль­шим рассуждением, дабы не впасть в прелесть. В письме к од­ному архимандриту он так отвечал на его вопрос: «Почему Отцы не велят заниматься Иисусовой молитвой? Это в облас­ти сердца. Кто прежде времени берется за сей подвиг, а не стяжал молчания, терпения, отсечения своеволия, и емлется за великий подвиг, оттого бывает прелесть. Поэтому Отцы, остерегая от сего дела, строго говорят не входить в сие делание прежде времени»* (здесь отец Виталий говорит о третьей степени Иисусовой молитвы – об умно-сердечной, к которой Святые Отцы не рекомендовали приступать без опытного духовного руководства).

Мы горды, потому и молитвы Иисусовой нет.

За гордость молитва не дается.

Молитва с гордостью не принимается Богом.

 

О молитвенном правиле

 

Батюшка учил не скорбеть и не унывать, если не успеваешь вычитать утреннее правило, а неустанно читать в течение дня

Иисусову молитву, 150 раз «Богородице Дево, радуйся» и Пя-точисленные молитвы. Он говорил, что Иисусовой молитвой можно заменить все правило, а кто каждый день читает 150 раз «Богородице Дево, радуйся», того Матерь Божия спасет.

Если после молитвы попьешь чаю или покушаешь, заново надо читать молитву на сон грядущим.

Всегда читайте «Богородице Дево, радуйся» по 150 раз с по­клонами — и Матерь Божия совершит спасение.

Батюшка советовал утром, выходя из дома, прочитать 26, 50 и 90 псалмы, а между ними, в начале и в конце по одной мо­литве «Богородице Дево, радуйся». После этого, он говорил, если рядом разорвется снаряд или пуля, или случится по­жар — никакая беда тебя не коснется.

Читайте 26, 50, 90 псалмы, и Господь и Матерь Божия пода­дут Свои милости.

Раз есть тщеславие исполнением правила, много не бери, а тяни четки с Иисусовой молитвой, не считая, но только сми­ренно и со вниманием.

Старайся аккуратно молиться утром, вечером и при всяком деле, хотя бы так: «Благослови, Господи. Слава Тебе, Господи». И вместо других мыслей говори: «Господи, помози ми. Госпо­ди, защити мя. Господи, буди врач души и телу. Господи, научи мя творити волю Твою». Тако творя, ты будешь беседовать с Богом, что и есть молитва. Другие мысли не принимай — они не Божий.

При крайнем затруднении к прочтению правила ко Прича­щению позволял прочитать 5 четок Иисусовых молитв.

Требовал молиться за всех, но при крайней занятости позво­лял даже так: «Благослови, Господи, всех здравием и помяни всех усопших во Царствии Твоем. — Вот и помолились, тогда не будете унывать».

 

О церковной молитве

 

Отвечая духовным чадам о важности частого посещения Цер­кви, отец Виталий говорил: «Домашняя молитва за несколь­ко дней не заменит одного «Господи помилуй» и поклона, сде­ланного в Церкви».

«Внимайте, как вы креститесь: махаете, как мух гоняете», — предупреждал он своих чад, обращая внимание на то, что пе­ренося руку с плеча на плечо нужно делать прямую линию, а не гнутую дугу.

Батюшка считал важным совершать крестное знамение и по­клоны не самочинно, а в согласии с церковным уставом, кото­рый должен знать каждый православный христианин.

 

О посте

 

В Страстную Пятницу Батюшка совсем не разговаривал. Так он почитал день страданий Спасителя.

Учил всю Страстную седмицу ходить в храм, суетой не зани­маться, только приготовить пищу разрешал. Он говорил, что днями Страстной седмицы освящаются дни всего года. Вели­ким Понедельником освящаются понедельники всего года, Великим Вторником — все вторники года и т. д.

 

О христианских добродетелях

 

Терпение, благодарение, молитвенный труд — все недоумения, препятствия и скорби сотрут, и в тихое пристанище приведут...

Будете любить — ни тоски, ни уныния не будет.

Господь учить нас быть подобно детям, не осуждать, не оби­жаться, всех любить, терпеть, благодарить, на промысел Бо­жий возлагаться.

Никогда не должно падать духом, а всегда уповать на помощь Божию и на милость Его.

Знайте, что за послушание Господь подаст терпение, великую милость и спасение.

Смиряйтесь, терпите, любите. Любовь будет — и стены разойдутся.

Любовь — единственное, что надо стяжать.

Учил со всеми жить в мире, говорил: «Лучше пусть дело разо­рится, чем нарушать мир».

 

О неосуждении

 

В письмах Батюшка постоянно повторял, чтобы никого не осуждали, ибо от сего греха «благодать уходит, а тогда — тос­ка, уныние, леность, ожирение, похоти, алчность, жадность, шутки, многословие находят, а также нетерпение, неделание ничего доброго».

Чтобы научиться любить, надо молиться так: «Господи, бла­гослови всех, кого я осудил (имена), и их святыми молитва­ми и мя, окаянного, помилуй». — С этой молитвой 12 пояс­ных поклонов. Так учил нас отец Серафим* (духовник Глинской пустыни схиархимандрит Серафим Романцов), и мы все ежед­невно сие совершаем.

Когда не можешь отстать от осуждения, тогда надо совершать 150 раз «Богородице Дево, радуйся», — и Матерь Божия по­может никого не осуждать.

Одна духовная дочь отца Виталия вспоминает: «Как-то Батюшка на ходу, как бы между делом, сказал: "Лучше бы вы объелись, чем осудили человека"».

Одна из его духовных чад поехала в Сочи. В храме она со­блазнилась тем, что на престоле не горели свечи и сокраща­ют службу, и не стала причащаться. На это Батюшка отве­тил: «Причащаться надо, и надо самому гореть свечой. За то, что привыкли осуждать, покоя нигде не находят люди.

Осуждай себя каждый человек... Все грехи нас борют потому, что мы горды».

При злопамятности, когда зло внутри гнездится, тогда скажи себе: «Бог — Любовь, а я не люблю, значит меня Бог отринет!» — И сим помыслом выгонишь злопамятство.

Не осуждай, люби, себя вини, всех за Ангелов считай — и будут слезы.

Батюшка приучал в общении с людьми постоянно думать: «Все как Ангелы, а я хуже всех».

 

Об отношении к обидчикам

 

Если кто на тебя обижен или недоволен, ты за него поклончи-ки положи, а то и гостинчик пошли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: