Театр – воспитывает высокие эстетические чувства.




План – конспект занятия кружка «Театральный»

Дата: 07.10.2020г.

Занятие № 11

Тема занятия:Выразительное чтение стихотворения.

Театр – это всегда открытие, праздник, волшебство.

Театр – воспитывает высокие эстетические чувства.

Театр, игра, чтение – это, пожалуй, одни из самых любимых занятий человечества, ведь свои первые роли и пьесы мы начинаем ставить чуть ли ни с самых первых дней жизни.

Как все мы знаем, актерское чтение – это не просто талант красиво говорить – это, прежде всего ежедневный труд, работа, которая непременно требует освоения театрального искусства.

Традиционно принято считать, что актерское мастерство и актерское чтение, необходимы только людям «речевых» профессий – таким как актеры, преподаватели, политики, телеведущие. Но даже если ваша профессия не связана с постоянным публичным выступлением, мы уверенны, все же не будет лишним овладеть умением понятно, увлекательно и доходчиво излагать свои мысли.

Помните! Залог успеха – во вдумчивых, последовательных и регулярных занятиях.

Памятка

Как подготовиться к выразительному чтению

  1. Перечитай внимательно текст. Вспомни содержание, мысли, чувства героев, автора.
  2. Определи своё отношение к героям, событиям.
  3. Мысленно представь себе их.
  4. Подумай, что будешь говорить при чтении слушателям, что хочет сообщить автор.
  5. Реши, как ты будешь использовать интонационные средства: тон, темп чтения, логические паузы, логические ударения.
  6. Потренируйся дома, читая текст вслух для себя. Представь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
  7. Прочитай текст выразительно.

 

Что нужно знать для успешной подготовки к выразительному чтению художественного произведения?

1. Приступая к подготовке выразительного чтения художественного текста (прозаического или поэтического) проведите анализ художественного произведения.

2. При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание художественную форму.

3. Идейное содержание включает: 1) тематику произведения; 2) его проблематику; 3) пафос произведения – идейно–эмоциональное отношение писателя к изображенным характерам.

4. Художественная форма включает: 1) детали предметной изобразительности: портрет, пейзаж, бытовые подробности; 2) композиционные детали: авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды; 3) изобразительно-выразительные особенности авторской речи..

5. Далее сделайте исполнительский анализ художественного произведения, который включает в себя: знакомство с произведением, уяснение его содержания, определение темы, представление действующих лиц, событий, причинноследственных связей между ними.

 

Важно: установить подтекст произведения, уяснить идею, замысел автора. Очень важное требование – осмысленное деление речи на такты, иначе говоря, расстановка пауз. Особое внимание следует уделить расстановке смысловых акцентов – интонационному выделению наиболее важных в смысловом отношении слов, нахождению точного логического ударения.

В обыкновенной речи мы ставим логические ударения почти автоматически, но при выразительном чтении произведения важно точно донести смысл, выделить именно то слово, которое нужно. В качестве логически ударного чаще всего выступает слово, несущее новую и/или наиболее важную информацию, являющееся смысловым центром фразы. Пауза и логическое ударение позволяют сделать выразительной интонацию.

 

Интонация – основное качество произношения, делающее его либо привлекательным, либо, напротив, отталкивающим. Интонация, или мелодика речи, выражается в особом музыкальном своеобразии звучащего слова.

Интонационная выразительность показывает богатство личности оратора и его интеллектуальную подготовку. Впрочем, необходимо избегать как интонационной недостаточности, так и интонационного излишества. Недостаточность состоит в интонационном однообразии, а излишество – в том, что мелодия речи у некоторых людей перерастает в нарочитую манерность. Деление на такты, расстановка пауз позволяют найти уместный темп речи, который начинающему исполнителю рекомендуется сдерживать. Необходимо учиться произносить текст энергично, но в то же время неторопливо.

Конечно, плох и слишком медленный темп, вызывающий нетерпение слушателей (время дорого!).

Логическая пауза и логическое ударение. Паузы, отделяющие фразу от фразы или речевое звено от звена, называются логическими паузами. Под речевыми звеньями понимают части фразы, имеющие некоторую самостоятельность, но не являющиеся завершенными по смыслу (слова, входящие в одно речевое звено, произносятся без пауз, как одно слово).

Логические паузы могут совпадать со знаками препинания — грамматическими паузами, но могут быть и там, где на письме таковых нет. Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза, или пауза для добора воздуха.

Различные знаки препинания требуют различной длительности пауз. Наибольшей длительностью отличается пауза, соответствующая точке в конце текста; точка требует более продолжительной паузы, чем двоеточие и точка с запятой; после запятой требуется короткая пауза, так как мысль не закончена.

Паузы, обусловленные чувством, настроением или намерением чтеца, называются психологическими. Среди них выделяют паузы припоминания, паузы умолчания, паузы напряжения. Паузы припоминания (подыскания нужного слова) придают исполнению импровизационный характер, однако злоупотребление ими создает впечатление нарочитости. Паузы умолчания, как правило, задаются автором в виде многоточия (иногда тире), и задача чтеца – насытить их психологическим содержанием. Паузы напряжения наиболее активны и содержательны: исполнитель делает остановку для того, чтобы последующим текстом удивить, поразить слушателей.

Психологическим паузам родственны паузы физиологические, которые диктуются не переживанием, а физическим состоянием говорящего: больной, пожилой или запыхавшийся человек иногда делает частые, нелогичные паузы, и исполнитель может имитировать затрудненную, прерывистую речь персонажа. В тексте такие паузы обычно отмечены многоточием.

При исполнении поэтического текста особое место занимает ритмическая или стиховая пауза, которая ставится в конце стихотворной строки, поэтому ее называют еще межстроковой паузой. Благодаря этой паузе поддерживается стихотворный ритм. Для того чтобы ритм стиха не пропадал и не искажался в чтении, отдельные строки стихотворения всегда отделяются.

Одного иногда поэт использует прием переноса паузы на последующую строчку для выделения слова, которое важно для понимания смысла стихотворения: … Тобой, одной тобой … Унынья моего Ни что не мучит, не тревожит….

Каждое речевое звено имеет свой организующий центр – одно из слов или словосочетаний, входящих в звено.

Логическое ударение – выделение слова из ряда других слов – падает на центр, т.е. наиболее важные по смыслу слова. Выделение слова достигается не только усилением звука, но и тональным повышением или понижением, а также подчеркнуто четким, замедленным произнесением.

Основные правила расстановки логических ударений.

1. Правило о новом понятии: если в тексте впервые называется предмет, лицо или явление, то слова, их обозначающие, выделяются логическим ударением (эти же слова при их повторении ударением уже не выделяются).

2. Правило о местоимении: следуя правилу о новом понятии, ударение почти никогда не падает на местоимение, так как оно обозначает уже названные лица или предметы.

3. Правило о противопоставлении. Если мысль автора построена на явном или скрытом противопоставлении одного лица, предмета или явления другому, то ударения получат именно те слова, которые обозначают эти противопоставляемые лица, предметы или явления.

4. Правило о сравнении: если мысль, выраженная во фразе, построена на сравнении, то логическим ударением выделяются слова, обозначающие сравниваемые предметы, действия или понятия. Обычно обозначение того, с чем сравнивается, выделяется более значительным ударением. Компоненты исполнительского анализа художественного произведения.

 

 

Видеоматериал по теме:

https://www.youtube.com/watch?v=adxZC7nh6aQ&ab_channel=%D0%9D%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%92%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: